Главная / Русский язык и литература / Урок "Обобщение по теме "Словообразование" (6 класс)

Урок "Обобщение по теме "Словообразование" (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Обобщение изученного по теме «Словообразование и орфография»

Цели урока:

Образовательные:

  1. закрепление у учащихся знаний по разделу «Словообразование», отработка и контроль усвоения орфограмм «Чередующиеся гласные в корне слова», «Ы-И после приставок», « Приставки ПРИ-и ПРЕ-»; «Соединительные О и Е в сложных словах», написание сложных слов, употребление сложносокращенных слов;

  2. развитие навыков монологической речи, работы с тестами, самостоятельной работы;

  3. опережающее обучение: подготовка к ЕГЭ: орфоэпический минимум, проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корне слова, способы образования слов.

Развивающие:

  1. активизация познавательной деятельности учащихся,

  2. развитие у учащихся интереса к русскому языку, внимания, зрительной и слуховой памяти, творческого воображения, умения работать со словарём.



Воспитательные: воспитание таких личностных качеств, как смекалка, фантазия, формирование навыков сотрудничества.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Применяемая технология: игровая технология.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, словообразовательные словари.

Виды учебной деятельности: беседа по вопросам, тесты, орфоэпический диктант, выборочный диктант, создание творческий работ ( сочинения – миниатюры, пантомимы, рисунка, исполнение музыкального номера).

Форма проведения: лингвистическая игра.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас праздник: мы закончили изучение темы «Словообразование». Заключительный урок проведём в форме ставшей уже традиционной лингвистической игры.

У нас три команды. В каждой есть капитан, художник, конструктор, писатель, певец. Некоторые из них выполняли к игре домашнее задание.

2. Лингвистическая игра.

Задание 1 Разминка « Подскажи словечко».

Каждой команде задаётся по вопросу. Отвечает один человек по порядку. Следующий вопрос – другой команде. За правильный ответ даётся помощником карточка - улыбка.

Вопрос команде 1: Что такое морфемика ?

Вопрос команде 2: Перечислите части слова.

Вопрос команде 3: Назовите морфемные способы образования слов. Почему они так называются?

Вопрос команде 1: Приведите примеры слов, образованных приставочным способом. Укажите значение приставок. ( Слова не должны повторяться, быть однокоренными)

Ответ должен быть полным, например: Слово прилететь образовано от глагола лететь с помощью приставки при-. Это приставочный способ образования слов. Приставка ПРИ- имеет значение «приближение».

Вопрос команде 2: приведите примеры слов, образованных суффиксальным способом. Укажите значение суффиксов. (Суффиксы не должны повторяться)

Ответ должен быть полным, например: Слово снежок образовано от слова снег с помощью уменьшительно - ласкательного суффикса – ОК -. Это суффиксальный способ образования слов.

Вопрос команде 3: Приведите примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.

Ответ должен быть полным, например: Слово опёнок образовано от слова пень с помощью приставки О- и суффикса – ОК -. Это приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Задание 2 Конкурс «Кто быстрее?»

1) Какие ещё морфологические способы образования слов вам известны? (1 балл)

2) Какой способ образования слов называется бессуффиксным? (1балл)

В течение 1 минуты привести примеры слов, образованных данным способом. Выигрывает та команда, которая подбирает наибольшее количество примеров. (Во время зачитывания одинаковые ответы зачёркиваются.)

( Слова, взятые из ЕГЭ: лов, порыв, расчёт, работа, удар, выбор, вдох, перелёт, заплыв, переход, вера, зелень, дело, восход, крик, риск, розыск и т.д.)

3) Какой способ образования слов называется сложением? (1 балл) Назвать слово и определить способ его образования ( сложение целых слов, основ, части слова и целого слова, частей слова, букв, звуков).

Каким способом образовано данное слово:

Картинки Кресло – качалка, диван – кровать

Картинки Завхоз, универмаг

Картинки Пешеход, вездеход

Картинки Стенгазета, аквапарк

Картинки ТЮЗ, ВАЗ

Картинки ВДНХ, СССР

Приложение 1 Картинки

Задание 3 Конкурс шифровальщиков.

От каждой команды вызывается 1 человек – шифровальщик.

Пишут на доске одновременно.

Задание: Записать в столбик аббревиатуры (сложносокращённые слова), расшифровать их, определить род (где возможно), подобрать к каждому слову прилагательное или глагол в прошедшем времени.

АЭС, ГАБТ, ООН, ГЭС, МГУ, СССР, ВВС, ВУЗ ,СМУ, ГИБДД, ЕГЭ, СМИ, МХАТ, ГАЗПРОМ, ОРТ.

По 5 слов каждому пишущему. Отвечают поочерёдно.

Задание 4 Конкурс конструкторов

Перед нами очень серьёзные люди. Они потрудились на славу : придумали свои опоры к правилам, которые встретились нам в разделе « Словообразование». Мы должны выбрать лучшие.

А члены команды приведут на каждое правило примеры.

Опоры



hello_html_2bf22cdf.pnghello_html_7253295e.pnghello_html_m6f6d58ff.png





Задание 5 Конкурс « Задания из будущего».

На машине времени переместимся в будущее. Вы выпускники. Скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку. Уважаемые одиннадцатиклассники, вот некоторые из заданий, которые вы изучали давно, в 6-ом, а выполнить придётся сегодня, в 11-ом классе.hello_html_19c7aa36.png



















hello_html_3cbe5c4b.png















hello_html_mbf30dc8.png





















hello_html_m39c74c59.png





















hello_html_3c059bc6.png





















Карточки сдаются на проверку учителю.

hello_html_m3c9ef9a1.png





















Задание 6 Конкурс писателей (домашнее задание)

Что вы знаете о правописании приставок ПРИ- и ПРЕ-

Вопрос команде 1. В каких случаях мы пишем приставку ПРИ-?

Вопрос команде 2. В каких случаях мы пишем приставку ПРЕ- ?

Вопрос команде 3. Приведите примеры слов, когда ПРИ входит в корень.

А сейчас конкурс писателей.

Дома вы должны были приготовить рассказ на данное правило.

Команда 1 – рассказ, в котором будут слова с приставкой ПРИ-

Команда 2 – рассказ, в котором будут слова с приставкой ПРЕ-

Команда 3 – рассказ, в котором будут слова , где ПРИ- входит в корень

Вот такие сочинения получились у наших ребят

На дне рождении Алёнки (стихи детей)

Вот уж точно невезенье:

У Алёнки – день рожденья,

А друзей всё нет и нет.

Грустит мама, плачет дед.



Но вот рыбка приплыла

И подарок принесла.

Прискакал вдруг наяву

Настоящий кенгуру.



Чтобы он не убежал,

Его папа привязал.

Но чуть дверь он приоткрыл -

Кенгурёнка след простыл.



Вот примчалась к ней лисичка,

Приготовила сестричка

Расчудесный шар в подарок.

Он красив и очень ярок.



А приволжский паренёк

Подарил ей перстенёк.

Лена ахнула, присела,

Его примерить захотела.

Рассмеялась и опять

Стала петь и танцевать.

Полезные советы.

Прекрати завидовать другим, и твоя жизнь изменится. Она превратится в сказку! Так ты свою мечту – иметь повсюду друзей- претворишь в жизнь. А для этого тебе необходимо преодолеть самое главное препятствие - изменить своё отношение к миру, изменить себя…

Вот такие преинтересные советы дают мне взрослые.

Письмо другу.

Привет, Саша. Спасибо тебе за приглашение на природу. Мы чудесно провели время, набрали много грибов и ягод, даже корзиночки и ведёрка не хватило. К тому же мы чуть сбились с тропинки. Пришлось немного поволноваться, зато встретили живого лося и белочку! Это были приятные приключения!

Почему мы заблудились? Просто плохо ориентируемся в местности. В этом – причина наших злоключений. Вот пример того, что надо учить географию своевременно, а не ждать, пока заблудишься в лесу.

Твой друг Алеша.

Задание 7 Конкурс художников (В рисунке спрятана пословица)

В каждой команде есть художник. Домашним заданием для него было спрятать в рисунке пословицу. Команда соперника попытается разгадать пословицу и объяснить все встретившиеся в ней орфограммы( обязательным условием было наличие в пословице орфограммы, изученной в теме « Словообразование»)

hello_html_7644dbc9.png















hello_html_m2621618.png















hello_html_3eabaf8e.png



















Задание 8 Конкурс «На рыбалке» ( выборочный диктант)

Устали? Сейчас мы поедем отдыхать на озеро. (Звучит музыкальная пауза).

Половим рыбку. Вот вам ведёрко-рыбку (слова) складывать будете.

Рыба - это слова с орфограммами, изученными в разделе «Словообразование» в 5 и 6 классах.

Их вам выловить придётся из пословиц, которые подобрал мой помощник. (Слуховой диктант: «выловленные» слова записываем на рыбку, а рыбку кладём в ведёрко учителю)

Пришла весна - тут уж не до сна. Сей в ненастье, убирай в вёдра.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Тяжело живётся, а умирать не хочется. Честь ум рождает, а бесчестье и последний забирает. Придёт старость - придёт и слабость. Баран да овца - начинай с конца. Как вырастешь с мать, будешь всё знать. Подальше положишь - поближе возьмёшь.

Задание 9 Конкурс на лучшую пантомиму

Разыграть (вариант – разгадать) пословицу с чередующейся гласной в корне слова (билет с пословицей тянут вслепую).

Если хочешь потерять друга, одолжи ему денег.

Долго выбирать - женатому не бывать.

Паны дерутся, а у холопьев чубы трещат.

Задание 10 Конкурс капитанов

Каждое задание выполняется в течение 1 минуты

1) Сейчас мы узнаем, кто из капитанов самый ловкий.

Провести мяч от одной стены к другой.( Можно использовать теннисную ракетку и шарик) На каждый удар мяча должно быть названо слово на орфограмму «Соединительные О и Е в сложных словах». При этом необходимо чётко проговаривать соединительную гласную. (ПешЕход, лесОруб, птицЕфабрика, землЕделие, вездЕход, морЕпродукты, парОход, сокОварка и т.д.)

В случае неудачи (ошибки) объясняем орфограмму.

2)Попытаемся определить, кто из капитанов самый любознательный,

Написать 3 слова: одно - без корня и два слова, где в корень входит одна буква (вынуть, шла, согнул)

Тому, кто затрудняется, на помощь придут 1) друзья; 2) словари, находящиеся в классе на партах; 3) электронные словари.

3) Проверим, кто из капитанов самый плодотворный

За 1 минуту записать как можно больше слов, образованных неморфологическим способом. Указать, какой это способ образования слов.

Например, слова, образованные путём слияния или перехода из одной части речи в другую:

булочная, сейчас, сегодня, тотчас, раненый ( командир), (сказал) дежурному, вечнозелёные, труднопроходимая, маленькие(играли), отдыхающие ( танцевали), большие (обедали), взрослые ( разговаривали).

4) Кто из капитанов самый грамотный? Экспресс – тест «Ы или И ?» hello_html_31a91697.png













Задание 11 Заключительный конкурс – музыкальный.

Приглашаются певцы (вариант: частушки поются хором).

Спеть по 2 частушки. Найти слова с орфограммами, которые изучались в разделе « Словообразование». Конкурс оценивается в 6 баллов: 1балл - за исполнение, 1– за найденную и объяснённую орфограмму, 1 – за умение определить тему и идею частушки.

  1. К нам сорока прилетела,

Тараторила весь день.

На неё я всё смотрела -

За уроки взяться лень! (Нерадивая ученица)



  1. Целый день я провздыхала,

Как мне маме угодить.

Только к вечеру решилась

Я ей пуговку пришить. ( Ленивая дочка)



  1. Я милёнка присмотрела,

В нашем классе учится.

Дала тесты все списать-

Может, что получится! (Про любовь)



  1. Я красивой быть хотела,

Так на пляже загорела,

Хватил Шарика удар:

Пёс залаял - не узнал !!! (Что есть красота?)



5 Приготовилась к диктанту -

Будет всё в порядке:

Я в салоне побывала,

Сделала укладку ! ( Не так готовятся к диктанту)



  1. А как двойку получила,

Для себя давно решила:

В школу я пойду с косой,

А в салоны ни ногой! ( Не поняла, за что «2»)



Почему слово КОСОЙ из последней частушки нельзя отнести к примерам слов с чередующимися гласными в корне слова?

( Это омонимичные корни)



3 Подведение итогов игры. Объявление победителей.

Вы хорошо потрудились: показали неплохие знания изученных орфограмм, вспомнили все правила, писали рассказы, стихи, конструировали опоры, задорно пели частушки, даже танцевали под них. Я думаю, почти все усвоили тему. Ну, а кто растерялся, вам мой совет:

Вот вам, дети, мой наказ:

Повторить ещё не раз

Части слова, орфограммы.

Чтоб довольны были мамы,

Чтоб диктант всем написать

На «4» иль на «5» !!!













Домашнее задание.

1 группа: Составить рассказ на тему «Зима» со всеми орфограммами, изученными в разделе «Словообразование».

2 группа: Составить игры ( например, «Третье лишнее») на каждую орфограмму, изученную в разделе «Словообразование».

3 группа: Составить словарный диктант из 30 слов на орфограммы, изученные в разделе «Словообразование».

Спасибо за урок.



Приложение 1 Картинки7434924d7566.jpg

div3_b_12.jpg









1108217838833917781.jpeg400x300.jpg















6f6b304404ce49ec93619349d66ef127.jpgСлайд6манаков.JPG











IMG_0344.JPGanapaka.jpg











wp_vaz2101.jpg10725.jpg









0_43ed6_12e659e2_XL.jpg







Урок "Обобщение по теме "Словообразование" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 Урок представляет собой лингвистическую игру, на которой учащиеся в весёлой и увлекательной форме проверят свои знания, полученные при изучении раздела "Словообразование".

Цели урока:

 Образовательные:1) закрепление у учащихся знаний  по разделу «Словообразование»: отработка и контроль усвоения орфограмм «Чередующиеся гласные в корне слова», «Ы-И после приставок», «Приставки ПРИ-и ПРЕ-»; написание сложных слов, употребление сложносокращенных слов; 2) развитие навыков монологической речи, работы с тестами, самостоятельной работы; 3) опережающее обучение: подготовка к ЕГЭ:  орфоэпический минимум,  проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корне слова, способы образования слов.

Развивающие: развивать у учащихся интерес к русскому языку, углублять их творческий потенциал.

 

Воспитательные: воспитывать такие личностные качества, как смекалка, фантазия, формирование навыков сотрудничества.

 

Автор Рогалева Татьяна Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1055
Номер материала 45589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓