УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ВООБРАЖЕНИЯ
7 класс
Тема: «Создание словесного проекта памятника
А.С.Пушкину».
Форма урока: Урок работы в группах.
Учитель русского языка и литературы Емельяновской СОШ
№ 2 Куприянова Е.П.
Урок развития речи и воображения в 7 классе по
программе входит в систему уроков описания внешности человека.
Цель урока:
обучение словесному портрету на основе прочитанного и по воображению.
Задачи урока:
Образовательные:
|
v формировать умение строить речь в определенной
композиционной форме;
v учить собирать и систематизировать материалы для
сочинения;
v учить находить характерные особенности, главное во
внешности конкретной личности.
|
Развивающие:
|
v развивать основные мыслительные операции: внимание,
память, умение сравнивать, анализировать;
v развивать психологические особенности: воображение,
эмоциональное восприятие, креативность;
v развивать коммуникативные способности, умение
распределять деятельностные позиции, удерживать их во время выполнения
задания и быть способным сменить роль;
v активизировать творческие способности участников
урока;
v развивать умение подбирать аргументы в защиту своего
мнения, доказывать его, делать выбор, принимать решение.
v развивать интерес к предметам гуманитарного цикла.
|
Воспитательные:
|
v воспитывать самостоятельность, терпение;
v развивать умение уважительно относиться к
противоположной точке зрения, вести дискуссию, умение работать в группе,
умение оценить свою работу и работу товарища;
|
Оборудование:
v Иллюстрации памятников А.С.Пушкину.
v Толковые словари.
v Подборка стихов и текстов о Пушкине и домашние
заготовки детей.
v Заготовки к изготовлению памятника, фломастеры,
бумага.
v Карточки для рефлексии.
v Подсвечник со свечой.
Предварительный этап:
v Работа на уроках литературы по изучению биографии
А.С.Пушкина.
v Развитие на уроках и внеурочных занятиях таких умений,
как: работать в группе, собирать необходимую информацию, работать в проектном
режиме, проводить презентацию результатов деятельности, рефлексировать.
Технологическая карта урока
1. Тема урока, план
урока, возможная личностно-значимая проблема.
|
«Создание словесного проекта памятника А.С.Пушкину». Обучающий урок
развития речи в 7 классе.
1.
Организационный момент.
2.
Вводное слово учителя.
3.
Объявление темы урока,
уточнение задач.
4.
Словарная работа.
5.
Работа в группах по
созданию проекта.
- анализ и интерпретация информации;
- обсуждение;
- подготовка презентации результата
совместной деятельности;
- презентация;
- обсуждение;
6. Демонстрация изображения признанного
шедевра.
7. Рефлексия урока.
8. Заключительное слово учителя. Подведение
итогов.
9. Возможная личностно-значимая проблема:
научиться отбирать нужный материал, находить аргументы для защиты
собственного мнения.
|
2. Планируемые
результаты изучения материала.
|
Учащиеся продолжают
работу по развитию и усовершенствованию речевых навыков.
|
3. Методы обучения
и формы организации учебной деятельности.
|
1. Репродуктивный и
частично поисковый метод.
2. Форма урока –
урок работы в группах.
Класс делится на 4
группы и каждая выполняет проект, а затем предъявляет результаты.
|
4. Развитие умений
учащихся.
|
1. Развитие умений
собирать, анализировать и интерпретировать информацию. Организовывать
продуктивную коммуникацию в группе, распределять роли.
2. Развивать умение
готовить и проводить презентацию результатов, делать выбор, рефлексировать.
3. Развивать
воображение, эмоциональное восприятие и креативность.
|
5. Основные понятия
и термины.
|
Памятник, памятный,
память, проект, постамент, поза, фигура, шедевр.
|
6. Источники
информации.
|
Образовательное
пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной
литературы.
Учебник
«Литература. 7 кл.». Кутузов А.Г. – М., 2000г.
Методическое
пособие для учителя к учебнику «Литература. 7 кл.».
Ожегов С.И.
Толковый словарь русского языка.- М., 1998г.
Энциклопедия для
детей «Литература Х1Х века». - М, «Аванта+», 1995г. Журнал «Литература в
школе». Приложение к газете «Первое сентября» - «Литература».
Иллюстрации
памятников и репродукции портретов Пушкина.
|
План урока:
1.
Организационный
момент: приветствие,
порядок на рабочем столе.
(1-2 мин)
2.
Вводное слово
учителя: объявление темы
урока, уточнение задач.
(3 мин)
Учитель:
Тема сегодняшнего урока записана на доске: «Создание
словесного проекта памятника А.С.Пушкину». Но прежде чем мы уточним задачи
нашей работы, я предлагаю зажечь свечу памяти у портрета А.С.Пушкина, которая
будет гореть весь урок, согревая и объединяя нас.
Ученик:
Всего-то – чтоб свеча была,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро…
Учитель:
Приглашаю всех в творческую мастерскую, в которой
создаются памятники Пушкину. Предлагаю включиться в творческий процесс.
Задача урока: используя приготовленные вами рабочие материалы, создать
словесный проект памятника А.С.Пушкину.
3.
Словарная работа. (3 мин)
Вспомним и уточним, что такое памятник (на доске).
Энциклопедический словарь дает нам такое определение слова «Памятник».
На столе у вас толковые словари, найдите толкование
этого слова в них.
Памятник-1. Скульптура или архитектурное сооружение в память
кого-чего-то. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.
Подберите однокоренные слова к слову «памятник».
Памятный – сохраняемый в памяти, незабываемый.
Память – способность сохранять и воспроизводить в
сознании прежние впечатления, опыт.
Памятовать – помнить, не забывать.
Я думаю, что мы уяснили значение данных слов. А
какие памятники вы можете назвать в нашем поселке? (ответы детей).
4.
Работа в группах по
созданию проекта (группы
созданы по выбору детей). ( мин.)
Переходим непосредственно к созданию проекта.
Представьте себя в творческой мастерской скульптора: у каждого есть своя идея
создания памятника, т.е. вы подобрали материал для постамента и фигуры,
определились с позой и местом. В течение следующих 5-7 минут выскажите свои
идеи в группе.
Обсуждение
|
Каждый ребенок знакомит группу с наработанными дома материалами,
предлагает свои варианты памятника.
(см. приложение №1)
|
Подготовка к презентации
|
Учитель: Пришло время объявить конкурс на лучший проект. Выберите лучший или
объедините свои идеи в один проект. Оформите его на бумаге. Приготовьтесь к
защите. На столе вы найдете дополнительные рабочие материалы.
(см. приложение 2).
|
Презентация
|
Каждая группа защищает свой проект, отвечает на вопросы (см.
приложение 3).
|
·
Общее
обсуждение всех вариантов, голосование, подсчет голосов (по цвету карточки).
5.
Заключительный этап
урока: демонстрация изображения признанного шедевра - памятника Пушкину в Москве
(рассказ об этом памятнике). ( мин)
6.
Рефлексия урока (см.приложение 4). ( мин)
7.
Итог и оценивание за каждый этап урока. ( мин)
8.
Домашнее задание: продолжить работу в творческой мастерской
над сочинением-миниатюрой «Как мы открывали Пушкина». ( мин)
9.
Впечатления учащихся об уроке, предложения и, возможно,
замечания.
Учитель:
Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут. Но образ
Александра Сергеевича Пушкина навсегда остается в наших сердцах.
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передается в поколеньях…
Спасибо всем за работу. До свидания!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.