Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему "Речь. Обобщение."(1 класс)

Урок русского языка на тему "Речь. Обобщение."(1 класс)

hello_html_m59816a6c.gifhello_html_3198d6ec.gifhello_html_m1385962f.gifhello_html_m439b4d7d.gifhello_html_m2e7b5f1a.gifhello_html_68852281.gif1 класс. Урок русского языка по теме «Речь.Обобщение.»

Цели:

- обобщить знания детей о видах речи, её структуре, повторить значение слов речи, закрепить умение учащихся дифференцировать позиции звуков в слове, продолжить работу по формированию умения решать орфографические задачи;

- развивать орфографическую зоркость учащихся, навыки самоконтроля, умение анализировать и использовать свой лексический запас; совершенствовать каллиграфические навыки учащихся;

- прививать учащимся интерес к изучению русского языка, воспитывать стремление использовать полученные знания на практике.

Оборудование: - карточки со словарными словами (заяц, воробей, язык), со словами -терминами ( речь, лексика ), - таблица-опора «Виды речи», - раздаточный материал «Словарный запас» (для работы в парах), - «Дерево мудрости», - учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка. 1 класс».



Ход урока.

1.Организация внимания учащихся . (Оформление работы в тетрадях.)

2.Работа над словарными словами . (Повторение словарных слов с использованием ассоциаций.)

З А Я Ц - зрительная ассоциация (с опорой на рисунок, ребус ),

В О Р О Б Е Й – ассоциация «робкий вор» – результат наблюдений за поведением птицы,

Я З Ы К - этимологическая ассоциация (раньше в русском языке не было слова «громкий», а было слово «зык» - громкий звук, крик . Каждый человек, который мог громко сказать или крикнуть, говорил о себе «я – зык», а потом и мышцу речевого аппарата стали называть «язык» , т. к. без неё ни один звук не произнести).

(По ходу работы дети записывают слова, комментируя звуковые позиции, количество слогов.)

- Какое слово можно взять среди них «третьим – лишним»? (Воробей – 3 слога, нет гласных букв, обозначающих 2 звука;

язык – слог из 1 буквы, который нельзя перенести; это – не название животного.)

3. Работа по теме урока « Речь». (Обобщение.)

1.Сообщение темы и цели урока. (На доске остается карточка со словом ЯЗЫК.)

- Вспомните, как ученые назвали наш учебник ? («К тайнам нашего языка».)

- Каким словом можно здесь заменить слово язык ? (Речь.)

( На доске : Я З Ы К = Р Е Ч Ь .)

- Как можно назвать эти слова ? ( Синонимы – слова, близкие по смыслу.)

4. Составление схемы « Структура речи .» (Дети продолжают высказывание, начатое учителем , а учитель выстраивает запись на доске.)

- Речь бывает … (устная и письменная ).

- Устную речь мы … (слышим и произносим), а письменную речь мы … (видим, пишем, читаем.)

- Единицей устной речи является … ( звук ), а единицей письменной речи - …( знак - буква).

- Какие группы слов по значению есть в вашем словарном запасе? ( Слова- названия, указатели, помощники.)

Я З Ы К

=

Р Е Ч Ь

звук У П буква

Слышим видим

Произносим пишем, читаем

СЛОВА – У, Н, П Словарный запас – ЛЕКСИКА

-Ученые назвали весь словарный запас языка одним словом. (На доске закрепляется карточка со словом ЛЕКСИКА, дети читают его.)

5.Игра « Словарный запас ». ( Работа в парах. Звучит песенка Винни -Пуха .)

- Узнали, чья песенка? Что было в голове Медвежонка? (Опилки, пыхтелки, вопилки, кричалки, а слов совсем мало.)

- Поможете Винни расширить словарный запас? Какие группы слов по значению ему посоветуете? ( Обращаются к схеме на доске, напоминая группы слов.)

(На каждой парте для работы в парах лежат КАРТОЧКИ – БАНКИ для словарного запаса. У каждой пары ряда – своя БАНКА: розовая - для слов -указателей, зеленая - для слов-помощников, жёлтая – для слов- названий.)

-Запасите слова и поставьте БАНКИ в погреб Винни - Пуха. (Задание выполняется 2 минуты, карточки дети закрепляют на доске. Результаты обсуждаются.)

- Мы увеличили словарный запас Винни - Пуха? Молодцы! Надеюсь, с вашей помощью друзья будут лучше понимать его речь. Чтобы вы ему посоветовали для расширения лексики? ( Читать, думать, развиваться.)

- Много тайн речи вы уже узнали, но еще больше предстоит узнать. Есть у вас силы?

6. Динамическая пауза.

7.Работа над предложением. (У доски и в тетрадях, комментируя действия, дети сначала составляют ОК - орфографическую карту предложения, затем записывают его.)

- Без чего человек не может обойтись в путешествии? (Без карты.)

-У него - карта местности, а у предложения какая? ( Орфографическая.) - Составьте ОК предложения, укажите в словах все опасные места, где могут быть мины-ловушки. ( Учитель диктует предложение.)

∟ _ _____ _ ____ _ ______ _ _____ _.



Я _ хочу _ знать _ тайны _ речи _.

( Выясняется степень самостоятельности выполнения работы.)

8. Работа с учебником. (Упражнение 56.)

- Смогли мы передать интонацией удивление, радость? Какой заголовок точнее передаст наши чувства? ( Вот_ так _встреча_!)

Укажите «опасные места» в слове встреча.

9.Игра « Прятки». ( На доске – лента, где между буквами « спрятались» слова.)

КЫОЩКРАСКИЛОЦЬЮСКИСТИСАКЦЩГКАРТИНАЬВЦХЪ

- Какие слова «спрятались»? Запишите их. ( КРАСКИ, КИСТИ, КАРТИНА.)

- Чем еще можно нарисовать картину? (Словами.)Как ммы называем такое рисование? (Словесным рисованием.)

10.Загадки. Творческие работы детей.

- На прошлом уроке мы учились словами рисовать загадочные портреты. Многие ребята закончили в классе, а кое-кто «дорисовывал» дома. Слушаем их и отгадываем. (Ребята загадывают свои загадки. Отгадку принимают с обоснованием.)

Бадалов Амаяк: - Хищница морская и фонтан пускает. (Китовая акула.)

Гладышева Ангелина: - Этот модник одевает лишь один носок и шляпу.

В гости просится, друзья. Только есть его нельзя!

( Мухомор.)

Курман Снежана: - Зеленый, но не ёлка. Колючий, но не ёж. ( Кактус.)

Годжева Камила: - Колючий шарик в норке грибы жарит. ( Ёжик.)

Сыщиков Данил: - Синее, да не небо. Солёное, да не суп. Большое, да не счастье. (Море.)

Лобжанидзе Саша : - В лесу они ходят и очень хитрят,

Следы заметают и любят зайчат. (Лисички.)

( Каждый ребёнок получает карточку с цветным шариком и дома записывает на ней свою загадку.)

- Молодцы! Загадки получились интересные и весёлые.

- Какие приёмы вы использовали при составлении загадок? ( Рифму, сравнение, ассоциации.)

- Фестиваль загадок продолжается, и Винни - Пух сможет полетать на вашем шарике, отгадав загадку.

10. Обобщение по карте «Речь». Итог урока.

- Опираясь на карту « Речь», расскажите, что мы о ней знаем. (Дети делают обобщение.)

- Кому нравится развивать свою речь? Да, это – непростое, но очень интересное занятие!

- Как вы считаете, какой должна быть наша речь? (Вежливой, понятной, грамотной.)

- Напишите своё мнение на листочках Дерева Мудрости, дайте советы Винни - Пуху. ( Ребята записывают советы и закрепляют листики на Дереве Мудрости.)

- Я верю, что речь откроет вам свои тайны!



E:\поделки\IMG_1775.JPGE:\поделки\IMG_1794.JPG

- Я рисую словами. Дерево Мудрости.



E:\поделки\IMG_1793.JPG

Запасы Винни-Пуха.



5


Урок русского языка на тему "Речь. Обобщение."(1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели:   

 - обобщить знания детей о видах речи, её структуре, повторить значение слов  речи, закрепить умение учащихся дифференцировать позиции звуков в слове, продолжить работу по формированию умения  решать орфографические задачи;

-  развивать орфографическую зоркость учащихся, навыки самоконтроля, умение  анализировать и использовать свой лексический запас; совершенствовать каллиграфические навыки учащихся;

-  прививать  учащимся интерес к изучению русского языка, воспитывать стремление использовать полученные знания на практике.

Оборудование:                                                                                                                            

-  карточки со словарными словами (заяц, воробей, язык), со словами -терминами ( речь, лексика ),                                                                                                                           - таблица-опора «Виды речи»,                                                                                                   - раздаточный материал «Словарный запас» (для работы в парах),                                     - «Дерево мудрости»,                                                                                                                  - учебник  М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка. 1 класс».

 

Автор Халина Ольга Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 323
Номер материала 44346
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓