Главная / Русский язык и литература / Урок развития речи в 5 классе "Письмо" (Баранов, Ладыженская)

Урок развития речи в 5 классе "Письмо" (Баранов, Ладыженская)

Урок-практикум по развитию речи

Тема: «Письмо» (V класс)

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш долгий век им нет цены.

Н.Кузовлёва.



Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Учебные задачи:

1.Развитие коммуникативных способностей учащихся.

2. Развитие навыков правильного оформления письма.

3.Умение выделять смысловые части письма.

4. Познакомить учащихся с видами писем.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Примечание:

За несколько дней до проведения урока по данной теме несколько наиболее ответственных учащихся получили задание приготовить сообщения (учитель подбирает материал) о появлении почтового ящика, об истории создания почтового конверта и о появлении почтового рожка – символа российской почты.

Оборудование:

Презентация материала, карточки-памятки, карточки-задания.



Ход урока.

I.Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель:

- Что такое эпистолярный жанр? (Жанр письма)

- Скажите, любите ли вы получать письма от родных? Читать их?

- Прочитайте эпиграф, записанный на доске. Как вы думаете, в наше время письма, написанные на бумаге и отправленные по почте приятнее получать, чем письма полученные посредством интернета или сообщения по мобильному телефону? (Да).

- И происходит это в силу того, что электронным сообщениям и мобильным звонкам не хватает душевности, теплоты. Когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким человеком.

- Скажите ребята, что нужно знать, чтобы правильно написать письмо и заполнить конверт? Всё ли вы знаете о письме? (запись темы на доске).

- Сегодня вы познакомитесь с разными видами писем, научитесь заполнять конверт, узнаете о правилах написания письма. У нас есть гости-экскурсоводы, которые расскажут нам о появлении почтового ящика, об истории создания почтового конверта и о появлении почтового рожка – символа российской почты.

2. Сообщения учащихся.

Почтовый ящик.

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.

В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.

В XVII веке в Австрии появился почтовый ящик более скромных размеров, который висел на плече почтальона. А в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик с изображением письма и почтового рожка.

Первый почтовый ящик в России появился в Санкт-Петербурге 1 декабря 1848 года. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова. Сделан он из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом.

Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись прямо к стенам домов. А в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей, которая открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась и до сегодняшних дней.

История создания почтового конверта.

В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне - господин Бревер – решил для привлечения внимания покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина привлекала внимание всего города. Днём и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте потребовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.

Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт».

Несмотря на значительные изменения формы и оформления конверта, суть его остаётся прежней – нести по почте вести людям.

История появления почтового рожка – символа российской почты.

В XVIXVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к селению, громко свистели.

Петр I решил сломать эту традицию. При нем для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок, а также использовался поддужный колокольчик.

В XIX веке рожок стал символом российской почты.

С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России.



Учитель:

- Спасибо ребятам. Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.

II. Объяснение нового материала.

Учитель:

- Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наше время они представляют большую ценность?

- Какие виды писем вам известны? Уточните свой ответ с помощью схемы.

ПИСЬМО

ДЕЛОВОЕ ЛИЧНОЕ

Письмо-поздравление Письмо-рассказ

Письмо-просьба

Благодарственное письмо



III. Словарный диктант-кроссворд.

Учитель:

- А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.

(Отгаданные слова записываем в тетради, выделяем орфограммы).

  1. Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.

  2. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

  3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

  4. Цифровое условное обозначение населенного пункта.

  5. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.


5 1













2









3
















4












Учитель:

- Слова из кроссворда вам хорошо известны. Давайте познакомимся еще с несколькими словами, связанными с эпистолярным жанром.



Эпистола – литературный жанр, послание в форме письма.

Адресат – тот, кому адресовано письмо.

Адресант – тот, кто пишет письмо.

Учитель:

- А без каких слов не может обойтись ни одно письмо?

(слова приветствия и прощания: «Здравствуйте!» - живите и будьте здоровы; «До свидания!» - до скорого свидания).

(Слова записываются на доске).



IV. Физкультминутка «Гимнастика для глаз» (проводится с использованием медиапроектора)



V. Работа в группах.

Учитель:

- А для чего мы пишем письма?

Запись в тетрадях:

Сообщить, оповестить;

Поздравить;

Извиниться;

Поделиться чувствами, впечатлениями;

Поблагодарить ит.д..

Учитель:

- Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы вы разделитесь на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки, правила заполнения конверта.



Задания для групп.

  1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова-подсказки

У меня к Вам (к тебе) большая просьба…

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…



  1. Напишите первой учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки

Поздравляю

Разрешите поздравить… от всей души…

Позвольте пожелать… от всего сердца…

Дорогая…

Уважаемая…

  1. Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова-подсказки

Сердечно…

От всего сердца…благодарю Вас (тебя) за то, что…

От всей души…

Я очень благодарен…

Большое (огромное) спасибо…

  1. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.

Слова-подсказки

Дорогой…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждём ответа…



АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте…

  1. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  2. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  3. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

ПОДПИСЬ ДАТА



ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ КОНВЕРТА

От кого Иванова И.И.

Откуда Самарская область,

г.о. Тольятти,

ул. Спортивная, д.5, кВ. 7

Индекс 664 932



Кому Сидорову А.П.

Куда г. Тюмень,

ул.Советская, д. 54, кв. 78

Индекс 612 205







VI. Отчет консультантов о проделанной работе. Чтение лучших работ.

Учитель:

- Ребята, я хочу познакомить вас с необычным письмом. Это письмо учительнице от бывшего ученика. (Михаил Танич, Ян Френкель «Анна Константиновна»). А необычно оно потому, что написано в стихотворной форме.

Анна Константиновна! Вам за давней давностью

И не вспомнить неслуха с челочкой торчком.

Шлю Вам запоздалое слово благодарности

За мои чернильные палочки с крючком.

Анна Константиновна! Если Вы позволите,

К Вам на арифметику в детство удеру –

Поучиться заново крестикам и ноликам,

Самой главной грамоте – правде и добру.

Анна Константиновна! А в конце послания

Вам желает радостей и хороших слов

Ваш не отличавшийся по чистописанию

С третьей парты – помните – Лёша Иванов.

(Михаил Танич, Ян Френкель «Анна Константиновна»).

Учитель:

- Понравилось ли вам это письмо? Скажите, к какому виду писем оно относится?

VII. Заключительная часть урока. (Рефлексия).

Учитель:

- Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. А что объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным).

- Ребята, на ваших столах лежат лепестки-листочки. Если вам всё понятно по теме «Письмо» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы – лепесток с вопросительным знаком.

(размещение на доске лепестков, построение цветка). Наш цветок готов.

VIII. Итоги урока (выставление оценок).

IX. Домашнее задание: подписать поздравительную открытку другу или маме.

Урок развития речи в 5 классе "Письмо" (Баранов, Ладыженская)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок-практикум по развитию речи по теме «Письмо» предназначен для учащихся 5 класса.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Учебные задачи:

1.Развитие коммуникативных способностей учащихся.

2. Развитие навыков правильного оформления письма.

3.Умение выделять смысловые части письма.

4. Познакомить учащихся с видами писем.

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

2.     Воспитывать любовь к родному языку.

 

Данный материал в форме электронного ресурса  может быть использован учителем на уроке, а также его можно рекомендовать учащимся для самостоятельного изучения материала, так как в презентации имеются ссылки на историю создания почтового ящика, конверта и символа российской почты – почтового рожка.

Автор Кузнецова Евгения Васильевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1168
Номер материала 13580
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓