Главная / Обществознание / Урок "Социальная стратификация и мобильность" (11 класс)

Урок "Социальная стратификация и мобильность" (11 класс)

План урока № 11


Класс

11 А

11 Б

Дата




Предмет: Человек. Общество. Право.

Тема урока: Социальная стратификация и мобильность

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный, совершенствование ЗУН, обобщающий, контрольный

Методы: беседа, составление схем, работа с учебником

Цели урока:

Обучающая: изучить теорию стратификации общества, рассмотреть основные социальные группы

Развивающая: уметь различать признаки социальных классов, отличать открытое и закрытое общество, характеризовать их

Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию

Оборудование: интерактивное

Межпредметные связи: история

Основные понятия, которые должны знать учащиеся в конце урока: стратификация, классы, страты, мобильность и ее разновидности, миграция.

Ход урока.


Оргмомент: Проверка посещаемости по журналу

Повторение домашнего задания:

Работа по карточкам (на соответствие терминов и понятий, составление схем)


План изложения нового материала.

  1. Социальная стратификация

  2. Социальная мобильность

Основные моменты изложения нового материала:

  1. Стратификация – совокупность больших групп людей (страты), расположенных иерархически по критериям социального неравенства: доход, власть, образование и престиж. Автор теории Питирим Сорокин.

Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли.

Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя — 9 лет, полная средняя —11, колледж — 4 года, университет — 5 лет, аспирантура — 3 года, докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Престиж — уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятий.

Исторические типы стратификации

Прямая со стрелкой 6Прямая со стрелкой 7

Закрытое общество Открытое общество

(переход из одной страты в (допускаются свободные

другую практически не возможен) переходы)

1Рабство 1Классы

2Касты

3Сословия


В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне и пр.)

Класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

Равнобедренный треугольник 8Прямая соединительная линия 9Прямая соединительная линия 10



Высший класс






Средний класс




Низший класс





Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Нижний — средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ жизни.

Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряду рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т. п.

2. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто — вниз.

Виды мобильности

МПрямая соединительная линия 11Прямая соединительная линия 12ежпоколенная Внутрипоколенная

(дети в сравнении с родителями) (социальная карьера)




Типы мобильности

Прямая соединительная линия 13Прямая соединительная линия 14

ВПрямая соединительная линия 15Прямая соединительная линия 16ертикальная Горизонтальная



Восходящая географическая мобильность

Нисходящая


Мобильность может быть: индивидуальной и групповой, добровольной и принудительной. (подумайте над примерами)


Задание: Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этих суждений? (1 на выбор)

Богатства желают, бедности избегают.

Богатыми люди становятся по желанию, а бедными — по принуждению.

К «новым бедным» относят самую образованную часть общества —интеллигенцию, которая в развитом обществе всегда входит в средний и высший класс.

Бедность — это экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

Вопросы для закрепления (рефлексия):

  1. Приведите примеры индивидуальной принудительной и и добровольной мобильности, групповой.

  2. Приведите примеры мобильности из сказок.


Домашнее задание: Домашнее задание §27 прочитать, термины конспекта учить. Подобрать примеры из школьного курса литературы представителей высшего, среднего, низшего классов (автор, книга)





Преподаватель ______________________ (Говорухина Л.В.)

(роспись)



Урок "Социальная стратификация и мобильность" (11 класс)
  • Обществознание
Описание:

Предмет:   Человек. Общество. Право.

Тема урока:  Социальная стратификация и мобильность

Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, составление схем, работа с учебником

Цели урока:

              Обучающая: изучить теорию стратификации общества, рассмотреть основные социальные группы

              Развивающая: уметь различать признаки социальных классов, отличать открытое и закрытое общество, характеризовать их

              Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию

Оборудование: интерактивное

Межпредметные связи: история

Основные понятия, которые должны знать учащиеся в конце урока: стратификация, классы, страты, мобильность и ее разновидности, миграция.

Автор Говорухина Лариса Валериевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 2200
Номер материала 52651
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓