Главная / Начальные классы / Урок развития речи в 4 классе. Весна

Урок развития речи в 4 классе. Весна

Урок развития речи в 4 классе.

Тема: Конструирование текста путем распространения предложений. Весна.

Цель: развитие устной и письменной речи, расширение тематического словаря учащихся по теме «Весна». Развитие умения конструировать текст путем распространения предложений. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Картины с изображением весеннего леса.

Ход урока:

1.Постановка цели урока.

У. – Ребята, сегодня у нас урок развития речи. О чем мы будем говорить на нем, вы можете сказать сами, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.
Когда это бывает?

Д. – Это бывает весной.

У. – Правильно. Это бывает весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Сегодня мы будем говорить о весне, об ее особенностях, развивать устную и письменную речь.

2.Вступительная беседа. Расширение тематического словаря учащихся.

У. – Поднимите руку, кому из вас нравится весна. Чем она вам нравится?

Д. – Мне нравится весна, потому что стало тепло.

- Мне нравится весна, потому что все кругом зеленеет.

- Мне нравится весна, потому что стали длиннее дни и можно подольше погулять на улице.

У. – Назовите весенние месяцы. (Дети называют весенние месяцы)

У. – Писатель М. М. Пришвин дал очень точное определение каждому весеннему месяцу. Как он назвал март? Почему?

Д. – Март он назвал весной света, потому что в марте ярче светит солнце и день становится длиннее.

У. –Как он назвал апрель и почему?

Д. – Апрель он назвал весной воды, потому что в апреле тает снег и много воды.

У. – А как он назвал май и почему?

Д. – Май он назвал весной зеленой травы, потому что в мае все зеленеет.

У. – Три долга у весны, три завета.

Первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется.

Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель ее из ручьев живой водой отпаивает.

Третий долг – теплую землю в зелень убрать. Это достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.

- Какие пословицы о весне вы знаете?

Д. – Апрель с водою – май с травою.

- Вода на лугу – сено в стогу.

- Солнце – отец, вода – мать урожая.

- Один цветок весны не приносит.

- В апреле земля преет.

- Увидел грача – весну встречай.

- Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.

- Весна зиму прогоняет, лето встречает.

У. Как же мы узнаем весну? У каждого времени года есть свои приметы. А какие приметы у весны? Многие писатели и поэты описывали весенние приметы в своих произведениях. Давайте послушаем несколько стихотворений.

Стих. А. Плещеева «Уж тает снег» читает ученик.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

У. – О каких приметах весны говорится в стихотворении?

Д. – Тает снег, бегут ручьи.

- Солнцуе стало теплее и ярче.

- Небо стало чистое.

- Скоро лес оденется листвою.

У. – Все изменилось с приходом весны. Скажите, какое весной небо?

Д. – Небо весной голубое, высокое, светлое, лазурное.

У. – А какое солнце весной?

Д – Солнце яркое, лучистое, доброе, приветливое, ласковое.

У. – А что можно сказать о весеннем ветре?

Д. – Весенний ветер теплый, свежий, ласковый.

У. – Что вы можете сказать о весеннем воздухе?

Д. – Воздух свежий, прозрачный, теплый.

У. – А как вы думаете, чем пахнет весна?

Д. – Весна пахнет оттаявшей землей, молодой травкой, зелеными листьями.

У. – Как можно назвать весеннюю травку?

Д. – Весенняя травка нежная, молодая, зеленая, свежая, сочная.

У. – А что можно сказать о весенних листьях? Какие они?

Д. – Весенние листья молодые, нежно-зеленые, сочные, клейкие, душистые, пахучие.

У. – Какие звуки сообщают нам о весне?

Д. – О весне нам сообщает капель, звон ручьев, пение птиц.

У. – Давайте послушаем стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды» (читает ученик)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет! Весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед.»

Весна идет, весна идет –

И тихих теплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

У. – Какая главная примета весны описана в этом стихотворении?

Д. – В этом стихотворении главная примета – ручьи.

У. – Что можно сказать о ручьях? Какие они?

Д. – Ручьи звонкие, веселые, говорливые, шумные.

У. – А кто приносит нам весну?

Д.- Весну нам приносят птицы.

У. – Какие птицы прилетают к нам первыми?

Д. – В середине марта прилетают грачи, за ними скворцы, жаворонки, ласточки и другие птицы.

У. – Давайте послушаем стихотворение В. Жуковского «Жаворонок» (читает ученик»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

-Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

У. – Каким показан в стихотворении лес?

Д. – Лес темный.

У. – Почему он темный?

Д. – Потому что еще нет листьев на деревьях, только чернеют стволы и ветви.

У. – Что еще говорится лесе?

Д. – Он зардел.

У. – Что это значит?

Д. – Солнышко освещает лес, и он как ба зарумянился, покраснел.

У. – Что в стихотворении говорится о жаворонке? Как поэт его называет?

Д. – Поэт называет его звонким, потому что он поет голосисто.

У. – Почему песню жаворонка поэт называет ранней?

Д. – Потому что жаворонок очень рано поет, взлетев высоко в небо.

У. – Как вы поняли, приметы весны мы можем не только видеть, но и слышать? Слышим звук капели, журчание ручьев, пение птиц.

Но разве летом птицы не поют, ручьи не журчат? Почему же мы связываем эти звуки с приходом весны?

Д. – Потому что этих звуков не было всю зиму. ПРиродва спала, а тут проснулась. Эти звуки стали заметнее после долгого перерыва.

У. – Вестниками весны являются не только птицы. Акто еще является вестником весны?

Д. Вестниками весны являются бабочки, пчелы и другие насекомые.

У. – А еще каких вестников весны мы знаем?

Д. – Вестниками весны являются первые весенние цветы.

У. – назовите знакомые вам первые весенние цветы.

Д. – Первые весенние цветы: подснежник, мать-и-мачеха, медоносы, медуница, ветреница, одуванчик, лютик.

У. – А теперь послушайте, как описывает весну в лесу Д . П. Зуев ( читает учитель)

Лес в тающем снегу. По бугоркам на первых проталинах обнажилась земля, черные воронки зияют у корней деревьев. На солнце лужица ясней стекла. Сосны и березы загляделись в сияющие струи прозрачной, как слеза, мартовской воды-снежницы.

Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное свое берет.

Сбрасывают колпачки с белых барашков ивы. Ольхи покрылись красно-коричневыми сережками. Надуваются, разбухают почки осин. Первенцы весны – ранние медоносы готовятся к цвету.

Робко выглядывает юная весна из лесных кулис, пугают ее залежи сугробов в чащах и пасмурных потемках ельника. А снег-недотрога захоронился в тень мохнатых лап и играет в прятки с солнышком. А снег-недотрога захоронился в тень мохнатых лап и играет в прятки с солнышком. Но что устоит перед дыханьем и первой встречей весны.

Бирюзой весеннего неба сквозит лес. Чистым серебром светятся ивовые кусты. Благоухает воздух пробуждающегося леса.

У. – О какой поре весны рассказывается в тексте?

Д. – В тексте рассказывается о ранней весне в лесу.

3. Конструирование текста.

У. – Прочитайте текст, записанный на доске.

В весеннем лесу.

Скоро лес оденется листвой. Из земли пойдут стебельки травки. На полянах появятся подснежники. На опушке леса зацветет черемуха. Проснется от сна березка. На ней появятся листочки. Они потянутся к солнцу.

У. – Какой это текст?

Д. – Это текст-повествование.

У. – О чем в нем рассказывается

Д. – В нем рассказывается о том, каким скоро будет лес.

У. – Представьте себя писателями и запишите этот текст в тетради, обогатив его красивыми словами, оживив его. Для этого вы можете использовать слова-прилагательные, записанные на доске.( открывается доска с записанными а ней опорными словами)

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Анализ работ. Несколько учеников читают свои тексты)

-Красивый ли получился текст? Удачно ли подобраны прилагательные?

-Какие заметили недостатки?

6. Итог урока.

У. – Чем мы занимались сегодня на уроке?

Д. – Мы говорили о весне, учились писать текст, обогащая его красивыми словами.

У. – В тексте, который вы писали говорится о том, каким скоро будет лес. Мы все любим бывать в лесу. Но бывая в лесу, нельзя забывать о правилах поведения. Давайте их вспомним.(Дети вспоминают правила поведения в лесу)

У. – Природа – великий мастер. Вечный мастер жизни. Всю ту красоту, которую мы видим в лесу, в поле, на лугу, сотворила Природа. Но человек не должен забывать о том, что и он сам – творение Природы и не может жить вне ее. Поэтому все, что нам дала в наследство природа, он должен беречь и умножать.

Учитель читает стих. С. С. Смирнова:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Урок закончен. Учитель благодарит всех учащихся за работу.









Урок развития речи в 4 классе. Весна
  • Начальные классы
Описание:

Урок развития речи в 4 классе.

Тема:  Конструирование текста путем распространения предложений. Весна.

Цель: развитие устной и письменной речи, расширение тематического словаря учащихся по теме «Весна». Развитие умения конструировать текст путем распространения предложений. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Картины с изображением весеннего леса.

Ход урока:

1.Постановка цели урока.

У. – Ребята, сегодня у нас урок развития речи. О чем мы будем говорить на нем, вы можете сказать сами, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.
Когда это бывает?

Д. – Это бывает весной.

У. – Правильно. Это бывает весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Сегодня мы будем говорить о весне, об ее особенностях, развивать устную и письменную речь.

2.Вступительная беседа. Расширение тематического словаря учащихся.

У. – Поднимите руку, кому из вас нравится весна. Чем она вам нравится?

Д. – Мне нравится весна, потому что стало тепло.

      - Мне нравится весна, потому что все кругом зеленеет.

      - Мне нравится весна, потому что стали длиннее дни и можно подольше погулять на улице.

У. – Назовите весенние месяцы. (Дети называют весенние месяцы)

У. – Писатель М. М. Пришвин дал очень точное определение каждому весеннему месяцу. Как он назвал март? Почему?

  Д. – Март он назвал весной света, потому что в марте ярче светит солнце и день становится длиннее.

У. –Как он назвал апрель и почему?

Д. – Апрель он назвал весной воды, потому что в апреле тает снег и много воды.

У. – А как он назвал май и почему?

Д. – Май он назвал весной зеленой травы, потому что в мае все зеленеет.

У. – Три долга у весны, три завета.

Первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется.

Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель ее из ручьев живой водой отпаивает.

Третий долг – теплую землю в зелень убрать. Это достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.

- Какие пословицы о весне вы знаете?

Д. – Апрель с водою – май с травою.

     - Вода на лугу – сено в стогу.

      - Солнце – отец, вода – мать урожая.

      - Один цветок весны не приносит.

       - В апреле земля преет.

       - Увидел грача – весну встречай.

       - Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.

        - Весна зиму прогоняет, лето встречает.

У. Как же мы узнаем весну? У каждого времени года есть свои приметы. А какие приметы у весны? Многие писатели и поэты описывали весенние приметы в своих произведениях. Давайте послушаем несколько стихотворений.

Стих. А. Плещеева «Уж тает снег» читает ученик.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

У. – О каких приметах весны говорится в стихотворении?

Д. – Тает снег, бегут ручьи.

     - Солнцуе стало теплее и ярче.

      - Небо стало чистое.

     - Скоро лес оденется листвою.

 У. – Все изменилось с приходом весны. Скажите, какое весной небо?

Д. – Небо весной голубое, высокое, светлое, лазурное.

У. – А какое солнце весной?

Д – Солнце яркое, лучистое, доброе, приветливое, ласковое.

У. – А что можно сказать о весеннем ветре?

Д. – Весенний ветер теплый, свежий, ласковый.

У. – Что вы можете сказать о весеннем  воздухе?

Д. – Воздух свежий, прозрачный, теплый.   

У. – А как вы думаете, чем пахнет весна?

Д. – Весна пахнет оттаявшей землей, молодой травкой, зелеными листьями.

У. – Как можно назвать весеннюю травку?

Д. – Весенняя травка нежная, молодая, зеленая, свежая, сочная.

У. – А что можно сказать о весенних листьях? Какие они?

Д. – Весенние листья молодые, нежно-зеленые, сочные, клейкие, душистые, пахучие.

У. – Какие звуки сообщают нам о весне?

Д. – О весне нам сообщает капель, звон ручьев, пение птиц.

У. – Давайте послушаем  стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды» (читает ученик)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

    Они гласят во все концы:

   «Весна идет! Весна идет!

    Мы молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперед.»

Весна идет, весна идет –

И тихих теплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

У. – Какая главная примета весны описана в этом стихотворении?

Д. – В этом стихотворении главная примета – ручьи.

У. – Что можно сказать о ручьях? Какие они?

Д. – Ручьи звонкие, веселые, говорливые, шумные.

У. – А кто приносит нам весну?

Д.-  Весну нам приносят птицы.

У. – Какие птицы прилетают к нам первыми?

Д. – В середине марта прилетают грачи, за ними скворцы, жаворонки, ласточки и другие птицы.

У. – Давайте послушаем стихотворение В. Жуковского «Жаворонок» (читает ученик»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

    Он голосисто с вышины

    Поет, на солнышке сверкая:

    -Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

У. – Каким показан в стихотворении лес?

Д. – Лес темный.

У. – Почему он темный?

Д. – Потому что еще нет листьев на деревьях, только чернеют стволы и ветви.

У. – Что еще говорится лесе?

Д. – Он зардел.

У. – Что это значит?

Д. – Солнышко освещает лес, и он как ба зарумянился, покраснел.

 У. – Что в стихотворении говорится о жаворонке? Как поэт его называет?

Д. – Поэт называет его звонким, потому что он поет голосисто.

У. – Почему песню жаворонка поэт называет ранней?

Д. – Потому что жаворонок очень рано поет, взлетев высоко в небо.

У. – Как вы поняли,  приметы весны мы можем не только видеть, но и слышать? Слышим звук капели, журчание ручьев, пение птиц.

Но разве летом птицы не поют, ручьи не журчат? Почему же мы связываем эти звуки с приходом весны?

Д. – Потому что этих звуков не было всю зиму. ПРиродва спала, а тут проснулась. Эти звуки стали заметнее после долгого перерыва.

У. – Вестниками весны являются не только птицы. Акто еще является вестником весны?

Д. Вестниками весны являются бабочки, пчелы и другие насекомые.

У. – А еще каких вестников весны мы знаем?

Д. – Вестниками весны являются первые весенние цветы.

У. – назовите знакомые вам первые весенние цветы.

Д. – Первые весенние цветы: подснежник, мать-и-мачеха, медоносы, медуница, ветреница, одуванчик, лютик.

У. – А теперь послушайте, как описывает весну в лесу Д . П. Зуев ( читает учитель)

    Лес в тающем снегу. По бугоркам на первых проталинах обнажилась земля, черные воронки зияют у корней деревьев. На солнце лужица ясней стекла. Сосны и березы загляделись в сияющие струи прозрачной, как слеза, мартовской воды-снежницы.

    Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное свое берет.

    Сбрасывают колпачки с белых барашков ивы. Ольхи покрылись красно-коричневыми сережками. Надуваются, разбухают почки осин.  Первенцы весны – ранние медоносы готовятся к цвету.

    Робко выглядывает юная весна из лесных кулис, пугают ее залежи сугробов в чащах и пасмурных потемках ельника. А снег-недотрога захоронился в тень мохнатых лап и играет в прятки с солнышком. А снег-недотрога захоронился в тень мохнатых лап и играет в прятки с солнышком. Но что устоит перед дыханьем и первой встречей весны.

    Бирюзой весеннего неба сквозит лес. Чистым серебром светятся ивовые кусты. Благоухает воздух пробуждающегося леса.

У. – О какой поре весны рассказывается в тексте?

Д. – В тексте рассказывается о ранней весне в лесу.

3. Конструирование текста.

У. – Прочитайте текст, записанный на доске.

В весеннем лесу.

    Скоро лес оденется листвой. Из земли пойдут стебельки травки. На полянах появятся подснежники. На опушке леса зацветет черемуха. Проснется от сна березка. На ней появятся листочки. Они потянутся к солнцу.

У. – Какой это текст?

Д. – Это текст-повествование.

У. – О чем в нем рассказывается

Д. – В нем рассказывается о том, каким скоро будет лес.

У. – Представьте себя писателями и запишите этот текст в тетради, обогатив его красивыми словами, оживив его. Для этого вы можете использовать слова-прилагательные, записанные на доске.( открывается доска с записанными а ней  опорными словами)

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Анализ работ. Несколько учеников читают свои тексты)

-Красивый ли получился текст? Удачно ли подобраны прилагательные?

-Какие заметили недостатки?

6. Итог урока.

 У. – Чем мы занимались сегодня на уроке?

Д. – Мы говорили о весне, учились писать текст, обогащая его красивыми словами.

У. – В тексте, который вы писали говорится о том, каким скоро будет лес. Мы все любим  бывать в лесу. Но бывая в лесу, нельзя забывать о правилах поведения. Давайте их вспомним.(Дети вспоминают правила поведения в лесу)

У. – Природа – великий мастер. Вечный мастер жизни. Всю ту красоту, которую мы видим в лесу, в поле, на лугу, сотворила Природа. Но человек не должен забывать о том, что и он сам – творение Природы и не может жить вне ее. Поэтому все, что нам дала в наследство природа, он должен беречь и умножать.

Учитель читает стих. С. С. Смирнова:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Урок закончен. Учитель благодарит всех учащихся за работу.

 

 

Автор Косова Антонина Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 721
Номер материала 48644
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓