Министерство образования и науки РК
Медеуский районный отдел образования
КГУ «Общеобразовательная школа №29»
Урок развития речи в 8 классе:
«А душу можно ль рассказать?»
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
Разработала учитель
русского языка и литературы
Санкаева А.Р
г. Алматы, 2014
Тема: «А душу можно ль рассказать?»
Что за огненная душа, что за могучий дух, что за Исполинская натура у
этого Мцыри? В.Г.Белинский
Цель урока: погрузить учащихся в худ. мир поэмы, помочь понять и
почувствовать стремления героя; развить навык анализа и выразительного чтения;
привить чувство уважения к труду в группах.
Наглядность: портрет поэта, иллюстрации.
1. Оргмомент: приветствие и организация класса.
2. Пред коммуникативная атака.
- Итак, мы обращаемся к исповеди лермонтовского героя. Где эти главные
слова? (чтение 1-2 главок)
- я мало жил и жил в плену.
- Вспомните, что такое лирика, эпос, романтический герой.
Запишите выводы: «Мцыри» - лироэпическая
поэма, т. к. поэт рассказывает о судьбе героя, показывает картины его жизни и
через героя высказывает свои мысли и чувства.
3. Устное сочинение - отзыв. Запись на доске опорных слов:
тема - мечта - идея воля - 3 дня;
монастырь - заключение; жизнь - смерть
4. Прослушивание сочинений.
Тема поэмы «Мцыри» - это трагическая судьба непокорного и сильного
духом героя. Основной идей произведения является то, что лучшие 3 дня настоящей
жизни были на воле, чем заключение в монастыре, где человек не живет, а
существует. Для Мцыри - романтического героя - лучше смерть, чем жизнь в плену.
5.
Выход на рекламный заголовок.
Учитель: Какой общий заголовок для большинства ваших сочинений можно придумать?
Ученики: Возвышенная мечта героя и стремление к свободе.
6.
Выразительное чтение и анализ 5-8 главок.
А) Каким настроением
читаются 1-7 главки?
Б) Какую роль сыграли картины природы?
в) Что увидел на воле Мцыри? Что он вспомнил?
г) Каким чувством пронизаны строчки 8 главки?
д) Как эпитеты, сравнения, олицетворения
помогают понять душу героя? Запись в
тетрадях: В монастыре. На воле.
7.
Организация работы в группах.
Класс разбивается на 3 группы.
1.
Группа (работают с 10-11 гл)
2.
Группа (работают с 12-14гл)
3.
Группа (работают с 15-1бгл)
Задания 1. Что видит и
слышит Мцыри на воле? Что испытал?
2. Какие чувства испытал Мцыри, наблюдая за девушкой?
3. Как метафоры усиливают страшную картину?
8.
Индивидуальное задание (сильные уч-ся)
(работа с 17 -25 главками)
1.
Что значит для Мцыри барс?
2. Что
узнал Мцыри в последние часы на воле?
3.
Что понял Мцыри?
9.
Работа в группах
1.
Группа - чтецы. Подготовить выразительное чтение
наизусть 17 главы
2.
Группа - структуристы. Как построена поэма и
почему? Какова композиция поэмы?
3.
Группа - литературоведы. Вопросы: Где Мцыри более
одинок в монастыре или на воле? Почему Мцыри
сравнивает себя бледным цветком, выросшим
в тюрьме и сожженным палящими лучами зари?
10. Прослушивание индивидуальных и
групповых заданий. Учащиеся отвечают и делают вывод:
- Слово «исповедь» для Мцыри прозвучало как откровенное признание в том,
что его мечте не суждено было сбыться. Но герой не жалеет о случившемся. Эти
дни он жил настоящей жизнью, пытаясь постичь природу, он никого не винит,
никого не осуждает. Мцыри умирает с просьбой похоронить его в саду, откуда
виден Кавказ.
11
. Систематизация полученных результатов.
Заполнение таблицы
« Свой »
|
«Чужой»миры Мцыри
|
Родина
|
Монастырь
|
Кавказ
|
однообразие келий
|
Родной аул
|
тусклое мерцание свечей
|
Отец
|
постоянный полумрак
|
Звуки
|
одиночество
|
Запахи родного аула
|
|
Лица, голоса родных людей
|
|
чувства
Запись выводов: поэма вызывает чувство
сочувствия, восторга, гордости за Мцыри, который вырос пленником в монастыре
среди однообразия тусклых мерцаний свечей в келье. Но он жил мечтой - жить на
свободе, увидеть свой родной аул, отца. Услышать голоса родных сестер, запахи и
звуки родного Кавказа. «Мцыри» - это поэма, рассказывающая о красоте человека,
готового умереть за свободу.
Творческое задание.
- Теперь я попрошу вас открыть тетради и
записать свой ответ на вопрос: «Что для вас означает свобода и плен?»
- Работа в группах. Одна половина класса охарактеризует человеческую свободу, а другая –
расскажет, как понимает понятие «плен» с позиции героя и собственного мнения.
Ответы учащихся 1ой группы (понимание
текста поэмы учениками).
- Человек имеет естественное право на
свободу. Если лишить человека этого права, то человек может восстать против
этого, он будет стремиться к свободе. Поэтому Мцыри бежит из монастыря, такая
же мечта жила в душе каждого честного человека в царской России. Этой поэмой
зачитывались, она так сильно волновала их.
М. Ю. Лермонтов вложил в поэму самые
заветные чувства и яркие мысли.
Вывод.
Человек способен на все ради личной свободы и возможности жить в родном доме,
в кругу близких и родных людей.
В современном мире свобода для
человека-это остаться человеком, не раствориться в массе, уметь отстаивать свои
взгляды. Свободный человек это патриот, гражданин, любящий свою родную природу
и Родину.
Ответы учащихся 2ой группы.
- Теперь мы узнали, что Мцыри – это не
имя. Выходит, мальчик, увезенный из родных краев, потерял все, даже свое имя.
Мцыри бежит из монастыря, т.к. он для
него плен, и здесь он, чужак, пришелец.
Сам поэт подчеркивает, что Мцыри чужой
среди людей, с кем он вынужден жить. Но в мире природы он чувствует себя своим.
Проблуждав 3 дня на свободе Мцыри погибает не только от смертельных ран после
схватки с барсом, но и от того, что ему не суждено было достичь этого края-его
не было.
Мцыри признает, что готов отдать эту
вечность в раю за несколько минут свободы..
В 21 главке – строфе герой произносит:
«На мне печать свою тюрьма оставила…. Таков цветок темничный… Едва взошла заря,
палящий луч ее обжег в тюрьме воспитанный цветок…».
Здесь символ плена монастырь-тюрьма.
-Люди не должны и не могут жить в плену.
Но сейчас мы видим, что люди чаще в плену. Мы, подростки, в плену всякого
соблазна-это и компьютерные игры, и наш сленг, т.е. наша речь. Когда мы боимся
разговаривать на нормальном человеческом языке из-за насмешек окружающих.
-Мы в плену из-за разных побрякушек, «понтов»,
у кого круче сотовый телефон или еще что-то. Потихоньку мы мельчаем, сами
этого не замечая. Но нужно остановиться, восстать против этого плена вещей,
которые тяготят нас, как это когда-то сделал Мцыри - воплощенная мечта М. Ю.
Лермонтова.
-Каждый из нас - это личность, малая
вселенная, она свободна от рождения. Нужно только найти силы против этого
плена, вырваться и помогать другим сделать это.
Обобщение ответов:
- Мцыри совершает подвиг. В страшную грозу,
когда все живое прячется в укрытие, он дерзко бежал из монастыря. В течении3
дней, не зная дорог в горный край своих предков, он, голодный и израненный
искал их. За эти 3 дня он столько успел много пережить и осмыслить, сколько не
пришлось за 10-12 лет жизни в монастыре. Он заново осмыслил свою жизнь и понял.
Что человек-это свободная личность, которая должна жить, а не существовать,
принося пользу и радость другим, быть свободным от плена предрассудков.
Оценивание ответов учащихся:
-Ребята, вы все приняли активное участие
на уроке.
Никто из вас не был равнодушным. Каждый
смог высказать свою точку зрения и понять главную мысль поэта. Вся поэма
посвящена главному герою, в котором воплощен идеал автора: стремление человека
к свободе, в его любви к Родине.
12. Комментирование домашнего задания.
Письменное размышление: Какие страницы
исповеди вас
особенно тронули и почему?
13.
Объявление оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.