Главная / Биология / Урок "Легкие. Газообмен в легких и тканях"

Урок "Легкие. Газообмен в легких и тканях"

Тема урока: «Легкие. Легочное и тканевое дыхание»

Цель: Изучение строения и функции легких, газообмена в легких и тканях.

Задачи урока:

  • Образовательные

  • повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

  • углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.

  • Развивающие

  • формировать у учащихся умение сравнивать,

  • развивать творческое мышление и речь учащихся.

  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источником информации, навыков работы в группе и паре.

  • Воспитательные

  • расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету

  • развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения).

Методы обучения:

  • метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),

  • частично-поисковый лабораторный метод (обсуждение результатов опыта),

  • метод работы с дидактическим материалом,

  • индивидуальная письменная работа с использованием взаимопроверки в парах.

Раздаточный материал: инструктивная карточка учащихся

УМК Примерная программа по биологии. Программа по биологии 5-9 класс для основной общеобразовательной школы, автор Пономарева И.Н. и др

Литература Биология: Человек. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. Автор Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.



I. Организационный момент:

Здравствуйте.

Слайд 2

На экране вы видите великолепное судно Мери Сомс, которое в1846 устояло после серьезного шторма, оно одиноко дрейфовало по океану, когда на его борт поднялись смельчаки, в крепко закрытом трюме они обнаружили батальон солдат, которые были мертвы, хотя на их телах не было признаков насильственной смерти. Причины их гибели были долго не известны. Вы же сейчас без труда ответите на этот вопрос.

На прошлом уроке вы изучили тему “Значение дыхания. Органы дыхательной системы”.

II Проверка знаний

Дыхание – жизненно необходимый процесс. За всю жизнь человек вдыхает 380 тысяч м воздуха. За 1 час сна – 15 - 20 литров воздуха, при физической работе – 45 - 60 литров воздуха, при тяжелой работе – до 120 литров воздуха.

Почему человеку необходим воздух?

  1. Каково значение дыхания?

Слайд 3

  1. Показать органы дыхательной системы (через какие органы воздух попадает в легкие?).



  1. Индивидуальная работа по карточкам.


1.Из перечня органов дыхательной системы (1–9) выберите правильные полные ответы на вопросы (I–X), то есть установите соответствие. Ответ запишите в таблицу.

I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

VIII.

IX.

X.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Не пропускает пищу в гортань.

  2. Не дает трахее сужаться.

  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.

  4. Поверхностный слой воздухоносных путей.

  5. Начальная часть воздухоносных путей

  6. Внутри содержит голосовые связки.

  7. Самая длинная часть воздухоносного пути.

  8. Входят в легкие и образуют дерево.

  9. Находятся на концах бронхов

  10. Не относятся к дыхательным путям

 

  1. Слизистая оболочка

  2. Легочные пузырьки

  3. Легкие.

  4. Бронхи.

  5. Трахея.

  6. Надгортаник.

  7. Гортань.

  8. Хрящевые полукольца.

  9. Носовая полость.



Ответ

I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

VIII.

IX.

X.

 6

2. На каком из предложенных рисунков изображены голосовые связки молчащего человека?

Описание: http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=152202219-17-72&n=21

Ответ: А

3.Ответьте на вопрос

Ребенок нечаянно вдохнул сахарную пудру и через 15 минут ощутил сладкий вкус. Почему?

Ответ (Ресничный эпителий «вымел» частички сахара в ротовую полость.)

Поменяйтесь своими листочками с соседом и давайте проверим получившиеся результаты.

Слайд 4



III. Изучение нового материала

Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”.

Слайд 5

Тема урока “Строение легких. Газообмен в легких и тканях”.

Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока? (Целеполагание определяют учащиеся. Конкретизация целей и задач.)

Цель: Изучить строение и функции легких, газообмен в легких и тканях.

Учитель биологии: Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. С целью изучения особенностей строения и функций легких проведем самостоятельную работу с учебником.

Прочитайте в учебнике статью о строении легких п.24, стр. 103, 104, выпишите выделенные термины.

Слайд 6

 Плевра - серозная оболочка легкого или внутренней полости грудной клетки

плевральная полость - щель между пристеночной и легочной плеврой

плевральная жидкость- жидкость, заполняющая плевральную полость и снижающая трение легких о стенки грудной полости

альвеолы – тонкостенные легочные пузырьки.



Слайд 7

Кто покажет на схеме строение легких?



700 млн. альвеол

S – 60-120 м2

Больше поверхности тела в 40 – 70 раз. (занимает S волейбольной площадки)

Какое значение имеет в жизни человека такая большая поверхность легких?

Учитель биологии: Человек дышит атмосферным воздухом, а точнее смесью газов. Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Слайд 8

Изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

 

О2

N

2

Инертные газы

Водяной пар

Вдыхаемый воздух

21%

79%

0,03%

Небольшое кол-во

Небольшое кол-во

Выдыхаемый воздух

16%

79%

4%

Небольшое кол-во

Увеличенное кол-во



Вывод: в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа на 4% и водяных паров. Используется 5% кислорода.

Подтвердить результаты сравнения можно, продувая через известковую воду углекислый газ.

Вывод: известковая вода под действием углекислого газа выдыхаемого воздуха мутнеет и образуется осадок.

Слайд 9

http://festival.1september.ru/articles/420030/img1.jpg



Таким образом, мы можем доказать, что в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа.

Физкультминутка

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с.

  • Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.

  • Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

  • Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

  • Встать, смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

  • Вдохните побольше воздуха, представьте, как он путешествует по организму.  Повторите 5-6 раз



Сегодня мы рассмотрим легочное и тканевое дыхание.

Почему это происходит? Как это происходит?

2. Газообмен в легких.

Слайд 10

  1. Для того чтобы разобраться, как же это происходит, давайте вспомним, какое строение имеют легкие? (состоят из мелких легочных пузырьков - альвеол).

  2. Вы знаете, альвеолы легких образуют огромную поверхность равную площади волейбольной площадки.

  3. Посмотрите, все альвеолы окутаны сетью мельчайших кровеносных сосудов - капилляров. Их стенки так же тонки, как и стенки альвеол, они очень плотно прилегают друг к другу.

  4. Какая кровь по капиллярам поступает к альвеолам? (венозная, насыщенная углекислым газом).

  5. Воздух в легких наоборот богат кислородом, а углекислого газа в нем практически нет. И в этот момент срабатывает закон диффузии, когда молекулы газов с большей концентрацией устремляются туда, где их концентрация меньше. Таким образом, кислород из легочных альвеол устремляется в кровь. Слайд 11

  6. А что же происходит с кислородом в крови? (соединяется с гемоглобином эритроцитов).оксигемоглобин

  7. В результате данного процесса происходят изменения и с кровью. Какой она становится? (артериальной)

  8. А как вы думаете, что же произошло с углекислым газом? (углекислый газ из кровеносных сосудов устремляется в легочные альвеолы и через воздухоносные пути удаляется в окружающую среду)

Итак, почему же в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода?

Вывод: результатом газообмена в легких стало превращение венозной крови в артериальную, насыщение ее кислородом.

А для чего нужен кислород нашему организму? (для обменных процессов).

Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена веществ, кислород с током крови должен попасть в каждую клеточку нашего тела. (ученые их насчитали 75 триллионов)Этому способствует процесс газообмена в тканях.

3. Газообмен в тканях.

Для того чтобы подробнее узнать, как осуществляется процесс газообмена в тканях прочитайте в учебнике на странице 104 раздел Газообмен в тканях и ответе на следующие вопросы:

  1. По сосудам какого круга кровообращения кислород поступает к тканям нашего организма?

  2. Как в организме образуется углекислый газ, и что с ним происходит?

  3. Как изменяется кровь в результате газообмена в тканях? В помощь слайд 12

Второй этап дыхания человека - перенос газа кровью. В состоянии покоя за 1 минуту мы в среднем потребляем 250 мл кислорода и выделяем 200 мл углекислого газа. Газы, входящие в состав воздуха, очень слабо растворяются в жидкостях. Однако в крови имеется удивительное вещество - гемоглобин, которое способно химически связывать кислород и углекислый газ, а также поддерживать постоянную реакцию крови.

Сделайте вывод о причинах диффузии газов в организме человека.

V. Закрепление изученного материала

1.Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.

а) поступление кислорода к клеткам тела;

б) поступление воздуха в лёгкие;

в) удаление воздуха из лёгких;

г) поступление углекислого газа в капилляры тканей;

д) перенос углекислого газа от тканей к лёгким, осуществляемый кровью;

е) диффузия кислорода в капиллярах, расположенные в лёгких;

ж) перенос кислорода от лёгких к тканям, осуществляемый кровью.



Для выполнения задания вы можете пользоваться текстом учебника. На выполнение задания даётся 10 минут.( Ответ зачитывает ученик первым правильно выполнивший это задание. Правильный ответ: б, е, ж, а, г, д, в).

У здорового жителя высокогорья обнаружено повышенное содержание эритроцитов в крови. Можете ли вы объяснить причину и предположить, на какой примерно высоте живет данный человек.

VI. Итог урока.

Рефлексия

  • "Не знал"

  • "Узнал"

  • "Теперь я понимаю"

Домашнее задание.

  1. Из романов Ф.Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при этом при помощи пустотелых стеблей камыша. Но дышать можно так лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 метра. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?

  2. Учебник п 24, вопросы.





Выставление оценки за работу на уроке.

Урок "Легкие. Газообмен в легких и тканях"
  • Биология
Описание:

Тема урока: «Легкие. Легочное и тканевое дыхание»

Цель: Изучение строения и функции легких, газообмена в легких и тканях.

Задачи урока:

  • Образовательные
  • повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
  • углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.
  • Развивающие
  • формировать у учащихся умение сравнивать,
  • развивать творческое мышление и речь учащихся.
  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источником информации, навыков работы в группе и паре.
  • Воспитательные
  • расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
  • развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения).

Методы обучения:

  • метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),
  • частично-поисковый лабораторный метод (обсуждение результатов опыта),
  • метод работы с дидактическим материалом,
  • индивидуальная письменная работа с использованием взаимопроверки в парах.

Раздаточный материал: инструктивная карточка учащихся

УМК Примерная программа по биологии. Программа по биологии 5-9 класс для основной общеобразовательной школы, автор Пономарева И.Н. и др

 

Литература Биология: Человек. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. Автор Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

 

Автор Ходова Ирина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1068
Номер материала 29151
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓