Тема: Развитие
речи. Работа с деформированным текстом
Цель: Конструирование
предложений из слов, текста из предложений.
Задачи: Развивать
речь на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь
между словами в предложении. Расширять кругозор учащихся, активность словарного
запаса. Воспитывать истинную доброту, любовь к природе.
А
также: формировать умения работать в группе, уважительное отношение к иному
мнению - готовность признавать возможность существования разных точек зрения,
понимания того, что каждый имеет право высказывать свою точку зрения,
аргументируя ее; развивать вариативность сознания, умения анализировать,
обобщать информацию.
Оборудование:
презентация к уроку, карточка для индивидуальной и групповой работы.
Ход
урока
1.
Организационный
момент. (фрагмент песни «Дорогою добра»)
2.
Целеполагание.
(на
доске): Урок развития речи. Работа с деформированным текстом.
-Перед
вами ребус. Отгадайте, что за слово зашифровано? Подберите однокоренные слова.
-
Какого человека можно назвать добрым? Добрый тот, кто любит людей. Добрый тот,
кто помогает другим, любит природу. А как вы думаете, для чего нужно быть
добрым? Если каждый человек будет стремиться стать лучше, не будет ссор, войн.
Добро - это основа жизни. Если будет доброта, то не будет зла. Если не будет
зла, то будет мир на Земле. Быть добрым - это значит помогать друг другу и
природе. А кто должен сделать мир добрее? Мы, люди! В каждом из нас есть
доброта.
-
А как вы думаете, зачем я ввела в урок это слово? Как оно может быть связано с
нашим уроком? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какие цели поставим
перед собой?
3.
Актуализация
знаний.
-Но,
прежде чем мы займёмся работой с главным текстом нашего урока, я предлагаю
провести речевую разминку.
(повторить
понятия: синонимы, антонимы, текст, тема текста, идея, главная мысль)
Из
двух вариантов выберите тот, на котором текст. Докажите.
1.Наступила
зима. У Ани живёт маленький щенок. Утром я завтракаю и иду в школу.
2.
В нашем дворе много зимующих птиц. Птицы ищут корм на деревьях, под деревьями.
Птицы прилетают на кормушки, созданные руками школьников. Интересно наблюдать
за птицами в кормушке.
-В
тексте допущены грубые речевые ошибки. Какие? (Повтор одинаковых слов «птицы» в
соседних предложениях). Исправьте ошибки, заменив слово «птицы» местоимениями
или другими словами, где необходимо. Для чего мы выполняли данное задание?
-Подберите
синонимы к словам ловушка, навестил, стреляют, размышлял.
-Подберите
антонимы к словам доброе, мудрец, огорчённый, плохо.
Даны
слова: король, спасал, больной, кормил, птенец
-Чем
похожи слова? Найдите общее в них.
(это
самостоятельные части речи, в единственном числе, в мужском роде, ударение на 2
слог, 2 слога, начинаются на согласный звук, орфограмма безударный гласный)
Составление
предложения.
-
Используя эти слова, меняя форму, (можно добавить 1-2 своих слова), составьте
предложение. Какое более удачное на ваш взгляд? (используя слова: спас,
накормил)
4.
Работа
по теме урока. Групповая работа.
Реальность
или вымысел?
-
Речь в данном предложении идет о реальном событии или это предложение из
сказки? Докажите свою точку зрения.
-
А в некоторых странах и в наше время правят короли. Например, Бельгия, Испания,
Норвегия, Швеция.
Тема
нашего урока - работа с деформированным текстом. Творить сегодня будем в
группах. Поэтому сначала вспомним «Правила работы в группе»
ü
Работать
дружно, не ссориться, каждый имеет право на ответ.
ü
Работать
тихо, не мешая другим группам.
ü
Уважительно
слушать другие группы, не перебивая отвечающего.
ü
Все
дополнения только после полного ответа группы.
Составление
предложений.
-
А теперь каждая группа получает свои слова, из которых надо составить 1
предложение.
Работа
с карточками (приклеить слова в правильном порядке)
1)
принесёт, живую, во, дворец, кто, птицу, тот, риса, получит, горсть.
2)
и тут, удивился, ему, мудрец, короля, зачем, навестил, и, птиц, столько.
3)
это, наставили, услышали, множество, в лесу, мальчишки, ловушек, и
4)
и король, объявление, долго, такое, размышлял, придумал.
5)
мне, не стреляют, их, а это, больше, живыми, мальчишки, птиц, приносят.
6)
что, стреляют, узнал, мальчишки, как-то раз, птиц, он.
7)
комнаты, голубями, вскоре, синицами, дворцовые, наполнились, чижами .
-Вы
внимательно слушаете предложение группы и даёте словесную оценку, высказываете
своё мнение.
Проверка:
группы приклеивают своё предложение на доску, зачитывают.
Физминутка
Составление
текста. Работа на карточке. Групповая работа.
-
А теперь из этих предложений, которые вы составили, надо собрать текст. Проставьте
номера перед предложениями, чтобы получился связный текст (сначала каждый
индивидуально, затем в группе).
______
Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
______
И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
______
Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.
______
Долго размышлял король и придумал такое объявление:
______
Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
______
Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.
______
Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.
Строю
текст на доске, а группы у себя на листах исправляют и приходят к единому
мнению.
Работа
над структурой текста
-
Определите тип текста. Докажите.
-
Из каких частей состоит текст- повествование? (вступление, основная часть,
заключение)
-
Проанализируйте структуру нашего текста. Все ли как нужно? (нет вступления и
заключения)
-
Выберите начало для нашей сказки из предложенных:
1)
Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного
жениха.
2)
В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
3)
Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак
королевский омлет.
Обсуждение
вариантов. Доказательство.
Конец
сказки.
-
Оцените действия короля. Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали
королю.
-
Что бы вы предложили королю?
-
Больше вреда или пользы природе принес поступок короля? Используйте в своих
ответах следующие обороты: Мне кажется, … Я (не) согласен … Я хочу добавить…
-
Я даю вам время, чтобы вы придумали и записали концовку сказки. (на отдельном
листе)
-
Зачитайте, что у вас получилось. Чем закончилась ваша сказка?
Чтение
концовки сказки из оригинала
Король
повторил:
-
У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.
-
Кто же кормит птенцов? – поинтересовался Мудрец.
–Каких
птенцов? – спросил король.
–
У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные
птенцы. Кто их кормит?
–Об
этом я не думал, - признался король.
Тогда
Мудрец сказал:
-
У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько
вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли
пятьсот птиц, но погубили в пятьсот раз больше.
-
Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный король.
На
это Мудрец заметил: «И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и
добро без ума – не лучше».
-Были
ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, не подумав
перед этим о возможных негативных последствиях вашего поступка?
-
А теперь придумайте свой заголовок. (Китайская сказка «Добро без ума»)
Физминутка
5.
Работа в тетрадях.
Запись
в тетради заголовка.
Вспомнить
правила написания предложений в тексте (Красная строка, начало и конец
предложения…)
Вспомнить
орфограммы и правило безошибочного письма (списывание с двойным
проговариванием)
Запись
текста. (фон – спокойная музыка)
-
Спишите текст в тетрадь, выделяя орфограммы зеленым цветом.
6.
Домашнее задание.
Задания
по выбору:
-
Выберите любые 2 задания из предложенных, которые вы выполните дома.
1) Выделить
основы предложений, выписать словосочетания.
2) Определить
склонение имен существительных, выделить окончание, определить склонение, падеж.
3) Определить
у имен прилагательных число, род и падеж.
4) Выполнить
разбор существительного как часть речи.
5) Выполнить
звукобуквенный разбор любых 2 слов.
7.
Подведение итогов.
-Как
вы думаете, ребята, зачем я вам подобрала именно эту сказку?
-Что
нового вы узнали на этом уроке? Что повторили для себя?
Работа
со шкалой.
-
Оцените свое личное участие в группе. Оцените работу группы. Оцените, удалось
и насколько, выполнить общее дело?
-
Перед уроком мы делились с вами на группы по высказываниям о добре. Как вы
думаете, какое высказывание олицетворяет главную мысль сказки. Можно ли её
назвать притчей? Почему?
Мудрость урока:
И
добро худом бывает.
Добротой
можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все
обдумай.
И
добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума – не лучше.
Вначале
хорошо подумай, потом сделай доброе дело.
Недостаточно
делать добро; надо делать его правильно.
-Кто
хочет положить какую-либо пословицу в свой «багаж ценностей»?
Приложение
Карточка
1
1)
принесёт, живую, во, дворец, кто, птицу, тот, риса, получит, горсть.
2)
и тут, удивился, ему, мудрец, короля, зачем, навестил, и, птиц, столько.
3)
это, наставили, услышали, множество, в лесу, мальчишки, ловушек, и
4)
и король, объявление, долго, такое, размышлял, придумал.
5)
мне, не стреляют, их, а это, больше, живыми, мальчишки, птиц, приносят.
6)
что, стреляют, узнал, мальчишки, как-то раз, птиц, он.
7)
комнаты, голубями, вскоре, синицами, дворцовые, наполнились, чижами .
Карточка
2
______
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
______
И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
______
Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.
______
Долго размышлял король и придумал такое объявление:
______
- Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
______
Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.
______
Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.
Сказка
В
одной стране жил король. У него было доброе сердце.
Как-то
раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал
такое объявление:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это
мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты
наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и
удивился, зачем ему столько
птиц.
- Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
Король
повторил:
-
У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.
-
Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
-
Каких птенцов? - спросил король.
-
Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе
сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.
-
Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный король.
На
это мудрец ответил:
-
И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.