Инфоурок Литература КонспектыУрок развития речи: «А душу можно ль рассказать?» М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (8 класс)

Урок развития речи: «А душу можно ль рассказать?» М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (8 класс)

Скачать материал

Министерство образования и науки РК

Медеуский районный отдел образования

 КГУ «Общеобразовательная школа №29»

 

 

 

 

 

Урок развития речи в 8 классе:

 «А душу можно ль рассказать?»                 

 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала учитель

 русского языка и литературы

 Санкаева А.Р

 

 

г. Алматы, 2014

Тема: «А душу можно ль рассказать?»

Что за огненная душа, что за могучий дух, что за Исполинская натура у этого Мцыри? В.Г.Белинский

Цель урока: погрузить учащихся в худ. мир поэмы, помочь понять и почувствовать стремления героя; развить навык анализа и выразительного чтения; привить чувство уважения к труду в группах.

Наглядность: портрет поэта, иллюстрации.

1.  Оргмомент: приветствие и организация класса.

2.   Пред коммуникативная атака.

-   Итак, мы обращаемся к исповеди лермонтовского героя. Где эти главные слова? (чтение 1-2 главок)

-  я мало жил и жил в плену.

-   Вспомните, что такое лирика, эпос, романтический герой.

Запишите выводы: «Мцыри» - лироэпическая поэма, т. к. поэт рассказывает о судьбе героя, показывает картины его жизни и через героя высказывает свои мысли и чувства.

3.   Устное сочинение - отзыв. Запись на доске опорных слов:

тема - мечта - идея воля - 3 дня; монастырь - заключение; жизнь - смерть

4.   Прослушивание сочинений.

Тема поэмы «Мцыри» - это трагическая судьба непокорного и сильного духом героя. Основной идей произведения является то, что лучшие 3 дня настоящей жизни были на воле, чем заключение в монастыре, где человек не живет, а существует. Для Мцыри - романтического героя - лучше смерть, чем жизнь в плену.

5.   Выход на рекламный заголовок.

Учитель: Какой общий заголовок для большинства ваших сочинений можно придумать? Ученики: Возвышенная мечта героя и стремление к свободе.

6.   Выразительное чтение и анализ 5-8 главок.

А) Каким настроением

читаются 1-7 главки?

Б) Какую роль сыграли картины природы?

в)  Что увидел на воле Мцыри? Что он вспомнил?

г)  Каким чувством пронизаны строчки 8 главки?

д)  Как эпитеты, сравнения, олицетворения

помогают понять душу героя? Запись в тетрадях: В монастыре. На воле.

7.   Организация работы в группах.

Класс разбивается на 3 группы.

1.  Группа (работают с 10-11 гл)

2.   Группа (работают с 12-14гл)

3.   Группа (работают с 15-1бгл)

Задания 1. Что видит и слышит Мцыри на воле? Что испытал?

2.  Какие чувства испытал Мцыри, наблюдая за девушкой?

3.  Как метафоры усиливают страшную картину?

8.   Индивидуальное задание (сильные уч-ся)

(работа с 17 -25 главками)

1.  Что значит для Мцыри барс?

2.   Что узнал Мцыри в последние часы на воле?

3.   Что понял Мцыри?

9.                              Работа          в группах

1.   Группа - чтецы. Подготовить выразительное чтение наизусть 17 главы

2.   Группа - структуристы. Как построена поэма и почему? Какова композиция поэмы?

3.          Группа - литературоведы. Вопросы: Где Мцыри более одинок в монастыре или на воле? Почему Мцыри

сравнивает себя бледным цветком, выросшим

в тюрьме и сожженным палящими лучами зари?

10. Прослушивание индивидуальных и групповых заданий. Учащиеся отвечают и делают вывод:

-    Слово «исповедь» для Мцыри прозвучало как откровенное признание в том, что его мечте не суждено было сбыться. Но герой не жалеет о случившемся. Эти дни он жил настоящей жизнью, пытаясь постичь природу, он никого не винит, никого не осуждает. Мцыри умирает с просьбой похоронить его в саду, откуда виден Кавказ.

11    . Систематизация полученных результатов.

Заполнение таблицы

« Свой »

«Чужой»миры Мцыри

Родина

Монастырь

Кавказ

однообразие келий

Родной аул

тусклое мерцание свечей

Отец

постоянный полумрак


Звуки

одиночество

Запахи родного аула

 

Лица, голоса родных людей

 

чувства

 

   Запись выводов: поэма вызывает чувство сочувствия, восторга, гордости за Мцыри, который вырос пленником в монастыре среди однообразия тусклых мерцаний свечей в келье. Но он жил мечтой - жить на свободе, увидеть свой родной аул, отца. Услышать голоса родных сестер, запахи и звуки родного Кавказа. «Мцыри» - это поэма, рассказывающая о красоте человека, готового умереть за свободу.

Творческое задание.

- Теперь я попрошу вас открыть тетради и записать свой ответ на вопрос: «Что для вас означает свобода и плен?»

- Работа в группах. Одна половина класса охарактеризует человеческую свободу, а другая – расскажет, как понимает понятие «плен» с позиции героя и собственного мнения.

    Ответы учащихся 1ой группы (понимание текста поэмы учениками).

- Человек имеет естественное право на свободу. Если лишить человека этого права, то человек может восстать против этого, он будет стремиться к свободе. Поэтому Мцыри бежит из монастыря, такая же мечта жила в душе каждого честного человека в царской России. Этой поэмой зачитывались, она так сильно волновала их.

М. Ю. Лермонтов вложил в поэму самые заветные чувства и яркие мысли.

   Вывод. Человек способен на все ради личной свободы и возможности жить в родном  доме, в кругу близких и родных людей.

В современном мире свобода для человека-это остаться человеком, не раствориться в массе, уметь отстаивать свои взгляды. Свободный человек это патриот, гражданин, любящий свою родную природу и Родину.

 

Поиск
Родины
,Свобода,Побег,Кавказ,Любовь к Родине,Родной аул,3 Дня,Родная природа
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Монастырь 

 

Мцыри - чужак,Возвращение в монастырь,Плен,Тюрьма ,Чужой среди людей 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответы учащихся 2ой группы.

- Теперь мы узнали, что Мцыри – это не имя. Выходит, мальчик, увезенный из родных краев, потерял все, даже свое имя.

Мцыри бежит из монастыря, т.к. он для него плен, и здесь он, чужак, пришелец.

Сам поэт подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, с кем он вынужден жить. Но в мире природы он чувствует себя своим. Проблуждав 3 дня на свободе Мцыри погибает не только от смертельных ран после схватки с барсом, но и от того, что ему не суждено было достичь этого края-его не было.

Мцыри признает, что готов отдать эту вечность в раю за несколько минут свободы..

В 21 главке – строфе герой произносит: «На мне печать свою тюрьма оставила…. Таков цветок темничный… Едва взошла заря, палящий луч ее обжег в тюрьме воспитанный цветок…».

Здесь символ плена монастырь-тюрьма.

-Люди не должны и не могут жить в плену. Но сейчас мы видим, что люди чаще в плену. Мы, подростки, в плену всякого соблазна-это и компьютерные игры, и наш сленг, т.е. наша речь. Когда мы боимся разговаривать на нормальном человеческом языке из-за насмешек окружающих.

-Мы в плену из-за разных побрякушек, «понтов», у кого круче сотовый телефон или  еще что-то. Потихоньку мы мельчаем, сами этого не замечая. Но нужно остановиться, восстать против этого плена вещей, которые тяготят нас, как это когда-то  сделал Мцыри - воплощенная мечта М. Ю. Лермонтова.

-Каждый из нас - это личность, малая вселенная, она свободна от рождения. Нужно только найти силы против этого плена, вырваться и помогать  другим сделать это.

 

Обобщение ответов:

- Мцыри совершает подвиг. В страшную грозу, когда все живое прячется в укрытие, он дерзко бежал из монастыря. В течении3 дней, не зная дорог в горный край своих предков, он, голодный и израненный искал их. За эти 3 дня он столько успел много пережить и осмыслить, сколько не пришлось за 10-12 лет жизни в монастыре. Он заново осмыслил свою жизнь и понял. Что человек-это свободная личность, которая должна жить, а не существовать, принося пользу и радость другим, быть свободным от плена предрассудков.

Оценивание ответов учащихся:

-Ребята, вы все приняли активное участие на уроке.

Никто из вас не был равнодушным. Каждый смог высказать свою точку зрения и понять главную мысль поэта. Вся поэма посвящена главному герою, в котором воплощен идеал автора: стремление человека к свободе, в его любви к Родине.

 

12. Комментирование домашнего задания.

Письменное размышление: Какие страницы исповеди вас

особенно тронули и почему?

 

13.  Объявление оценок.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок развития речи: «А душу можно ль рассказать?» М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «А душу можно ль рассказать?» Что за огненная душа, что за могучий дух, что за Исполинская натура у этого Мцыри? В.Г.Белинский Цель урока: погрузить учащихся в худ. мир поэмы, помочь понять и почувствовать стремления героя; развить навык анализа и выразительного чтения; привить чувство уважения к труду в группах. Наглядность: портрет поэта, иллюстрации. Тема поэмы «Мцыри» - это трагическая судьба непокорного и сильного духом героя. Основной идей произведения является то, что лучшие 3 дня настоящей жизни были на воле, чем заключение в монастыре, где человек не живет, а существует. Для Мцыри - романтического героя - лучше смерть, чем жизнь в плену.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 979 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по литературе к сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
  • Тема: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
  • 29.12.2020
  • 680
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Урок литературы по теме "ИА.С.Грибоедов "Молодое поколение и представители «века минувшего». (9 класс)
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: А. С. Грибоедов
  • 29.12.2020
  • 826
  • 7
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2020 1073
    • DOCX 69.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Купавцова Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82907
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе