Главная / Русский язык и литература / Урок "Повторение о обобщение по теме "Имя числительное"

Урок "Повторение о обобщение по теме "Имя числительное"

Название документа Повторение и обобщение по теме «Имя числительное.ppt

Повторение и обобщение по теме «Имя числительное» Тема урока
Цели урока: ПОВТОРИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ И СКЛОНЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИ...
Эпиграф Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле н...
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА ПРОМЕНЯЛА ПРАСКОВЬЯ КАРАСЯ НА ТРИ ПАРЫ ПОЛОСАТЫХ ПОР...
История о числе Миллион Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13...
Таинственное число Семь – особое число, в нем есть некое волшебство. Семь дне...
Из истории числительных Начиная с 11 и кончая двадцатью и тридцатью, числител...
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В КАКИХ СЛОЖНЫХ СЛОВАХ ВМЕСТО ТРЁХ ПИШЕТСЯ ТРЕ-? НАЗОВИ...
Домашнее задание Написать сочинение миниатюру на лингвистическую тему «Эта тр...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Повторение и обобщение по теме «Имя числительное» Тема урока
Описание слайда:

Повторение и обобщение по теме «Имя числительное» Тема урока

№ слайда 2 Цели урока: ПОВТОРИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ И СКЛОНЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛ
Описание слайда:

Цели урока: ПОВТОРИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ И СКЛОНЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ, ОСОБЕННО В УСТНОЙ ЕЁ ФОРМЕ, В СООТВЕТСТВИИ С НОРМОЙ. РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ РЕЧИ

№ слайда 3 Эпиграф Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нуже
Описание слайда:

Эпиграф Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен!

№ слайда 4 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА ПРОМЕНЯЛА ПРАСКОВЬЯ КАРАСЯ НА ТРИ ПАРЫ ПОЛОСАТЫХ ПОРОСЯ
Описание слайда:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА ПРОМЕНЯЛА ПРАСКОВЬЯ КАРАСЯ НА ТРИ ПАРЫ ПОЛОСАТЫХ ПОРОСЯТ. 2. В АКВАРИУМЕ У ХАРИТОНА ЧЕТЫРЕ РАКА ДА ТРИ ТРИТОНА. 3. ВОСЕМЬ СЦЕПЩИКОВ СЦЕПЛЯЮТ ЦИСТЕРНЫ

№ слайда 5 История о числе Миллион Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 ве
Описание слайда:

История о числе Миллион Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова МИЛЛИ, означающего «тысяча», и ОНЕ, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

№ слайда 6 Таинственное число Семь – особое число, в нем есть некое волшебство. Семь дней в
Описание слайда:

Таинственное число Семь – особое число, в нем есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семь раз отмерь, а один раз отрежь, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь шкур спускать с кого-нибудь, семь бед-один ответ и другие. Это наиболее известные пословицы и фразеологизмы с числительным семь.Как видите, их не мало. Чем это объяснить? Примерно 4 тысячи лет назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число 7 считалось священным и было весьма распространено.

№ слайда 7 Из истории числительных Начиная с 11 и кончая двадцатью и тридцатью, числительны
Описание слайда:

Из истории числительных Начиная с 11 и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание –дцать, которое в других числительных не встречается. Почему? Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся числительных, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трех слов в одно слово и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать; числительное один, два, три и другие хорошо «сохранились» в них, а десять, находившееся в заударном положении, подверглось фонетическому изменению. Так и возникло необычное сочетание - -дцать, входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс.)

№ слайда 8 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В КАКИХ СЛОЖНЫХ СЛОВАХ ВМЕСТО ТРЁХ ПИШЕТСЯ ТРЕ-? НАЗОВИТЕ
Описание слайда:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В КАКИХ СЛОЖНЫХ СЛОВАХ ВМЕСТО ТРЁХ ПИШЕТСЯ ТРЕ-? НАЗОВИТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ПИШУТСЯ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ? КАКИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ В ОДНОМ ИЗ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ ПИШУТСЯ С ДВУМЯ И ДАЖЕ С ТРЕМЯ Ь ? КАКИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОБЛАДАЮТ РОДОВЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ? КАК УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧАСЫ, НОЖНИЦЫ, СУТКИ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ ДВА, ТРИ?

№ слайда 9 Домашнее задание Написать сочинение миниатюру на лингвистическую тему «Эта трудн
Описание слайда:

Домашнее задание Написать сочинение миниатюру на лингвистическую тему «Эта трудная и интересная часть речи – имя числительное»

Название документа Урок Имя числительное.doc

Тема урока. Повторение и обобщение по теме «Имя числительное».

(слайд № 1)


Цели урока: (слайд №2)


  1. ПОВТОРИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ И СКЛОНЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

  2. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ, ОСОБЕННО В УСТНОЙ ЕЁ ФОРМЕ, В СООТВЕТСТВИИ С НОРМОЙ.

  3. РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ РЕЧИ.


Оборудование: компьютеры, проектор, экран, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка в 6-7 классах. Имя числительное».


Ход урока.

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен!

(слайд №3)


l. Слово учителя: объявляет тему, цели урока.

ll. Опрос.


- Ребята! Ваше домашнее задание носило творчески-поисковый характер.

Вы должны были найти скороговорки, в которых встречались бы числительные. Давайте мы сейчас прочитаем скороговорки, но так, чтобы числа в них шли по возрастающей.

- два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

- в пруду у Поликарпа- три карася, три карпа.

- у четырёх черепах по четыре черепашонка

- пошел Ипат лопаты покупать, купил Ипат пять лопат


(дети зачитывают скороговорки)


А теперь проведем артикуляционную разминку. (слайд № 4)


  1. ПРОМЕНЯЛА ПРАСКОВЬЯ КАРАСЯ

НА ТРИ ПАРЫ ПОЛОСАТЫХ ПОРОСЯТ.

2. В АКВАРИУМЕ У ХАРИТОНА ЧЕТЫРЕ РАКА

ДА ТРИ ТРИТОНА.

3. ВОСЕМЬ СЦЕПЩИКОВ СЦЕПЛЯЮТ ЦИСТЕРНЫ


- следующее задание: рассказать какую-либо историю о числе и числительном (слайды №5,6,7)


Миллион

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова МИЛЛИ, означающего «тысяча», и ОНЕ, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.



Таинственное число

Семь – особое число, в нем есть некое волшебство.

Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семь раз отмерь, а один раз отрежь, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь шкур спускать с кого-нибудь, семь бед-один ответ и другие.

Это наиболее известные пословицы и фразеологизмы с числительным семь.Как видите, их не мало.

Чем это объяснить? Примерно 4 тысячи лет назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

Число 7 считалось священным и было весьма распространено.



Из истории числительных


Начиная с 11 и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание –дцать, которое в других числительных не встречается.

Почему? Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся числительных, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трех слов в одно слово и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать; числительное один, два, три и другие хорошо «сохранились» в них, а десять, находившееся в заударном положении, подверглось фонетическому изменению. Так и возникло необычное сочетание - -дцать, входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс.)


lll. Работа над темой


Сегодня мы повторяем правописание имен числительных, склонение числительных, морфологический разбор и, конечно же, произношение числительных.

    1. Давайте вспомним, в каких числительных пишется ь

    2. Запишите в тетрадях схемы и прочитайте их.


3.Два человека работают на компьютерах и выполняют индивидуальные задания.


1. ЗАПИСАТЬ ЧИСЛА СЛОВАМИ


(10) февраля (2007) года исполнилось (170) лет со дня гибели А.С.Пушкина. Родился Пушкин в Москве (6)июня (1799) года. С (1811) по (1817) год Пушкин учился в лицее. Стихотворение «Зимнее утро» он написал в (1829) году, а повесть «Дубровский» в (1833) году.



2. Обозначить орфограмму «Буква ь в числительных»


Одиннадцат…, четырнадцат…, шестнадцат…, пят…десят, шест…десят, сем…десят, пят…сот, сем…сот, восем…сот девятнадцат…, девят…сот, триста шест...десят сем…



4.Мы выполняем работу на тренажере. Один человек за компьютером, а на месте все выписывают словосочетания «числительное + существительное». (7)


5. На листочках выполним итоговое тестирование по данной теме.


6. .В чем особенности склонения количественных числительных?


7. В чем особенности склонения порядковых числительных?


8. Работа на тренажере. (3, 8)


9. По каким признакам характеризуются части речи?

- общее грамматическое значение;

- морфологические признаки;

- синтаксические признаки.

Определим все эти признаки у числительного.


10. Работа на тренажере (10)


11. Итоговое тестирование

12. Решение грамматических задач (слайд № 8)


Выводы, оценки. Числительное – очень важная часть речи как в письменном, так и в устном исполнении.


Домашнее задание: написать сочинение миниатюру на лингвистическую тему «Эта трудная и интересная часть речи – имя числительное»












4


Урок "Повторение о обобщение по теме "Имя числительное"
  • Русский язык и литература
Описание:

В данном материале содержится конспект урока и презентация к уроку.

Используется диск "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка в 6 классе" (мы занимаемся по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой).

В разработке урока использован познавательный материал: история чисел и числительных,  скороговорки с числительными (проводится артикуляционная разминка). 

Проводится индивидуальная работа с обучающимися с использованием комьютера. Как закрепление домашнее задание: написать сочинение на лингвистическую тему (опережающее обучение - подготовка к ГИА)

Автор Баркова Ольга Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1162
Номер материала 29649
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓