Учитель: Ахтямова Гульназ Ханифовна.
Урок развития речи. Сочинение описание
картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» в 5 классе
Цель:
1.
Совершенствовать умение учащихся создавать
художественное описание произведения пейзажной живописи.
2.
Приобщать к русской культуре и воспитывать любовь к
родной природе и её духовному богатству.
3.
Развивать творческое воображение.
Оборудование:
1.
Презентация к уроку
2.
Карточки.
3.
Компьютер, проектор.
Ход урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем
говорить о самом, пожалуй, трогательном времени года – о весне – о времени
пробуждения природы, новых чувств, впечатлений. Творческих людей весна всегда
вдохновляла на создание красивых поэтических, художественных, музыкальных
произведений. И каждый видел, чувствовал и изображал это чудесное время года
по-своему. Вспомним стихотворения о весне.
Март
Ещё не наступило пробужденье
Природы, погружённой в полусон.
Но лес в дремотно-сладостном томленьи
Уже готов капели встретить звон.
Ещё в плену у льда томятся реки,
Но тонок, как стекло, и хрупок лёд.
Ещё улыбки солнечные редки,
Но всё синей и ярче небосвод.
Измято снеговое покрывало,
И лес стоит, по пояс обнажён.
И снег с цветными искрами опала
Местами серый стал, как халцедон.
Хрустальный блеск зима вернёт нескоро.
Забыто белой кисти волшебство.
Но это та потеря, за которой
Приходит новой жизни торжество.
(Н. Седова-Шмелёва)
Март на пятки наступает
Март на пятки наступает,
Прогоняя зиму прочь.
Днём снежок немножко тает.
Подмораживает ночь.
Ясным днём сосульки плачут –
Солнце плавит им бока,
Ночью тёмной слёзы прячут –
Предвесенняя тоска.
Ручейки повеселели,
Бодро, радостно журчат.
Ночью шепчут еле-еле
Или вовсе крепко спят.
Скоро с зимушкой прощаться –
Уж к концу идёт февраль.
Вам хочу, друзья, признаться:
Мне её немножко жаль!
(Н. Родивилина ■)
Бушует полая вода
И.А. Бунин
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом...
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут...
Что ярким солнечном теплом
По залу зайчики трепещут.
- Какой сейчас месяц?
Послушайте, что написал о марте писатель Николай
Сладков в рассказе «Март»
Голубой месяц март. Голубое небо, снега
голубые. На снегах тени - как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые
на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и
последние голубые сосульки. А на горизонте - синяя полоска далёкого леса. Весь
мир голубой!
В марте горят снега: всё усыпано солнечной
сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже
деревья загорают. Тонкие ветви берёз становятся бронзовыми, а заросли ольхи -
лиловыми.
Днём на солнце капель.
Ночью - звонкий мороз.
А на рассвете - морозный пар. Белые берёзы
в седой дымке. Как будто это пар от тёплого их дыхания, как будто берёзы дышат.
Март голубой на дворе - пора яркого солнца
и полосатых снегов; зиме конец, а весне - начало.
Так описывают весну, месяц март поэты и
писатели.
А сегодня на уроке мы увидим, как воспринял
и запечатлел весну талантливый художник.
- Сегодня мы займёмся подготовкой к
сочинению- описанию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
- Какое настроение передаёт картина?
(грусть, сердечность, теплота)
- Что вносит оживление в эту картину?
- Почему именно грачей изобразил художник?
Презентация
«Грачи» (подготовил учащийся)
Пословицы (подобранные учеником)
Грач на горе – весна на дворе.
Герасим-грачевник грачей пригнал
Увидел грача – весну встречай
Грач зиму расклевал
Если грачи сели в гнёзда, то через три
недели можно начинать сев
Если грачи прямо на гнёзда летят – дружная
весна.
- Выпишите две понравившиеся пословицы в тетрадь.
17 марта в русском крестьянском календаре
получило имя Герасима-Грачевника. Считалось, что именно с этого дня в родные
гнёзда начинают возвращаться грачи. Прилёт грачей - один из первых
предвестников наступающей весны.
Учитель о художнике
- Саврасов родился 24 мая 1830 года в
Москве в купеческой семье. В ранней юности у будущего художника обнаружились
незаурядные способности к живописи. Ещё мальчиком он делает десятки
акварельных пейзажей на продажу, которые охотно, хотя и по дешёвой цене,
разбирают торговцы.
В 1844 году вопреки желанию отца,
который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», Саврасов поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился 10 лет.
Саврасов был очень трудолюбивым
художником, и его жизнь складывалась довольно благополучно. К нему рано пришла
известность. Он написал много пейзажей, но всё таки Саврасова называют
художником одной картины, главной картины его жизни. Эта картина «Грачи
прилетели». Картина стала вершиной творчества художника и обессмертила его имя.
Иван Николаевич. Крамской писал: «У других художников тоже есть деревья, вода и
даже воздух, а душа есть только в «Грачах».
И сегодня мы с вами должны понять, что
имел в виду Крамской, говоря о душе картины.
История создания
картины «Грачи прилетели».
Однажды Саврасов решил поехать в
какую-нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Он быстро собрался,
отобрал масляные краски, приготовил этюдник и отправился в санях по почтовому
тракту.
Извозчик, тощий мужичок с редкой, похожей
на куриный пух бородой, поинтересовался:
- Что, барин, по служебной надобности
едешь? Или в гости, проведать кого?
- Я художник, - ответил Алексей
Кондратьевич, - еду писать картины…
- А что на них будет, на этих картинах –то?
- Да вот весну хочу показать: как снег
тает, как птицы гнёзда вьют, как небо становится будто синька…
- А для чего, барин? Это нам и так
известно. Привыкли… Хоть и весна, ну и что ж… Обычное дело. За весной – лето…
Ты лучше бы что-нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление
взяло… Что-нибудь такое необыкновенное… Вот тогда другой разговор…
Алексей Кондратьевич остановился в селе
Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Слышно, как
где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора прилетать. Уже прошёл день
Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.
Саврасов пришёл сюда, на окраину села
Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришёл и остался надолго.
-Что вы скажете о световой
гамме, является ли картина яркой, красочной?
( На картине изображена скромная русская
природа)
-Выделим главные детали картины (на
переднем плане):
Берёзы (старые, узловатые, белоствольные)
Грачи (-Какие глаголы передают действия грачей? Летают, кричат, вьют гнёзда,
ищут пищу, копошатся, суетятся.)
Снег( серый, рыхлый, грязный, тяжёлый)
Вода (талая, мутная, тёмная)
-Выделим главные детали на заднем плане:
Церковь (небольшая, сельская, старинная)
Поля (бескрайние, невспаханные, потемневшие)
Небо (невысокое, облачное, с голубыми просветами)
Работа над словарным запасом
Выполним следующее задание. Перед вами
таблица, состоящая из двух столбцов. В левом столбце записаны основные детали
картины, справа – слова, которые нужно соотнести с картиной Саврасова и
вычеркнуть лишнее слово.
Берёзы
|
Серые, молодые, искривлённые, узловатые,
, высокие; тонкие ветви тянуться к солнцу.
|
Грачи
|
Неугомонные, крупные, важные, драчливые,
крикливые, шумные, вьют, строят, суетятся, хлопочут, чирикают.
|
Снег
|
Тающий, грязный, рыхлый, серый,
переливается на солнце.
|
Вода
|
Чистая, талая, мутная, тёмная, как
зеркало.
|
Церковь
|
Сельская, небольшая, старинная,
обветшалая, златоглавая.
|
Небо
|
Облачное, бледно-голубое, весеннее,
ясное, пышные бело-розовые облака.
|
Поля
|
дальние, невспаханные, бескрайние,
потемневшие, весенние, озимые.
|
Работа в группах Методика «Джот Тотс «Мысли
на столе».
-Ваша задача: громко проговариваете
придуманное слово по данной теме, записываете его на листочках и кладёте в
центр стола лицевой стороной вверх. Каждый участник должен заполнить 4
листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
-Нужно перетасовать все листочки и на столе
оставить только девять. Придумать по 3 предложения со словами по диагонали,
вертикали, горизонтали.
Работа с карточками.
Работа над планом.
-Из каких частей должно состоять сочинение?
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1. Вступительная часть.
А.К. Саврасов – художник-пейзажист.
2. Основная часть. Описание картины:
а ) передний план;
б) задний план;
3. Какое настроение создает картина?
Моё отношение к картине.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.