Главная / Логопедия / Урок психомоторики и сенсорных процессов "Курочка ряба и её семья"

Урок психомоторики и сенсорных процессов "Курочка ряба и её семья"

Урок Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Тема: "Курочка Ряба и её семья".

Цель: Обучить выполнению заданий по образцу.

Задачи:

  • создание оптимальных условий для развития сенсомоторных процессов и обогащение разнообразными сенсорными впечатлениями;

  • обеспечение развития мелкой моторики рук ( тактильного анализатора) , с опорой на предметы разных фактурных характеристик (крупы, бумага, карандаши).

  • развитие слухоголосовых координаций, дыхания , через звукоподражание, узнавание на слух, выполнения дыхательных упражнений.

  • коррекция психических процессов (восприятия, речи, внимания, памяти, мышления), обеспечивающих детям успешность в учебно-познавательной деятельности.(рассматривание, описание характеристик курей, инсценирование сказки, игра на внимание)

  • Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений (здороваться и прощаться, по просьбе называть свое имя, отвечать на вопросы взрослых, быть внимательными к указаниям учителя)

Оборудование: образцы поделок, петух, курица, цыпленок ,перья на нитке, заготовки для детей, крупы (манка, геркулес, гречка, пшено),клей, розетки, крышки, аудиозапись куриных голосов, клип «цыплятки», электронная гимнастика для глаз «Птичка», атрибуты на сказку «Курочка Ряба», скотч, яйцо от киндера, чистый лист картона, лоток (ссыпать лишнюю манку),сухой клей, карандаши желтого и коричневого цвета, тетрадные чистые 5 листов.

Ход :

- У нас сегодня на уроке будут присутствовать гости. Поздоровайтесь с ними.

Сели красиво . Начнем урок.

Показываю пёрышко

Смотрите, ребята, какое пёрышко прилетело, лёгкое, пушистое.

Давайте подуем на пёрышко и посмотрим, как оно летит по воздуху (дыхательная гимнастика ) (раздаю каждому на ниточке перышко- дуем))

- А кто это пёрышко потерял?( Птичка, Воробышек, Курочка…)

(Вносят Курочку)

- Вот она, это Курочка потеряла перышко.

Воспитатель (в руке курочка)- Здравствуйте ребята.

- Меня зовут Ряба, а тебя как зовут? (Курочка здоровается с детьми, просит каждого ребенка назвать его имя, если ребенок затрудняется, говорит сама и просит повторить.)

-Какие мои названия вы еще знаете? ( несушка, курочка, курица, квочка).

- как я разговариваю? (ко-ко-ко)

- Куд-куда, куд-куда! Кто ещё спешит сюда?

Ваша курочка рябая ,я к вам прямо из сарая,

Я не ела не пила- я яичко вам снесла. (показываю яичко )

- Из какой я сказки? ( Ответы детей: Из "Курочки Рябы").

Учитель:

- Давайте всю сказку покажем для курочки Рябы и гостей .

Инсценирование «Курочка Ряба»

- Молодцы, садитесь, нам сказка очень понравилась.

- Давайте мы с вами сделаем еще яички и для гостей.

- где курочка несёт яички? ( в гнезде)

- Посмотрите какое яичко в гнезде у меня.

Показ образца (гнездышко я раскрасила карандашом желтого цвета, а яичко посыпала манной крупой- потрогайте, какое оно на ощупь)

Ответы детей (шершавое, шероховатое). Образец на доску.

(аппликация яйца, раскраска гнезда)

- раздаю шаблоны, желтый карандаш

- каким цветом раскрашиваем гнездо? (желтым)

После раскрашивания

- на столы ставлю розетки с крупой,

- мы сейчас будем посыпать намазанное клеем яичко манкой

- посмотрите, какие у нас получились яички (забираю и креплю на доску)

Курочка хвалит детей.

- Наши глазки отдохнут

электронная физминутка для глаз «Птичка»

- (стук в дверь , вношу петуха)

- здравствуйте дети

- у вас моя курочка? (да)

Я петушок – красавец, в дворике живу раньше всех встаю я, весело пою.

Гордая осанка, красный гребешок мягкая бородка, на бровях - пушок.

Рассматривание

- Какие части тела есть у петушка? (Голова, глаза, клюв, крылья, лапки).

- А где у петушка гребешок? (Дети показывают).

- Какой петушок? (Пёстрый, большой, голосистый).

- Как он разговаривает? ( Кукарекает - кукареку).

- Петушок мне говорит на ушко, что хочет кушать

-Давайте покормим его.

Показ образца

- посмотрите, я тоже покормила петушка

Образец на доску.

- у вас на партах в розетках зернышки, петушок, покормим его (дети кормят)

(вдавливание в пластилин разных по фактуре круп)

петушок и курочка хвалят детей

- вывешиваю работы детей также на доску

- Хорошо справились, а теперь покажем , как танцует куриное семейство.

Физкультминутка "Цыплятки".

- садитесь

- появляется цыпленок

- пи, пи, пи

- здравствуйте, ребята, а мои мама и папа у вас? (да)

Из яйца, как из пелёнок, только выбрался цыплёнок —

И пошёл пушок пешком настоящим петушком.

- Подержим цыпленка в руках, а потом скажем, что «почувствовали» ваши руки?

- Какое у цыпленка оперение, какой он? ( пушистый, мягкий, лохматый, бархатный, нежный).

- Цыплята все такие мягкие и пушистые.

- как пищит цыпленок? (пи-пи-пи)

- Откуда вылупляются цыплята? (из яичка)

- посмотрите на картинку, у нашего цыпленка нет верхней половинки скорлупы яичка

показ образца

- Посмотрите, как я скорлупу наклеила

- давайте нарвем много мелких кусочков бумаги, это будет наша скорлупа (рвут бумагу)

- на намазанный лист клеем, приклеивают скорлупу вокруг разбитого яичка.

(Куры хвалят детей, также работы крепятся на доску).

- куры хотят проверить, узнаете ли вы на слух их голоса .

- Молодцы

- Теперь Игра "Кто спрятался".

- Закрываю листом бумаги поочередно изображения цыпленка, яйцо, петушка (три ряда работ ), а дети должны отгадать, кто спрятался).

- молодцы

Итог занятия.

- Теперь вы знаете всю куриную семью.

- Какую пользу приносят куры людям? (яйцо, перо, мясо)

-для цыпленка курица кто? мама

- петух для цыпленка кто? папа

- Чем мы сегодня занимались на занятии? (показывали сказку, раскрашивали гнездо, делали яичко из манки ,скорлупу клеили цыпленку, кормили петушка, танцевали, играли)



















































Счёт. «Поможем зайке»

Тема: широкий-узкий (шире - уже, одинаковой ширины)

Цель: учить различать предметы по ширине, пользоваться терминами : узкий – широкий, уже – шире, одинаковой ширины.

Задачи:

1.Способствовать дальнейшему обучению сравнению двух предметов, контрастных по ширине (пользуясь приёмом наложения, приложения, вспомнить сравнение предметов по длине; ориентировку в пространстве (справа, слева, далеко,близко).

2.Развивать сенсорные представления (цвет, форма, величина), мышление на основе сравнения предметов, внимание, долговременную память, речевую деятельность ( правильно обозначать качества предметов словами «широкий-узкий», «длинный-короткий», «одинаковые по ширине» «близко-далеко», «справа-слева»).

3.Воспитывать положительную установку на участие в занятии, навыки взаимодействия, продолжать формировать умение приветствовать и прощаться..

Оборудование: мягкая игрушка зайца,6 полосок желтых широких,6 полосок зеленых узких,6 образцов елок, зеленые карандаши (10 шт),3 скакалки одинаковой длины, мел,листы А4 с изображение цветных полосок и геометрической фигурой в центре, по 2 набора геом.фигур 4 цветов,10 кубиков,6 широких дощечек,6 узких дощечек,5-6 мелких машин, «гараж» для машин,компьютер,указка, иллюстрация домика зайки.

Ход занятия:

У нас сегодня на уроке будут присутствовать гости. Поздоровайтесь с ними.

Сели красиво . Начнем урок.

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами на уроке будем различать предметы по ширине.

Разве любим мы хмурые лица? Или чью-то сердитую речь?

Ты улыбкой сумей поделиться, и ответную искру зажечь.

(Ориентировка)

-Какой сегодня день недели? (вторник)

- какой день недели был вчера?

- какой день недели будет завтра?

- Какое сейчас время года? (Зима)

- Кто у нас летом серый, зимой белый? (зайка)

II. АОЗ:

- К нам сегодня в гости пришел зайка.(показ игрушки)

- Здравствуйте ребята, меня зовут Стёпа ,

- а тебя как зовут? ( Стёпа здоровается с детьми, просит каждого ребенка назвать его имя, если ребенок затрудняется, говорит сам и просит повторить.)

- Почему ты такой грустный?

- Со мной случилась неприятность. В лесу дул сильный ветер, и снегом засыпало все дорожки. Не могу один найти дорогу домой .Помогите мне пожалуйста.

- Поможем ребята зайке пройти к домику? (да)

Заяц:

- к дому теперь так просто не пройти. Надо выполнять много заданий. Вы справитесь?

Работа с полосками

- Я взял с собой листы бумаги с цветными полосками, а названия цветов забыл.

-Помогите мне пожалуйста.

- Какого цвета полоска внизу? (красная)- прошу каждого ребенка повторить

- Какого цвета полоска вверху? (синяя) прошу каждого ребенка повторить

- Какого цвета полоска справа от вас? (желтая) прошу каждого ребенка повторить

- Какого цвета полоска слева от вас? (зеленая) прошу каждого ребенка повторить

- Что находится в центре листка? (геометрическая фигура- круг, квадрат, треугольник в цветном контуре) прошу каждого ребенка повторить

- Посмотрите у меня в руках тоже геометрические фигуры, нужно положить в центр фигуру такую же по форме и цвету. (дети выполняют.)

Зайка:

- как хорошо, вот я и вспомнил все цвета и геометрические фигуры.

По 2 полоски

- У меня еще остались 2 полоски, как с ними работать я забыл.

- на столы раскладываю по 2 полоски каждому (широкую и узкую 2-х цветов)

- какого цвета эта полоска? желтого ( добиваюсь повторений у каждого ребенка)

- покажите полоску желтого цвета.

- какого цвета эта полоска? Зеленого (каждый повторяет)

- покажите полоску зеленого цвета.

- какой полоски длины? Одинаковой длины (добиваюсь ответа от каждого)

-как мы узнали? (наложили друг на друга полоски)

- что еще можно сказать про эти полоски?

- какие они по ширине? Разные

- как узнать какая полоска шире, а какая уже?

- мы накладываем одну полоску на другую. (используем прием наложения)

- Показали широкую полоску

- повторяем:- «это широкая полоска»

- какого она цвета? (желтая)

- покажите узкую полоску

- повторяем :-«эта полоска узкая»

- какого она цвета? (зеленая)

- еще раз повторим, какая полоска шире? (желтая полоска шире)

- какая полоска уже? (уже зеленая полоска)

Зайка

- молодцы, ребята. И с этим заданием справились. Давайте вместе с вами поиграем в мою любимую игру

«Зайка беленький сидит ….» (музыкальная физминутка)

- садимся за парты

- Пальчиковая гимнастика:

«Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять…»

- зайчик спрятался за елочку, а мы её ветки закрасим и совсем зайчика спрячем.

- раздаю образцы елок.

- посмотрите внимательно, какие веточки у ели с правой стороны ? (узкие)

- с левой стороны какие по ширине ветки (широкие)

- какого цвета у елочки ветки? (зеленые)

- закрасим веточки (во время раскрашивания, спрашиваю каждого ученика какие по ширине ветки он закрашивает)

- раздаю зеленые карандаши

- Всю елочку закрашивать не будем, вы её докрасите с Ларисой Васильевной

Штриховка

- Теперь елочка зовет всех встать:

- Физминутка «Елочка» (электронная)

- На что похожи веточки у елки? На дорожки

Практические действия-ходьба по дорожкам разной ширины

1. «Две дорожки»

Зайка:

- Ребята, к моему домику нужно идти по широким и узким дорожкам..

У доски выкладываю 2 дорожки из скакалок одинаковой длины , но разной ширины (широкая-синяя, узкая- желтая)

- давайте встанем и пройдем по ним. (дети выходят из-за парт, строю их в шеренгу, и провожу их по дорожкам)

- Идем по синей дорожке.

- Синяя дорожка какая по ширине? Широкая (прошу повторить каждого – « дорожка широкая»

- А теперь по желтой дорожке пойдем.

-Какая по ширине желтая дорожка? (узкая) прошу повторить каждого – « дорожка узкая»

-На какой дорожке трудно нашим ножкам идти? (на узкой)

-По какой дорожке легче идти ? (по широкой)

- Правильно, легче идти по широкой дорожке.

Зайчик:

- по дороге к моему домику ещё встречается ручей

- ребята, встаньте у окна, чтобы вам ручеек ноги не намочил

2. «Ручеёк» (На полу рисую мелом )

- Посмотрите, я рисую ручеек.

- какой ручей по ширине

- он разной ширины, в одном месте узкий, в другом –широкий.

- Покажите руками, вот какой ширины ручеек...широкий (скажем вместе «широкий»)

(добиваюсь показа и повтора каждым ребенком)

- А здесь какой ручеек по ширине? (узкий)

- покажите руками какой узкий ручеек.

- Где нам будет легче через него перебраться? (показывают)

- Давайте перепрыгнем там, где он узкий.

- прыгать надо аккуратно, не замочив ножки.

Дети по очереди перепрыгивают через ручеёк.

- молодцы, все перебрались через ручей

Зайка:

- вот мы и пришли, открываю на доске изображение домика зайца.

-спасибо ребята большое, я вам очень благодарен,

- Давайте с зайкой попрощаемся…до свидания, зайка.(закрываю домик листом А4,зайца прячу)

- садимся за парты.

- Отдохнули, домой нам возвращаться пора.

- вы заметили, кто у нас ноги промочил, когда перепрыгивал ручей? (называют)

- А теперь, чтобы перейти ручеек и не замочить ножек , нам надо построить мостик .

Работа с книгой

- Но сначала рассмотрим ручьи и мосты в книге

Стр 8 №2

- Что изображено на картинке? ( ручейки широкий и узкий ,мостики, машины и т.д.

- по какому мосту едут машины? (по широкому)

- какие машины едут (легковые и грузовая)

- по какому мосту идет человек? (по узкому)

- покажите мне руками широкий мост…узкий мост…

- теперь мы сами будем строить мосты.

Раздача строительного материала. (поэтапно: сначала 2 кубика и узкая дощечка)

Конструирование «Строим мостик»

- у вас есть по два кубика и дощечка.

- Какого цвета кубики у вас?

- Какого цвета дощечка?

- какая она по ширине? (узкая)

- построим мостик.

-Сколько у нас машин в гараже…( раздаю машинки из коробки)

- а теперь сядем на машины и проедем по мостику (индивидуальная помощь)

- молодцы

- (Забираю узкую дощечку)

Раздаю широкую дощечки

- Какого цвета эти дощечки?

- Какая она по ширине ? (широкая)

- построим мостик

- покатаемся по мостику

- по какому мостику легче ехать ? легче ехать по широкому мосту.

- по какому мостику было ехать сложнее? Сложнее ехать по узкому мосту.

- машины заезжают в гараж

Собираю кубики, раздаю узкие дощечки.

- Проверим, какие дощечки по длине? (одинаковые)

- Как проверить? (сравнивают, используя приём наложения)

- Мы накладываем одну дощечку на другую.

- А чем они отличаются? (разные по ширине)

- Как проверить (сравнивают, используя приём наложения)

- правильно, путем наложения мы узнали, какая дощечка шире, какая уже

- какая дощечка шире? (синяя)

- какая дощечка уже? (красная)

- молодцы

Обыгрывание

- Вот мы и вернулись в класс, прошли все препятствия.

- дощечкам пора в коробку (собираю сама или прошу помощи у детей)

VI. Итог занятия.

- Кому мы сегодня помогали? (зайке)

- Что мы делали сегодня на уроке? (сравнивали полоски по ширине, вспоминали геометрические фигуры, раскрашивали елочку, ходили по дорожкам, проводили зайца домой, играли с ним, строили мостик и катались по нему… )

- спасибо, урок окончен.





















































Урок психомоторики и сенсорных процессов "Курочка ряба и её семья"
  • Логопедия
Описание:

Самоанализ проведённого урока учителем Федоренко В.В.

                              Урок  Психомоторики и сенсорных процессов в 1 «А» классе.

 В классе 6 учащихся, все дети обучаются по программе 2 типа (четверо учащихся неговорящих,1 ученица на домашнем обучении.) 9-летних-4,восьмилетних-2

Дата проведения урока: 26.02.2013 г.

 Тема урока: «Курочка Ряба и её семья».

 Цель: Закрепить знания о петухе, курице, цыплятах у устной и практической формах.

 Задачи:

·       создание оптимальных условий для развития сенсомоторных процессов и обогащение  разнообразными сенсорными впечатлениями;

·       обеспечение развития  мелкой моторики рук ( тактильного анализатора) , с опорой на предметы разных фактурных характеристик (крупы, бумага, карандаши). 

·       развитие слухоголосовых координаций,  дыхания , через звукоподражание, узнавание на слух, выполнения дыхательных упражнений.

·       коррекция психических процессов (восприятия, речи, внимания, памяти, мышления), обеспечивающих детям успешность в учебно-познавательной деятельности.(рассматривание, описание характеристик курей, инсценирование сказки, игра на внимание)

·       Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений (здороваться и прощаться, по просьбе называть свое имя, отвечать на вопросы взрослых, быть внимательными к указаниям учителя, помочь курочке, покормить петушка, найти  скорлупу  цыпленку)

 

 Помещение и рабочие места были готовы к проведению урока, старалась психологически подготовить учащихся, через создание эмоционального настроя, формирование положительной мотивации, мобилизации их внимания.        

      К уроку была подготовлена доска, наглядность, образцы, атрибуты, игрушки и т.д.

        Тип урока – закрепление полученных знаний.       Содержание урока соответствовало программному материалу, строился с соблюдением научности, фактической точности и доступности. Тема урока была освещена полностью.      Структура  урока  построена так, чтобы дети  обратили внимание на главное,   чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.При составлении конспекта урока и формы его проведения учитывалась психолого-педагогическая характеристика класса. В связи с этим дозирование   времени, объём, сложность заданий проводились с учётом реальных психофизических  возможностей учащихся.   Чередование разных видов деятельности  обеспечивало соблюдение охранительного режима.

           С целью активизации внимания учащихся было использование сюрпризных и занимательных моментов. На этапе актуализации опорных знаний с помощью игрушек, наглядности, ИКТ  были закреплены знания по названию всех  «членов» куриной семьи, прослеживание их родства, звукоподражание, имитация поведения курей.

         Для достижения коррекционных и развивающих задач была проведена разноплановая работа:

- по развитию тактильного анализатора, ((с опорой на предметы разных фактурных характеристик ( аппликация из крупы,  измельчение бумаги руками, вдавливание разных круп в пластилин)),

- психических процессов (восприятия, речи, внимания, памяти, мышления) (рассматривание, описание характеристик курей, инсценирование сказки, игра на внимание), дети  учились  правильно отвечать на поставленные вопросы, повторять  правильные ответы за одноклассниками или учителем, выполнять задания по образцу.

 -слухоголосовых координаций, дыхания, через звукоподражание, узнавание на слух, выполнения дыхательных упражнений.

          Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений также решались с опорой на героев урока (здороваться и прощаться, по просьбе называть свое имя, отвечать на вопросы взрослых, быть внимательными к указаниям учителя, помочь курочке, покормить петушка, найти  скорлупу  цыпленку)

          Этапы урока соблюдены, они последовательны и имеют логическую связь, структура соответствует данному типу урока. Обеспечивалась целостность и  завершенность урока. Принципы обучения направлены на комплексное решение поставленных перед уроком задач.   На уроке были реализованы способы индивидуализации.

         Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия раскрывающие способности ребенка на сколько это возможно. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

Автор Федоренко (Лыткина) Валентина Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 629
Номер материала 32476
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓