Главная / Русский язык и литература / Урок развития речи: «А душу можно ль рассказать?» М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (8 класс)

Урок развития речи: «А душу можно ль рассказать?» М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (8 класс)

hello_html_76321f19.gifhello_html_39a726ee.gifhello_html_m5af14f10.gifhello_html_m1b7eeca6.gifhello_html_m1a4728be.gifhello_html_m758376bf.gifhello_html_1dd266e3.gifhello_html_m4feda303.gifhello_html_m311c0ef7.gifhello_html_m7fc11ed5.gifhello_html_m4676d9c4.gifhello_html_2493f286.gifМинистерство образования и науки РК

Медеуский районный отдел образования

КГУ «Общеобразовательная школа №29»











Урок развития речи в 8 классе:

«А душу можно ль рассказать?»

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»





















Разработала учитель

русского языка и литературы

Санкаева А.Р





г. Алматы, 2014

Тема: «А душу можно ль рассказать?»

Что за огненная душа, что за могучий дух, что за Исполинская натура у этого Мцыри? В.Г.Белинский

Цель урока: погрузить учащихся в худ. мир поэмы, помочь понять и почувствовать стремления героя; развить навык анализа и выразительного чтения; привить чувство уважения к труду в группах.

Наглядность: портрет поэта, иллюстрации.

  1. Оргмомент: приветствие и организация класса.

  2. Пред коммуникативная атака.

  • Итак, мы обращаемся к исповеди лермонтовского героя. Где эти главные слова? (чтение 1-2 главок)

  • я мало жил и жил в плену.

  • Вспомните, что такое лирика, эпос, романтический герой.

Запишите выводы: «Мцыри» - лироэпическая поэма, т. к. поэт рассказывает о судьбе героя, показывает картины его жизни и через героя высказывает свои мысли и чувства.

  1. Устное сочинение - отзыв. Запись на доске опорных слов:

тема - мечта - идея воля - 3 дня; монастырь - заключение; жизнь - смерть

  1. Прослушивание сочинений.

Тема поэмы «Мцыри» - это трагическая судьба непокорного и сильного духом героя. Основной идей произведения является то, что лучшие 3 дня настоящей жизни были на воле, чем заключение в монастыре, где человек не живет, а существует. Для Мцыри - романтического героя - лучше смерть, чем жизнь в плену.

  1. Выход на рекламный заголовок.

Учитель: Какой общий заголовок для большинства ваших сочинений можно придумать? Ученики: Возвышенная мечта героя и стремление к свободе.

  1. Выразительное чтение и анализ 5-8 главок.

А) Каким настроением

читаются 1-7 главки?

Б) Какую роль сыграли картины природы?

в) Что увидел на воле Мцыри? Что он вспомнил?

г) Каким чувством пронизаны строчки 8 главки?

д) Как эпитеты, сравнения, олицетворения

помогают понять душу героя? Запись в тетрадях: В монастыре. На воле.

  1. Организация работы в группах.

Класс разбивается на 3 группы.

  1. Группа (работают с 10-11 гл)

  2. Группа (работают с 12-14гл)

  3. Группа (работают с 15-1бгл)

Задания 1. Что видит и слышит Мцыри на воле? Что испытал?

  1. Какие чувства испытал Мцыри, наблюдая за девушкой?

  2. Как метафоры усиливают страшную картину?

  1. Индивидуальное задание (сильные уч-ся)

(работа с 17 -25 главками)

  1. Что значит для Мцыри барс?

  2. Что узнал Мцыри в последние часы на воле?

  3. Что понял Мцыри?

  1. Работа в группах

  1. Группа - чтецы. Подготовить выразительное чтение наизусть 17 главы

  2. Группа - структуристы. Как построена поэма и почему? Какова композиция поэмы?

  3. Группа - литературоведы. Вопросы: Где Мцыри более одинок в монастыре или на воле? Почему Мцыри

сравнивает себя бледным цветком, выросшим

в тюрьме и сожженным палящими лучами зари?

10. Прослушивание индивидуальных и групповых заданий. Учащиеся отвечают и делают вывод:

  • Слово «исповедь» для Мцыри прозвучало как откровенное признание в том, что его мечте не суждено было сбыться. Но герой не жалеет о случившемся. Эти дни он жил настоящей жизнью, пытаясь постичь природу, он никого не винит, никого не осуждает. Мцыри умирает с просьбой похоронить его в саду, откуда виден Кавказ.

  1. . Систематизация полученных результатов.

Заполнение таблицы

« Свой »

«Чужой»миры Мцыри

Родина

Монастырь

Кавказ

однообразие келий

Родной аул

тусклое мерцание свечей

Отец

постоянный полумрак




Звуки

одиночество

Запахи родного аула


Лица, голоса родных людей




чувства



Запись выводов: поэма вызывает чувство сочувствия, восторга, гордости за Мцыри, который вырос пленником в монастыре среди однообразия тусклых мерцаний свечей в келье. Но он жил мечтой - жить на свободе, увидеть свой родной аул, отца. Услышать голоса родных сестер, запахи и звуки родного Кавказа. «Мцыри» - это поэма, рассказывающая о красоте человека, готового умереть за свободу.

Творческое задание.

- Теперь я попрошу вас открыть тетради и записать свой ответ на вопрос: «Что для вас означает свобода и плен?»

- Работа в группах. Одна половина класса охарактеризует человеческую свободу, а другая – расскажет, как понимает понятие «плен» с позиции героя и собственного мнения.

Ответы учащихся 1ой группы (понимание текста поэмы учениками).

- Человек имеет естественное право на свободу. Если лишить человека этого права, то человек может восстать против этого, он будет стремиться к свободе. Поэтому Мцыри бежит из монастыря, такая же мечта жила в душе каждого честного человека в царской России. Этой поэмой зачитывались, она так сильно волновала их.

М. Ю. Лермонтов вложил в поэму самые заветные чувства и яркие мысли.

Вывод. Человек способен на все ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных людей.

В современном мире свобода для человека-это остаться человеком, не раствориться в массе, уметь отстаивать свои взгляды. Свободный человек это патриот, гражданин, любящий свою родную природу и Родину.



Поиск

Родины




Побег

Кавказ


Свобода




Любовь к Родине

Родной аул




3 Дня

Родная природа








Монастырь





Тюрьма

Мцыри - чужак




Плен






Возвращение в монастырь

Чужой среди людей










Ответы учащихся 2ой группы.

- Теперь мы узнали, что Мцыри – это не имя. Выходит, мальчик, увезенный из родных краев, потерял все, даже свое имя.

Мцыри бежит из монастыря, т.к. он для него плен, и здесь он, чужак, пришелец.

Сам поэт подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, с кем он вынужден жить. Но в мире природы он чувствует себя своим. Проблуждав 3 дня на свободе Мцыри погибает не только от смертельных ран после схватки с барсом, но и от того, что ему не суждено было достичь этого края-его не было.

Мцыри признает, что готов отдать эту вечность в раю за несколько минут свободы..

В 21 главке – строфе герой произносит: «На мне печать свою тюрьма оставила…. Таков цветок темничный… Едва взошла заря, палящий луч ее обжег в тюрьме воспитанный цветок…».

Здесь символ плена монастырь-тюрьма.

-Люди не должны и не могут жить в плену. Но сейчас мы видим, что люди чаще в плену. Мы, подростки, в плену всякого соблазна-это и компьютерные игры, и наш сленг, т.е. наша речь. Когда мы боимся разговаривать на нормальном человеческом языке из-за насмешек окружающих.

-Мы в плену из-за разных побрякушек, «понтов», у кого круче сотовый телефон или еще что-то. Потихоньку мы мельчаем, сами этого не замечая. Но нужно остановиться, восстать против этого плена вещей, которые тяготят нас, как это когда-то сделал Мцыри - воплощенная мечта М. Ю. Лермонтова.

-Каждый из нас - это личность, малая вселенная, она свободна от рождения. Нужно только найти силы против этого плена, вырваться и помогать другим сделать это.



Обобщение ответов:

- Мцыри совершает подвиг. В страшную грозу, когда все живое прячется в укрытие, он дерзко бежал из монастыря. В течении3 дней, не зная дорог в горный край своих предков, он, голодный и израненный искал их. За эти 3 дня он столько успел много пережить и осмыслить, сколько не пришлось за 10-12 лет жизни в монастыре. Он заново осмыслил свою жизнь и понял. Что человек-это свободная личность, которая должна жить, а не существовать, принося пользу и радость другим, быть свободным от плена предрассудков.

Оценивание ответов учащихся:

-Ребята, вы все приняли активное участие на уроке.

Никто из вас не был равнодушным. Каждый смог высказать свою точку зрения и понять главную мысль поэта. Вся поэма посвящена главному герою, в котором воплощен идеал автора: стремление человека к свободе, в его любви к Родине.


12. Комментирование домашнего задания.

Письменное размышление: Какие страницы исповеди вас

особенно тронули и почему?


  1. Объявление оценок.


Урок развития речи: «А душу можно ль рассказать?» М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: «А душу можно ль рассказать?»

Что за огненная душа, что за могучий дух, что за Исполинская натура у этого Мцыри? В.Г.Белинский

Цель урока: погрузить учащихся в худ. мир поэмы, помочь понять и почувствовать стремления героя; развить навык анализа и выразительного чтения; привить чувство уважения к труду в группах.

 

Наглядность: портрет поэта, иллюстрации.

Тема поэмы «Мцыри» - это трагическая судьба непокорного и сильного духом героя. Основной идей произведения является то, что лучшие 3 дня настоящей жизни были на воле, чем заключение в монастыре, где человек не живет, а существует. Для Мцыри - романтического героя - лучше смерть, чем жизнь в плену.

Автор Калугина Галия Кудумановна
Дата добавления 28.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1113
Номер материала 55153
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓