Главная / Начальные классы / Урок развития речи(3 класс)

Урок развития речи(3 класс)

Тема: Развитие речи. Работа с деформированным текстом

Цель: Конструирование предложений из слов, текста из предложений.

Задачи: Развивать речь на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении. Расширять кругозор учащихся, активность словарного запаса. Воспитывать истинную доброту, любовь к природе.

А также: формировать умения работать в группе, уважительное отношение к иному мнению - готовность признавать возможность существования разных точек зрения, понимания того, что каждый имеет право высказывать свою точку зрения, аргументируя ее; развивать вариативность сознания, умения анализировать, обобщать информацию.

Оборудование: презентация к уроку, карточка для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

  1. Организационный момент. (фрагмент песни «Дорогою добра»)

  2. Целеполагание.

(на доске): Урок развития речи. Работа с деформированным текстом.

-Перед вами ребус. Отгадайте, что за слово зашифровано? Подберите однокоренные слова.

- Какого человека можно назвать добрым? Добрый тот, кто любит людей. Добрый тот, кто помогает другим, любит природу. А как вы думаете, для чего нужно быть добрым? Если каждый человек будет стремиться стать лучше, не будет ссор, войн. Добро - это основа жизни. Если будет доброта, то не будет зла. Если не будет зла, то будет мир на Земле. Быть добрым - это значит помогать друг другу и природе. А кто должен сделать мир добрее? Мы, люди! В каждом из нас есть доброта.

- А как вы думаете, зачем я ввела в урок это слово? Как оно может быть связано с нашим уроком? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?

  1. Актуализация знаний.

-Но, прежде чем мы займёмся работой с главным текстом нашего урока, я предлагаю провести речевую разминку.

(повторить понятия: синонимы, антонимы, текст, тема текста, идея, главная мысль)

Из двух вариантов выберите тот, на котором текст. Докажите.

1.Наступила зима. У Ани живёт маленький щенок. Утром я завтракаю и иду в школу.

2. В нашем дворе много зимующих птиц. Птицы ищут корм на деревьях, под деревьями. Птицы прилетают на кормушки, созданные руками школьников. Интересно наблюдать за птицами в кормушке.

-В тексте допущены грубые речевые ошибки. Какие? (Повтор одинаковых слов «птицы» в соседних предложениях). Исправьте ошибки, заменив слово «птицы» местоимениями или другими словами, где необходимо. Для чего мы выполняли данное задание?

-Подберите синонимы к словам ловушка, навестил, стреляют, размышлял.

-Подберите антонимы к словам доброе, мудрец, огорчённый, плохо.

Даны слова: король, спасал, больной, кормил, птенец

-Чем похожи слова? Найдите общее в них.

(это самостоятельные части речи, в единственном числе, в мужском роде, ударение на 2 слог, 2 слога, начинаются на согласный звук, орфограмма безударный гласный)

Составление предложения.

- Используя эти слова, меняя форму, (можно добавить 1-2 своих слова), составьте предложение. Какое более удачное на ваш взгляд? (используя слова: спас, накормил)

  1. Работа по теме урока. Групповая работа.

Реальность или вымысел?

- Речь в данном предложении идет о реальном событии или это предложение из сказки? Докажите свою точку зрения.

- А в некоторых странах и в наше время правят короли. Например, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция.

Тема нашего урока - работа с деформированным текстом. Творить сегодня будем в группах. Поэтому сначала вспомним «Правила работы в группе»

  • Работать дружно, не ссориться, каждый имеет право на ответ.

  • Работать тихо, не мешая другим группам.

  • Уважительно слушать другие группы, не перебивая отвечающего.

  • Все дополнения только после полного ответа группы.

Составление предложений.

- А теперь каждая группа получает свои слова, из которых надо составить 1 предложение.

Работа с карточками (приклеить слова в правильном порядке)

1) принесёт, живую, во, дворец, кто, птицу, тот, риса, получит, горсть.

2) и тут, удивился, ему, мудрец, короля, зачем, навестил, и, птиц, столько.

3) это, наставили, услышали, множество, в лесу, мальчишки, ловушек, и

4) и король, объявление, долго, такое, размышлял, придумал.

5) мне, не стреляют, их, а это, больше, живыми, мальчишки, птиц, приносят.

6) что, стреляют, узнал, мальчишки, как-то раз, птиц, он.

7) комнаты, голубями, вскоре, синицами, дворцовые, наполнились, чижами .

-Вы внимательно слушаете предложение группы и даёте словесную оценку, высказываете своё мнение.

Проверка: группы приклеивают своё предложение на доску, зачитывают.

Физминутка

Составление текста. Работа на карточке. Групповая работа.

- А теперь из этих предложений, которые вы составили, надо собрать текст. Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст (сначала каждый индивидуально, затем в группе).

______ Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.

______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:

______ Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.

______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.

Строю текст на доске, а группы у себя на листах исправляют и приходят к единому мнению.

Работа над структурой текста

- Определите тип текста. Докажите.

- Из каких частей состоит текст- повествование? (вступление, основная часть, заключение)

- Проанализируйте структуру нашего текста. Все ли как нужно? (нет вступления и заключения)

- Выберите начало для нашей сказки из предложенных:

1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.

2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце.

3) Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак королевский омлет.

Обсуждение вариантов. Доказательство.

Конец сказки.

- Оцените действия короля. Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали королю.

- Что бы вы предложили королю?

- Больше вреда или пользы природе принес поступок короля? Используйте в своих ответах следующие обороты: Мне кажется, … Я (не) согласен … Я хочу добавить…

- Я даю вам время, чтобы вы придумали и записали концовку сказки. (на отдельном листе)

- Зачитайте, что у вас получилось. Чем закончилась ваша сказка?

Чтение концовки сказки из оригинала

Король повторил:

- У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.

- Кто же кормит птенцов? – поинтересовался Мудрец.

Каких птенцов? – спросил король.

У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

Об этом я не думал, - признался король.

Тогда Мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот птиц, но погубили в пятьсот раз больше.

- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный король.

На это Мудрец заметил: «И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше».

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, не подумав перед этим о возможных негативных последствиях вашего поступка?

- А теперь придумайте свой заголовок. (Китайская сказка «Добро без ума»)

Физминутка

5. Работа в тетрадях.

Запись в тетради заголовка.

Вспомнить правила написания предложений в тексте (Красная строка, начало и конец предложения…)

Вспомнить орфограммы и правило безошибочного письма (списывание с двойным проговариванием)

Запись текста. (фон – спокойная музыка)

- Спишите текст в тетрадь, выделяя орфограммы зеленым цветом.

6. Домашнее задание.

Задания по выбору:

- Выберите любые 2 задания из предложенных, которые вы выполните дома.

1) Выделить основы предложений, выписать словосочетания.

2) Определить склонение имен существительных, выделить окончание, определить склонение, падеж.

3) Определить у имен прилагательных число, род и падеж.

4) Выполнить разбор существительного как часть речи.

5) Выполнить звукобуквенный разбор любых 2 слов.

7. Подведение итогов.

-Как вы думаете, ребята, зачем я вам подобрала именно эту сказку?

-Что нового вы узнали на этом уроке? Что повторили для себя?

Работа со шкалой.

- Оцените свое личное участие в группе. Оцените работу группы. Оцените, удалось и насколько, выполнить общее дело?

- Перед уроком мы делились с вами на группы по высказываниям о добре. Как вы думаете, какое высказывание олицетворяет главную мысль сказки. Можно ли её назвать притчей? Почему?

Мудрость урока:

И добро худом бывает.

Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай.

И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума – не лучше.

Вначале хорошо подумай, потом сделай доброе дело.

Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.

-Кто хочет положить какую-либо пословицу в свой «багаж ценностей»?

Приложение


Карточка 1

1) принесёт, живую, во, дворец, кто, птицу, тот, риса, получит, горсть.

2) и тут, удивился, ему, мудрец, короля, зачем, навестил, и, птиц, столько.

3) это, наставили, услышали, множество, в лесу, мальчишки, ловушек, и

4) и король, объявление, долго, такое, размышлял, придумал.

5) мне, не стреляют, их, а это, больше, живыми, мальчишки, птиц, приносят.

6) что, стреляют, узнал, мальчишки, как-то раз, птиц, он.

7) комнаты, голубями, вскоре, синицами, дворцовые, наполнились, чижами .


Карточка 2

______ - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.

______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:

______ - Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.

______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.


Сказка

В одной стране жил король. У него было доброе сердце.

Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление: - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц. - Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

Король повторил:

- У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.

- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? - спросил король.

- Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.

- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный король.

На это мудрец ответил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо.














Урок развития речи(3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данная разработка предназначена для урока развития речи в 3 классе. Тема: Работа над деформированным текстом.

На уроке предлагается групповая форма работы. Исследовательская работа  поможет учащимся определить правильный порядок предложений в тексте, исправить стилистические ошибки.

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения составлять логическую связь между словами в предложениях,умения анализировать, обобщать информацию.

А также формировать умение работать в группе: уважительно относиться к каждому мнению , высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

 

Автор Клеймёнова Евгения Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1361
Номер материала 42998
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓