Главная / Начальные классы / Урок развития речи в 4 классе

Урок развития речи в 4 классе

Урок развития речи в 4 классе

Тема: Конструирование текста путем распространения предложений. Зима

Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, расширение тематического словаря, развитие умения конструировать текст путем распространения предложений, привитие любви к русскому языку как средству самовыражения, воспитания любви и бережного отношения к природе.

Ход урока:

  1. Постановка цели урока.

У.- ребята, сегодня у нас урок развития речи. Мы с вами побеседуем о зиме, о красоте зимней природы, будем учиться красиво говорить и писать.

2. Вступительная беседа. Расширение тематического словаря учащихся.

-У.- Закроем глаза и шепотом произнесем слово «зима»… Какое чувство у вас возникло?

Д.:– Мне сразу стало холодно, потому что зима – самое холодное время года.

– Мне стало радостно, потому что зимой можно кататься на коньках, на санках, играть в снежки, лепить снежную бабу.

- Мне стало грустно. Я представила, что зима скоро кончится, и вся эта красота исчезнет.

У. –Поднимите руку те, кто любит зиму. Что вам нравится в природе?

Д. – Мне нравится, что вся земля покрыта снегом.

-Мне нравится, что все деревья в снегу.

-Мне нравится, что березка стоит как хрустальная.

Мне нравится, когда деревья покрыты инеем.

У. – Как люди называют зиму7

Д. – Люди называют зиму гостья, матушка, зимушка.

-Еще ее называют хозяйка, волшебниуа, чародейка.

-Ее называют проказница.

- Когда зиму долго ждут, ее называют долгожданная.

-А еще зиму называют морозная, вьжная, метельная.

У. – Какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?

Д. – Мороз не велик, а стоять не велит.

-Зимой шубка – не шутка.

- В зимний холод всякий молод.

Много снега – много хлеба.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

- Февраль – месяц лютый: спрашивает, кто обутый.

- Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

- Зима лето пугает, да все равно тает.

У. – А без чего не бывает зимы?

Д. – Зимы не бывает без снега.

У. – А что такое снег?

Д. – Снег – это множество снежинок.

У. – А какие бывают снежинки? Давайте подберем к существительному «снежинки» различные прилагательные и составим словосочетания.

Д. – Легкие снежинки

-пушистые снежинки

-кружевные снежинки

-ажурные снежинки

-блестящие снежинки

- крупные снежинки

- мелкие снежинки

У. – скажите, а где больше всего бывает снега и почему?

Д. – Больше всего снега бывает в лесу. Там не ходят люди, не ездят машины, снег не убирают.

-Деревья задерживают снег, поэтому ветер его не сдувает.

-Кроны деревьев защищают его от солнечных лучей, поэтому он лежит там очень долго.

У. – Давайте мысленно перенесемся в зимний лес (открывается доска, на ней картины с изображением зимнего леса) А вот эти картины помогут нам увидеть зимний лес.

- Каким вы увидели лес?

Д. – Лес стоит неподвижно.

-Лес словно сказочный.

-Лес весь белый.

Лес неподвижный, загадочный.

Лес волшебный.

Лес как бы сонный.

У. – Многие поэты и писатели в своих произведения описывали зимний лес. Давайте послушаем, как они это делали. Внимательно слушайте и запоминайте. Это пригодится вам при выполнении письменной работы.

Д. –Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блести.

И стоит он околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

У. В каком состоянии находится лес в стихотворении Ф. Тютчева?

Д. – Лес очарован, околдован.

-Лес окутан легкой епью пуховой.

У. – С чем сравнивается снег?

Д. – Снег сравнивается с легкой цепью пуховой и с бахромой.

Д. – С. Есенин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

У. – Как описывает лес С. Есенин?

Д. – Лес заколдован невидимкой и дремле под сказку сна.

У. – С чем сравнивается снег?

Д. – Снег сравнивается с белой косынкой.

Д. – А. Фет

Неуклюжий, светло-синий

По ветвям развешан иней,-

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый

Свежей, белой пухлой ватой

Все убрал кусты.

У. – С чем А. Фет сравнивает снег?

Д. – А. Фет сравнивает снег со свежей, белой , пухлой ватой.

У. – А иней у него какой?

Д. – Иней неуклюжий, светло-синий.

Д. И. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Темный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

У. – Какой снег в стихотворении И. Сурикова?

Д. – Снег в стихотворении белый и пушистый.

У. – С чем автор его сравнивает?

Д. – Он сравнивает его с чудной шапкой.

Д. – А. С. Пушкин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

У. – Какой лес в стихотворении А. С, Пушкина?

Д. – Лес в стихотворении прозрачный. Он чернеет, и только одна ель стоит зеленая.

У. – С чем сравнивается снег?

Д. – Снег сравнивается с великолепными коврами.

У. – Что еще сказано о снеге?

Д. – Он блести на солнце.

У. – А вот как описывает зимний лес автор книги «Жизнь леса» Д.П. Зуев:

-Хорош лес в зимнем уборе! Он как белокаменный сказочный замок. Четко вырисовываются строгие шпили елок. В грудах белого мрамора застыл снежный бор. Под мохнатыми белыми папахами оцепенели сонные деревья. В замедленном полете лениво падают шестигранные звездочки. Алмазными искрами блестят снежинки на вершине пухлого сугроба. И так весь день сыплется и сыплется звездная пороша.

У. – С чем сравнивает автор лес?

Д. – Автор сравнивает лес со сказочным замком.

У. – С чем сравнивается снег?

Д. – Снег сравнивается с глыбами белого мрамора и с мохнатыми белыми папахами.

У. – На что похожи снежинки?

Д. – Снежинки похожи на шестигранные звездочки и на алмазные искры.

У. – Как еще автор называет снег?

Д. – Автор называет снег «звездная пороша».

3. Работа над текстом.

У. – Прочитайте текст, записанный на доске.(Открывается доска с текстом)

Лес зимой.

В сосновом бору было тихо. Все было покрыто ковром. В воздухе носились пушинки. Ветки украсились инеем. В этом наряде каждая ветка казалась чудовищем. В лесу не было ни души, ни следа.

У. – Какой это текст?

Д. – Это текст-описание.

У. – Что описывается в этом тексте?

Д. – В этом тексте описывается зимний лес.

У. – Какой лес описывается?

Д. – Описывается сосновый лес.

У. – А сосновые леса какие?

Д. – Сосновые леса густые, дремучие.

У. – Как можно озаглавить текст.

Д. – Текст можно озаглавить: «В зимнем лесу», «Лес зимой», Зима в лесу», «Сосновый лес! И т.д.

У. – О каком ковре говорится в тексте?

Д. – Это снег.

У. – Как вы понимаете слово «носились»?

Д. – Это значит быстро летали.

У. – Вообразите себя писателями и запишите этот текст в свои тетради, обогатив его красивыми словами, оживив его. А какие слова делают нашу речь более красивой и выразительной.

Д. – Это имена прилагательные.

4. Запись текста учащимися в тетрадь. Индивидуальная помощь учащимся.

5. Чтение и анализ работ учащихся.

У. – Давайте прочитаем ваши тексты. (Чтение нескольких текстов и их анализ)

-Красивый ли получился текст?

-Удачно ли подобраны прилагательные?

-Какие заметили недостатки?

6. Итог урока.

У. – Чем мы сегодня занимались на уроке?

Д. – Мы беседовали о зиме, о зимней природе и писали текст, обогащая его красивыми словами.

У. – Сегодня мы работали над текстом, в котором описывается красота зимнего леса. Но лес красив в любое время года. Кроме того, лес приносит большую пользу человеку.

Занимаясь хозяйственной деятельностью, люди вырубают леса, чтобы построить новый город, проложить железную дорогу, ради древесины. Поэтому с каждым годом на Земле остается все меньше лесов. А это ведет к гибели и исчезновению животных, ведь лес для них является домом. Продолжая использовать природу, надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вреда.

-А что мы можем сделать, когда находимся в лесу, чтобы не нарушать природных связей?

Д. – Нельзя ломать ветки деревьев.

- Нельзя портить кору деревьев.

- Нельзя разводить костер в лесу.

- Нельзя оставлять в лесу мусор.

- Ходить нужно только по тропинкам.

У. – Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и Человека в самом высоком смысле этого слова.

Учитель благодарит детей за работу.







Урок развития речи в 4 классе
  • Начальные классы
Описание:

Урок развития речи в 4 классе

Тема: Конструирование текста путем распространения предложений. Зима

Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, расширение тематического словаря, развитие умения конструировать текст путем распространения предложений, привитие любви к русскому языку как средству самовыражения, воспитания любви и бережного отношения к природе.

Ход урока:

1.       Постановка цели урока.

У.- ребята, сегодня у нас урок развития речи. Мы с вами побеседуем о зиме, о красоте зимней природы, будем учиться красиво говорить и писать.

       2. Вступительная беседа. Расширение тематического словаря учащихся.

         -У.- Закроем глаза и шепотом произнесем слово «зима»… Какое чувство у вас возникло?

Д.:– Мне сразу стало холодно, потому что зима – самое холодное время года.

 – Мне стало радостно, потому что зимой можно кататься на коньках, на санках, играть в снежки, лепить снежную бабу.

- Мне стало грустно. Я представила, что зима скоро кончится, и вся эта красота исчезнет.

У. –Поднимите руку те, кто любит зиму. Что вам нравится в природе?

Д. – Мне нравится, что вся земля покрыта снегом.

-Мне нравится, что все деревья в снегу.

-Мне нравится, что березка стоит как хрустальная.

Мне нравится, когда деревья покрыты инеем.

У. – Как люди называют зиму7

Д. – Люди называют зиму гостья, матушка, зимушка.

-Еще ее называют хозяйка, волшебниуа, чародейка.

-Ее называют проказница.

- Когда зиму долго ждут, ее называют долгожданная.

-А еще зиму называют морозная, вьжная, метельная.

У. – Какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?

Д. – Мороз не велик, а стоять не велит.

-Зимой шубка – не шутка.

- В зимний холод всякий молод.

Много снега – много хлеба.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

 - Февраль – месяц лютый: спрашивает, кто обутый.

- Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

- Зима лето пугает, да все равно тает.

У. – А без чего не бывает зимы?

Д. – Зимы не бывает без снега.

У. – А что такое снег?

Д. – Снег – это множество снежинок.

У. – А какие бывают снежинки? Давайте подберем к существительному «снежинки»  различные прилагательные и составим словосочетания.

Д. – Легкие снежинки

-пушистые снежинки

-кружевные снежинки

-ажурные снежинки

-блестящие снежинки

- крупные снежинки

- мелкие снежинки

У. – скажите, а где больше всего бывает снега и почему?

Д. – Больше всего снега бывает в лесу. Там не ходят люди, не ездят машины, снег не убирают.

-Деревья задерживают снег, поэтому ветер его не сдувает.

-Кроны деревьев защищают его от солнечных лучей, поэтому он лежит там очень долго.

У. – Давайте мысленно перенесемся в зимний лес (открывается доска, на ней картины с изображением зимнего леса) А вот эти картины помогут нам увидеть зимний лес.

- Каким вы увидели лес?

Д. – Лес стоит неподвижно.

-Лес словно сказочный.

-Лес весь белый.

Лес неподвижный, загадочный.

Лес волшебный.

Лес как бы сонный.

У. – Многие поэты и писатели в своих произведения описывали зимний лес. Давайте послушаем, как они это делали. Внимательно слушайте и запоминайте. Это пригодится вам при выполнении письменной работы.

Д. –Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блести.

И стоит он околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

У. В каком состоянии находится лес в стихотворении Ф. Тютчева?

Д. – Лес очарован, околдован.

-Лес окутан легкой епью пуховой.

У. – С чем сравнивается снег?

Д. – Снег сравнивается с легкой цепью пуховой и с бахромой.

Д. – С. Есенин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

У. – Как описывает лес С. Есенин?

Д. – Лес заколдован невидимкой и дремле под сказку сна.

У. – С чем сравнивается снег?

Д. – Снег сравнивается с белой косынкой.

Д. – А. Фет

Неуклюжий, светло-синий

По ветвям развешан иней,-

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый

Свежей, белой пухлой  ватой

Все убрал кусты.

У. – С чем А. Фет сравнивает снег?

Д. – А. Фет сравнивает снег со свежей, белой , пухлой ватой.

У. – А иней у него какой?

Д. – Иней неуклюжий, светло-синий.

Д. И. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

     Темный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

У. – Какой снег в стихотворении И. Сурикова?

Д. – Снег в стихотворении белый и пушистый.

У. – С чем автор его сравнивает?

Д. – Он сравнивает его с чудной шапкой.

Д. – А. С. Пушкин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

У. – Какой лес в стихотворении А. С, Пушкина?

Д. – Лес в стихотворении прозрачный. Он чернеет, и только одна ель стоит зеленая.

У. – С чем сравнивается снег?

Д. – Снег сравнивается с великолепными коврами.

У. – Что еще сказано о снеге?

Д. – Он блести на солнце.

У. – А вот как описывает зимний лес автор книги «Жизнь леса» Д.П. Зуев:

-Хорош лес в зимнем уборе! Он как белокаменный сказочный замок. Четко вырисовываются строгие шпили елок. В грудах белого мрамора застыл снежный бор. Под мохнатыми белыми папахами оцепенели сонные деревья. В замедленном полете лениво падают шестигранные звездочки. Алмазными искрами блестят снежинки на вершине пухлого сугроба. И так весь день сыплется и сыплется звездная пороша.

У. – С чем сравнивает автор лес?

Д. – Автор сравнивает лес со сказочным замком.

У. – С чем сравнивается снег?

Д. – Снег сравнивается с глыбами белого мрамора и с мохнатыми белыми папахами.

У. – На что похожи снежинки?

Д. – Снежинки похожи на шестигранные звездочки и на алмазные искры.

У. – Как еще автор называет снег?

Д. – Автор называет снег «звездная пороша».

3. Работа над текстом.

У. – Прочитайте текст, записанный на доске.(Открывается доска с текстом)

Лес зимой.

    В сосновом бору было тихо. Все было покрыто ковром. В воздухе носились пушинки. Ветки украсились инеем. В этом наряде каждая ветка казалась чудовищем. В лесу не было ни души, ни следа.

У. – Какой это текст?

Д. – Это текст-описание.

У. – Что описывается в этом тексте?

 Д. – В этом тексте описывается зимний лес.

У. – Какой лес описывается?

Д. – Описывается сосновый лес.

У. – А сосновые леса какие?

Д. – Сосновые леса густые, дремучие.

У. – Как можно озаглавить текст.

Д. – Текст можно озаглавить: «В зимнем лесу», «Лес зимой», Зима в лесу», «Сосновый лес! И т.д.

У. – О каком ковре говорится в тексте?

Д. – Это снег.

У. – Как вы понимаете слово «носились»?

Д. – Это значит быстро летали.

У. – Вообразите себя писателями и запишите этот текст в свои тетради, обогатив его красивыми словами, оживив его. А какие слова делают нашу речь более красивой и выразительной.

Д. – Это имена прилагательные.

4. Запись текста учащимися в тетрадь. Индивидуальная помощь учащимся.

5. Чтение и анализ работ учащихся.

У. – Давайте прочитаем ваши тексты. (Чтение нескольких текстов и их анализ)

-Красивый ли получился текст?

-Удачно ли подобраны прилагательные?

-Какие заметили недостатки?

6. Итог урока.

У. – Чем мы сегодня занимались на уроке?

Д. – Мы беседовали о зиме, о зимней природе и писали текст, обогащая его красивыми словами.

У. – Сегодня мы работали над текстом, в котором описывается красота зимнего леса. Но лес красив в любое время года. Кроме того, лес приносит большую пользу человеку.

Занимаясь хозяйственной деятельностью, люди вырубают леса, чтобы построить новый город, проложить железную дорогу, ради древесины. Поэтому с каждым годом на Земле остается все меньше лесов. А это ведет к гибели и исчезновению животных, ведь лес для них является домом. Продолжая использовать природу, надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вреда.

-А что мы можем сделать, когда находимся в лесу, чтобы не нарушать природных связей?

Д. – Нельзя ломать ветки деревьев.

- Нельзя портить кору деревьев.

- Нельзя разводить костер в лесу.

- Нельзя оставлять в лесу мусор.

- Ходить нужно только по тропинкам.

У. – Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и Человека в самом высоком смысле этого слова.

 

Учитель благодарит детей за работу.

Автор Косова Антонина Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 569
Номер материала 40884
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓