Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок "Имя числительное" 7 класс

Урок "Имя числительное" 7 класс

Скачать материал

Дробязко Нина Викентьевна
 учитель русского языка и литературы  
I категории
 КГУ “Донецкая средняя школа” Тайыншинского района СКО

Первый урок из серии 4-х последовательных уроков  по теме

«Имя числительное  как часть речи»  в  6 классе.

Модуль: развитие критического мышления, новые подходы в обучении.

Тип урока: работа с информационным текстом.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цели урока:

Ученик знает, что такое имя числительное как часть речи, его грамматические и синтаксические признаки, находит числительные в тексте, выделяет существенную информацию, систематизирует её и представлять в графическом виде, обобщает.

Приемы КМ: «верные и неверные утверждения», «денотатный граф», синквейн.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Ход урока

 

1.      Психологический настрой, деление на группы  ( по смайликам)

 

1.                  Вызов. Разминка. Выход на тему урока. (6 мин.)

На доске ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня.

                                                           Тройка, троица, третий, трояк.

Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние».

.

2.                  Прием «верные и неверные утверждения».

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4….все числительные можно записать цифрами;

5…эта часть речи может быть только определением;

6. числительные имеют общие признаки с существительными;

7…они имеют общие признаки с прилагательными;

8….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

9….числительное не может состоять из 3 слов;

10….слово «полтора» - это числительное.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

Прием денотатный граф

3.                  денотатный граф (на каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут дети

4.                  Работа в парах.

Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске (на слайде).

5.                  Работа с учебником

Работа с текстом статьи. Инсерт, пометы в тексте.

Работа в группах.

Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).

Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки

Лист взаимооценки (3 балла –полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.)

Группа

Содержание

Логика

Речевое оформление

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение: отмечаем только самое положительное:

- Чьи графы оказались наиболее содержательными?

- Наиболее логично построенными?

- Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении?

Пример денотатного графа по теме «Имя числительное»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Описание содержания денотатного графа

Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Глаголы-связки и признаки.

Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.

Употребляется – в устной и письменной речи (документы).

6.      Письменная работа

Самостоятельная работа учащихся. Списывание текста.

По окончании списывания учащимся предлагается назвать числительные. Среди ответов обязательно звучит «миллион».

Домашнее задание написать миниатюру на тему: «Почему «миллион» не числительное?». Кто желает, может написать на другую тему: «Мир без числительных».

 

7.                  Выход на тему следующих уроков «Склонение числительных». (5 мин.)

Учитель. Продолжим знакомство с числительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.

Ученики читают текст «про себя».

Текст. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.

Конкурс. Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки.

Учитель. Это мы запланируем на следующие уроки. Рефлексия. Итоги урока

 

РЕФЛЕКСИЯ

8.      Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»

Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».

Заполнение третьей колонки.

Обсуждение.

- По каким утверждениям ваше мнение совпало?

- Где вы изменили свое мнение? Почему?

1.      Синквейн.

10. Итоги урока:

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Имя числительное" 7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок проводила в 7 классе, где апробировала  ключевые идеи Программы во время практики в школе. На данном уроке я планировала сформировать у ребят понятие и представление о  союзе как части речи, развивая  навыки работы в группах и в парах, умение  объективно оценивать себя и друг друга, критически мыслить, рассуждать. Для решения поставленных целей и задач планировала применить идеи семи модулей Программы. 
Одним из важных моментов урока стало создание в классе коллаборативной среды. Ученики обладают потребностью участвовать в разговоре друг с другом, усваивая новую информацию, они учатся помогать друг другу, выражать сочувствие, оказывать поддержку. Данное взаимодействие со сверстниками дает им возможность рассуждать, высказываться.

 

 

 

Развитие   критического   мышления  на уроке проводила с помощью стратегии «Знаю – Хочу узнать – Узнал», где получилось коллективное обсуждение темы урока. Правда, ребята немного затруднялись в определении того, что же они хотят узнать о союзе. Думаю, что на дальнейших уроках учащиеся научатся это делать. Следующая стратегия - «Инсерт», когда ученики работали самостоятельно с учебником, делая заметки на полях. Это помогало им думать, осмыслить информацию, находить в тексте главное, существенное. Далее проводилась работа в группах над составлением кластера по теме « Союз», этот момент работы оказался на уроке самый шумный и самый интересный, ведь им еще предстояло защитить свой проект! 
Постоянно необходимо правильно направлять, координировать ребят. Зато сколько услышишь интересных мнений, суждений! С каким удовольствием группы обсуждают, задают друг другу вопросы! 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 429 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными" (2 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Разделительный мягкий знак (ь)
  • 03.10.2020
  • 2063
  • 152
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Статья Реализация регионального компонента на уроках русского языка на примере изучения учащимися темы «Диалектизмы»
  • Учебник: «Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.
  • Тема: § 14. Диалектизмы
  • 03.10.2020
  • 212
  • 0
«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 469
    • DOCX 42.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дробязко Нина Викентьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дробязко Нина Викентьевна
    Дробязко Нина Викентьевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 34089
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе