Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок развития речи в 4 классе. Весна

Урок развития речи в 4 классе. Весна

Скачать материал

Урок развития речи в 4 классе.

Тема:  Конструирование текста путем распространения предложений. Весна.

Цель: развитие устной и письменной речи, расширение тематического словаря учащихся по теме «Весна». Развитие умения конструировать текст путем распространения предложений. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Картины с изображением весеннего леса.

Ход урока:

1.Постановка цели урока.

У. – Ребята, сегодня у нас урок развития речи. О чем мы будем говорить на нем, вы можете сказать сами, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.
Когда это бывает?

Д. – Это бывает весной.

У. – Правильно. Это бывает весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Сегодня мы будем говорить о весне, об ее особенностях, развивать устную и письменную речь.

2.Вступительная беседа. Расширение тематического словаря учащихся.

У. – Поднимите руку, кому из вас нравится весна. Чем она вам нравится?

Д. – Мне нравится весна, потому что стало тепло.

      - Мне нравится весна, потому что все кругом зеленеет.

      - Мне нравится весна, потому что стали длиннее дни и можно подольше погулять на улице.

У. – Назовите весенние месяцы. (Дети называют весенние месяцы)

У. – Писатель М. М. Пришвин дал очень точное определение каждому весеннему месяцу. Как он назвал март? Почему?

  Д. – Март он назвал весной света, потому что в марте ярче светит солнце и день становится длиннее.

У. –Как он назвал апрель и почему?

Д. – Апрель он назвал весной воды, потому что в апреле тает снег и много воды.

У. – А как он назвал май и почему?

Д. – Май он назвал весной зеленой травы, потому что в мае все зеленеет.

У. – Три долга у весны, три завета.

Первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется.

Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель ее из ручьев живой водой отпаивает.

Третий долг – теплую землю в зелень убрать. Это достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.

- Какие пословицы о весне вы знаете?

Д. – Апрель с водою – май с травою.

     - Вода на лугу – сено в стогу.

      - Солнце – отец, вода – мать урожая.

      - Один цветок весны не приносит.

       - В апреле земля преет.

       - Увидел грача – весну встречай.

       - Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.

        - Весна зиму прогоняет, лето встречает.

У. Как же мы узнаем весну? У каждого времени года есть свои приметы. А какие приметы у весны? Многие писатели и поэты описывали весенние приметы в своих произведениях. Давайте послушаем несколько стихотворений.

Стих. А. Плещеева «Уж тает снег» читает ученик.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

У. – О каких приметах весны говорится в стихотворении?

Д. – Тает снег, бегут ручьи.

     - Солнцуе стало теплее и ярче.

      - Небо стало чистое.

     - Скоро лес оденется листвою.

 У. – Все изменилось с приходом весны. Скажите, какое весной небо?

Д. – Небо весной голубое, высокое, светлое, лазурное.

У. – А какое солнце весной?

Д – Солнце яркое, лучистое, доброе, приветливое, ласковое.

У. – А что можно сказать о весеннем ветре?

Д. – Весенний ветер теплый, свежий, ласковый.

У. – Что вы можете сказать о весеннем  воздухе?

Д. – Воздух свежий, прозрачный, теплый.   

У. – А как вы думаете, чем пахнет весна?

Д. – Весна пахнет оттаявшей землей, молодой травкой, зелеными листьями.

У. – Как можно назвать весеннюю травку?

Д. – Весенняя травка нежная, молодая, зеленая, свежая, сочная.

У. – А что можно сказать о весенних листьях? Какие они?

Д. – Весенние листья молодые, нежно-зеленые, сочные, клейкие, душистые, пахучие.

У. – Какие звуки сообщают нам о весне?

Д. – О весне нам сообщает капель, звон ручьев, пение птиц.

У. – Давайте послушаем  стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды» (читает ученик)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

    Они гласят во все концы:

   «Весна идет! Весна идет!

    Мы молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперед.»

Весна идет, весна идет –

И тихих теплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

У. – Какая главная примета весны описана в этом стихотворении?

Д. – В этом стихотворении главная примета – ручьи.

У. – Что можно сказать о ручьях? Какие они?

Д. – Ручьи звонкие, веселые, говорливые, шумные.

У. – А кто приносит нам весну?

Д.-  Весну нам приносят птицы.

У. – Какие птицы прилетают к нам первыми?

Д. – В середине марта прилетают грачи, за ними скворцы, жаворонки, ласточки и другие птицы.

У. – Давайте послушаем стихотворение В. Жуковского «Жаворонок» (читает ученик»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

    Он голосисто с вышины

    Поет, на солнышке сверкая:

    -Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

У. – Каким показан в стихотворении лес?

Д. – Лес темный.

У. – Почему он темный?

Д. – Потому что еще нет листьев на деревьях, только чернеют стволы и ветви.

У. – Что еще говорится лесе?

Д. – Он зардел.

У. – Что это значит?

Д. – Солнышко освещает лес, и он как ба зарумянился, покраснел.

 У. – Что в стихотворении говорится о жаворонке? Как поэт его называет?

Д. – Поэт называет его звонким, потому что он поет голосисто.

У. – Почему песню жаворонка поэт называет ранней?

Д. – Потому что жаворонок очень рано поет, взлетев высоко в небо.

У. – Как вы поняли,  приметы весны мы можем не только видеть, но и слышать? Слышим звук капели, журчание ручьев, пение птиц.

Но разве летом птицы не поют, ручьи не журчат? Почему же мы связываем эти звуки с приходом весны?

Д. – Потому что этих звуков не было всю зиму. ПРиродва спала, а тут проснулась. Эти звуки стали заметнее после долгого перерыва.

У. – Вестниками весны являются не только птицы. Акто еще является вестником весны?

Д. Вестниками весны являются бабочки, пчелы и другие насекомые.

У. – А еще каких вестников весны мы знаем?

Д. – Вестниками весны являются первые весенние цветы.

У. – назовите знакомые вам первые весенние цветы.

Д. – Первые весенние цветы: подснежник, мать-и-мачеха, медоносы, медуница, ветреница, одуванчик, лютик.

У. – А теперь послушайте, как описывает весну в лесу Д . П. Зуев ( читает учитель)

    Лес в тающем снегу. По бугоркам на первых проталинах обнажилась земля, черные воронки зияют у корней деревьев. На солнце лужица ясней стекла. Сосны и березы загляделись в сияющие струи прозрачной, как слеза, мартовской воды-снежницы.

    Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное свое берет.

    Сбрасывают колпачки с белых барашков ивы. Ольхи покрылись красно-коричневыми сережками. Надуваются, разбухают почки осин.  Первенцы весны – ранние медоносы готовятся к цвету.

    Робко выглядывает юная весна из лесных кулис, пугают ее залежи сугробов в чащах и пасмурных потемках ельника. А снег-недотрога захоронился в тень мохнатых лап и играет в прятки с солнышком. А снег-недотрога захоронился в тень мохнатых лап и играет в прятки с солнышком. Но что устоит перед дыханьем и первой встречей весны.

    Бирюзой весеннего неба сквозит лес. Чистым серебром светятся ивовые кусты. Благоухает воздух пробуждающегося леса.

У. – О какой поре весны рассказывается в тексте?

Д. – В тексте рассказывается о ранней весне в лесу.

3. Конструирование текста.

У. – Прочитайте текст, записанный на доске.

В весеннем лесу.

    Скоро лес оденется листвой. Из земли пойдут стебельки травки. На полянах появятся подснежники. На опушке леса зацветет черемуха. Проснется от сна березка. На ней появятся листочки. Они потянутся к солнцу.

У. – Какой это текст?

Д. – Это текст-повествование.

У. – О чем в нем рассказывается

Д. – В нем рассказывается о том, каким скоро будет лес.

У. – Представьте себя писателями и запишите этот текст в тетради, обогатив его красивыми словами, оживив его. Для этого вы можете использовать слова-прилагательные, записанные на доске.( открывается доска с записанными а ней  опорными словами)

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Анализ работ. Несколько учеников читают свои тексты)

-Красивый ли получился текст? Удачно ли подобраны прилагательные?

-Какие заметили недостатки?

6. Итог урока.

 У. – Чем мы занимались сегодня на уроке?

Д. – Мы говорили о весне, учились писать текст, обогащая его красивыми словами.

У. – В тексте, который вы писали говорится о том, каким скоро будет лес. Мы все любим  бывать в лесу. Но бывая в лесу, нельзя забывать о правилах поведения. Давайте их вспомним.(Дети вспоминают правила поведения в лесу)

У. – Природа – великий мастер. Вечный мастер жизни. Всю ту красоту, которую мы видим в лесу, в поле, на лугу, сотворила Природа. Но человек не должен забывать о том, что и он сам – творение Природы и не может жить вне ее. Поэтому все, что нам дала в наследство природа, он должен беречь и умножать.

Учитель читает стих. С. С. Смирнова:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Урок закончен. Учитель благодарит всех учащихся за работу.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок развития речи в 4 классе. Весна"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок развития речи в 4 классе.

Тема:  Конструирование текста путем распространения предложений. Весна.

Цель: развитие устной и письменной речи, расширение тематического словаря учащихся по теме «Весна». Развитие умения конструировать текст путем распространения предложений. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Картины с изображением весеннего леса.

Ход урока:

1.Постановка цели урока.

У. – Ребята, сегодня у нас урок развития речи. О чем мы будем говорить на нем, вы можете сказать сами, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.
Когда это бывает?

Д. – Это бывает весной.

У. – Правильно. Это бывает весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Сегодня мы будем говорить о весне, об ее особенностях, развивать устную и письменную речь.

2.Вступительная беседа. Расширение тематического словаря учащихся.

У. – Поднимите руку, кому из вас нравится весна. Чем она вам нравится?

Д. – Мне нравится весна, потому что стало тепло.

      - Мне нравится весна, потому что все кругом зеленеет.

      - Мне нравится весна, потому что стали длиннее дни и можно подольше погулять на улице.

У. – Назовите весенние месяцы. (Дети называют весенние месяцы)

У. – Писатель М. М. Пришвин дал очень точное определение каждому весеннему месяцу. Как он назвал март? Почему?

  Д. – Март он назвал весной света, потому что в марте ярче светит солнце и день становится длиннее.

У. –Как он назвал апрель и почему?

Д. – Апрель он назвал весной воды, потому что в апреле тает снег и много воды.

У. – А как он назвал май и почему?

Д. – Май он назвал весной зеленой травы, потому что в мае все зеленеет.

У. – Три долга у весны, три завета.

Первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется.

Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель ее из ручьев живой водой отпаивает.

Третий долг – теплую землю в зелень убрать. Это достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.

- Какие пословицы о весне вы знаете?

Д. – Апрель с водою – май с травою.

     - Вода на лугу – сено в стогу.

      - Солнце – отец, вода – мать урожая.

      - Один цветок весны не приносит.

       - В апреле земля преет.

       - Увидел грача – весну встречай.

       - Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.

        - Весна зиму прогоняет, лето встречает.

У. Как же мы узнаем весну? У каждого времени года есть свои приметы. А какие приметы у весны? Многие писатели и поэты описывали весенние приметы в своих произведениях. Давайте послушаем несколько стихотворений.

Стих. А. Плещеева «Уж тает снег» читает ученик.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

У. – О каких приметах весны говорится в стихотворении?

Д. – Тает снег, бегут ручьи.

     - Солнцуе стало теплее и ярче.

      - Небо стало чистое.

     - Скоро лес оденется листвою.

 У. – Все изменилось с приходом весны. Скажите, какое весной небо?

Д. – Небо весной голубое, высокое, светлое, лазурное.

У. – А какое солнце весной?

Д – Солнце яркое, лучистое, доброе, приветливое, ласковое.

У. – А что можно сказать о весеннем ветре?

Д. – Весенний ветер теплый, свежий, ласковый.

У. – Что вы можете сказать о весеннем  воздухе?

Д. – Воздух свежий, прозрачный, теплый.   

У. – А как вы думаете, чем пахнет весна?

Д. – Весна пахнет оттаявшей землей, молодой травкой, зелеными листьями.

У. – Как можно назвать весеннюю травку?

Д. – Весенняя травка нежная, молодая, зеленая, свежая, сочная.

У. – А что можно сказать о весенних листьях? Какие они?

Д. – Весенние листья молодые, нежно-зеленые, сочные, клейкие, душистые, пахучие.

У. – Какие звуки сообщают нам о весне?

Д. – О весне нам сообщает капель, звон ручьев, пение птиц.

У. – Давайте послушаем  стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды» (читает ученик)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

    Они гласят во все концы:

   «Весна идет! Весна идет!

    Мы молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперед.»

Весна идет, весна идет –

И тихих теплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

У. – Какая главная примета весны описана в этом стихотворении?

Д. – В этом стихотворении главная примета – ручьи.

У. – Что можно сказать о ручьях? Какие они?

Д. – Ручьи звонкие, веселые, говорливые, шумные.

У. – А кто приносит нам весну?

Д.-  Весну нам приносят птицы.

У. – Какие птицы прилетают к нам первыми?

Д. – В середине марта прилетают грачи, за ними скворцы, жаворонки, ласточки и другие птицы.

У. – Давайте послушаем стихотворение В. Жуковского «Жаворонок» (читает ученик»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

    Он голосисто с вышины

    Поет, на солнышке сверкая:

    -Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

У. – Каким показан в стихотворении лес?

Д. – Лес темный.

У. – Почему он темный?

Д. – Потому что еще нет листьев на деревьях, только чернеют стволы и ветви.

У. – Что еще говорится лесе?

Д. – Он зардел.

У. – Что это значит?

Д. – Солнышко освещает лес, и он как ба зарумянился, покраснел.

 У. – Что в стихотворении говорится о жаворонке? Как поэт его называет?

Д. – Поэт называет его звонким, потому что он поет голосисто.

У. – Почему песню жаворонка поэт называет ранней?

Д. – Потому что жаворонок очень рано поет, взлетев высоко в небо.

У. – Как вы поняли,  приметы весны мы можем не только видеть, но и слышать? Слышим звук капели, журчание ручьев, пение птиц.

Но разве летом птицы не поют, ручьи не журчат? Почему же мы связываем эти звуки с приходом весны?

Д. – Потому что этих звуков не было всю зиму. ПРиродва спала, а тут проснулась. Эти звуки стали заметнее после долгого перерыва.

У. – Вестниками весны являются не только птицы. Акто еще является вестником весны?

Д. Вестниками весны являются бабочки, пчелы и другие насекомые.

У. – А еще каких вестников весны мы знаем?

Д. – Вестниками весны являются первые весенние цветы.

У. – назовите знакомые вам первые весенние цветы.

Д. – Первые весенние цветы: подснежник, мать-и-мачеха, медоносы, медуница, ветреница, одуванчик, лютик.

У. – А теперь послушайте, как описывает весну в лесу Д . П. Зуев ( читает учитель)

    Лес в тающем снегу. По бугоркам на первых проталинах обнажилась земля, черные воронки зияют у корней деревьев. На солнце лужица ясней стекла. Сосны и березы загляделись в сияющие струи прозрачной, как слеза, мартовской воды-снежницы.

    Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное свое берет.

    Сбрасывают колпачки с белых барашков ивы. Ольхи покрылись красно-коричневыми сережками. Надуваются, разбухают почки осин.  Первенцы весны – ранние медоносы готовятся к цвету.

    Робко выглядывает юная весна из лесных кулис, пугают ее залежи сугробов в чащах и пасмурных потемках ельника. А снег-недотрога захоронился в тень мохнатых лап и играет в прятки с солнышком. А снег-недотрога захоронился в тень мохнатых лап и играет в прятки с солнышком. Но что устоит перед дыханьем и первой встречей весны.

    Бирюзой весеннего неба сквозит лес. Чистым серебром светятся ивовые кусты. Благоухает воздух пробуждающегося леса.

У. – О какой поре весны рассказывается в тексте?

Д. – В тексте рассказывается о ранней весне в лесу.

3. Конструирование текста.

У. – Прочитайте текст, записанный на доске.

В весеннем лесу.

    Скоро лес оденется листвой. Из земли пойдут стебельки травки. На полянах появятся подснежники. На опушке леса зацветет черемуха. Проснется от сна березка. На ней появятся листочки. Они потянутся к солнцу.

У. – Какой это текст?

Д. – Это текст-повествование.

У. – О чем в нем рассказывается

Д. – В нем рассказывается о том, каким скоро будет лес.

У. – Представьте себя писателями и запишите этот текст в тетради, обогатив его красивыми словами, оживив его. Для этого вы можете использовать слова-прилагательные, записанные на доске.( открывается доска с записанными а ней  опорными словами)

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Анализ работ. Несколько учеников читают свои тексты)

-Красивый ли получился текст? Удачно ли подобраны прилагательные?

-Какие заметили недостатки?

6. Итог урока.

 У. – Чем мы занимались сегодня на уроке?

Д. – Мы говорили о весне, учились писать текст, обогащая его красивыми словами.

У. – В тексте, который вы писали говорится о том, каким скоро будет лес. Мы все любим  бывать в лесу. Но бывая в лесу, нельзя забывать о правилах поведения. Давайте их вспомним.(Дети вспоминают правила поведения в лесу)

У. – Природа – великий мастер. Вечный мастер жизни. Всю ту красоту, которую мы видим в лесу, в поле, на лугу, сотворила Природа. Но человек не должен забывать о том, что и он сам – творение Природы и не может жить вне ее. Поэтому все, что нам дала в наследство природа, он должен беречь и умножать.

Учитель читает стих. С. С. Смирнова:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Урок закончен. Учитель благодарит всех учащихся за работу.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 208 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 627
    • DOCX 20.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Косова Антонина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Косова Антонина Владимировна
    Косова Антонина Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2886
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе