Главная / История / Урок "Материальная культура казахского народа". 5 класс (конспект+ презентация)

Урок "Материальная культура казахского народа". 5 класс (конспект+ презентация)

Название документа Урок 18. Материальная культура казахского народа.ppt

Материальная культура казахского народа. 5 класс. Урок 18. Пунегова Л.А.
ТЦУ: Рассмотреть понятие «материальная культура». Выяснить, как происходило р...
Культура – это достижения в материальной и духовной жизни людей. Духовная кул...
Вопросы для беседы: К какому направлению развития культуры относятся: Искусст...
Расскажите: О развитии музыкального искусства казахской степи и казахских нац...
Расскажите: О традициях устной передачи истории. Что мы относим к образцам ус...
Расскажите: О религиозных верованиях казахского народа. Как менялись религиоз...
Духовная культура отражала изменения , происходившие в жизни народа, в том чи...
ЮРТА. Основное жилище казахов – юрта. В чём удобство юрты? Какими были юрты п...
Из каких частей состоит юрта? О чём свидетельствует пожелание «Пусть будет пр...
Казахская национальная одежда. Одежда различалась по возрасту человека. Молод...
Саукеле.
Кимешек. Камзол.
Тон –верхняя одежда
Казахские ремесленные изделия. Издавна казахи изготавливали из золота, серебр...
Для мужчин делали сёдла и принадлежности для верховой езды, а также различные...
При рождении ребёнка делали специальные сёдла, которые дарили в возрасте, ког...
Национальная кухня. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, з...
Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбар...
Домашнее задание: 44 (45)
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Материальная культура казахского народа. 5 класс. Урок 18. Пунегова Л.А.
Описание слайда:

Материальная культура казахского народа. 5 класс. Урок 18. Пунегова Л.А.

№ слайда 2 ТЦУ: Рассмотреть понятие «материальная культура». Выяснить, как происходило разв
Описание слайда:

ТЦУ: Рассмотреть понятие «материальная культура». Выяснить, как происходило развитие материальной культуры казахского народа. Изучить особенности национальной одежды, познакомить учащихся с достижениями казахского народа в развитии ремёсел. Развивать навыки анализа учебного материала, умения самостоятельно изучать отдельные вопросы темы с помощью Интернет- ресурсов, выполнять исследовательскую деятельность. Воспитывать уважение к казахской национальной культуре, богатой традициями.

№ слайда 3 Культура – это достижения в материальной и духовной жизни людей. Духовная культу
Описание слайда:

Культура – это достижения в материальной и духовной жизни людей. Духовная культура – достижения в искусстве, музыке, развитие УНТ и литературы, многообразие традиций. Материальная культура – достижения в производстве, развитии хозяйства, а так же успехи в развитии архитектуры. Материальная и духовная культуры взаимовлияют друг на друга.

№ слайда 4 Вопросы для беседы: К какому направлению развития культуры относятся: Искусство
Описание слайда:

Вопросы для беседы: К какому направлению развития культуры относятся: Искусство красноречия, или ораторское искусство? Традиции? Сказки, пословицы, поговорки? Эпические произведения? Творчество кюйши? Песенное искусство? Архитектура? УНТ? Шежире? Юрта? Религия? Национальная одежда? Изделия ремесленников?

№ слайда 5 Расскажите: О развитии музыкального искусства казахской степи и казахских национ
Описание слайда:

Расскажите: О развитии музыкального искусства казахской степи и казахских национальных музыкальных инструментах.

№ слайда 6 Расскажите: О традициях устной передачи истории. Что мы относим к образцам устно
Описание слайда:

Расскажите: О традициях устной передачи истории. Что мы относим к образцам устной истории казахского народа?

№ слайда 7 Расскажите: О религиозных верованиях казахского народа. Как менялись религиозные
Описание слайда:

Расскажите: О религиозных верованиях казахского народа. Как менялись религиозные верования с течением времени?

№ слайда 8 Духовная культура отражала изменения , происходившие в жизни народа, в том числе
Описание слайда:

Духовная культура отражала изменения , происходившие в жизни народа, в том числе и достижения материальной культуры.

№ слайда 9 ЮРТА. Основное жилище казахов – юрта. В чём удобство юрты? Какими были юрты по р
Описание слайда:

ЮРТА. Основное жилище казахов – юрта. В чём удобство юрты? Какими были юрты по размерам? По убранству юрты назывались: ак орда, хан орда, караша уй, лашык, абылайша, уранкай, жолым уй.

№ слайда 10 Из каких частей состоит юрта? О чём свидетельствует пожелание «Пусть будет прочн
Описание слайда:

Из каких частей состоит юрта? О чём свидетельствует пожелание «Пусть будет прочным ваш шанырак»? Почему особо почитался порог юрты –босага? Что такое туырлык, узик, тундик? Для чего они нужны?

№ слайда 11 Казахская национальная одежда. Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь
Описание слайда:

Казахская национальная одежда. Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов. Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.

№ слайда 12 Саукеле.
Описание слайда:

Саукеле.

№ слайда 13 Кимешек. Камзол.
Описание слайда:

Кимешек. Камзол.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Тон –верхняя одежда
Описание слайда:

Тон –верхняя одежда

№ слайда 16 Казахские ремесленные изделия. Издавна казахи изготавливали из золота, серебра,
Описание слайда:

Казахские ремесленные изделия. Издавна казахи изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, кости различные ювелирные украшения. Сырта (серьги), блезик (браслеты), жузик, сакина (кольца, перстни), шолпы (подвески), алка (ожерелье).

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Для мужчин делали сёдла и принадлежности для верховой езды, а также различные ви
Описание слайда:

Для мужчин делали сёдла и принадлежности для верховой езды, а также различные виды оружия: айбалта (секира), кылыш (сабля), канжар (кинжал), дулыга (шлем), семсер (меч).

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 При рождении ребёнка делали специальные сёдла, которые дарили в возрасте, когда
Описание слайда:

При рождении ребёнка делали специальные сёдла, которые дарили в возрасте, когда ребёнок мог оседлать коня. Это означало вступление мальчика в совершеннолетие. Изделия, вышедшие из рук мастеров, высоко ценились и пользовались огромным спросом.

№ слайда 21 Национальная кухня. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, зате
Описание слайда:

Национальная кухня. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем - чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины - казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.

№ слайда 22 Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак
Описание слайда:

Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный мясной бульон - сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.

№ слайда 23 Домашнее задание: 44 (45)
Описание слайда:

Домашнее задание: 44 (45)

Название документа Урок Материальная культура казахского народа.docx

Урок 18 5 класс Дата



Тема: Материальная культура казахского народа.



ТЦУ:

  • Рассмотреть понятие «материальная культура». Выяснить, как происходило развитие материальной культуры казахского народа. Изучить особенности национальной одежды, познакомить учащихся с достижениями казахского народа в развитии ремёсел.

  • Развивать навыки анализа учебного материала, умения самостоятельно изучать отдельные вопросы темы с помощью Интернет- ресурсов, выполнять исследовательскую деятельность.

  • Воспитывать уважение к казахской национальной культуре, богатой традициями.

Тип урока: комбинированный

Метод: Словесный (эвристический, частично-поисковый), Наглядный

Оборудование: ИД, презентация по теме.

ФОПД: Индивидуальные, коллективные



Ход урока:

1. Веление в тему: (слово учителя)

Культура – это достижения в материальной и духовной жизни людей.

Духовная культура – достижения в искусстве, музыке, развитие УНТ и литературы, многообразие традиций.

Материальная культура – достижения в производстве, развитии хозяйства, а так же успехи в развитии архитектуры.

Материальная и духовная культуры взаимовлияют друг на друга. ( запись в тетрадь)

2. Беседа:

К какому направлению развития культуры относятся:

  • Искусство красноречия, или ораторское искусство?

  • Традиции?

  • Сказки, пословицы, поговорки?

  • Эпические произведения?

  • Творчество кюйши?

  • Песенное искусство?

  • Архитектура?

  • УНТ?

  • Шежире?

  • Юрта?

  • Религия?

  • Национальная одежда?

  • Изделия ремесленников?

3. Расскажите:

  • О развитии музыкального искусства казахской степи и казахских национальных музыкальных инструментах.

  • О традициях устной передачи истории.

  • Что мы относим к образцам устной истории казахского народа?

  • О религиозных верованиях казахского народа.

  • Как менялись религиозные верования с течением времени?

4. Изложение новой темы с опорой на презентацию

Духовная культура отражала изменения , происходившие в жизни народа, в том числе и достижения материальной культуры. (запись в тетради)

Основное жилище казахов – юрта.

(Беседа с опорой на знания учащихся, заслушивание сообщений учащихся)

  • В чём удобство юрты?

  • Какими были юрты по размерам?

По убранству юрты назывались: ак орда, хан орда, караша уй, лашык, абылайша, уранкай, жолым уй.(запись в тетради)

  • Из каких частей состоит юрта?

  • О чём свидетельствует пожелание «Пусть будет прочным ваш шанырак»?

  • Почему особо почитался порог юрты –босага?

  • Что такое туырлык, узик, тундик? Для чего они нужны?

Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов.

Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.

Издавна казахи изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, кости различные ювелирные украшения.

Сырта (серьги), блезик (браслеты), жузик, сакина (кольца, перстни), шолпы (подвески), алка (ожерелье).

При рождении ребёнка делали специальные сёдла, которые дарили в возрасте, когда ребёнок мог оседлать коня. Это означало вступление мальчика в совершеннолетие.

Изделия, вышедшие из рук мастеров, высоко ценились и пользовались огромным спросом

Национальная кухня. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем - чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины - казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.

Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный мясной бульон - сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.

5. Закрепление:

- Что нового вы узнали о материальной культуре казахского народа?

- Каковы достижения материальной культуры казахского народа?

- Почему изделия мастеров высоко ценятся, особенно в настоящее время?

Домашнее задание: 44 (45), подготовить сообщения о материальной культуре казахского народа.







Урок "Материальная культура казахского народа". 5 класс (конспект+ презентация)
  • История
Описание:

Разработка урока по истории Казахстана (5 класс) на тему "материальная культура казахского народа" состоит из конспекта - поурочного плана и презентации.

ТЦУ:

l  Рассмотреть понятие «материальная культура». Выяснить, как происходило развитие материальной культуры казахского народа. Изучить особенности национальной одежды, познакомить учащихся с достижениями казахского народа в развитии ремёсел.

l  Развивать навыки анализа учебного материала, умения самостоятельно изучать отдельные вопросы темы с помощью Интернет- ресурсов, выполнять исследовательскую деятельность.

 

l  Воспитывать уважение к казахской национальной культуре, богатой традициями. 

Автор Пунегова Любовь Андреевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 3729
Номер материала 23602
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓