Главная / Русский язык и литература / Урок развития речи на тему "История письма". 5-й класс (час общения)

Урок развития речи на тему "История письма". 5-й класс (час общения)

Урок развития речи на тему "История письма".

5-й класс (час общения)

ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с историей письма; дать классификацию существующих видов писем, помочь учащимся уяснить разницу между ними;

  • материалом урока привлечь внимание учащихся как к письменному, так и к устному виду человеческого общения, таким образом продолжая формировать в них коммуникативные навыки; повысить культуру общения;

  • прививать учащимся любовь к родному языку.

ВИДЫ РАБОТ: наблюдение над языковым материалом, слово учителя, работа учащихся в группах, беседа, работа с раздаточным материалом, самостоятельная творческая работа.

НАГЛЯДНОСТЬ: раздаточный материал (карточки); записи на доске, презентация, клип.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: история.


«Язык и слова - ветка и листья сердца и

свидетельствуют о том, сухо или зелено оно».

 А. Перес


І. Организационный момент

Класс разделен на две группы учащихся, которые располагаются за отдельными столами.

ІІ. Активизация мыслительной деятельности

  1. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель. Сегодня вы пришли в кбинет русского языка на час общения, чтобы совершить путешествие в Страну Письменности.

Вопрос. Как вы думаете, для чего люди путешествуют? (Ответы учащихся).

Учитель. Да, действительно, для того, чтобы открыть что-то новое или узнать то, что неизвестно до нашого времени. Вот и мы с вами двумя командами – лодками поплывём в путешествие, чтобы побывать в Стране Письменности, чтоб узнать различные виды письма.

И пусть наше путешествие пройдёт под девизом:

«История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем».

В путь.(Учитель читает стихотворение)

Уму и сердцу язык твой проводник,
Без него попадёшь ты в тупик.
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты без него уже не ты.

Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье
Не допусти к нему пренебреженья.

Не дай повесить родному языку чужой ярлык.
Наследие твоё – твоя земля и твой язык
И искажать его невеждам не давай,
Об этом ты, дружок, не забывай


Так прекрасно написала о родном языке Г. Пурга в стихотворение «О родном языке». Действительно, наш язык - это лучик, а лучики бывают у солнца.


  1. Игра в ассоциации (метод грозди). (На ватмане нарисованосолнце без лучей).

Учитель. Дети, обратите внимание на наше солнышко. Чего ему не хватает? (Ответ: лучей). Правильно, лучики у меня, сейчас я раздам их вам, а вы внимательно подумаете и напишите на лучиках слова – ассоциации, которые возникают у вас, когда слышите слово «Язык»

Дети работают в группах. Потом по очереди зачитывают записанные слова и прикрепляют лучи к солнышку .

Учитель. Посмотрите, какое у нас получилось яркое и красивое солнышко, такое, как и наш родной язык.

А вот как говорит о родном языке ученица 7 класса Будник Екатерина:

Велик и прекрасен ты, русский язык!
К нему, как и все, я с детства привык.
И где бы ты ни был, в чужой стороне,
Услышать его будешь счастлив вдвойне.
Все братья-славяне нас могут понять,
На нём говорили крестьяне и знать.
Мы чувства и мысли свои выражаем
И с помощью слова других понимаем!

Итак, мы подошли к берегам Страны письменности. Рассмотрим виды письма, которые существовали всю историю человечества.

  1. Просмотр презентации.

(Презентация «Путешествие в Страну Письменности». Слайди 1, 2, 3).

3.1. Предметное письмо.

Учитель. Это общение с помощью определённых предметов. Например, у североамериканских индейцев общее раскуривание трубки обозначало принятие мира. У других народов есть традиция завязывать узелки как напоминание о чём-либо. (Слайди 4, 5).

Предметное письмо очень ограниченное: с помощью него можно выражать только короткие конкретные сообщения.

3.2. Пиктографическое письмо.(рисунки)

(Слайди 6, 7).

Учитель. Начало такого письма – зарубки охотников на деревьях. Сейчас такое письмо мы можем наблюдать в знаках дорожного движения: например, перечёркнутая стрелка обозначает, что движение в определённом направлении запрещено.

В современном мире мы встречаем примеры данного вида письма на каждом шагу. Вот несколько общепринятых примеров: череп и кости на трансформаторних будках; знаки родов войск на погонах и в петлицах военнослужащих – танки, пушки, крылья; рисунки бокалов на коробках, в которых превозят предметы, которые могут розбиться і т. п. (Слайд 8).

(Презентация слайди 9-16).

3.3. Ідеографическое, или символическое, письмо.

Учитель. Ідеографическое письмо называется ещё письмом иероглифов. Самые известные письменности – египетская, шумерская, китайская, писменность майя (Мексика). Из них только китайская (и возникшая от неё японская) существуют до сих пор.

Всего в современной китайской письменности 60 тисяч иероглифов. Как правило, китаец владеет несколькими тисячами иероглифами, и этого достаточно, чтобы читать газеты, журналы и художественную литературу. (Слайд 17).

Мы сейчас тоже используем иероглифы, сами того не замечая. Например, %. Сюда относятся арабские (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0) и римские (І, V, Х…) цифры, математические знаки (, , , ). Эти знаки понимают и русский, и француз, и турок, но прочитают (озвучат) каждый по-своему.

3.4. Звуковое, или буквенное, письмо.

(Презентация, слайды 18, 19)

Учитель. Это письмо, которым мы пользуемся сейчас. Это письмо, в котором каждому звуку соответствует отдельная буква. Знаки для обозначения согласных звуков были взяты греками из финикийской письменности, а для гласных – греки придумали сами. (Слайд 20).

Греческий алфавит получился таким простым и удобным, что его стали использовать и другие народы Средиземноморья.

Из финикийского алфавита возникло много других письменностей, такие как арабская и индийская.

В свою очередь, большинство письменностей, в том числе и латинский алфавит, возникли из греческого письма. Латинским алфавитом с разными добавочными знаками, которые не существовали в латинском языке, пользуется большая часть человечества.

Но нас интересует русский алфавит, или, как его ещё называют, кириличный. (Слайд 21). Кирилица имеет 43 букви. Со временем некоторые буквы стали лишними и исчезли из алфавита. Кирилица не единственная раннеславянская письменность. Существовала ещё и глаголица. Она сложнее, чем кирилица.

Считают, что кирилицу, точнее славянский алфавит, создали два брата-монаха – Кирилл и Мефодий. (Слайд 22).

В 1963 году все славянские страны праздновали юбиллей – 1100 лет со времени создания славянской азбуки. Каждый год 24 мая празднуется День славянской птсьменности.

(Слайди 23, 24).

Как мы видим, к вопросам письменности и языка наши далёкие предки относились очень серьёзно, со всей ответственностью.

Вот мы и побывали в Стране Письменности. Было ли вам тут интересно? (Беседа с учащимися)

Но время возвращаться домой. Нас ждёт река народной мудрости.

Предлагаю вам сыграть в «Языковое домино».

  1. Языковое домино.

(Карточки для двух команд, нужно совместить части пословиц и поговорок о языке).

Для 1 команды.

Мудрая голова

а делом не ленись

Болтуна видать по слову,

язык отдыхает

Языком не спеши,

пройми языком

Грудь нараспашку,

- короткий язык

Язык враг:

прежде ума глаголет

Не пройми копьем,

а рукам воли не давай

Языком болтай,

а рыбака по улову

Когда голова думает,

язык на плечо

Правильные ответы

Мудра голова - короткий язык. 

Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.

Языком не спеши, а делом не ленись. 

Грудь нараспашку, язык на плечо.

Язык враг: прежде ума глаголет. 

Не пройми копьем, пройми языком. 

Языком болтай, а рукам воли не давай. 

Когда голова думает, язык отдыхает.


Для 2 команды.

Чего глаз не видит,

- острей того

Острый язык

пристанет - не отлепишь

Жало остро, а язык

а лень с языком

Работа с зубами,

а на сердце ледок 

На языке медок,

- два замка

Дурное слово как смола:

того и язык не бредит 

Коня на вожжах удержишь,

а слова с языка не воротишь 

У языка зубы да губы

змею из гнезда выманит

Правильные ответы

Чего глаз не видит, того и язык не бредит. 

Острый язык змею из гнезда выманит. 

Жало остро, а язык - острей того. 

Работа с зубами, а лень с языком. 

На языке медок, а на сердце ледок. 

Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь.

Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. 

У языка зубы да губы два замка.


Учитель. Ребята, зачитайте, что у вас получилось. (Учащиеся зачитывают полученные пословицы и поговорки.) Все молодцы!

Наше путешествие подошло к концу, я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного.

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Иван Бунин «Слово»

  1. Просмотр клипа «Песня о русском языке»

(Marina Parastaeva.You tube)

Урок развития речи на тему "История письма". 5-й класс (час общения)
  • Русский язык и литература
Описание:

ЦЕЛИ:

·          познакомить учащихся с историей письма; дать классификацию существующих видов писем, помочь учащимся уяснить разницу между ними;

·         материалом урока привлечь внимание учащихся как к письменному, так и к устному виду человеческого общения, таким образом продолжая формировать в них коммуникативные навыки; повысить культуру  общения;

 

·         прививать учащимся любовь к родному языку.

Автор Бутрик Ольга Владимировна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 344
Номер материала 9731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓