Главная / Начальные классы / Урок –путешествие изобразительного искусства по теме: «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина ( карандаш) (3 класс)

Урок –путешествие изобразительного искусства по теме: «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина ( карандаш) (3 класс)


Урок –путешествие изобразительного искусства

по теме: «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина

( карандаш)

в 3 «В» классе МОУ КСОШ №1 имени Знаменского А.Д.


Дата проведения: 29.10.10.


Цели: - ознакомить учащихся с понятием «иллюстрация», творчеством

художников-иллюстраторов;

- обучить умению простейшими средствами передавать основные

события сказки;

- развивать умения сопереживать героям литературного произведения,

наблюдательности и внимания, логического мышления;

- пробудить интерес и любовь детей к творчеству художников детской

книги, к оформительской графике.


Оборудование: учебник (с.42, 43, 102), рабочая тетрадь (с.50), образец

педагогического рисунка, иллюстрации к «Сказке о царе

Салтане…», иллюстрации И.Я.Билибина, картины В.М.

Васнецова, портреты художников-иллюстраторов,

плакат с картой «Море знаний», таблички с надписью

станций.




Учитель: Буянова Галина Ивановна.

















Ход урока:



Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент.











II Актуализация опорных знаний.









III Постановка темы урока.




IV Изучение нового материала.




















































































Физминутка.





























































V. Самостоятельная работа.







VI. Выставка работ учащихся.


VII. Рефлексия.







VIII. Итог урока.

1)Приветствие детей.

Учитель:

Долгожданный звонок

Начинается урок.

Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке?

Карандаши, альбомы и стиралки?

Учитель:

У нас сегодня гости. Давайте улыбнёмся и поприветствуем их.


- Ребята! Прежде чем начать наш урок, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили:

- Чему был посвящён необычный урок литературного чтения, который мы с вами недавно проводили?


- Правильно, ребята.

- А о чём конкретно мы говорили?

- О каких жанрах?

- Одним из жанров произведений А.С.Пушкина является сказка.


Учитель:

Сегодня мы с вами продолжим разговор о сказке, начатый на предыдущем уроке, и выполним иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкина.


- А урок у нас будет не совсем обычный, т.к. мы отправляемся в увлекательное путешествие в сказку.

- Как вы думаете, на чём мы отправимся?

Послушайте:

По синим волнам океана,

Лишь звёзды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несётся,

Несётся на всех парусах.

Не слышно на нём капитана,

Не видно матросов на нём;

Но скалы, и тайные мели,

И бури ему нипочём.

- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Морю знаний» вот на этом корабле.

А чтобы это путешествие состоялось, нам необходимо набрать команду на волшебный корабль, т.к. наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным неожиданностям и приключениям.

Для этого мы должны воспользоваться знаниями, умениями и навыками, полученными на всех предыдущих уроках.

Команда у нас будет одна, т.к. у нас дружный класс и мы привыкли делать всё вместе, поэтому и отправимся в путешествие вместе.

- Вы готовы?

- Итак, на пути у нас

1 станция творческая

«Творчество художников-иллюстраторов»


( Сначала предлагаю детям 1-й портрет Ивана Яковлевича Билибина)

- Кто изображён на портрете?

- А что вы о нём знаете?

Учитель:

Послушайте. Это художник Иван Яковлевич Билибин. Он нарисовал иллюстрации ко многим сказкам. Иван Билибин – русский художник, родился в селе Тарховка в семье военного врача. Он хотел стать юристом, но уже в 25 лет он стал известным художником. Он много ездил по стране, изучал русское народное творчество. Русской сказочной теме художник посвятил своё творчество. В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина, иллюстрированная И.Я.Билибиным.

( Предлагаю детям 2-й портрет Виктора Михайловича Васнецова).

- А кто изображён на этом портрете?

- Что вы знаете о нём?

Это художник Виктор Михайлович Васнецов.

Тематику своих произведений он брал из русских народных сказок, русской истории. Своим талантом, страстной любовью к Родине Васнецов заслужил право быть причисленным к наиболее выдающимся представителям нашей национальной культуры.

Родился Васнецов в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника. Окончив в Вятке духовное училище, он посещал вплоть до последнего класса духовную семинарию. Однако любовь к искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. В 1868 году Васнецов поступил в Академию художеств. Его творчество многообразно. Но он очень любил русские народные сказки, традиции, поэтому много картин посвятил этой тематике.

- Ну что, понравилось вам посещение 1-й станции?

Отправляемся дальше.

2 станция викториния

«Знаете ли вы сказки?»

Учитель:

- На этой станции мы проведём викторину «Знаете ли вы сказки?»

(Учащимся показываю картины художников, а они должны угадать название сказок и их героев).

1 картина – В.Васнецов «Иван-царевич на сером волке».

2 картина – И.Билибин – Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка».

3 картина- В.Васнецов «Алёнушка».

4 картина - И.Билибин – Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…».

- Молодцы, ребята!

- Пришло время посетить:

3-ю станцию спортивную

«Физминутка».

Учитель:

- Я думаю, что пришло время отдохнуть.

Проводится физминутка «Листики».

- Встаньте. Представьте, что вы листочки осенние.

Мы – листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели,

И на землю снова сели.

- Ну, что, отдохнули?


А заканчиваем мы наше путешествие на 4-й станции.

4-я станция – гостевая

«Мастерская».

Учитель:

- Ребята! А встречает нас здесь Карандаш с советами. Давайте прочитаем его советы, прежде чем начнём работать над иллюстрацией.

1 совет:

Не забыл ли ты, дружок,

Принести всё на урок.

2 совет:

А сейчас листок бери

Правильно его клади.

3 совет:

Учителя слушай внимательно,

Чтоб получилось всё правильно.

4 совет:

На меня не нажимай

Острый носик не ломай.

- Давайте, ребята, поблагодарим нашего гостя за его советы.

- Я покажу вам, как выполнить рисунок к следующим словам из сказки

Ель растёт перед дворцом,

А под ним хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…

Учитель:

-я решила нарисовать белочку в хрустальном домике. Располагаю лист по вертикали.

1) Начинаю линию пола ниже середины листа. Определяю размеры и форму домика.

2) Уточняю строение домика. Намечаю размер и тут же определяю пропорции белочки. Голова белочки похожа на круг, туловище – на фасолину, хвост- тоже фасолина, но повёрнутая в другую сторону.

3) Дополняю домик декоративными элементами. Прорисовываю лапки и орешек, мордочку белки.

4) Украшаю домик дополнительными элементами, рисую рядом кучку изумрудов и золотых скорлупок. Рисунок закончен.

- А теперь вы выполните самостоятельно рисунок.

Постарайтесь в своём рисунке передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

Помните:

Чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

( если располагает время, проводим выставку работ учащихся).


- Наш урок подходит к концу. Наше путешествие закончилось.

- Что вы получили от этого урока?

- Зачем вам был нужен этот урок?

- Показался ли вам наш урок интересным?

- А что особенно понравилось вам на уроке?


- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему учились?

Приложите к груди ладошки, вслушайтесь каждый в своё сердце. Вы слышите его?

Давайте запишем на доске, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах.





- Спасибо всем.




Ученики вместе:

Мы хороший дружный класс

И в порядке всё у нас.





- Здравствуйте!




- Он был посвящён произведениям А.С.Пушкина.

- Мы говорили о сказках, стихах, поэмах.










- Дети предлагают свои варианты.








(Вывешиваются картинки корабля и карта «Море знаний»









- Да.


(Вывешиваю табличку с названием 1-й станции «Творчество художников-иллюстраторов», а также портрет И.Я.Билибина).

- Дети затрудняются ответить.












-Дети также затрудняются ответить.













- Да.


(Вывешиваю табличку с названием 2-й станции «Знаете ли вы сказки?»),


- Учащимся показываю картины художников, а они должны угадать название сказок и их героев).









(Вывешиваю табличку с названием 3-й станции «Физминутка»),
















(Вывешиваю табличку с названием 4-й станции «Мастерская», а также картинку с изображением Карандаша).












- Дети читают советы Карандаша.









- Спасибо!






(Вывешиваю педагогический рисунок по этапам и даю пояснения)







- Дети самостоятельно выполняют рисунок.











- Дети дают свои ответы.







- Да!

-ДОБРОТА

-ТРУДОЛЮБИЕ

-УВАЖЕНИЕ

-ЛЮБОВЬ

- СТАРАНИЕ



Урок –путешествие изобразительного искусства по теме: «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина ( карандаш) (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели: - ознакомить учащихся с понятием «иллюстрация», творчеством

художников-иллюстраторов;

- обучить умению простейшими средствами передавать основные

события сказки;

- развивать умения сопереживать героям литературного произведения,

наблюдательности и внимания, логического мышления;

- пробудить интерес и любовь детей к творчеству художников детской

книги, к оформительской графике.

 

Оборудование: учебник (с.42, 43, 102), рабочая тетрадь (с.50), образец

педагогического рисунка, иллюстрации к «Сказке о царе

Салтане…», иллюстрации И.Я.Билибина, картины В.М.

Васнецова, портреты художников-иллюстраторов,

плакат с картой «Море знаний», таблички с надписью

станций.

 

 

 

Учитель: Буянова Галина Ивановна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент.

 

 

 

 

 

II Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

III Постановка темы урока.

 

 

IV Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

VI. Выставка работ учащихся.

 

VII. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

VIII. Итог урока.

1)Приветствие детей.

Учитель:

Долгожданный звонок

Начинается урок.

Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке?

Карандаши, альбомы и стиралки?

Учитель:

У нас сегодня гости. Давайте улыбнёмся и поприветствуем их.

 

- Ребята! Прежде чем начать наш урок, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили:

- Чему был посвящён необычный урок литературного чтения, который мы с вами недавно проводили?

 

- Правильно, ребята.

- А о чём конкретно мы говорили?

- О каких жанрах?

- Одним из жанров произведений А.С.Пушкина является сказка.

 

Учитель:

Сегодня мы с вами продолжим разговор о сказке, начатый на предыдущем уроке, и выполним иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкина.

 

- А урок у нас будет не совсем обычный, т.к. мы отправляемся в увлекательное путешествие в сказку.

- Как вы думаете, на чём мы отправимся?

Послушайте:

По синим волнам океана,

Лишь звёзды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несётся,

Несётся на всех парусах.

Не слышно на нём капитана,

Не видно матросов на нём;

Но скалы, и тайные мели,

И бури ему нипочём.

- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Морю знаний» вот на этом корабле.

А чтобы это путешествие состоялось, нам необходимо набрать команду на волшебный корабль, т.к. наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным неожиданностям и приключениям.

Для этого мы должны воспользоваться знаниями, умениями и навыками, полученными на всех предыдущих уроках.

Команда у нас будет одна, т.к. у нас дружный класс и мы привыкли делать всё вместе, поэтому и отправимся в путешествие вместе.

- Вы готовы?

- Итак, на пути у нас

1 станция творческая

«Творчество художников-иллюстраторов»

 

( Сначала предлагаю детям 1-й портрет Ивана Яковлевича Билибина)

- Кто изображён на портрете?

- А что вы о нём знаете?

Учитель:

Послушайте. Это художник Иван Яковлевич Билибин. Он нарисовал иллюстрации ко многим сказкам. Иван Билибин – русский художник, родился в селе Тарховка в семье военного врача. Он хотел стать юристом, но уже в 25 лет он стал известным художником. Он много ездил по стране, изучал русское народное творчество. Русской сказочной теме художник посвятил своё творчество. В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина, иллюстрированная И.Я.Билибиным.

( Предлагаю детям 2-й портрет Виктора Михайловича Васнецова).

- А кто изображён на этом портрете?

- Что вы знаете о нём?

Это художник Виктор Михайлович Васнецов.

Тематику своих произведений он брал из русских народных сказок, русской истории. Своим талантом, страстной любовью к Родине Васнецов заслужил право быть причисленным к наиболее выдающимся представителям нашей национальной культуры.

Родился Васнецов в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника. Окончив в Вятке духовное училище, он посещал вплоть до последнего класса духовную семинарию. Однако любовь к искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. В 1868 году Васнецов поступил в Академию художеств. Его творчество многообразно. Но он очень любил русские народные сказки, традиции, поэтому много картин посвятил этой тематике.

- Ну что, понравилось вам посещение 1-й станции?

Отправляемся дальше.

2 станция викториния

«Знаете ли вы сказки?»

Учитель:

- На этой станции мы проведём викторину «Знаете ли вы сказки?»

(Учащимся показываю картины художников, а они должны угадать название сказок и их героев).

1 картина – В.Васнецов «Иван-царевич на сером волке».

2 картина – И.Билибин – Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка».

3 картина- В.Васнецов «Алёнушка».

4 картина - И.Билибин – Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…».

- Молодцы, ребята!

- Пришло время посетить:

3-ю станцию спортивную

«Физминутка».

Учитель:

- Я думаю, что пришло время отдохнуть.

Проводится физминутка «Листики».

- Встаньте. Представьте, что вы листочки осенние.

Мы – листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели,

И на землю снова сели.

- Ну, что, отдохнули?

 

А заканчиваем мы наше путешествие на 4-й станции.

4-я станция – гостевая

«Мастерская».

Учитель:

- Ребята! А встречает нас здесь Карандаш с советами. Давайте прочитаем его советы, прежде чем начнём работать над иллюстрацией.

1 совет:

Не забыл ли ты, дружок,

Принести всё на урок.

2 совет:

А сейчас листок бери

Правильно его клади.

3 совет:

Учителя слушай внимательно,

Чтоб получилось всё правильно.

4 совет:

На меня не нажимай

Острый носик не ломай.

- Давайте, ребята, поблагодарим нашего гостя за его советы.

- Я покажу вам, как выполнить рисунок к следующим словам из сказки

Ель растёт перед дворцом,

А под ним хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…

Учитель:

-я решила нарисовать белочку в хрустальном домике. Располагаю лист по вертикали.

1) Начинаю линию пола ниже середины листа. Определяю размеры и форму домика.

2) Уточняю строение домика. Намечаю размер и тут же определяю пропорции белочки. Голова белочки похожа на круг, туловище – на фасолину, хвост- тоже фасолина, но повёрнутая в другую сторону.

3) Дополняю домик декоративными элементами. Прорисовываю лапки и орешек, мордочку белки.

4) Украшаю домик дополнительными элементами, рисую рядом кучку изумрудов и золотых скорлупок. Рисунок закончен.

- А теперь вы выполните самостоятельно рисунок.

Постарайтесь в своём рисунке передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

Помните:

Чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

( если располагает время, проводим выставку работ учащихся).

 

- Наш урок подходит к концу. Наше путешествие закончилось.

- Что вы получили от этого урока?

- Зачем вам был нужен этот урок?

- Показался ли вам наш урок интересным?

- А что особенно понравилось вам на уроке?

 

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему учились?

Приложите к груди ладошки, вслушайтесь каждый в своё сердце. Вы слышите его?

Давайте запишем на доске, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах.

 

 

 

 

- Спасибо всем.

 

 

Ученики вместе:

Мы хороший дружный класс

И в порядке всё у нас.

 

 

 

 

- Здравствуйте!

 

 

 

- Он был посвящён произведениям А.С.Пушкина.

- Мы говорили о сказках, стихах, поэмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети предлагают свои варианты.

 

 

 

 

 

 

 

(Вывешиваются картинки корабля и карта «Море знаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

(Вывешиваю табличку с названием 1-й станции «Творчество художников-иллюстраторов», а также портрет И.Я.Билибина).

- Дети затрудняются ответить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дети также затрудняются ответить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

(Вывешиваю табличку с названием 2-й станции «Знаете ли вы сказки?»),

 

- Учащимся показываю картины художников, а они должны угадать название сказок и их героев).

 

 

 

 

 

 

 

 

(Вывешиваю табличку с названием 3-й станции «Физминутка»),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Вывешиваю табличку с названием 4-й станции «Мастерская», а также картинку с изображением Карандаша).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети читают советы Карандаша.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Спасибо!

 

 

 

 

 

(Вывешиваю педагогический рисунок по этапам и даю пояснения)

 

 

 

 

 

 

- Дети самостоятельно выполняют рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети дают свои ответы.

 

 

 

 

 

 

- Да!

-ДОБРОТА

-ТРУДОЛЮБИЕ

-УВАЖЕНИЕ

-ЛЮБОВЬ

- СТАРАНИЕ

 

Автор Буянова галина ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1384
Номер материала 32799
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓