План урока № 11
Предмет: Человек. Общество. Право.
Тема урока: Социальная стратификация и мобильность
Тип урока: изучение
нового материала, комбинированный, совершенствование ЗУН, обобщающий, контрольный
Методы: беседа, составление
схем, работа с учебником
Цели урока:
Обучающая: изучить теорию
стратификации общества, рассмотреть основные социальные группы
Развивающая: уметь
различать признаки социальных классов, отличать открытое и закрытое общество,
характеризовать их
Воспитательная:
воспитывать активную гражданскую позицию
Оборудование: интерактивное
Межпредметные
связи: история
Основные
понятия, которые должны знать учащиеся в конце урока: стратификация, классы, страты, мобильность и ее
разновидности, миграция.
Ход
урока.
Оргмомент: Проверка
посещаемости по журналу
Повторение домашнего задания:
Работа по карточкам (на соответствие терминов
и понятий, составление схем)
План изложения нового материала.
1.
Социальная стратификация
2.
Социальная мобильность
Основные моменты изложения нового материала:
1.
Стратификация –
совокупность больших групп людей (страты), расположенных иерархически по
критериям социального неравенства: доход, власть, образование и престиж. Автор
теории Питирим Сорокин.
Доход
— количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период
времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты,
пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли.
Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но
если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или
вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя — 9 лет, полная
средняя —11, колледж — 4 года, университет — 5 лет, аспирантура — 3 года,
докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет
формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.
Власть
измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами
решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям
независимо от их желания).
Престиж
— уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия,
должность, род занятий.
Исторические типы
стратификации
Закрытое
общество Открытое общество
(переход из одной страты
в (допускаются свободные
другую практически не возможен)
переходы)
1Рабство
1Классы
2Касты
3Сословия
В широком значении под классом понимают
большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами
производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения
труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода (рабы и
рабовладельцы, феодалы и крестьяне и пр.)
Класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом,
образованием, властью и престижем.
Высший класс
Средний класс
Низший класс
Верхний — высший класс включает «аристократов по крови»,
которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений
скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские
манеры, безупречный вкус и поведение.
Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не
успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в
промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный
баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у
которых нет «аристократов по крови».
Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых
профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или
телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе
фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию
художественных раритетов они еще не могут.
Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого
индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих,
среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных
профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это
костяк информационного общества и сферы обслуживания.
Нижний — средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные
рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к
физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ
жизни.
Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих,
занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном
достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего
класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное
среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в
карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление
спиртного и нелитературной лексики.
Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и
прочих мало пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное
образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо
попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие
беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном»,
или андерклассом. Чаще всего их ряду рекрутируются из хронических алкоголиков,
бывших заключенных, бомжей и т. п.
2. Совокупность социальных перемещений людей в
обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной
мобильностью.
Между восхождением и нисхождением существует известная
асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной
лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение —
принудительное.
Исследования показывают, что обладатели высших
статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели
низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в
человеческом обществе: все стремятся наверх и никто — вниз.
Виды
мобильности
Межпоколенная
Внутрипоколенная
(дети в сравнении с
родителями) (социальная карьера)
Типы
мобильности
Вертикальная
Горизонтальная
Восходящая
географическая мобильность
Нисходящая
Мобильность
может быть: индивидуальной и групповой, добровольной и принудительной. (подумайте над примерами)
Задание: Какие
аргументы вы могли бы привести в защиту этих суждений? (1 на выбор)
• Богатства желают, бедности избегают.
• Богатыми люди становятся по желанию, а бедными — по
принуждению.
• К «новым бедным» относят самую образованную часть
общества —интеллигенцию, которая в развитом обществе всегда входит в средний и
высший класс.
• Бедность — это экономическое и социальное состояние
людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.
Вопросы для
закрепления (рефлексия):
1.
Приведите примеры индивидуальной принудительной и и
добровольной мобильности, групповой.
2.
Приведите примеры мобильности из сказок.
Домашнее задание: Домашнее
задание §27 прочитать, термины конспекта учить. Подобрать примеры из школьного
курса литературы представителей высшего, среднего, низшего классов (автор,
книга)
Преподаватель ______________________ (Говорухина Л.В.)
(роспись)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.