Тема: Закон
постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса.
Цель: сформулировать
закон постоянства состава вещества; сформировать знания о химической формуле,
показывающей качественный и количественный состав вещества.
Задачи:
1)
углубить понятия
«химический элемент», «сложное вещество».
2)
развивать умения по
вычислению относительной молекулярной массы веществ.
3)
воспитывать интерес к
предмету.
Метод и методич.
приемы
исследовательский,
практический
Оборудование: карточки,
презентация
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Психологический настрой. Объявление темы и цели урока.
2.
Актуализация знаний.
Минутка повторения «Игра со знаками».
У доски 2 учащихся с заданиями.
Взаимоопрос.
1.
Дать определение понятию
«химический элемент».
2.
Одинаковы ли понятия
«химический элемент» и «атом»?
3.
Сколько химических
элементов известно в природе7 сколько получено искусственно?
4.
откуда произошло название
химических элементов?
5.
Что называется
коэффициентом?
6.
Что показывает
относительная атомная масса?
Используя свои знания в области химических элементов, дайте ответы на
предложенные загадки. Правильно записанные символы элементов, помогут вам
составить искомое слово и прочитать его по – русски.
1)
Запишем в строчку аш, о,
це
Что у тебя есть на лице? (НОС)
2)
А це, о, аш запишешь ты-
Наступит царство темноты. (СОН)
3)
Це, о и калий на часок
Зашли в кафе и пили. (СОК)
4)
Фосфор, кислород и бор
Вели серьезный разговор
Всем элементам нужен кров
Был под фундамент вырыт (РОВ)
5)
Молибден и углерод
С ними калий, барий
Целый день напролет
Словари листали
Латинский мы незнаем
По русски прочитаем. (МоСКВа)
6)
Кислород в гости кальция
позвал
Сервиз кофейный он достал
Осенний вечер чудеса
Его ужалила … (ОСа)
7)
Бор, кислород и фосфор,
Работать им непросто:
Бор адвокат, о – прокурор
Судьей осужден будет …(ВОР).
Задание в устной
форме назвать относительную атомную массу кислорода, бора, натрия, лития.
Интерактивная игра на
знание знаков.
3.
Осмысление.
Работа в группах.
Оформление постеров, защита.
1гр Закон постоянства
состава вещества.
2гр Химические
формулы.
3гр Относительная молекулярная масса.
1гр Вспомним, чем отличаются смеси от химических
соединений? (по составу и свойствам)
Смесь железа и серы
отличается от сульфида железа по составу и свойствам.
Чтобы получить
сульфид железа, нужно смешать в отношении 7:4. Если порошки смешать в других
массовых отношениях, то химическая реакция пройдет, но вещество, взятое в
избытке не прореагирует.
В определенных
массовых отношениях реагируют и другие вещества. Значит постоянным составом
обладает большинство химических соединений.
Закон постоянства
состава вещества был открыт фр.уч. Ж.Прустом.
Каждое химически
чистое вещество независимо от места нахождения и способа получения, имеет один
и тот же постоянный состав .
(В настоящее время
известны соединения и с переменным составом.)
Физминутка
2гр Если состав
сложных веществ постоянен, как с помощью химических знаков можно выразить
состав веществ?
Пример:
В воде химические
элементы Н и Щ связаны в массовых отношениях 1:8.
1 мас.ч. (Н) ---- 8
мас.ч. (О)
Х
---- 16 мас.ч. (О)
16 ∙1
Х= = 2 Следовательно молекула воды Н2О
8
Цифра 2,
стоящая справа внизу у знака водорода называется индекс.
Индекс в химических формулах показывает количество
атомов.
Химическая формула – это условная запись состава вещества
посредством химических знаков и индексов.
Прочитать формулы:
3CuCl2 –три купрум – хлор -два
5Al2O3 – пять алюминий-два -О-три
3FеCl3
– три феррум—хлор-три
Вы должны уметь
характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав
вещества.
Заполнение таблицы
в тетрадях.
Таблица1 Характеристика состава вещества
на основании его химической формулы.
Формула вещества
|
Состав молекулы вещества
|
Простое или сложное
вещество
|
качественный
|
количественный
|
Fе -железо
|
железо
|
1ат железа
|
простое
|
О2 -
кислород
|
кислород
|
2ат кислорода
|
простое
|
Н2 -
водород
|
водород
|
2 ат водорода
|
простое
|
FeS – сульфид железа (II)
|
Железо, сера
|
1ат железа, 1ат
серы
|
сложное
|
Al2O3 – оксид алюминия
|
Алюминий, кислород
|
2ат алюминия, 3 ат.
кислорода
|
сложное
|
3гр. По химической формуле можно вычислить его
относительную молекулярную массу.
Масса молекулы,
выраженная в а.е.м. называется относительной молекулярной массой данного
вещества
Относительная
молекулярная масса вещества (Мr) показывает отношение массы его молекулы к
1/12 части массы атома углерода.
Мr –
безмерная величина
Мr(Н2О)
= 2·1+16 =18
Закрепление
№38 стр.13 (раб тетрадь)
Мr(СО2)=12+16∙2=44
Мr(СuО)=64+16=80
Мr(FеCl3)=56+35·3=161
Мr(Na2S) =23·2+32=78
Мr(CaCO3) =40+12 +16·2=100
№6 стр. 37.
а) СаO m(Ca) : m(O) = 40
а.е.м. : 16 а.е.м. = 5:2
б) ВCl3 m(B) : m(Cl) = 11 а.е.м. : 105 а.е.м. = 1:9
в) Mg3Р2 m(Mg) : m(Р) =
72 а.е.м. : 62 а.е.м. = 6:5
г) СаС2 m(Са) : m(C) = 40
а.е.м. : 24 а.е.м. = 5:3
Задача
Чтобы получить
сульфид железа, взяли железо массой 15г и серу массой 8г. Какое вещество останется
в избытке?
Дано:
Решение:
m (Fe) = 15г Fe : S
m (S) = 8г 7 4
15 8 15 – 14 =1г (Fe)
Найти
Вещество в
избытке. Ответ: в избытке m (Fe) = 1г
Д/З § 10, 14 №9 стр.
26
Оценивание
Рефлексия
я все успел на уроке…
затруднения вызвали
вопросы…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.