Главная / Русский язык и литература / урок: "Тема гибели души в рассказе "Ионыч" Чехова"

урок: "Тема гибели души в рассказе "Ионыч" Чехова"

hello_html_m23dd2b18.gifПроблемный вопрос:

Почему каждый человек, попадая в ту или иную среду, несёт личную ответственность за свою судьбу?

Частные вопросы:

1. Как жизненная позиция Чехова повлияла на него как на писателя?

2.Как, на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?

3. Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?


Ход урока

1.Оргмомент

2. Опрос-беседа

Музыкальная заставка (фрагмент оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин») /слайд № 3, портрет Чайковского/

Учитель: Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» - любимое музыкальное произведение А.П.Чехова.

Имена Чехова и Чайковского сопоставляются нередко, так как во многом проясняются черты их живого родства.

Стремление к счастью, к жизненной правде; ненависть к злу и насилию, мудрая простота и общедоступность стиля – всё это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.

«Чехов неуловим», - говорил художник В.А.Серов.

 - Как жизненная позиция Чехова повлияла на него как на писателя?

( выступление первой группы, фильм о Чехове + кодекс чести Чехова включить обязательно))

Учитель: Известный писатель XX века С.Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей»

- Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

Творческая история создания рассказа. Сообщение «История создания рассказа «Ионыч»( уч.).

Рассказ написан в 1898 году. В обществе главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»:

«Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленная в этом рассказе нравственная проблема в разных формах возникает перед каждым поколением.

В первоначальном замысле повествование велось от первого лица. В первом издании «Ионыча» эта особенность композиции подчеркивалась еще подзаголовком «рассказ». Отказавшись в последующих изданиях от этого и, тем самым, как бы стерев грань между очевидцем и автором, Чехов сохранил, однако, в «Ионыче» особенности построения предыдущих рассказов: сюжетным стержнем его также является история одного человека (Старцева), его судьба, и в параллель к ней также рисуются «дополнительные эпизоды и персонажи», создающие в общей сложности обобщение о современной жизни. Вместо «побочных эпизодов» и зарисовок лиц в «обрамлении» первых трех рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), здесь даны замечания об обывателях и изображена семья Туркиных в перекрестном восприятии ее обывателями, героем Старцевым и рассказчиком – автором. Этим способом Чехов передает свое ироническое отношение к героям рассказа.

Учитель. Лингвостилистический анализ текста рассказа.

- Какова центральная тема рассказа?(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.)

- Какова основная идея произведения? (Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

- Как , на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?(выступление второй группы)

Учитель. НЕ то плохо, что Старцев стал состоятельным, богатым человеком, а то, что он не видит смысла в своей жизни.

Рассмотрим подробнее образ Ионыча. Определим, было ли что терять этому человеку. Предлагаю поразмышлять над вопросом, что может повлиять на судьбу человека: профессия, общество, личные качества.

1.ПРОФЕССИЯ.

-материальное благополучие? Что мы знаем о Старцеве Дмитрии Ионыче? (молодой земский врач- медицинское образование).

-кто получал медицинское образование в то время? (разночинцы- люди небогатые, выбирающие эту профессию для практического применения: небольшой доход от медицинской практики)

-подтвердите это примером из художественной литературы. (Евгений Базаров «Отцы и дети» Тургенева)

-сделайте вывод: можно ли разбогатеть благодаря профессии врача, работающего в провинции?

-проверим второе предположение относительно профессии врача. Возможно, постоянное общение с больными делает врача равнодушным к людским страданиям. Что вы думаете по поводу этого? (врачи на фронте были окружены больными и ранеными, но с ними ничего подобного не происходило).

-Вспомните примеры из художественной литературы, опровергающие это. (Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»: доктора и сестры в военном госпитале- среди огромного количества раненых солдат самоотверженно выполняют свой долг, делают операции, заботятся о больных )

-итак, сделаем вывод: может ли профессия врача способствовать его деградации?

-рассмотрим другую версию. ОБЩЕСТВО.

-что утверждали приезжие города С? (жаловались на скуку и однообразие жизни)

-местные соглашались? (нет, есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, есть умные, интересные люди- семья Туркиных)

-что мы узнаем о библиотеке? (читателей, кроме девушек и молодых евреев, не было)

--а что представляет собой семья Туркиных? (Иван Петрович- любит спектакли, сам играет, знает много анекдотов, постоянно шутит …; Вера Иосифовна- сочиняет романы и повести о несуществующей жизни («Мороз крепчал»), а потом читает их гостям)

-какая деталь подтверждает никчемность сочинений, нереальной описываемой жизни? (во время чтения романа из открытого окна гостиной раздается песня «Лучинушка», в которой рассказывается о том, что бывает в жизни)

-кто еще в семье Туркиных? (Котик- Катерина Ивановна- плохо играет на фортепиано, но мнит себя талантливой пианисткой)

-меняется ли что-нибудь с течением времени? (нет, только Катерина Ивановна лишилась иллюзий по поводу артистической карьеры)

-но если уж такую семью считают самой образованной и талантливой, что можно сказать обо всем городе?

-Старцев понимает, в какое общество он попал? (да. Его все раздражает, он не доволен; поэтому его называют «поляк надутый»)

-а он противится ему? (нет, он не доволен, как живут эти люди, но сам постепенно становится таким же- меняются интересы: деньги, недвижимость, )

-сделайте вывод: влияет ли общество на человека, который в нем живет? (да)

-но на каждого ли человека оно способно повлиять? Существуют ли примеры в литературе, когда человек не поддается его влиянию? (да, Островский «Гроза»- Катерина)

-получается, что не всегда нужно обвинять общество в деградации человека. Поэтому рассмотрим еще одну версию: ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА.

-рассмотрим подробнее образ Ионыча. Определим, было ли что терять этому человеку.

Итак, молодой врач приезжает в город С. Что мы знаем о его целях в отношении работы? (сначала ничего, но потом понимаем, что ему нравится его работа, нравится трудиться, он принимает много больных)

-что мы понимаем о его культурном уровне? (разбирается в музыке и литературе- понимает бездарность романа Веры Иосифовны, и бездарность игры на фортепиано Котика, повторяющиеся шутки Ивана Петровича ему кажутся глупыми)

-способен ли он испытывать серьезные чувства к женщине? (да)

-но в то время, когда он влюблен и думает о дальнейшей совместной жизни с Котиком, какие мысли его посещают? («А приданого они дадут должно быть немало»)

-вспомните сцену на кладбище, куда приезжает Ионыч по записке Котика. Что он представляет, пока ждет ее? О чем он думает? («сколько здесь зарыто женщин и девушек, которые были красивы, очаровательны, которые любили, сгорали по ночам страстью… прекрасные тела»)

-никакого умиротворения, уважения к памяти умерших мы не видим.

-получив отказ, Старцев переживает, но сколько времени? (три дня)

-так были ли чувства его серьезными? (нет)

-какая фраза указывает на это? (сколько хлопот, однако)

-как характеризуют эти ситуации и фразы героя? (не обладал в достаточной мере нравственными душевными качествами)

-сделайте вывод: было ли что терять доктору Старцеву?

-Подошло время ответить на вопрос урока: почему деградировал Ионыч? (общество оказало на него влияние, но сказался (и это главное) и недостаток душевных качеств)

Учитель: Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула таких людей, как врачи Кириллов («Врачи») и Дымов («Попрыгунья»).

Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Высказывание ученика:

Рассказ вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о самом главном - о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.)

Д.С.Лихачёв писал: «Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто».

Учитель: индийский философ Инаят Хан Хидаят сказал когда-то: «Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений»

- а какой фразой заканчивает Чехов рассказ о жизни Ионыча? («Вот и все, что можно сказать про него»)

-что это значит? (Ионыч- конченный человек)

Подведение итогов:

- к чему призывает Чехов своего читателя? (берегите в себе человека- эпиграф)

-что это значит?

-а какими качествами должен обладать современный человек, чтобы общество, в котором он живет, не способствовало его деградации? Каким он не должен быть? (выступление третьей группы Сочинение: «Современный Ионыч: каков он?»)

Учитель: Главное - в человеке должно отсутствовать равнодушие.

Сам Антон Павлович Чехов сказал: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».

Его поддерживает Ричард Эберхард: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

-Берегите в себе человека.

Ученик. Стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!


Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!


Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.


А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.


Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь





Самоанализ урока литературы в 10 классе

«Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»


Целью данного урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ текста художественного произведения; выяснить, как используются художественные детали в раскрытии образа главного героя рассказа; помочь учащимся понять, что превращение Старцева в Ионыча – это трагедия интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной.

Методы и формы: на уроке использовался метод: проектной технологии, комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение учащегося, элементы лингвостилистического анализа. По источнику получения знаний – словесно-иллюстративный. По уровню активности познавательной деятельности – исследовательская работа, репродуктивный анализ. По технике – индивидуальная, коллективная деятельность. По функциям – анализ прочитанного.

Данный урок входит в систему изучения рассказов Чехова и является заключительным.

Цель и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты в ходе работы над произведением.

Материал подавался логично, научно, доступно. Урок дал много нового для развития ума, памяти, внимания учащихся, научил слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, сформировал интерес к творчеству Чехова и к предмету в целом.

Активность учащихся на уроке была довольно высокой, темп урока - быстрым. На протяжении всего занятия учителем поддерживался интерес к теме урока. Учебный материал был организован таким образом, что при выполнении большинства заданий учащиеся должны были сами «додумываться» до правильного ответа. Делалась опора на предыдущие знания учащихся по творчеству Чехова. Данная тема урока не потеряла своей актуальности и в наше время. На уроке была проведена связь с современностью, что вызвало живой интерес у учащихся. Был осуществлен контроль за деятельностью учащихся на уроке. В качестве опережающего задания даны творческие работы: написать сочинение-миниатюру на тему: «Современный Ионыч: каков он?», рассказывая о биографии Чехова сделать фильм, анализируя рассказ привести сравнительную характеристику, обобщая материал и делая выводы использовать круги Эйлера. Вся проведенная работа способствовала развитию письменной речи учащихся и их творческих способностей, а также явилась проверкой того, как учащиеся усвоили тему урока. Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательной, все учащиеся были заинтересованы в творческой, активной работе на уроке. Все это, несомненно, положительно сказалось на результатах урока.

Учитель русского языка

и литературы

Молодкина И.С.























































Открытый урок




Тема гибели души человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»






















Учитель: Молодкина И.С.
















г. Костанай, 2014г.


Самоанализ урока


































III. Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

Известный писатель XX века С.Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей»  /слайд № 5, портрет С.Залыгина/         

Лексическая работа. Учитель:

- Выясним значение слова нравственность

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.   /Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов./

Нравственность.

- Совокупность норм, определяющих поведение человека.

- Моральные свойства  /Толковый словарь русского языка. Д.Н.Ушаков /слайд № 6/

 Учитель:

- Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?

- Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

IV. Этап изучения нового материала. Учитель:

-Сегодня на уроке я предлагаю вам обсудить тему: «Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»».  /слайд № 7/

 Цель урока: рассмотреть степень личной ответственности       героя    за   свою жизнь в рассказе      А.П.Чехова «Ионыч».   /слайд № 8/

- Для этого будут необходимы знания художественного текста, а также ваш читательский и жизненный опыт.

Эпиграфом к уроку я взяла слова известного писателя – классика Н.В.Гоголя:

                                             Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

                                             юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,

                                             забирайте с собою все человеческие движения, не

                                             оставляйте их на дороге, не подымете потом.

                                                                                           Н.В.Гоголь слайд № 9/

- Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?

Учитель:

- Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

Творческая история создания рассказа. /слайд № 10/

Рассказ написан в 1898 году. В обществе главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»:

«Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленная в этом рассказе нравственная проблема в разных формах возникает перед каждым поколением.

                                                      Викторина. Учитель:

- Я надеюсь, это произведение прочитано вами (ответьте «Да» или «Нет»). Хорошо, мне бы хотелось, чтобы ваши ответы были такими же громкими, четкими, выразительными и эмоциональными.

- А теперь постарайтесь убедить меня и проверьте себя в том, насколько вы были внимательны к слову при чтении.

Проведем викторину.

Задание:  

прочитайте выразительно отрывок, определите героя. Кто это говорит? слайд №11/            

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки, Дмитрий Ионыч. (Екатерина Ивановна)

Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло без впечатлений, без мыслей.    /Дмитрий Ионыч/

Чей это портрет?

  1. Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее.      /Ек. Ив./

  2. «… ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, и уже ходит откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками …, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог…»/Старцев/.

«Чьи это вещи …»

Задание:

на столе лежат вещи, которые «принадлежат» героям рассказа Чехова   «Ионыч». Угадайте, кому и какие? (фонендоскоп, ноты, книга, перо и чернильница, шарады…).

«Отгадай героев»

Задание: из предложенных цитат выбрать те, которые соответствуют

1 вариант – Ек.Ив.

2 вариант – Дмитрию Ионычу.

«Бездарен, - думал он, - не тот, кто не умеет писать новостей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».

«Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! Когда я думал о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным…»

«О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство… Любовь моя безгранична …»

«Это кабинет? Это спальня? А тут что?»

«Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»

«Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни… Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас играть, ни говорить о музыке»

«Вы, доктор, не хотите ухаживать за мной, никогда у нас не бываете, я уже стара для вас. Но вот приехала молодая, быть может, она будет счастливее».

«Ну, Котик, сегодня ты играла как никогда, …»

«Умри, Денис, лучше не напишешь».

V. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.

Беседа   по вопросам:

- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?

- Какие проблемы рассказа являются современными и для нас?

(Проблема духовной деградации личности)

Лексическая работа   слайд № 12/

Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к выражению.

(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов)

- Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовыражения человека)

- Какова основная идея произведения?

(Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»)

- Назовите композицию.

(Пять глав, каждая имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С /семья Туркиных/ , трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины.)

Эти микротемы раскрываются по-чеховски – повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.

Выясним хронологию рассказа. /слайд № 13/

-Почему две главы рассказывают о двух днях жизни Дмитрия Ионыча Старцева, а три главы – о всей остальной жизни?

- О чём заставляет задуматься фамилия этого героя?

- В чём смысл названия рассказа?

(Показать жизненный путь от Старцева к Ионычу).



  1. Слово учителя.

Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о духовной деградации человека? Он обостренно воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. В его рассказах, написанных в 1898 году («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), виден автор, болезненно тонко чувствующий жизненную нескладицу и не имеющий силы не высказаться. Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, а философия факта. Чтобы понять это, надо обратиться к истории создания рассказа «Ионыч» и его содержанию.

  1. Сообщение «История создания рассказа «Ионыч».

В первоначальном замысле повествование велось от первого лица. В первом издании «Ионыча» эта особенность композиции подчеркивалась еще подзаголовком «рассказ». Отказавшись в последующих изданиях от этого и, тем самым, как бы стерев грань между очевидцем и автором, Чехов сохранил, однако, в «Ионыче» особенности построения предыдущих рассказов: сюжетным стержнем его также является история одного человека (Старцева), его судьба, и в параллель к ней также рисуются «дополнительные эпизоды и персонажи», создающие в общей сложности обобщение о современной жизни. Вместо «побочных эпизодов» и зарисовок лиц в «обрамлении» первых трех рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), здесь даны замечания об обывателях и изображена семья Туркиных в перекрестном восприятии ее обывателями, героем Старцевым и рассказчиком – автором. Этим способом Чехов передает свое ироническое отношение к героям рассказа.

  1. Лингвостилистический анализ текста рассказа.

- Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.)

- Какова основная идея произведения?

(Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

Слово учителя.

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту. Необходимо проанализировать первые предложения, так как они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных украшение города С. Казалось бы, ничто здесь не вызывает сомнения. Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников зачитывает вслух первый абзац рассказа). Итак, чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Но Чехов редко выражает свою точку зрения, давая обычно читателям домыслить то, на что лишь сделан намек (подтекст). Так и первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным. Такое построение не случайно. Оно сразу же акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Точно так же думают и местные жители, о чем свидетельствует вставная конструкция «как бы оправдываясь». Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

- О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?

- Каковы взгляды, характер этого человека?








-рассмотрим подробнее образ Ионыча. Определим, было ли что терять этому человеку.

Итак, молодой врач приезжает в город С. Что мы знаем о его целях в отношении работы? (сначала ничего, но потом понимаем, что ему нравится его работа, нравится трудиться, он принимает много больных)

-что мы понимаем о его культурном уровне? (разбирается в музыке и литературе- понимает бездарность романа Веры Иосифовны, и бездарность игры на фортепиано Котика, повторяющиеся шутки Ивана Петровича ему кажутся глупыми)

-способен ли он испытывать серьезные чувства к женщине? (да)

-но в то время, когда он влюблен и думает о дальнейшей совместной жизни с Котиком, какие мысли его посещают? («А приданого они дадут должно быть немало»)

-вспомните сцену на кладбище, куда приезжает Ионыч по записке Котика. Что он представляет, пока ждет ее? О чем он думает? («сколько здесь зарыто женщин и девушек, которые были красивы, очаровательны, которые любили, сгорали по ночам страстью… прекрасные тела»)

-никакого умиротворения, уважения к памяти умерших мы не видим.

-получив отказ, Старцев переживает, но сколько времени? (три дня)

-так были ли чувства его серьезными? (нет)

-какая фраза указывает на это? (сколько хлопот, однако)

-как характеризуют эти ситуации и фразы героя? (не обладал в достаточной мере нравственными душевными качествами)

-сделайте вывод: было ли что терять доктору Старцеву?

5.Ответ на проблемный вопрос:

-Подошло время ответить на вопрос урока: почему деградировал Ионыч? (общество оказало на него влияние, но сказался (и это главное) и недостаток душевных качеств)

-индийский философ Инаят Хан Хидаят сказал когда-то: «Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений»

- а какой фразой заканчивает Чехов рассказ о жизни Ионыча? («Вот и все, что можно сказать про него»)

-что это значит? (Ионыч- конченный человек)

6.Подведение итогов:

- к чему призывает Чехов своего читателя? (берегите в себе человека- эпиграф)

-что это значит?

7.Рефлексия:

-а какими качествами должен обладать современный человек, чтобы общество, в котором он живет, не способствовало его деградации? Каким он не должен быть? (……. Главное- отсутствие равнодушия)

-сам Антон Павлович Чехов сказал: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».

-Его поддерживает Ричард Эберхард: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

-Берегите в себе человека.


урок: "Тема гибели души в рассказе "Ионыч" Чехова"
  • Русский язык и литература
Описание:

Проблемный вопрос:

Почему каждый человек, попадая в ту или иную среду, несёт личную ответственность за свою судьбу?

Частные вопросы:

1. Как жизненная позиция Чехова повлияла на него как на писателя?

2.Как, на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?

3. Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

 

Ход урока

1.Оргмомент

2. Опрос-беседа

 Музыкальная заставка (фрагмент оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»)  /слайд № 3, портрет Чайковского/

Учитель: Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» - любимое музыкальное произведение А.П.Чехова.

Имена Чехова и Чайковского сопоставляются нередко, так как во многом проясняются черты их живого родства.

Стремление к счастью, к жизненной правде; ненависть к злу и насилию, мудрая простота и общедоступность стиля – всё это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.

 «Чехов неуловим», - говорил художник В.А.Серов.

 - Как жизненная позиция Чехова повлияла на него как на писателя?

( выступление первой группы, фильм о Чехове + кодекс чести Чехова включить обязательно))

Учитель: Известный писатель XX века С.Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей»

- Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

Творческая история создания рассказа. Сообщение «История создания рассказа «Ионыч»( уч.).

Рассказ написан в 1898 году. В обществе главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»:

«Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленная в этом рассказе нравственная проблема в разных формах возникает перед каждым поколением.

В первоначальном замысле повествование велось от первого лица. В первом издании «Ионыча» эта особенность композиции подчеркивалась еще подзаголовком «рассказ». Отказавшись в последующих изданиях от этого и, тем самым, как бы стерев грань между очевидцем и автором, Чехов сохранил, однако, в «Ионыче» особенности построения предыдущих рассказов: сюжетным стержнем его также является история одного человека (Старцева), его судьба, и в параллель к ней также рисуются «дополнительные эпизоды и персонажи», создающие в общей сложности обобщение о современной жизни. Вместо «побочных эпизодов» и зарисовок лиц в «обрамлении» первых трех рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), здесь даны замечания об обывателях и изображена семья Туркиных в перекрестном восприятии ее обывателями, героем Старцевым и рассказчиком – автором. Этим способом Чехов передает свое ироническое отношение к героям рассказа.

Учитель. Лингвостилистический анализ текста рассказа.

- Какова центральная тема рассказа?(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.)

- Какова основная идея произведения? (Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

- Как , на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?(выступление второй группы)

Учитель. НЕ то плохо, что Старцев стал состоятельным, богатым человеком, а то, что он не видит смысла в своей жизни.

Рассмотрим подробнее образ Ионыча. Определим, было ли что терять этому человеку. Предлагаю поразмышлять над вопросом, что может повлиять на судьбу человека: профессия, общество, личные качества.

1.ПРОФЕССИЯ.

-материальное благополучие? Что мы знаем о Старцеве Дмитрии Ионыче? (молодой земский врач- медицинское образование).

-кто получал медицинское образование в то время? (разночинцы- люди небогатые, выбирающие эту профессию для практического применения: небольшой доход от медицинской практики)

-подтвердите это примером из художественной литературы. (Евгений Базаров «Отцы и дети» Тургенева)

-сделайте вывод: можно ли разбогатеть благодаря профессии врача, работающего в провинции?

-проверим второе предположение относительно профессии врача. Возможно, постоянное общение с больными делает врача равнодушным к людским страданиям. Что вы думаете по поводу этого? (врачи на фронте были окружены больными и ранеными, но с ними ничего подобного не происходило).

-Вспомните примеры из художественной литературы, опровергающие это. (Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»: доктора  и сестры в военном госпитале- среди огромного количества раненых солдат самоотверженно выполняют свой долг, делают операции, заботятся о больных )

-итак, сделаем вывод: может ли профессия врача способствовать его деградации?

-рассмотрим другую версию. ОБЩЕСТВО.

-что утверждали приезжие города С? (жаловались на скуку и однообразие жизни)

-местные соглашались? (нет, есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, есть умные, интересные люди- семья Туркиных)

-что мы узнаем о библиотеке? (читателей, кроме девушек и молодых евреев, не было)

--а что представляет собой семья Туркиных? (Иван Петрович- любит спектакли, сам играет, знает много анекдотов, постоянно шутит …; Вера Иосифовна- сочиняет романы и повести о несуществующей жизни («Мороз крепчал»), а потом читает их гостям)

-какая деталь подтверждает никчемность сочинений, нереальной описываемой жизни? (во время чтения романа из открытого окна гостиной раздается песня «Лучинушка», в которой рассказывается о том, что бывает в жизни)

-кто еще в семье Туркиных? (Котик- Катерина Ивановна- плохо играет на фортепиано, но мнит себя талантливой пианисткой)

-меняется ли что-нибудь с течением времени? (нет, только Катерина Ивановна лишилась иллюзий по поводу артистической карьеры)

-но если уж такую семью считают самой образованной и талантливой, что можно сказать обо всем городе?

-Старцев понимает, в какое общество он попал? (да. Его все раздражает, он не доволен; поэтому его называют «поляк надутый»)

-а он противится ему? (нет, он не доволен, как живут эти люди, но сам постепенно становится таким же- меняются интересы: деньги, недвижимость, )

-сделайте вывод: влияет ли общество на человека, который в нем живет? (да)

-но на каждого ли человека оно способно повлиять? Существуют ли примеры в литературе, когда человек не поддается его влиянию? (да, Островский «Гроза»- Катерина)

-получается, что не всегда нужно обвинять общество в деградации человека. Поэтому рассмотрим еще одну версию: ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА.

-рассмотрим подробнее образ Ионыча. Определим, было ли что терять этому человеку.

Итак, молодой врач приезжает в город С. Что мы знаем о его целях в отношении работы? (сначала ничего, но потом понимаем, что ему нравится его работа, нравится трудиться, он принимает много больных)

-что мы понимаем о его культурном уровне? (разбирается в музыке и литературе- понимает бездарность романа Веры Иосифовны, и бездарность игры на фортепиано Котика, повторяющиеся шутки Ивана Петровича ему кажутся глупыми)

-способен ли он испытывать серьезные чувства к женщине? (да)

-но в то время, когда он влюблен и думает о дальнейшей совместной жизни с Котиком, какие мысли его посещают? («А приданого они дадут должно быть немало»)

-вспомните сцену на кладбище, куда приезжает Ионыч по записке Котика. Что он представляет, пока ждет ее? О чем он думает? («сколько здесь зарыто женщин и девушек, которые были красивы, очаровательны, которые любили, сгорали по ночам страстью… прекрасные тела»)

-никакого умиротворения, уважения к памяти умерших мы не видим.

-получив отказ, Старцев переживает, но сколько времени? (три дня)

-так были ли чувства его серьезными? (нет)

-какая фраза указывает на это? (сколько хлопот, однако)

-как характеризуют эти ситуации и фразы героя? (не обладал в достаточной мере нравственными душевными качествами)

-сделайте вывод: было ли что терять доктору Старцеву?

-Подошло время ответить на вопрос урока: почему деградировал Ионыч? (общество оказало на него влияние, но сказался (и это главное) и  недостаток душевных качеств)

Учитель:  Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула таких людей, как врачи Кириллов («Врачи») и Дымов («Попрыгунья»).

Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Высказывание ученика:

Рассказ вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о самом главном - о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.)

Д.С.Лихачёв писал: «Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто».

Учитель: индийский философ Инаят Хан Хидаят сказал когда-то: «Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений»

- а какой фразой заканчивает Чехов рассказ о жизни Ионыча? («Вот и все, что можно сказать про него»)

-что это значит? (Ионыч- конченный человек)

Подведение итогов:

- к чему призывает Чехов своего читателя? (берегите в себе человека- эпиграф)

-что это значит?              

-а какими качествами должен обладать современный человек, чтобы общество, в котором он живет, не способствовало его деградации? Каким он не должен быть? (выступление третьей группы Сочинение: «Современный Ионыч: каков он?»)

Учитель:  Главное -  в человеке должно  отсутствовать равнодушие.

Сам Антон Павлович Чехов сказал: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».

Его поддерживает Ричард Эберхард: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

-Берегите в себе человека.

 

Ученик. Стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Автор Молодкина Ирина Станиславовна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1807
Номер материала 12626
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓