Главная / Начальные классы / Урок развития речи в 3 классе

Урок развития речи в 3 классе



hello_html_68be42f9.png









Республиканский этап всероссийского конкурса

«Лучший урок письма»







Методическая разработка проведения Урока письма

в 3 классе





Авторы разработки:

Минеева Ольга Илларионовна,

Жижкевич Римма Владимировна

МБОУ Лицей «Эврика»

655619 гор. Саяногорск, пгт Черёмушки, д.8 кв.26

Раб. тел.: 8(39042) 3-30-65

Моб. тел.:и 8-961-898-77-24










2012 г.

Цель: познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, сформировать навыки написания личного письма.

Задачи:

1. познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом, как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности, с правилами и вежливыми формами переписки;

2. развивать речь детей, её коммуникативную сторону;

3. воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание пользоваться услугами связи, дарить радость и получать удовольствие от получения и написания писем.

Оборудование:

  • Раздаточный материал (памятки, образцы эпистолярного жанра)

  • Презентация

  • Плакаты: «Узелки на память», «Типы писем»,

  • Записи на доске

  • Тетради обучающихся.

Тип урока: урок развития речи, работа в группах (3 группы учащихся).

Методы:

  • Словесные

  • Практические

  • Наглядные

  • Объяснительно-иллюстративные

  • Репродуктивный

Основные приемы:

  • Объяснение

  • Беседа

  • Опрос

  • Интегрирование с литературой, с историей, с ИЗО.

  • Самостоятельная работа с дополнительной литературой

  • Наблюдение и анализ


Ход урока

  1. Орг. момент

(Помещение класса украшено конвертами, письмами, разнообразными открытками, почтовыми наборами, канцелярскими принадлежностями)

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, вы заметили с приходом в класс, что он своим оформлением отличается от повседневного. Как думаете, чем это вызвано? (Мы будем сегодня говорить о письмах – способах общения людей).

Учитель: Скажите, а вы хотели бы получить письмо, написанное рукой близкого человека? И потом хранить его, перечитывать, чувствуя настроение, с которым оно писалось? (Получаю на вопрос утвердительные ответы детей).

Учитель: Как вы думаете, откуда берут начало почтовые сообщения? (письмо существует столько же, сколько существует человек. Еще в глубокой древности человек ощутил о чем-то сообщать, чем-то делиться, что-то рассказывать другим людям. Первое упоминание о письме в современном его виде, дошло до нас из древнего Египта).

Учитель: К сегодняшнему уроку готовились групп учащихся нашего класса:

1 группа собирала информацию по теме «История почты»;

2 группа собирала информацию по теме «Конверт. Правила подписания конверта»;

2 группа собирала информацию по теме «Правила написания письма».

  1. Знакомство с информацией, полученной в результате работы групп учащихся.

  1. «История почты».

Ученик: Существовало несколько видов почтовых сообщений.

  • уhello_html_m214e79b3.jpgзелковое письмо изобретение инков: "Послания" состояли из шерстяных или хлопчатобумажных верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. При этом узелки завязывались по вертикали относительно одной, горизонтальной веревки. Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами «считали».

  • гhello_html_72867d4e.pngолубиная почта изобретена в древнем Риме: люди приметили уникальную особенность голубей, всегда возвращающихся домой, и стали использовать пернатых друзей в качестве почтальонов. Так, первые почтовые голуби использовались уже в 45 году до н.э., при осаде города Модена. С помощью птиц осуществлялась связь города с союзниками. Вслед за ними почтовых голубей начали использовать римляне и греки во время военных операций, а также во время Олимпийских игр. В Швейцарии, например, голубиная почта функционирует по сей день.

  • пhello_html_m9080b43.pnghello_html_m5e1ff7c0.pngони-экспресс изобретение американских ковбоев: небольшая американская курьерская компания XIX века, поддерживавшая конную почту в Северной Америке. Просуществовала около полутора лет (с апреля 1860 по октябрь 1861 года) и стала нарицательной из-за девиза «Почта должна быть доставлена любой ценой».

  • барабанная почта в Африке: «барабанный язык» состоит из определенного числа знаков, известных лишь узкому кругу посвященных лиц, которых в каждой деревне насчитывается несколько человек.

  • Сhello_html_7ecb793c.pngтанционная почта с гонцами изобретена в Персии при Кире в VI веке до н.э.: письменные сообщения пересылались с пешими и конными гонцами по принципу эстафеты.

  • фhello_html_7a783b0c.pngакельная почта в древней Греции, изобретение Полибия в 200 г. до н.э.: при помощи факелов, выставляемых в промежутки стены, можно подавать сигналы станции, расположенной напротив. Каждая станция имеет код, содержащий 24 буквы греческого алфавита.

  • эhello_html_6ae3b053.pngлектронная почта с 70-х годов ХХ века: по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности — простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки.

Вhello_html_7860afe6.pngозникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз – особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова "ям" и "ямщик" – татарского происхождения. "Ям" происходит от татарского "дзям" – дорога, а ямщик от "ямчи", что означает проводник.

В царствование Михаила Федоровича был основан Ямской Приказ – занимавшейся доставкой почты.

Пhello_html_5a99650e.pngо инициативе боярина А.Л. Ордина-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По указанию Ордина-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с "двуглавым орлом".

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы..

Вhello_html_m4ba6a2b5.png те годы скорость прохождения почты была невысокой. Письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек. Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.

Пhello_html_6fe416a8.pngервые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.

Сегодня Почта России – это огромный производственный комплекс, оборудованный для быстрой и качественной доставки писем и других видов гражданской пересылки.

  1. Блиц-опрос учащихся

  1. Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).

  2. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)

  3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)

  4. Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).

  5. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).

  1. «Почтовый конверт. Правила подписания конверта».

Ученик: Конве́рт — оболочка для вкладывания, хранения и пересылки бумаг или плоских предметов. Наиболее распространены почтовые конверты.

Инструкция подписания почтового конверта.

1шаг: купите конверт. Лучше, если он будет уже с марками.

Для посылок на почте также есть конверты или специальные мешки

2шаг: в верхнем левом углу в первой строке надписываем фамилию, имя, если нужно – отчество отправителя или официальное название организации-отправителя.

3 шаг: строкой ниже, после надписи “откуда” вписываем название улицы/проспекта, номер дома, корпуса/строения и номер квартиры (при необходимости) отправителя.

4шаг: строкой ниже указываем город/село, если нужно – район и область отправителя. Указываем в окошке с надписью “Индекс” почтовый индекс. Им можно поинтересоваться на почте или разыскать в Интернете. При отправлении письма по России писать название страны не требуется.

5шаг: правом нижнем углу после слов “Кому” пишем Ф.И.О. или должность адресата, т.е. того, кто должен получить письмо. Если нужно – указываем название организации (например, директору МБОУ Лицей «Эврика»)

6 шаг: строкой ниже после надписи “Куда” вписываем название улицы/проспекта, номер дома, корпуса/строения и номер квартиры (если есть) адресата.

7 шаг: в следующей строке указываем город/село, если нужно – район и область адресата. Указываем почтовый индекс.

Конверт надписан.

  1. «Правила написания письма».

Ученик: Существуют правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). Слово адрес вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме (посылке, бандероли), указывающую получателя и место назначения.

Обратимся к словарю:

Адресат - [нем. Adressat < фр.] – получатель, тот, кому адресовано письмо (посылка, бандероль).

Адресант - [нем. Adressant < фр.] – отправитель, тот, кто оправляет письмо (посылку, телеграмму и т.д.).

Эпистола” - “послание”, перевод с латинского языка, литературный жанр, послание в форме письма.

Эпистолярный” жанр - один из лирических жанров в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной в прозе и поэзии.

Ученик: Письма бывают деловые и неофициальные.

Формы письма:

1) традиционная (бумажная);

2) электронная (по электронной почте).

Типы писем:

уведомления

сообщение

соболезнование

извещения

просьбы

прошения

благодарственные письма

приглашения

извинения

напоминания

поздравления

рекомендательные письма и др.

Когда пишешь письмо на бумаге своей рукой, то задумываешься больше об излагаемых мыслях, вкладываешь больше души.

Существуют следующие значимые компоненты любой речевой ситуации:

кто говорит - пишет (адресант);

кому (адресат);

для чего - зачем (задача высказывания);

что - о чём (содержание высказывания;

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это важно).

Ученик: есть, правильная структура письма должна включать в себя некоторые компоненты:

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя, .

2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.

5. Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.

Учитель: Языковое оформление письма (памятка для учащихся)

1. Принятые условные эпистолярные формулы – обращения, приветствия:

непринужденная форма обращения (между знакомыми или близкими): – Мой дорогой мальчик! – Дорогой Александр Степанович! – Милый дружище Александр – Дорогой друг;

официальные формы обращения: Господин редактор! – Глубокоуважаемый Александр Степанович!

2. Этикетные формулы, клише:

Я знаю, какую смелость беру на себя, обращаясь к Вам... – Не откажите в любезности... – Если у Вас хватит времени и терпения прочесть это письмо... – Смотрел спектакль и хочу выразить Вам свое восхищение... – Давненько мы с Вами не виделись... – Спешу тебя поздравить... – Ты, мой друг, высказал мнение... – Как-то ты утверждал ... – Не знаю, может быть, дорогой друг, у тебя возникнет иное мнение, но я думаю...

3. Типичные разговорные обороты, краткие конструкции, вопросительные, восклицательные предложения:

Какое ты мне хорошее письмо написал(а)! – Как ты учишься? – Как вы живете? – Ах, да. Забыл написать... – Представляешь?

4. Типичные обороты конца письма:

Искренне Ваш... – С уважением... – С глубоким уважением... – До свидания... – До скорого... – Ваш Виталий. – Я надеюсь, мой друг, что, прочитав мое письмо, ты... – На этом я заканчиваю писать. До свидания. С уважением, Михаил. Дата, место. – P.S. – Vale!

  1. Практические задания

Учитель: Сегодня мы поучимся общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что – то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. (Группы учащихся получают задание: написать письмо с соблюдением всех правил написания письма)

  1. Итог урока:

Учитель: Если спросить: «Любите ли вы получать письма? Не смс-ки, а настоящие, на бумаге, по почте?», то, думаю, что большинство ответит положительно. А если поставить вопрос по-другому: «Вы любите писать письма?», наверняка, многие скажут: «Да зачем писать, ведь сейчас так легко общаться с родственниками и друзьями, даже если они далеко от нас! Позвонить по телефону, связаться через Skype, отправить смс-сообщение». Хотя в нашей огромной стране еще далеко не везде есть не то что интернет, а даже и телефон. Очень приятно получать весточки от родных и знакомых. Письмом вы оказываете внимание, любовь. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!

  1. Домашнее задание.

Учитель: Напишите письмо, выбрав одну из тем:

  • «История и легенды моей семьи»;

  • «Мой учитель»;

  • «Спорт в моей жизни»;

  • «Письмо в 1941-й год»;

  • «Науки юношей питают…».




















НОМИНИЦИЯ

«Письмо в 1941-й год»


Матвеев Артём, 9 лет (01.11.2002 г.)

МБОУ Лицей «Эврика»

655619 гор. Саяногорск,

пгт Черёмушки, д3, кв.15

тел. род.8-913-54-45-794

Здравствуй, мой дедушка Михаил Георгиевич!

Это письмо пишет тебе твой правнук Матвеев Артём. Мне про тебя рассказывала твоя дочь Елена Михайловна. Я узнал от неё, что ты прошёл три войны: Финскую, Великую Отечественную и войну с Японией. Я бы, наверное, не смог выдержать столько испытаний на твоём месте.

В годы Великой Отечественной войны ты был снайпером. Это тяжёлая и опасная военная профессия. Тебе надо было долго сидеть в засаде и выслеживать врага. Поэтому у тебя были обморожены ноги.

Я горжусь тобой, что ты не испугался трудностей войны и до конца выполнял свой долг. Благодаря солдатам как ты фашисты не завоевали весь мир.

Я хочу быть похожим на тебя и поэтому поступил в кадетский класс. У меня красивая форма кадета-спасателя. Я стараюсь быть отличником кадетской подготовки: изучаю строевую подготовку. Это сложно маршировать всем вместе, нельзя подвести весь строй. Ещё каждую неделю мы ходим в тир, и я уже выбиваю 25 из 30, хочу получить значок лучшего стрелка. Третий год изучаю «Азбуку кадета». Нам рассказывают о современной военной технике, учат оказывать медицинскую помощь.

Бhello_html_3cfff646.jpgыть кадетом это тоже нелегко. Но я буду терпелив и настойчив. Если бы ты был живой, ты бы мной гордился.

Скоро 9 мая – День великой Победы. Весь наш класс готовится к празднику и будет участвовать в параде на центральной площади посёлка. Я буду вместе с другими кадетами проходить мимо трибуны, где сидят ветераны. А потом около обелиска в минуту молчания я вспомню, как ты встретил этот день в Берлине.

Я горжусь тобой и хочу быть на тебя похожим.

До свидания. Твой правнук Артём

5 мая 2012 года

п. Черёмушки

НОМИНАЦИЯ

«Науки юношей питают…»

hello_html_16b7e24.jpg

Кудашкин Александр, 9 лет (15.09.2002 г.)

МБОУ Лицей «Эврика»

655619 гор. Саяногорск,

пгт Черёмушки, д 70, кв.68

тел. род. 8(39042) 3-38-11


Здравствуйте, любители науки!

Пишет Вам ученик 3 класса Кудашкин Александр. Я обращаюсь к Вам с большим уважением, потому что тоже люблю науки, такие как физику, математику и химию.

Я благодарен всем ученым, которые сделали открытия в области науки: Менделеев создал периодическую таблицу, Ломоносов сделал открытия в молекулярно-кинетической теории и т.д.

Я обожаю смотреть научно-интеллектуальные программы и знаю, что уже существует 1 000 000 открытий в разных областях науки. Я знаю, что центробежная сила используется в космонавтике, в медицине, в обычной центрифуге. Свои знания я стараюсь применить в школе в разных конкурсах. Моя мечта – написать исследовательскую работу на одну из тем, связанных с физикой.

У меня много вопросов к любителям науки: сколько потребуется силы, чтобы расколоть алмаз; сколько существует супер-людей; сколько денег даёт денежное дерево. Ещё хотелось бы узнать, как вы начали заниматься наукой?

Хотелось бы получить ответы на все мои вопросы.

До свидания.

С уважением Кудашкин Александр.

5 мая 2012 г.

п. Черёмушки


НОМИНИЦИЯ

«Письмо в 1941-й год»


hello_html_m323a948e.jpg


Прибылов Никита, 9 лет (28.09.2002 г.)

МБОУ Лицей «Эврика»

655619 гор. Саяногорск,

пгт Черёмушки, д 42, кв.63

тел. род.8-963-18-48-489

Здравствуй, боец Красной армии!

Пишет тебе тот, кого ты защищал в далёком 1941-ом году. Тяжело, наверное, тебе было, трудно, когда ты сражался с фашистами. Кем был? Танкистом, пулемётчиком, снайпером или лётчиком? Как зовут тебя? Была ли у тебя семья?

Меня зовут Никита, а фамилия Прибылов. Может ты встречал на войне моего прадедушку. Он тоже, как и ты, освобождал от фашистов Россию и Германию. Я не знаю, как его зовут, он умер, когда я только родился.

Я тоже мечтаю стать защитником Родины, учусь в кадетском классе. Я знаю, что для этого надо ещё заниматься спортом. А ты занимался спортом? Я стараюсь хорошо учиться, быть послушным в школе и дома, переносить все жизненные трудности.

Аhello_html_m51840421.png сколько тебе было лет, когда ты встал в ряды Красной армии? Наверное, было страшно, когда взрывались бомбы, свистели пули и напролом шли фашистские танки по нашей земле. Удалось ли тебе, боец, дожить до конца этой проклятой войны? Родились ли у тебя дети? Знай, дорогой солдат, в нашем кадетском классе растёт достойная смена тебе. У нас 11 отличников кадетской подготовки. Когда мы вырастим, будем защищать нашу Родину – Россию!

До свидания.

С уважением и благодарностью Прибылов Никита.

5 мая 2012 г.

п. Черёмушки



НОМИНИЦИЯ

«Спорт в моей жизни»



hello_html_m1aa084cc.jpg

Васильченко Михаил, 9 лет (28.09.2002 г.)

МБОУ Лицей «Эврика»

655619 гор. Саяногорск,

пгт Черёмушки, д 65, кв.2

тел. род.8(39042)3-33-15










Здравствуйте, мой дорогой тренер Владимир Кузьмич!

Пишет Ваш воспитанник Васильченко Михаил!

Мне хочется рассказать Вам, что значит спорт в моей жизни. Я занимаюсь спортом можно сказать с самого рождения. У меня всегда получалось быстро бегать, хорошо ездить на велосипеде, быть ловким в играх. В 1 классе мама отвела меня в Вашу секцию. Сначала мне было трудно стоять на коньках. Но Вы учили преодолевать трудности. Если что-то не получалось, вы не ругали меня. Теперь каждое утро я делаю разминку, пробежку вокруг дома, поднимаю гантели, подтягиваюсь.

Мhello_html_m27dc4c4c.pngне нравится играть в хоккей, ведь я стою в правой защите. И нападающим слева тоже хорошо играть. Я вспоминаю, как весной мы ездили в Кызыл на соревнования и переиграли своих соперников по группе: команду «Ирбис» из Кызыла (8:4) и абаканскую команду «Рысь» (8:1). Мы стали чемпионами!

Владимир Кузьмич, я мечтаю, как и вы, стать тренером по хоккею, тренировать ребят и выигрывать соревнования.

Какие планы у Вас, Владимир Кузьмич? Я желаю, чтобы сбылись все Ваши мечты. Ещё я желаю Вам здоровья.

До свидания.

Ваш воспитанник Васильченко Михаил.

5 мая 2012 года

п. Черёмушки


Урок развития речи в 3 классе
  • Начальные классы
Описание:

Урок развития речи по написанию писем стал традиционным в моей практике. Обычно провожу его с третьеклассниками, поскольку ребятя начинают свободно выражать свои мысли с помощью текста, не боятся высказывать свои мысли. Данный конспект стал призёром Республиканского этапа Всероссийского конкурса "Лучший урок письма" и лауреатом Всероссийского этапа  этого конкурса.Данный тип урока позволил применить групповую и индивидуальную форму учебной деятельности, которая помогла успешно осуществить дифференцированный подход для разных групп учащихся с разным уровнем усвоения материала.

В качестве функции контроля была проведена практическая работа, цель которой определить степень первичного усвоения материала на этом уроке.

В разработке урока на этапе вызова использованы приёмы наблюдения и смысловых ассоциаций, словарная работа.

На стадии осмысления – работа с текстом, лингвистический практикум, игровые элементы.

На этапе рефлексии – экспресс-опрос. Это помогает учащимся подытожить свои знания по теме и даёт учителю представление о восприятии темы школьниками.

Автор Минеева Ольга Илларионовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 399
Номер материала 18221
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓