Инфоурок Литература КонспектыУрок развития речи для 8 класса " Сочинение-описание картины Н. Кузнецова " Казанский кремль"

Урок развития речи для 8 класса " Сочинение-описание картины Н. Кузнецова " Казанский кремль"

Скачать материал

Тутаева Светлана Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной категории

 МБОУ «Юлдузская СОШ»

Чистопольского района РТ.

 

Тема урока: Сочинение- описание по картине Н.Д.Кузнецова  «Казанский кремль».

Цели урока:

Образовательные:

Обучение написанию сочинения по картине, знакомство с творчеством художника Татарстана Н.Д.Кузнецовым.

Развивающие:

1.Развитие творческих способностей учащихся.

2.Развитие умения отбора материала к описанию картины.

3. Развитие умения излагать свои мысли.

4. Развитие эстетической чуткости и воображения.

Воспитательные:

1.Воспитание любви и уважения к культуре родного края.

2. Духовно- нравственное воспитание.

3. Воспитание познавательного интереса к творчеству  наших земляков.

Оформление:

1.     Репродукция картины  художника Н.Д.Кузнецова «Казанский кремль»

2.     Компьютерная презентация творчества Н.Д.Кузнецова.

Опережающие задания:

    1.Биография и творческое наследие Н.Д.Кузнецова.(готовят 2 ученика)

     2. Особенности пейзажа, его разновидности

     3. Архитектурный комплекс Казанского кремля. (самостоятельный подбор материала)

 

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи- описание картины казанского художника. Искусство художников нашей республики вносит значительный вклад в сокровищницу художественных ценностей и имеет богатые традиции и замечательные достижения. Каких художников Татарстана вы можете назвать?

Ученики: В первую очередь вспоминаются картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Дубовая роща», написанные по впечатлениям красивейших мест Елабуги.

  Баки Урманче- художник, известный далеко за пределами Татарстана, Ф.Фаттахов, В.Куделькин.

Учитель: Спасибо. Мы благодарны людям, позволяющими открывать в знакомом окружении прекрасные места нашего Татарстана. А сегодня мы с вами познакомимся с художником Николаем Кузнецовым, который сыграл большую роль в развитии живописи Татарстана в послевоенный период.

Выступление ученика. (В течение выступления идет презентация  репродукций картин Н.Кузнецова)

Н. Д. Кузнецов родился 22 мая 1923 года в поселке Васильево Зеленодольского района. Окончил Казанское художественное училище, а в годы Великой Отечественной войны работал слесарем-сборщиком на заводе в Казани. С 1946 г. работал в Татхудожнике (ТХФ). Заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР (1957), лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1971), награжден медалями и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Татарской АССР Н. Д.

Н. Д. Кузнецов способствовал заметному расширению тематического диапазона пейзажной живописи Татарии. Он ввел в эту живопись темы развития железнодорожного транспорта (ему лично, родившемуся в семье железнодорожника, особенно близкие с детства); работы речного порта и трудовой жизни большой судоходной реки; жизни современного крупного, строящегося города (причем не только Казани, но и Москвы, которую он хорошо знал и неоднократно с большой любовью воспроизводил в своих пейзажах, а также новых Набережных Челнов (рождение которых он запечатлел в своих последних работах); разработки нефти, газа и строек «большой химии» в Татарстане.

В зените творческой зрелости в 1974 году, едва перевалив пятидесятилетний рубеж, он оставил сей мир, который страстно любил и без устали воспевал в своих живописных полотнах.
Созданию каждой картины предшествовали сотни этюдов, написанных с натуры, где отражались разные настроения автора и состояния погоды, времени дня. Николай Дмитриевич подробно изучал каждую деталь, чтобы было из чего выбрать самое существенное и характерное для задуманной картины. Многие этюды воспринимаются самостоятельными произведениями искусства - энергия непосредственного живого чувства сохраняется в них благодаря продуманности композиции и колористической законченности живописного образа.(«Осиновый лес», «Начало весны», «Золотая осень близ Васильево»)
Его называли непревзойденным мастером индустриального пейзажа. Действительно, кто еще мог бы так убедительно показать, что депо в Юдине может выглядеть  изысканно, а черные паровозы могут быть так элегантны. («Станция Юдино»,  «Весна на транспорте», «Железнодорожный узел»)

Или гигантские ярко-красные портовые краны - словно фантастические крабообразные пришельцы приземлились на волжских берегах, чтобы ускорить развитие человеческой цивилизации.(«Новая Казань»)
Николай Дмитриевич свято верил в индустриальный прогресс, в то, что с помощью новых машин, заводов, космических ракет наша жизнь станет

 лучше, богаче и интереснее. Об экологии в те времена еще не думали так, как теперь. В индустриальном пейзаже он сумел соединить лирическую задушевность и стремительность XX века, насыщенного преобразованиями.

На полотнах Кузнецова человек еще не враг родной земле и природе, его делами еще не грешно восхищаться, так же как новыми улицами столичных городов или тишиной деревенских окраин.
Древняя арабская пословица гласит: красота заключена в зрачке смотрящего. Может быть, сегодня чистые уголки природы, старинные улицы городов, запечатленные художником, кому-то нравятся больше, чем индустриальные новостройки.

Но  очищенное от идеологической позолоты творчество Кузнецова не теряет художественных достоинств, потому что рукой художника водили редкий живописный дар и искренние чувства, а в зрачке его сверкало неистребимое жизнелюбие, без которого подлинная красота никак невозможна.

Работы нашего замечательного земляка хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана, в картинных галереях городов Альметьевска, Набережных Челнов, в музеях Ульяновска, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Самары.

Учитель. Спасибо. На уроке мы познакомимся  с одной из лучших картин Николая Кузнецова «Казанский кремль».(Демонстрация картины)

Беседа по картине и составление рабочих материалов к сочинению.

Учитель: Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину?

Ученик: От картины веет тишиной, спокойствием, поэтому настроение умиротворенное, хочется долго не отводить глаз от этой картины.

Учитель: Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на картину? Какие признаки в самой картине свидетельствуют о весне?

Ученик: Да, от картины словно доносится запах весеннего воздуха. Небо уже весеннее, голубоватое, светлое. Ощущение света и воздуха пронизывает всю картину. Этот рыхлый, изрядно подтаявший снег, эти деревья, тонкие, хрупкие, отражающиеся в воде, кажущиеся еще выше- все это создает чувство весеннего простора.

Учитель: Какое место на картине занимает кремль?

Ученик: Казанский кремль сразу попадает в поле зрения, а вернее, западает в душу. Кажется, что он заполняет все пространство картины, хотя есть передний план. На центральном плане картины, словно из тумана, проступают стены  архитектурного ансамбля, сохраняющего черты всех пронесшихся над ним столетий, Казанского кремля. Живописно, широко и раздольно раскинулся кремль на высоком холме. Его обрамляют высокие белокаменные стены с бойницами и шатровыми башнями. Формы стен так просты и легки, как будто сделаны не из камня, и просто парят в весеннем воздухе.
Учитель: Какие достопримечательности архитектурного ансамбля вы можете назвать, глядя на картину?

Ученик : Взгляд сразу отмечает две чудесные башни, расположенные по обеим сторонам архитектурного ансамбля  - белоснежную Спасскую и башню Сююмбике. Высокие шпили башен устремлены вверх.

Башня Сююмбике широко известна далеко за пределами Татарстана. Стройная семиярус­ная башня из красного обожженного кир­пича по-особенному смотрится на белом фоне кремлевского ансамбля и придает своеобразную красоту всему кремлю. Без ее изящного стройного силуэта невозможно представить наш город.

Народ сложил множество легенд об этой башне, и почти все они так или иначе связаны с именем Сююмбике, последней казанской царицы.

С левой стороны картины  возвышается Спасская башня - главная проездная башня кремлевских стен. Массивность, монументальность, строгость линий указывает на то, что башня возводилась как военно-крепостное сооружение.   Белый цвет (башня сложена из известняка) придает ей воздушность и ощущение легкости.

Справа от башни Сююмбике  расположен Благовещенский кафедральный собор, относящийся к числу наиболее древних построек кремля. Это изящное строение с высокой колокольней соединило в себе татарское зодчество и московские постройки.  Мы видим белые стены собора и голубые купола, сливающиеся  с небом.

Слева от башни Сююмбике вырисовывается в дымке тумана нечеткий силуэт  белого здания бывшей дворцовой церкви. Чуть далее виднеется темная крыша здания, дом правительства. Белые стены обнимают весь комплекс кремля, словно защищая от времени.

Учитель: Какой фон создал художник при изображении Казанского кремля?

Ученик: В первую очередь фоном служит небо, утреннее, пронизанное первыми солнечными лучами. Именно на его фоне проступают очертания  древнего кремля.

Учитель: Что вы видите на переднем плане картины?

Ученик: Основную часть переднего плана картины занимают деревья, готовящиеся к весне. Голыми тонкими ветвями тянутся к солнцу, жизни. На ветвях сохранилась прошлогодняя листва. В облетевших кронах старых берез и тоненькой стайке молодых березок резвится ветерок. Крепкие стволы больших деревьев почти недвижимы, а молоденькие березки сгибаются под порывом несильного ветра. Темный рыхлый снег остался только в низине, в тени. Склон холма, ведущего к кремлю, покрыт сухой травой и перезимовавшими листьями. Мы видим идущих по дороге людей, телегу с лошадью, поворачивающий из-за угла трамвай. На подступах к кремлю видны крыши деревянных домиков.

Учитель: Как вы думаете, что было дорого самому художнику, когда он создавал картину?

Ученик: Художник стремился передать чувство возрождения  жизни, чувство весны. Картина написана через десять лет после окончания войны. Затягивались раны, нанесенные войной, продолжалась жизнь. Действие картины происходит весенним утром, и это неслучайно. Это начало жизни, пробуждение природы, надежда на лучшее. Казанский кремль, немало испытавший за свою многовековую историю, не производит впечатления древнего памятника старины. Да, он древний, но он и молодой, потому что его история не закончилась, потому что  он тоже живет своей жизнью. Это не просто слова- достаточно взглянуть на кремль сейчас. К тысячелетию Казани кремль преобразился. На его территории появилась мечеть Кул-Шариф - одна из величественных в мире. На территории кремля ведутся реставрационные работы. К сожалению, Н.Кузнецов, рано ушедший из жизни, не увидел, как изменилась панорама кремля, как изменилось место, которое он запечатлел на своей картине, но своей картиной он смог передать ощущение бесконечного бытия.

Учитель: Какие особенности композиции картины можно выделить?

Ученик: К особенности композиции можно отнести то, что при первом взгляде на картину мы обращаем внимание на центральную часть, где изображен Казанский кремль. Большую часть картины занимает небо. Все в картине устремлено вверх: и башни кремля, и стволы деревьев. Сам формат полотна тоже «вытянут» вверх. Зритель окидывает взглядом огромное пространство.

Учитель: Что можно сказать о цветовой гамме картины?

Ученик: С помощью удачно подобранного цвета в своем пейзаже художник смог передать чувство воздуха (пленер), свежего утра, пробуждающейся жизни. Художник использует  холодные оттенки синего, голубого (небо, купола собора), белые (стены, башня кремля), которые на зрительном уровне создают прозрачность и внушают чувство равновесия, спокойствия, вечности. Используя теплые  светло- коричневые оттенки

( стволы  деревьев, крыши домов, башня Сююмбике), розовый (пробивающиеся солнечные лучи на фоне голубого неба) художник смог передать движение, динамичность.

Цветовая гамма позволяет кремля как бы раствориться  окружающей природе, стать единым целым.

Учитель: Спасибо! Вспомните, что означает слово «гармония».

Ученик: Гармония (от греческого-связь, стройность)-согласованность частей единого целого, соразмерное сочетание всех элементов.

Учитель: В чем проявляется гармония в картине Н.Кузнецова «Казанский кремль»?

Ученик: В первую очередь в цветовой гамме красок. Искусно подбирая краски, художник не только добивается поразительного верного воспроизведения действительности, но и создает у зрителя определенное настроение, передает свое впечатление.

Учитель: Искусствоведу В.М.Володарскому принадлежат такие слова: «Все в картине художника несет особые ноты в музыку целого» . Как вы думаете, можно ли эти слова соотнести  с картиной Н.Кузнецова «Казанский кремль»?

Ученик:  Конечно! Если из музыкального произведения убрать хотя бы несколько нот, гармония нарушится. Если убрать хоть что- то из картины, то не останется гармонии, которой добивался художник. Именно в гармонии и проявляется истинный талант.

Учитель: Какое чувство вызывает картина Н. Кузнецова «Казанский кремль»?

Ученик: Чувство единения с природой, чувство обновления жизни, приподнятости, веры в будущее. Наш  родной край  богат талантами.

После знакомства с картиной хочется подойти  к стенам Казанского кремля, остановиться, ощутить себя причастным к истории  земли, на которой живем.

Учитель: Я думаю, картина нашего земляка, талантливого художника Н.Кузнецова не оставила никого равнодушным. Давайте еще раз внимательно рассмотрим картину. Вспомните, как называется жанр, к которому относится картина.

Ученик: Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, называется пейзаж. Картина Н.Кузнецова-это городской пейзаж.

Учитель: Вам предстоит составить текст-описание картины. Обратимся к памяткам, чтобы уточнить, как строится описание.

 

Памятка по работе над текстом описания.

Описание – это текст, который указывает признаки объекта речи. Что же такое признак? Это характерная черта, особенность, примета, по которой мы узнаем предмет. К признакам мы относим объем, размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, внешний вид, подвижность, статичность, характер, влажность, сухость, твердость, мягкость, прочность, гладкость, шероховатость.

 Основные принципы описания:

а) рассматривать предмет, выделять в нем те детали, части, из описания которых складывается общая картина;

б) отбирать признаки с учетом требований стиля (точные, объективные характеристики для научного и эмоциональные конкретные – для художественного);

в) выбирать соответствующие средства языка.

Структура описания

1. Общее представление описываемого.

2. Описание деталей, частей.

     3. Отношение к описываемому.

 

 

Словарно- стилистическая работа

1.     Подбор синонимов к словам

Художник- автор картины, мастер  пейзажа, живописец

Картина- полотно, холст, городской пейзаж

2.Составить односоставные и двусоставные предложения, включая в них составные сказуемые.

Вызывает впечатление, передает ощущение, пленяет, поражает, воплощает, утверждает.

Художник сумел передать чувство новизны пробуждающейся природы.

Автор картины стремиться утвердить гармонию окружающего мира.

Я был поражен удачно подобранной гаммой  оттенков цвета.

3. Объяснить значение слов ( с помощью толкового словаря)

Пленэр- живопись на открытом воздухе.

Теплохолодность- чередование теплых и холодных оттенков для создания эмоционально сильного цветового строя.

Мазок- наложение краски отрывистым, коротким движением кисти, а также слой краски, наложенный таким способом.

Лирический (пейзаж)- передающий индивидуальные чувства художника и вызывающий эмоциональное настроение.

Монументальный- величественный, производящий впечатление.

 

 

Систематизация материалов

 

План сбора материалов

Рабочие материалы

Красота весеннего утра

Запах воздуха, пробивающиеся первые лучи солнца, свежесть, первая зелень

Казанский кремль

Силуэт, архитектурный ансамбль, величественная панорама, архитектурная эмблема, монументальность, величественность, ощущение воздушности, возвышенная красота

Деревья, вода

Голые тонкие ветви, облетевшие кроны, длинные тени, рыхлый снег, разлившиеся весенние воды

Небо

Просветленность, переливы оттенков, ясное, лазурное, чувство покоя, умиротворения

Настроение

Торжественное спокойствие, вызывает ощущение  тишины, подлинное вдохновение

 

Составление плана сочинения- описания

1.Н.Д.Кузнецов- талантливый художник родного края.

2 Первое впечатление от картины.

3.Казанский кремль- идейный и зрительный центр картины.

а) Местоположение Кремля;

б) памятники архитектурного ансамбля;

в)постройки около кремля.

4.Передний план картины (деревья, их роль в композиции картины).

5.Задний план картины ( небо, его значение для передачи пространства).

6.Цветовая гармония  картины

7. Чувство возрождения жизни.

Составление устного описания картины

     Н. Д. Кузнецов- самобытный художник, наш земляк, прославивший своими полотнами красоту Татарстана. Особенностью творчества художника  является изображение  городских пейзажей. Перед нами  одна из лучших работ  мастера -  картина «Казанский кремль» 1955 года. 

   Хочется долго не отводить глаз от этой картины. От нее как будто веет весенним воздухом, такой свежестью, что мечтаешь  очутиться  там.            На центральном плане картины изображён  Казанский кремль. Так выглядел он в далёких 50-х годах.

      Живописно, широко и раздольно раскинулся Казанский кремль на высоком холме, с двух сторон окружённый водой. Издалека видны его белые стены, башни, церкви. Кремлёвский холм – колыбель города Казани. Именно с него начинается его рост, его первый шаг в мир.

      Одними из наиболее известных архитектурных сооружений являются Спасская башня и башня Сююмбике. Высокие шпили башен устремлены вверх.

    Башня Сююмбике широко известна далеко за пределами Татарстана. Стройная семиярус­ная башня из красного обожженного кир­пича по-особенному смотрится на белом фоне кремлевского ансамбля и придает своеобразную красоту всему кремлю. Башня Сююмбике является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. 

     С левой стороны картины  возвышается Спасская башня - главная проездная башня кремлевских стен. Массивность, монументальность, строгость линий указывает на то, что башня возводилась как военно-крепостное сооружение.   Белый цвет придает ей воздушность и ощущение легкости.

    Справа от башни Сююмбике  расположен Благовещенский кафедральный собор, относящийся к числу наиболее древних построек кремля. Мы видим белые стены собора и голубые купола, сливающиеся  с небом.

    Слева от башни Сююмбике вырисовывается в дымке тумана нечеткий силуэт  белого здания бывшей дворцовой церкви. Чуть далее виднеется темная крыша здания, дом правительства. Белые стены обнимают весь комплекс кремля, словно защищая от времени.      

А с внешней стороны кремля словно течёт своя жизнь, особенная и неповторимая. Мы видим старые, ветхие деревянные домишки, телеги с запряженными в них лошадьми, фигурки небогато и скромно одетых людей.   Всё это отражает дух прошлого. Прошлого века. Прошлой жизни.

     На переднем плане картины мы видим чудесный пейзаж: стоящие в разлившейся весенней воде стройные берёзки, на ветках которых раскрываются первые почки. Землю всё ещё покрывает снег, но уже талый и рыхлый, и кое-где проступает молодая травка.

       Чистое безоблачное небо занимает большую часть картины. Все в картине устремлено вверх: и башни кремля, и стволы деревьев. Сам формат полотна тоже «вытянут» вверх. Зритель окидывает взглядом огромное пространство. Здесь художник использует прохладный голубой цвет, чтобы показать нам, что весна ещё только-только наступила и не успела согреть всё вокруг, что стоит ещё холодная сырая погода.

       Наряду с холодными красками неба, снега и воды художник использует и тёплые краски в изображении оттаявшей земли и деревьев: желтоватые, светло-  и  темно-коричневые цвета.  Эти цветовые контрасты создают особый эффект. Мы, хоть и не видим на картине самого солнца, всё же чувствуем, что оно светит где-то высоко в небе. Об этом говорят, например, тени, отбрасываемые деревьями на воду. Цветовая гамма позволяет кремля как бы раствориться  окружающей природе, стать единым целым. Искусно подбирая краски, художник не только добивается поразительного верного воспроизведения действительности, но и создает у зрителя определенное настроение, передает свое впечатление.

Чувство единения с природой, чувство обновления жизни, приподнятости – вот какие чувства передает художник.

После знакомства с картиной хочется подойти  к стенам Казанского кремля, остановиться, ощутить себя причастным к истории  земли, на которой живем.

Домашнее задание:  Написать сочинение по картине Н.Д.Кузнецова «Казанский кремль» в жанрах интервью, дневниковых записей, эссе .

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок развития речи для 8 класса " Сочинение-описание картины Н. Кузнецова " Казанский кремль""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаемый конспект содержит описание всех элементов урока сочинения- описание картины. Особенностью данного урока является то, что он включает описание архитектурного памятника, изображенного на картине. Описание картины- довольно трудный вид работы на уроке развития речи, и, хотя к восьмому классу ученики уже обладают необходимыми навыками при написании такого сочинения, многие учащиеся испытывают затруднения, поэтому дидактически правильно организованная работа на уроке поможет справиться даже слабым учащимся. В конспекте подробно дана поэтапная работа над картиной c предположительными ответами учащихся на вопросы. Изучение на уроках развития речи творчества местных художников помогает лучше узнать культуру родного края, историю своего народа, поэтому имеет огромный воспитательный потенциал.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 790 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.09.2020 696
    • DOCX 304.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орлова Лилия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орлова Лилия Николаевна
    Орлова Лилия Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95023
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 318 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 362 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 335 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 698 человек

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек