- 04.10.2020
- 1951
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок развития речи в 4 классе.
Тема: Конструирование текста путем распространения предложений. Весна.
Цель: развитие устной и письменной речи, расширение тематического словаря учащихся по теме «Весна». Развитие умения конструировать текст путем распространения предложений. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Картины с изображением весеннего леса.
Ход урока:
1.Постановка цели урока.
У. – Ребята, сегодня у нас урок развития речи. О чем мы будем говорить на нем, вы можете сказать сами, если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Д. – Это бывает весной.
У. – Правильно. Это бывает весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Сегодня мы будем говорить о весне, об ее особенностях, развивать устную и письменную речь.
2.Вступительная беседа. Расширение тематического словаря учащихся.
У. – Поднимите руку, кому из вас нравится весна. Чем она вам нравится?
Д. – Мне нравится весна, потому что стало тепло.
- Мне нравится весна, потому что все кругом зеленеет.
- Мне нравится весна, потому что стали длиннее дни и можно подольше погулять на улице.
У. – Назовите весенние месяцы. (Дети называют весенние месяцы)
У. – Писатель М. М. Пришвин дал очень точное определение каждому весеннему месяцу. Как он назвал март? Почему?
Д. – Март он назвал весной света, потому что в марте ярче светит солнце и день становится длиннее.
У. –Как он назвал апрель и почему?
Д. – Апрель он назвал весной воды, потому что в апреле тает снег и много воды.
У. – А как он назвал май и почему?
Д. – Май он назвал весной зеленой травы, потому что в мае все зеленеет.
У. – Три долга у весны, три завета.
Первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется.
Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель ее из ручьев живой водой отпаивает.
Третий долг – теплую землю в зелень убрать. Это достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.
- Какие пословицы о весне вы знаете?
Д. – Апрель с водою – май с травою.
- Вода на лугу – сено в стогу.
- Солнце – отец, вода – мать урожая.
- Один цветок весны не приносит.
- В апреле земля преет.
- Увидел грача – весну встречай.
- Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.
- Весна зиму прогоняет, лето встречает.
У. Как же мы узнаем весну? У каждого времени года есть свои приметы. А какие приметы у весны? Многие писатели и поэты описывали весенние приметы в своих произведениях. Давайте послушаем несколько стихотворений.
Стих. А. Плещеева «Уж тает снег» читает ученик.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
У. – О каких приметах весны говорится в стихотворении?
Д. – Тает снег, бегут ручьи.
- Солнцуе стало теплее и ярче.
- Небо стало чистое.
- Скоро лес оденется листвою.
У. – Все изменилось с приходом весны. Скажите, какое весной небо?
Д. – Небо весной голубое, высокое, светлое, лазурное.
У. – А какое солнце весной?
Д – Солнце яркое, лучистое, доброе, приветливое, ласковое.
У. – А что можно сказать о весеннем ветре?
Д. – Весенний ветер теплый, свежий, ласковый.
У. – Что вы можете сказать о весеннем воздухе?
Д. – Воздух свежий, прозрачный, теплый.
У. – А как вы думаете, чем пахнет весна?
Д. – Весна пахнет оттаявшей землей, молодой травкой, зелеными листьями.
У. – Как можно назвать весеннюю травку?
Д. – Весенняя травка нежная, молодая, зеленая, свежая, сочная.
У. – А что можно сказать о весенних листьях? Какие они?
Д. – Весенние листья молодые, нежно-зеленые, сочные, клейкие, душистые, пахучие.
У. – Какие звуки сообщают нам о весне?
Д. – О весне нам сообщает капель, звон ручьев, пение птиц.
У. – Давайте послушаем стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды» (читает ученик)
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед.»
Весна идет, весна идет –
И тихих теплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
У. – Какая главная примета весны описана в этом стихотворении?
Д. – В этом стихотворении главная примета – ручьи.
У. – Что можно сказать о ручьях? Какие они?
Д. – Ручьи звонкие, веселые, говорливые, шумные.
У. – А кто приносит нам весну?
Д.- Весну нам приносят птицы.
У. – Какие птицы прилетают к нам первыми?
Д. – В середине марта прилетают грачи, за ними скворцы, жаворонки, ласточки и другие птицы.
У. – Давайте послушаем стихотворение В. Жуковского «Жаворонок» (читает ученик»
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
-Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
У. – Каким показан в стихотворении лес?
Д. – Лес темный.
У. – Почему он темный?
Д. – Потому что еще нет листьев на деревьях, только чернеют стволы и ветви.
У. – Что еще говорится лесе?
Д. – Он зардел.
У. – Что это значит?
Д. – Солнышко освещает лес, и он как ба зарумянился, покраснел.
У. – Что в стихотворении говорится о жаворонке? Как поэт его называет?
Д. – Поэт называет его звонким, потому что он поет голосисто.
У. – Почему песню жаворонка поэт называет ранней?
Д. – Потому что жаворонок очень рано поет, взлетев высоко в небо.
У. – Как вы поняли, приметы весны мы можем не только видеть, но и слышать? Слышим звук капели, журчание ручьев, пение птиц.
Но разве летом птицы не поют, ручьи не журчат? Почему же мы связываем эти звуки с приходом весны?
Д. – Потому что этих звуков не было всю зиму. ПРиродва спала, а тут проснулась. Эти звуки стали заметнее после долгого перерыва.
У. – Вестниками весны являются не только птицы. Акто еще является вестником весны?
Д. Вестниками весны являются бабочки, пчелы и другие насекомые.
У. – А еще каких вестников весны мы знаем?
Д. – Вестниками весны являются первые весенние цветы.
У. – назовите знакомые вам первые весенние цветы.
Д. – Первые весенние цветы: подснежник, мать-и-мачеха, медоносы, медуница, ветреница, одуванчик, лютик.
У. – А теперь послушайте, как описывает весну в лесу Д . П. Зуев ( читает учитель)
Лес в тающем снегу. По бугоркам на первых проталинах обнажилась земля, черные воронки зияют у корней деревьев. На солнце лужица ясней стекла. Сосны и березы загляделись в сияющие струи прозрачной, как слеза, мартовской воды-снежницы.
Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное свое берет.
Сбрасывают колпачки с белых барашков ивы. Ольхи покрылись красно-коричневыми сережками. Надуваются, разбухают почки осин. Первенцы весны – ранние медоносы готовятся к цвету.
Робко выглядывает юная весна из лесных кулис, пугают ее залежи сугробов в чащах и пасмурных потемках ельника. А снег-недотрога захоронился в тень мохнатых лап и играет в прятки с солнышком. А снег-недотрога захоронился в тень мохнатых лап и играет в прятки с солнышком. Но что устоит перед дыханьем и первой встречей весны.
Бирюзой весеннего неба сквозит лес. Чистым серебром светятся ивовые кусты. Благоухает воздух пробуждающегося леса.
У. – О какой поре весны рассказывается в тексте?
Д. – В тексте рассказывается о ранней весне в лесу.
3. Конструирование текста.
У. – Прочитайте текст, записанный на доске.
В весеннем лесу.
Скоро лес оденется листвой. Из земли пойдут стебельки травки. На полянах появятся подснежники. На опушке леса зацветет черемуха. Проснется от сна березка. На ней появятся листочки. Они потянутся к солнцу.
У. – Какой это текст?
Д. – Это текст-повествование.
У. – О чем в нем рассказывается
Д. – В нем рассказывается о том, каким скоро будет лес.
У. – Представьте себя писателями и запишите этот текст в тетради, обогатив его красивыми словами, оживив его. Для этого вы можете использовать слова-прилагательные, записанные на доске.( открывается доска с записанными а ней опорными словами)
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Анализ работ. Несколько учеников читают свои тексты)
-Красивый ли получился текст? Удачно ли подобраны прилагательные?
-Какие заметили недостатки?
6. Итог урока.
У. – Чем мы занимались сегодня на уроке?
Д. – Мы говорили о весне, учились писать текст, обогащая его красивыми словами.
У. – В тексте, который вы писали говорится о том, каким скоро будет лес. Мы все любим бывать в лесу. Но бывая в лесу, нельзя забывать о правилах поведения. Давайте их вспомним.(Дети вспоминают правила поведения в лесу)
У. – Природа – великий мастер. Вечный мастер жизни. Всю ту красоту, которую мы видим в лесу, в поле, на лугу, сотворила Природа. Но человек не должен забывать о том, что и он сам – творение Природы и не может жить вне ее. Поэтому все, что нам дала в наследство природа, он должен беречь и умножать.
Учитель читает стих. С. С. Смирнова:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Урок закончен. Учитель благодарит всех учащихся за работу.
6 655 208 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Косова Антонина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.