МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №
2»
Путешествие
по стране «Тригонометрия»
Учитель математики
Заречнева
Галина
Викторовна
с. Таштып, 2015
Содержание.
1.
Введение_____________________________________________
2
2.
разработка урока
«Путешествие по стране Тригонометрия»____________________ 3
3.
Список литературы____________________________________
8
Введение.
Урок по теме
«Путешествие по стране Тригонометрия» проводится в 10 классе при закреплении и
повторении тем «Тригонометрические уравнения» и «Тригонометрические
неравенства», рассчитан на 2 часа.
Используются
современные педагогические технологии:
·
Игровая;
·
Информационно-
коммуникационная;
·
Здоровьесберегающая;
·
Проблемное обучение.
В ходе урока, при
повторении решения уравнений и неравенств, используется электронный учебник
«Открытая математика. Версия 2.6. Алгебра»,где учащиеся, вводя свои значения в
уравнения и неравенства, смогут посмотреть их решение, а также рассмотреть
решение более сложных уравнений.
На уроке учащиеся
выполняют задания с самопроверкой. Здесь ученики учатся адекватно оценивать
свои знания.
Создаётся
заинтересованность результатом своей работы при выполнении задания по
заполнению пустых клеточек. Задания подобраны дифференцированно. Индивидуально
для каждой пары учащихся.
Используя современные
технологии в обучении, учитель способствует развитию мышления,
интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Ученики более
заинтересованы изучением данного предмета.
Путешествие по стране «Тригонометрия»
Цели:
Совершенствование знаний и умений по теме «Тригонометрия»
Задачи:
·
Обобщить изученный
материал по теме «Тригонометрия»;
·
Проверить уровень знаний
учащихся по данной теме;
·
Повысить интерес учащихся
к изучению математики;
·
Расширить кругозор
учащихся, активизировать умение применять полученные знания;
·
Повысить культуру
поведения, отношений, речи.
Вид урока: урок-путешествие.
Технологии: игровая, информационно-коммуникационная.
Оборудование: карточки с заданиями, чистые листы, таблицы
значений sin, cos, tg, ctg на каждый стол, мультимедийное
оборудование, ПК.
Ход урока.
Сегодня мы совершим
путешествие по стране «Тригонометрия», где мы повторим тригонометрические
уравнения и неравенства. Мы пройдём по станциям: Теоретическая, Практическая,
Игровая, Ошибочная, Итоговая.
Счастливого пути!
1.
Теоретическая.
Задания выполняют по карточкам на листах и сдают учителю.
1 вариант
2 вариант
1) cos x = a, |a| ≤ 1 1)
sin x = а, |a| ≤ 1
2) sin x = 0 2)
cos x = 0
3)
cos x = 1 3) sin x = 1
4) sin x = -1 4)
cos x = -1
5) tg x = a, a – любое 5) сtg x =
a, a – любое
Ответы: 1вариант 2
вариант
1)
х = ±arccos a + 2πn, n є Z 1)
х = (-1)n arcsin a + πn, n є Z
2)
х = πn, n є Z
2) х = π/2 + πn, n є Z
3) х = 2πn, n є Z
3) х = π/2 + 2πn, n є Z
4) х = - π/2 + 2πn, n є Z
4)х =π + 2πn, n є Z
5)
х = arctg a + πn, n є Z
5) х = arcctg a + πn, n є Z
2. Историческая
На экране
высвечивается вопрос и варианты ответов (портреты ученых)
Приложение
1
В опрос: Кто из
математиков придал современный вид тригонометрии?
Правильный ответ: б
3. Практическая
Сейчас мы с вами повторим
как решаются простейшие уравнения и неравенства. Для этого воспользуемся
электронным учебником, где вы сможете посмотреть решение некоторых уравнений и
неравенств, вводя свои данные. Также посмотрите как решаются более сложные
уравнения.
Электронный учебник:
«Открытая математика. Версия 2.6. Алгебра»
Глава 3. Решение
уравнений и неравенств.
3.1 Общие приёмы
решения уравнений.
3.1.10
Тригонометрические уравнения.
3.2 Решение
неравенств.
3.2.5
Тригонометрические неравенства
4. Спортивная
Проводится
физкультминутка
5. Игровая
Мы с вами повторили
как решаются уравнения и неравенства и сейчас вы самостоятельно будете работать
в парах. На каждый стол я вам раздам уравнение
или неравенство. На
экране будут ответы. Каждому ответу соответствует определённая буква. Вы
решаете задание, находите какой букве соответствует ваш ответ и вписываете
букву в соответствующую клеточку на доске. После того как вы заполните таблицу,
вы узнаете: в книге какого математика впервые встречается слово «Тригонометрия»
1. cos x/3 = 1
2. cos (6+3x)= -
3. sin x ≥ ½
4. tg(3x + π/6 ) ‹ 1
5. sin(3x- π/4)+1=0 6.
sin 3x > 1/2
7. sin2x = 8.
tg(x/3-1)≤-1
1
П
|
2
И1
|
3
Т
|
4
И2
|
5
С1
|
6
К
|
7
У
|
8
С2
|
Приложение
2
Выберите из
предложенных вариантов свой ответ
С1. - π/12 + 2/3πk, kєZ
И1. ± 3π/12-2 + 2/3πk, kєZ
К. (5π/18+ 2/3πk; π/18 + 2/3πk), kєZ
Т. [ π/6 + 2πk; 5π/6 + 2πk], kєZ
П. 6 πк, kєZ
У. (-1)к π/8+ π/2к, kєZ
И2 (-2π/9 + π/3k; π/3k), kєZ
С2
[3- 3π/2+ 3πk; 3-3π/4 + 3πk], kєZ
6. Ошибочная.
Найти ошибки в
решении уравнения и неравенства, исправить, а затем самостоятельно проверить.
Задание высвечивается на экране, после нахождения ошибок показать правильное
решение.
1. Решить уравнение tgx – 2ctgx + 1=0
Решение:
Т.к. ctgx = 1/ tgx,
получим tgx - 2/tgx + 1 = 0
Обозначим tgx = у
у2 +у-2=0 Д = 9 у1=1; у2=
2
tgx = 1 ctgx
= 2
х = π/4+ πk, kєZ х = arcctg2
+ πk, kєZ
Ответ: π/4+ πk, kєZ ; arcctg2
+ πk, kєZ
2.Решить неравенство cos π/8 cosx – sinx sin π/8 < - √3/2
Решение:
cos (π/8 + x) < -
√3/2 π/2
5π/6 < π/8 + x <
7π/6
5π/6 + π/8 < x <
7π/6 + π/8
23π/24 < x <
31π/24 π - √3/2 0
Ответ: (23π/24 + 2πn; 31π/24
+ 2πn )
3π/2
Приложение
3
Правильное решение:
1. Решение:
Т.к. ctgx = 1/ tgx,
получим tgx - 2/tgx + 1 = 0 / * tgx ≠ 0
tg2x + tgx – 2 = 0
Обозначим tgx = у
у2 +у-2=0 Д = 9 у1=1; у2=
2
tgx = 1 ctgx
= - 2
х = π/4+ πk, kєZ х = arcctg(-2) + πk, kєZ
х =
- arcctg2 + πk, kєZ
Ответ: π/4+ πk, kєZ ; - arcctg2 + πk, kєZ
2. Решение:
cos (π/8 + x) < -
√3/2
5π/6 < π/8 + x <
7π/6
5π/6 - π/8 < x < 7π/6 - π/8
17π/24
< x < 25π/24
Ответ: (17π/24 + 2πn;
25π/24 + 2πn )
7. Итоговая
Подводятся итоги
урока.
Задаётся домашнее
задание: учебник стр. 96 № 23(а). 24(а), 25(2) (Учебник по
ред. А.Н. Колмагорова)
Используемая литература:
1.
Алгебра и начала анализа:
Учеб. Для 10-11 кл. ощеобразоват. учреждений/ А.Н.Колмагоров и др.-14-е изд. –
М.: Просвещение, 2005.
2.
Алгебра 10 класс:
поурочные планы по учебнику А.Н. Колмагорова и др.-Изд. 2-е, испр./сост. Т.Л.
Афанасьева, Л.А. Тапилина. - Волгоград: Учитель, 2007.
3.
Математика: Школьный
курс.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
4.
Материалы курса
«Тригонометрия в школе». 1-4,5-8.- М.: Педагогический университет «Первое
сентября», 2006.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.