Главная / Физика / Урок "Условия плавания тел"

Урок "Условия плавания тел"

Тема урока: Условия плавания тел.                    7 класс

 

Цели урока: Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе. Развивать умения учащихся определять архимедову силу с помощью динамометра и мерного стакана, делать выводы по результатам экспериментальных заданий.

  Показать использование условий плавания тел в технике, в народном хозяйстве.

  Развивать творческую активность, творческие способности учащихся.

 

 Оборудование: лабораторные сосуды с водой, маслом, набор тел равной плотности, деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров, клубень картофеля, пробирка с поваренной солью, пластилин, пробирки с песком, прямоугольный параллелепипед (плот), динамометр, измерительный цилиндр, гири.

                                        План урока

Содержание

Методы и приемы

Повторение темы: «Архимедова сила»

Изучение и закрепление нового материала.

  Сравнение плотностей жидкости и вещества тела, погруженного в жидкость, в случаях, когда тело плавает на поверхности или тонет.

  Сравнение архимедовой силы и силы тяжести в случаях, когда тело плавает на поверхности или тонет.

  Условие плавания тел внутри жидкости.

  Условия плавания тел (общий вывод).

  Задание на дом.

Беседа

Беседа. Фронтальные опыты. Логические выводы и интуитивные догадки школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись на доске и в дневниках.

 

                                                            Ход урока.

I. Организационный момент.

II.  Изучение нового материала.

 Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в нее. Ответьте на вопросы:

  -Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

  -Как направлена эта сила?

  -От чего зависит архимедова сила?

  -Если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?

  -Какими способами на опыте можно определить архимедову силу?

Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость,  действует архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Почему? Сегодня мы выясним это.

(Ребята получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения)

Задания группе  А:

  1. Пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы:

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

 

 

 

      Для выполнения этого задания нужен сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, алюминия, органического стекла, пенопласта, пробки, парафина. Тела находятся в коробке с перегородками, а в каждой ячейке указано название вещества.

                                                          

2.Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинакового размера; выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результаты опыта представить на рисунке.

 Для проведения опыта нужны два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый кубики.

Задания группе  Б :

1.Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результатов опыта.

При выполнении этого задания используется мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

2.Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты  опыта. Для выполнения задания используется сосуд с водой, пробирка  с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

3.Добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта. (Сосуд с водой и кусок пластилина).

Задания группе С.

1.      Выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки в воду, если:           

а) пластилин положить внутрь пробирки; б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.

 При выполнении задания используются: сосуд с водой, пробирка, кусок пластилина.

2.      Выяснить, какой груз может поднять плот (кусок пенопласта ) в воде.

Для проведения опыта из пенопласта заранее вырезают небольшой прямоугольный параллелепипед и подбирают несколько тел разной массы.

 

В результате обсуждения выводов, сделанных учащимися после эксперимента, на доске появляется запись:

 

FА =  pж g Vт

 

p вещества > p жидкости

Fтяж > FА

тело тонет

p вещества   <  p жидкости

Fтяж < FА

тело всплывает

p вещества   =  p жидкости

Глубина погружения тела зависит от pвещества тела  и от  p жидкости

Fтяж = FА

тело плавает внутри жидкости

 

                         Пусть      Fтяж = FА – тело плавает

 

                                          FА =  pж g Vт         Fтяж = m g,     m = pв Vт

Следовательно,

                                            Fтяж  =    pв  g  Vт

тогда

                                           pж g Vт   =     pв  g  Vт

или

                                      p вещества   =  p жидкости

      Если   p вещества   =  p жидкости, то тело плавает.

 

Вывод: Условия плавания тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества.

 Где в технике учитываются эти условия?

(беседа с учащимися о развитии морского транспорта).

 

  III.Задание на дом. Параграф 56, упр.30 (1*,2**,3***).

  IV.Подведение итогов, комментирование оценок.


Урок "Условия плавания тел"
  • Физика
Описание:

 

Цели урока: Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе. Развивать умения учащихся определять архимедову силу с помощью динамометра и мерного стакана, делать выводы по результатам экспериментальных заданий.

  Показать использование условий плавания тел в технике, в народном хозяйстве.

  Развивать творческую активность, творческие способности учащихся.

 

 

 Оборудование: лабораторные сосуды с водой, маслом, набор тел равной плотности, деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров, клубень картофеля, пробирка с поваренной солью, пластилин, пробирки с песком, прямоугольный параллелепипед (плот), динамометр, измерительный цилиндр, гири.

Автор Ильина Ольга Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 360
Номер материала 21966
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓