Главная / Русский язык и литература / урок "Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления"

урок "Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления"

ТЕМА. Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления.


ЦЕЛИ: углубить представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере  употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля; 
развивать навыки грамотной речи при устном ответе; воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития; воспитывать интерес и бережное отношение к литературному языку.
Тип урока: урок - усвоение новых знаний.

Форма урока: ИР, ГР.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, смайлики.


Ход урока:

1. Начало урока. Настрой на работу.


Психологический настрой: (диалог, наблюдение) новые подходы

- Ребята, посмотрите какой сегодня день?

(Солнечный, теплый)

- И к нам в класс заглянуло солнышки, показ слайда (смайлики) ИКТ

- Выберите солнце, которое вам больше всего понравилось и нарисуйте его на полях тетради цветными карандашами

. Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;

  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;

  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;

  • фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;

  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;

  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;

  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.


- Да, сегодня солнечная, теплая погода, в такой день хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения друг другу. Пусть оно сохранится на протяжении всего урока. Аплодируем.

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, сейчас проверка творческого домашнего задания (по желанию учащихся). После чтения сочинений аплодисменты.

3 . Актуализация знаний

Словарный диктант «по кругу». Самопроверка. У одной группы проверяется тетрадь+ презентация.


Непродолжительное ненастье, камышовые заросли, искусственные цветы, песчаный бережок, кружок юннатов, осиное гнездо, долгожданная оттепель, величие природы, безграничные просторы, великолепный гербарий, коллекция цветов.

4. Изучение новой темы:

-Записываем дату. И следующие слова.

Публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

Чем эти слова схожи?Какой общий корень имеют слова? Что он означает? (общественный)

(ИКТ) Далее на слайде:

Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

Публицист – автор публицистических произведений

Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе

Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Записываем тему. Определите цели.(слайд, ИКТ).

Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.


5. Закрепление темы. КМ, ИР и КР

А)Предлагаю ребятам индивидуально прочитать упр.413, стр.183. в парах устно выполнить задание (определить стиль текста и аргументировать свой ответ). Провожу беседу по тексту по группам:

1)цель текста 2) форма 3-4) речевые характеристики. Что не понятно, спрашивают друг у друга или задают доп. вопросы.

Делаем вывод: где используется, встречается публицистический стиль?

В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах… Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Б)Физминутка. ТиО, ИКТ

В) Опережающее задание сильному ученику. Презентация по теме «Жанры, свойственные публицистическому стилю». (слайд 8 )
^ Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
 Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Г) Индивидуальная работа, взамопроверка в парах. Распределить слова по стилям. Слова записываются в тетради. .

Рассказ разговорный стиль

Очерк

Трагедия

Указ публицистический стиль

Фельетон

Статья художественный стиль

Наипрекраснейший научный стиль

Быстренько

Амперметр официально-деловой

Д) упр 531


Д) Каждая группа предлагает рекламу на тему “Зачем нужно беречь природу моего края?” (в устной и письменной форме). Можно использовать слова словарного диктанта. Но сначала продумаем критерии оценивания .

-презентация (речь)

-креативность, оригинальность

-аккуратность оформления

-доступность материала

-содержательность

Актуальна ли проблема, поднятая на этом уроке? К чему вы призывали? К какому стилю можно отнести ваши выступления?

По окончанию выступлений вывешивают стикеры с оценками.Какая группа выступила наиболее эмоционально.Почему их выступление запомнилось.2-4 учащихся комментируют оценки. Аплодисменты. Спасем земную красоту

Спасем земную красоту,

Леса, озера и поля.

Пусть будет чистой и красивой

Ты, казахстанская земля.

Не станем мы рубить деревья,

Мы не хотим ломать кусты,

Всегда леса пусть зеленеют

И на полях цветут цветы.


6. Подведение итогов урока. Что достигли?



Еще раз рисуют смайлики на полях цветными карандашами.


Синквейн в группе. Еще раз рисуют смайлики на полях цветными карандашами.


hello_html_272acc12.gif



5 Рефлексия.

6. Домашнее задание . Устное выступление «Что такое публицистический стиль?»

Упр. 535.











урок "Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема "Стили речи" для учащихся всегда является интересной,легко запоминающейся. Но как сделать эту тему еще более интересной?

После прохождения курсов 3 базового уровня я сделала для себя много открытий. Детям интересно на уроках, они не стесняются высказывть собственные мысли.

Данный урок направлен на развитие творческих способностей каждого ученика. Предполагается использование разнообразных методик:Критическое мышление, Новые подходы в обучении, Развитие талантливых и одаренных и т.д.

Конечно, подобные уроки требуют от учителя много усилий и времени, но результат  не заставит себя ждать.

Автор Анисимова Ирина Владимировна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 514
Номер материала 13685
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓