Главная / Начальные классы / Урок развития речи на тему "Обучающее сочинение «Осенние парашютисты»" 4 класс

Урок развития речи на тему "Обучающее сочинение «Осенние парашютисты»" 4 класс

Документы в архиве:

6.85 МБ Музыкальное сопровождение ко 2 слайду - до начала текста песни (27 сек).mp3
4.4 МБ Русский язык 4 кл. Сочинение.ppt
75.5 КБ Якупова В.Г. Сочинение .doc

Название документа Русский язык 4 кл. Сочинение.ppt

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 Ново-Савиновского района г.Казани...
Парашютист – тот, кто совершает прыжок с высоты пр помощи устройства с раскр...
Метафора – языковой приём, когда два предмета сравниваются по какому-нибудь п...
Ветер злой, холодный Листья оборвал. По дорожкам грязным Все их разбросал. И...
Утром мы во двор идём, Листья сыплются дождём. Под ногами шелестят, И летят, ...
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек лёгкая с...
Приложение Осенние парашютисты Части плана	Слова-«помощники» I Вступление (де...
Вступление Оглянись вокруг! Какая красота!
Основная часть Осенняя фантазия. Осенняя зарисовка. Осенняя сказка. Листопад!...
Выбор за вами… Не просто падают, а… 	кружатся 	летят 	качаются на паутинках 	...
Заключение Осень – любимое время года. Грущу вместе с осень – скоро зима.
Работы учеников Осенние парашютисты. Утром мы во двор идём, Листья сыплются д...
Работы учеников Осенние парашютисты. Закружилась листва золотая В розоватой в...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 Ново-Савиновского района г.Казани» Р
Описание слайда:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 Ново-Савиновского района г.Казани» РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс I четверть 36 урок ТЕМА: Обучающее сочинение «Осенние парашютисты»

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Парашютист – тот, кто совершает прыжок с высоты пр помощи устройства с раскрыва
Описание слайда:

Парашютист – тот, кто совершает прыжок с высоты пр помощи устройства с раскрывающимся в воздухе куполом.

№ слайда 4 Метафора – языковой приём, когда два предмета сравниваются по какому-нибудь приз
Описание слайда:

Метафора – языковой приём, когда два предмета сравниваются по какому-нибудь признаку Олицетворение – выражение, представление в образе живого существа Эпиграф – точная дословная выдержка из какого-нибудь произведения писателя или поэта, отражающая тему сочинения

№ слайда 5 Ветер злой, холодный Листья оборвал. По дорожкам грязным Все их разбросал. И.Бе
Описание слайда:

Ветер злой, холодный Листья оборвал. По дорожкам грязным Все их разбросал. И.Белоусов

№ слайда 6 Утром мы во двор идём, Листья сыплются дождём. Под ногами шелестят, И летят, лет
Описание слайда:

Утром мы во двор идём, Листья сыплются дождём. Под ногами шелестят, И летят, летят, летят. Е.Трутнева

№ слайда 7 Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек лёгкая стая
Описание слайда:

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек лёгкая стая, С замираньем летит на звезду. С.Есенин

№ слайда 8 Приложение Осенние парашютисты Части плана	Слова-«помощники» I Вступление (дети
Описание слайда:

Приложение Осенние парашютисты Части плана Слова-«помощники» I Вступление (дети могут записывать свои варианты) Оглянись вокруг! Какая красота! волшебница, красавица, золотая, дивная, славная, очаровательная, чародейка, как и зима Лес, точно терем расписной! II Основная часть (дети могут записывать свои варианты) 1. Осенняя фантазия. Осенние зарисовки. Осенняя сказка. без красок и кисти раскрасила янтарем и рубинами загорелись листья покрылись лимонной желтизной пылают багрянцем пурпурные 2. Листопад! Настоящий осенний десант! Глаголы (на слайде 11) композиции панно будут радовать глаз для украшения города соткала для земли яркий разноцветный ковёр укрыла тёплым лоскутным одеялом Настоящее чудо! III Заключение (дети могут записывать свои варианты) Осень – любимое время года. Грущу с осенью – скоро зима. жаль расставаться природа готовится к зиме пролетела, как яркая птица До свидания, осень!

№ слайда 9 Вступление Оглянись вокруг! Какая красота!
Описание слайда:

Вступление Оглянись вокруг! Какая красота!

№ слайда 10 Основная часть Осенняя фантазия. Осенняя зарисовка. Осенняя сказка. Листопад! На
Описание слайда:

Основная часть Осенняя фантазия. Осенняя зарисовка. Осенняя сказка. Листопад! Настоящий осенний десант!

№ слайда 11 Выбор за вами… Не просто падают, а… 	кружатся 	летят 	качаются на паутинках 	ска
Описание слайда:

Выбор за вами… Не просто падают, а… кружатся летят качаются на паутинках скачут плывут скребутся шелестят шуршат под ногами

№ слайда 12 Заключение Осень – любимое время года. Грущу вместе с осень – скоро зима.
Описание слайда:

Заключение Осень – любимое время года. Грущу вместе с осень – скоро зима.

№ слайда 13 Работы учеников Осенние парашютисты. Утром мы во двор идём, Листья сыплются дожд
Описание слайда:

Работы учеников Осенние парашютисты. Утром мы во двор идём, Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят, И летят, летят, летят… Е.Трутнева Наконец-то наступила долгожданная осень. Какая красота вокруг! Деревья одели праздничный наряд. Листья берёзы блестят, словно золото. А какими красивыми стали листья клёна – бордово-жёлтого оттенка. Только у ёлочки листочки остались такими же зелёными. Вдруг подул озорной ветер. Как же красив листопад. Листья кружатся, парят в воздухе и кажется, будто золотые капельки падают с деревьев. Мы видим, как листья плавно опускаются на дорожки парков, садов, школ и покрывают землю разноцветным ковром. Во время листопада дети собирают разноцветные листья и делают из них поделки, которые дарят своим родным и близким. Таким образом, листья выполнили свою миссию. Они украсили город и подарили радость их жителям. Галиева Эльмира

№ слайда 14 Работы учеников Осенние парашютисты. Закружилась листва золотая В розоватой воде
Описание слайда:

Работы учеников Осенние парашютисты. Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. С. Есенин Наконец-то наступила золотая осень! Какая вокруг красота! Стройные берёзки покрылись лимонной желтизной. А рябины одели яркие рубиновые бусы. Только пушистые ёлочки стоят в своём неизменном зелёном наряде. Вдруг налетел озорной ветер. Легко пробежав по деревьям, он сорвал с них разноцветные листочки. Медленно кружась, листья падают на землю, покрывая её ярким ковром. Их плавный танец напоминает нам приземление парашютистов. Яркая окраска упавших листьев украшает город. Парки, дворы, крыши домов усеяны разноцветными пятнами. Город словно горит красками осени. Хусаинова Аделя.

Название документа Якупова В.Г. Сочинение .doc


  • Якупова Венера Геннадьевна, учитель начальных классов


  • МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани



  • Урок развития речи

4 класс

Обучающее сочинение «Осенние парашютисты»


Сочинение в обучении русскому языку занимает особое место. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои творческие силы и возможности.

Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесение чего-то своего, личного в текст.

От школьника требуется сложный комплекс действий:

  1. подготовка материала и его систематизация;

  2. обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения;

  3. установление логических связей;

  4. выбор слов, словосочетаний, фразеологизмов;

  5. построение предложений и связи между ними;

  6. проверка орфографии.


Это требует не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью Ученики любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нём можно проявить себя, «писать своё».

Хочется обратить внимание на уроки анализа сочинений:


  1. Никогда не начинать с плохого.

  2. Не сообщать количество двоек и троек.

  3. Кто не справился, посоветовать им прочитать чьи-то работы и переделать (редко, кто из учащихся воспользуется этим и спишет, ведь учитель уже проверил это сочинение, знаком с его содержанием).

  4. Нельзя творчество оценивать «2».

  5. Больше положительного!

  6. Сочинения носят обучающий характер (мы учимся их писать, а это приходит с годами).

  7. Надо обязательно проводить уроки анализа работ, чтобы следующие сочинения были лучше.









































Тема: Обучающее сочинение

«Осенние парашютисты»


Цели:

  • Работать над формированием умения строить речь в определённой композиционной форме;

  • Учить систематизировать собранный к написанию сочинения материал;

  • Продолжить работу над изученными орфограммами и правилами пунктуации


Оборудование:

  • Презентация к уроку (диск прилагается)

  • ПРИЛОЖЕНИЕ* (для каждого ученика)


Ход урока


I Оргмомент. Эмоциональный настрой к уроку. ( слайд 2, музыкальное сопровождение до начала текста песни – 27 секунд)


Учитель читает стихотворение:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предшествие сходящих бурь,

Порывистый холодный ветр порою.

Прощай, прощай, сияние небес!

Прощай, прощай, краса природы!

Волшебного шептанья полный лес,

Златочашуйчатые воды.


- О чём говорится в этом стихотворении? (об осенних изменениях в природе))

Учитель: Осень – печальная пора, время листопада, улетают птицы в дальние края. Но это «дивная пора» у Тютчева, «Славная» у Некрасова, «очей очарованье» у Пушкина.

Я думаю что, наверно, нигде нет такой красивой осени, как у нас в России.

II Сообщение темы урока.

Тема сочинения – «Осенние парашютисты» (записана на доске)

- Как вы считаете, а о чём пойдёт речь? Почему?

(об осенних листьях)

- Кого называют парашютистами?

(ответы детей)

- Давайте заглянем в «Толковый словарь» Ожегова и найдём точное лексическое значение этого слова (слайд 3)

Парашютист – тот, кто совершает прыжок с высоты при помощи устройства с раскрывающимся в воздухе куполом.

- Почему осенние листья так можно назвать?

(они слетают вниз так, как это делают настоящие парашютисты)

Учитель: Листья сравниваются с парашютистами, потому что могут парить и кружить в воздухе, как они.

Такой языковой приём, когда 2 предмета сравниваются по какому-нибудь признаку, называется метафора.

А ещё неодушевлённые предметы – листья сравниваются с живыми людьми – парашютистами. Этот приём называется олицетворением.

(слайд 4)

Об этих переносных значениях слов и других мы говорим на уроках литературного чтения. Они делают нашу речь более образной и выразительной.

III Проверка домашнего задания - подбор эпиграфов к сочинению.

(слайд 4)

Эпиграф – точная дословная выдержка из какого-нибудь произведения писателя или поэта, отражающая тему сочинения.

Дети зачитывают свои домашние заготовки.

Учитель подготавливает несколько эпиграфов (слайды 5, 6, 7)

IV Подготовка к написанию сочинения, составление плана.

Учитель: Мы собирали языковой материал на уроках литературного чтения, наблюдали за погодой, за изменениями в природе, ходили на экскурсию

в парк, рассматривали осенние пейзажи.

Составим план, по которому будем работать. Напоминаю, что он будет состоять из трёх частей.

Работаем на листах, которые есть у каждого (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) – слайд 8. (По мере составления плана они заполняются. Помогут в написании сочинения и опорные слова, данные в правой части таблицы.)

- О чём напишем во вступлении?

(О том, что наступила осень, какая она красивая, печальная, дождливая, чародейка, как и зима)

- Не забудьте написать о том, как красиво стало в осеннем лесу, парке.

Запись в план:

I) Оглянись вокруг! Какая красота! (слайд 9)

Далее проводится орфографическая работа с опорными словами и составляется несколько предложений.

- Тема раскрывается в основной части сочинения

- О чём должны написать? (описать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени)

- Дайте название этой части.

Запись в план:

o II) 1.Осенняя фантазия. Осенняя зарисовка.

Осенняя сказка. (слайд 10)

  • Мы должны представить себе осень так, как мы её видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа осенью.

Какое чудо мы можем наблюдать с приходом осени? (Листопад. Как осень без кисти и красок разукрасила все листья. Осень соткала яркий разноцветный ковёр на земле. Укрыла её тёплым лоскутным одеялом).

  • Какие листья вы видели осенью? (Ответы детей, можно использовать опорные слова)

Проводится также орфографическая подготовка.

  • С чем можно сравнить листопад? ( С золотым дождём; листья летят, как птицы; если ударить по дереву, то хлынет сверкающий водопад).

  • Прочитайте название темы сочинения. С кем ещё сравним летящие с дерева листья? (с парашютистами)

  • Дополните название основной части.

Запись в план:

(ко II) 2.. Листопад! Настоящий осенний десант! (слайд 10)

- Прочитайте эти глаголы (слайд 11). Какие используете в своём сочинении, чтобы передать действия «своих парашютистов»?

(Проводится орфографическая подготовка)

- А какова цель этого десанта? Не просто же так разбросала осень листья.

(Осенний десант с целью украшения города; разноцветный ковёр из листьев украсит город; опавшие листья годятся для составления букетов, композиций, панно и будут радовать глаз всю долгую зиму)

Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.

  • Как вы его закончите?

  • Как осень влияет на ваше настроение?

  • За что вы любите это время года?

Запись в план:

III) Осень – любимое время года.

Грущу вместе с осенью – скоро зима.

(слайд 12)

V Напутствие перед самостоятельной работой

Каждый по своему видит осень, поэтому каждый будет писать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже.

Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании,



правильности в построении предложений, грамотного написания.

VI Самостоятельная работа

Самопроверка (дети пользуются орфографическими словарями)

VII Чтение сочинений. Анализирование.

  • Что понравилось?

  • Что можно посоветовать автору?

  • Чем дополнить сочинение?

VIII Подведение итогов

Домашнее задание: подготовиться к выставке работ (сочинения оформляются в один альбом, можно записать свои работы на листах необычной формы)

Приложение*

(есть у каждого ученика, таблица заполняется во время работы на уроке)


Осенние парашютисты

Части плана

Слова-«помощники»

I Вступление

(дети могут записывать свои варианты)

Оглянись вокруг!

Какая красота!

волшебница, красавица, золотая, дивная, славная, очаровательная, чародейка, как и зима

Лес, точно терем расписной!

II Основная часть

(дети могут записывать свои варианты)

1. Осенняя фантазия.

Осенние зарисовки.

Осенняя сказка.

без красок и кисти раскрасила

янтарем и рубинами загорелись листья

покрылись лимонной желтизной

пылают багрянцем

пурпурные

2. Листопад!

Настоящий осенний десант!

Глаголы (на слайде 11)

композиции

панно

будут радовать глаз

для украшения города

соткала для земли яркий разноцветный ковёр

укрыла тёплым лоскутным одеялом

Настоящее чудо!

III Заключение

(дети могут записывать свои варианты)

Осень – любимое время года.

Грущу с осенью – скоро зима.

жаль расставаться

природа готовится к зиме

пролетела, как яркая птица

До свидания, осень!



Работы учеников.


Осенние парашютисты.

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…


Наконец-то наступила долгожданная осень. Какая красота вокруг! Деревья одели праздничный наряд. Листья берёзы блестят, словно золото. А какими красивыми стали листья клёна – бордово-жёлтого оттенка. Только у ёлочки листочки остались такими же зелёными.

Вдруг подул озорной ветер. Как же красив листопад. Листья кружатся, парят в воздухе и кажется, будто золотые капельки падают с деревьев. Мы видим, как листья плавно опускаются на дорожки парков, садов, школ и покрывают землю разноцветным ковром.

Во время листопада дети собирают разноцветные листья и делают из них поделки, которые дарят своим родным и близким.

Таким образом, листья выполнили свою миссию. Они украсили город и подарили радость их жителям.

Галиева Эльмира.


Осенние парашютисты.

Вот и осень пришла. Ещё стоят тёплые деньки, но по утрам уже чувствуешь лёгкий осенний морозец. Листья на деревьях постепенно меняют окраску. Если день стоит солнечный и небо голубое, то всё вокруг кажется, покрыто золотом. А если пойти в лес, то сразу заметишь, что он стал как терем расписной. В лесу стало тихо, не слышно птичьих голосов. В лесу все деревья, как на празднике в своих осенних платьях. Берёза в жёлтом наряде, а рядом с ней красуется оранжевая, как апельсин, рябина. Даже в безветренную погоду с деревьев опадают листья и, как осенние парашютисты, плавно опускаются на землю. Земля кажется покрытой красивым, пёстрым ковром.

Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Иногда можно услышать, как курлыкают журавли, они прощаются с нами до будущей весны.

Совсем скоро прилетят с севера тяжёлые серые тучи, закроют всё небо и пойдут холодные осенние дожди. А пока светит нежаркое солнце, только деревья душу и радуют.

Сергеев Александр





Урок развития речи на тему "Обучающее сочинение «Осенние парашютисты»" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

          Сочинение в обучении русскому языку занимает особое место. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.

         Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои творческие силы и возможности.

         Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесение чего-то своего, личного в текст.

Автор Якупова Венера Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 5828
Номер материала 28590
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓