Главная / Русский язык и литература / Урок развития речи в 5 классе. Сочинение описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Урок развития речи в 5 классе. Сочинение описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Учитель: Ахтямова Гульназ Ханифовна.


Урок развития речи. Сочинение описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» в 5 классе

Цель:

  1. Совершенствовать умение учащихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи.

  2. Приобщать к русской культуре и воспитывать любовь к родной природе и её духовному богатству.

  3. Развивать творческое воображение.

Оборудование:

  1. Презентация к уроку

  2. Карточки.

  3. Компьютер, проектор.


Ход урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о самом, пожалуй, трогательном времени года – о весне – о времени пробуждения природы, новых чувств, впечатлений. Творческих людей весна всегда вдохновляла на создание красивых поэтических, художественных, музыкальных произведений. И каждый видел, чувствовал и изображал это чудесное время года по-своему. Вспомним стихотворения о весне.

Март
Ещё не наступило пробужденье
Природы, погружённой в полусон.
Но лес в дремотно-сладостном томленьи
Уже готов капели встретить звон.

Ещё в плену у льда томятся реки,
Но тонок, как стекло, и хрупок лёд.
Ещё улыбки солнечные редки,
Но всё синей и ярче небосвод.

Измято снеговое покрывало,
И лес стоит, по пояс обнажён.
И снег с цветными искрами опала
Местами серый стал, как халцедон.

Хрустальный блеск зима вернёт нескоро.
Забыто белой кисти волшебство.
Но это та потеря, за которой
Приходит новой жизни торжество.

(Н. Седова-Шмелёва)


Март на пятки наступает

Март на пятки наступает,
Прогоняя зиму прочь.
Днём снежок немножко тает.
Подмораживает ночь.

Ясным днём сосульки плачут –
Солнце плавит им бока,
Ночью тёмной слёзы прячут –
Предвесенняя тоска.

Ручейки повеселели,
Бодро, радостно журчат.
Ночью шепчут еле-еле
Или вовсе крепко спят.

Скоро с зимушкой прощаться –
Уж к концу идёт февраль.
Вам хочу, друзья, признаться:
Мне её немножко жаль!

(Н. Родивилина )



Бушует полая вода

И.А. Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом...
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут...
Что ярким солнечном теплом
По залу зайчики трепещут.


 

- Какой сейчас месяц?

Послушайте, что написал о марте писатель Николай Сладков в рассказе «Март»


Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени - как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте - синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой!

В марте горят снега: всё усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берёз становятся бронзовыми, а заросли ольхи - лиловыми.

Днём на солнце капель.

Ночью - звонкий мороз.

А на рассвете - морозный пар. Белые берёзы в седой дымке. Как будто это пар от тёплого их дыхания, как будто берёзы дышат.

Март голубой на дворе - пора яркого солнца и полосатых снегов; зиме конец, а весне - начало.


Так описывают весну, месяц март поэты и писатели.

А сегодня на уроке мы увидим, как воспринял и запечатлел весну талантливый художник.

- Сегодня мы займёмся подготовкой к сочинению- описанию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

- Какое настроение передаёт картина?

(грусть, сердечность, теплота)

- Что вносит оживление в эту картину?

- Почему именно грачей изобразил художник?

Презентация «Грачи» (подготовил учащийся)

Пословицы (подобранные учеником)

Грач на горе – весна на дворе.

Герасим-грачевник грачей пригнал

Увидел грача – весну встречай

Грач зиму расклевал

Если грачи сели в гнёзда, то через три недели можно начинать сев

Если грачи прямо на гнёзда летят – дружная весна.

- Выпишите две понравившиеся пословицы в тетрадь.

17 марта в русском крестьянском календаре получило имя Герасима-Грачевника. Считалось, что именно с этого дня в родные гнёзда начинают возвращаться грачи. Прилёт грачей - один из первых предвестников наступающей весны.


Учитель о художнике

- Саврасов родился 24 мая 1830 года в Москве в купеческой семье. В ранней юности у будущего художника обнаружились незаурядные способности к живописи. Ещё мальчиком он делает десятки акварельных пейзажей на продажу, которые охотно, хотя и по дешёвой цене, разбирают торговцы.

В 1844 году вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», Саврасов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился 10 лет.

Саврасов был очень трудолюбивым художником, и его жизнь складывалась довольно благополучно. К нему рано пришла известность. Он написал много пейзажей, но всё таки Саврасова называют художником одной картины, главной картины его жизни. Эта картина «Грачи прилетели». Картина стала вершиной творчества художника и обессмертила его имя. Иван Николаевич. Крамской писал: «У других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

И сегодня мы с вами должны понять, что имел в виду Крамской, говоря о душе картины.

История создания картины «Грачи прилетели».

Однажды Саврасов решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Он быстро собрался, отобрал масляные краски, приготовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.

Извозчик, тощий мужичок с редкой, похожей на куриный пух бородой, поинтересовался:

- Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?

- Я художник, - ответил Алексей Кондратьевич, - еду писать картины…

- А что на них будет, на этих картинах –то?

- Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы гнёзда вьют, как небо становится будто синька…

- А для чего, барин? Это нам и так известно. Привыкли… Хоть и весна, ну и что ж… Обычное дело. За весной – лето… Ты лучше бы что-нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло… Что-нибудь такое необыкновенное… Вот тогда другой разговор…

Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора прилетать. Уже прошёл день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.

Саврасов пришёл сюда, на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришёл и остался надолго.


-Что вы скажете о световой гамме, является ли картина яркой, красочной?

( На картине изображена скромная русская природа)

-Выделим главные детали картины (на переднем плане):

Берёзы (старые, узловатые, белоствольные)

Грачи (-Какие глаголы передают действия грачей? Летают, кричат, вьют гнёзда, ищут пищу, копошатся, суетятся.)

Снег( серый, рыхлый, грязный, тяжёлый)

Вода (талая, мутная, тёмная)


-Выделим главные детали на заднем плане:

Церковь (небольшая, сельская, старинная)

Поля (бескрайние, невспаханные, потемневшие)

Небо (невысокое, облачное, с голубыми просветами)


Работа над словарным запасом

Выполним следующее задание. Перед вами таблица, состоящая из двух столбцов. В левом столбце записаны основные детали картины, справа – слова, которые нужно соотнести с картиной Саврасова и вычеркнуть лишнее слово.



Берёзы

Серые, молодые, искривлённые, узловатые, , высокие; тонкие ветви тянуться к солнцу.

Грачи

Неугомонные, крупные, важные, драчливые, крикливые, шумные, вьют, строят, суетятся, хлопочут, чирикают.

Снег

Тающий, грязный, рыхлый, серый, переливается на солнце.

Вода

Чистая, талая, мутная, тёмная, как зеркало.

Церковь

Сельская, небольшая, старинная, обветшалая, златоглавая.

Небо

Облачное, бледно-голубое, весеннее, ясное, пышные бело-розовые облака.

Поля

дальние, невспаханные, бескрайние, потемневшие, весенние, озимые.


Работа в группах Методика «Джот Тотс «Мысли на столе».

-Ваша задача: громко проговариваете придуманное слово по данной теме, записываете его на листочках и кладёте в центр стола лицевой стороной вверх. Каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

-Нужно перетасовать все листочки и на столе оставить только девять. Придумать по 3 предложения со словами по диагонали, вертикали, горизонтали.


Работа с карточками.

Работа над планом.

-Из каких частей должно состоять сочинение?

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1. Вступительная часть.

А.К. Саврасов – художник-пейзажист.

2. Основная часть. Описание картины:

а ) передний план;

б) задний план;

3. Какое настроение создает картина?

Моё отношение к картине.





Урок развития речи в 5 классе. Сочинение описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю вниманию коллег разработку урока развития речи по русскому языку в 5 классе. Данный урок направлен на совершенствование умения создавать художественное описание произведения пейзажной живописи. Урок содержит презентацию.

Цель:

Приобщать к русской культуре и воспитывать любовь к родной природе и её духовному богатству.

Развивать творческое воображение.

Оборудование:

1.      Презентация к уроку

2.      Карточки.

3.      Компьютер, проектор.

 

Автор Ахтямова Гульназ Ханифовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 858
Номер материала 35485
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓