Раздел п/о Ремонт сцепления
План
Урока производственного обучения
Тема урока Снятие сцепления с двигателя, его
разборка.
Цели урока Обучающая
Научить учащихся производить снятие
сцепления и его разборку.
Развивающая
Развитие у учащихся
речи, мышления, сообразительности, памяти, наблюдательности.
Воспитательная
Воспитание
ответственности за выполненную работу.
Учебно -
пройзводственные работы
1. Снятие сцепления с двигателя на
легковых автомобилях.
2. Снятие сцепления с двигателя ЗМЗ-53.
3. Разборка
сцепления.
Материально-техническое
обеспечение урока
Автомобили ВАЗ 2105,
ГАЗ – 53, ЗИЛ – 130, тормозная жидкость, инструмент, ветошь, инструкционно -
технологическая карта.
Место проведения
урока Лаборатория
Ход урока
1. Организационная часть
·
Проверка посещаемости;
·
Назначение дежурных;
·
Осмотр внешнего вида
учащихся.
2. Вводный инструктаж
·
Сообщение тему и цели
урока;
·
Инструктаж по ТБ;
·
Разбор технических
требований к работе и учебно - технической документации;
Повторение пройденного материала по теме:
«Устройство, назначение, работа и возможные неисправности»;
1. Устройство:
а) механический привод сцепления;
б) гидравлический привод сцепления.
2. Назначение сцепления.
3. Работа.
4. Неисправности.
·
Объявление нового
материала
Основные неисправности, для устранения которых необходимы снятие и
разборка сцепления:
- повышенный (по сравнению с привычным) шум при включении сцепления;
- рывки при работе сцепления;
- неполное включение сцепления (сцепление “буксует”);
- неполное выключение сцепления (сцепление “ведет”).
Предупреждение
Работа по снятию и
установке сцепления весьма трудоемка, поэтому предварительно
обязательно
убедитесь, что неисправности не вызваны дефектами привода сцепления.
Рекомендация
Если после разборки
сцепления не будут обнаружены явные признаки неисправности
отдельных узлов,
замените все узлы одновременно.
Работу выполняйте на
подъемнике или смотровой канаве.
Вам потребуются
ключ “на 13”
две отвертки
оправка для
центрирования ведомого диска
Оправка для
центрирования ведомого диска (можно изготовить из первичного вала
коробки передач,
удалив шестерню).
Кожух сцепления в
сборе с нажимным диском закреплен на маховике шестью болтами
(вид снизу, коробка
передач снята).
Снятие сцепления
1.
Снимите коробку передач
2. Установите оправку
для центрирования ведомого диска так, чтобы ее
передняя часть
полностью вошла в подшипник, запрессованный в торец
коленчатого вала.
3. Вверните болт 2 на
место нижнего левого болта крепления картера
сцепления к блоку цилиндров.
Отверните шесть болтов крепления
нажимного диска к маховику,
удерживая отверткой 1 маховик от проворачивания. Снимая
болты, придерживайте сцепление за кожух рукой. Не держите его за упорный фланец
нажимной пружины.
4.
Снимите нажимной диск.
5. Снимите ведомый
диск вместе с оправкой.
6. Снимите оправку с
ведомого диска.
7. На маховике
осмотрите поверхность трения 1, оцените состояние
подшипника 2
первичного вала, состояние зубчатого венца 3.
Предупреждения
к операции 7
На поверхности трения
маховика не допускаются:
- замасливание
(очистите);
- глубокий неравномерный
износ, механические повреждения (замените маховик).
Подшипник в
коленчатом валу должен вращаться плавно, без заеданий, не иметь ощутимых
люфтов. При наличии дефектов замените подшипник.
На зубчатом венце не
допускаются поломка или забоины зубьев. При наличии дефектов замените маховик.
Снятие сцепления с
автомобиля ГАЗ-53
1. Снять коробку
передач вместе с муфтой выключения сцепления
2. Вывернуть болты
43 (рис. 40) и винт 42 крепления нижней частикартера сцепления, снять оттяжную
скобу пружины вилки выключения сцепления и нижнюю часть картера 40 сцепления.
3. Проверить наличие
метки на кожухе сцепления и маховике и при необходимости нанести метку.
Поворачивая коленчатый вал, установить лапы кожуха сцепления 21 в нижнее
положение
4. Вывернуть болты 35
крепления кожуха сцепления к маховику и снять пруженные шайбы 8. Отвертывать
болты следует постепенно, чтобы не погнуть опорные лапы кожуха и не сорвать
резьбу болтов.
5. Поднять ведомый
диск 32 в верхнюю часть картера сцепления и вынуть сначала нажимной диск 31
сцепления в сборе, повернув его одной из лап кожуха сцепления вниз, а затем
ведомый диск сцепления (рис 43)
Рисунок 43
Разборка сцепления
1. Установить
нажимной диск сцепления 20 с кожухом 21 в сборе на стенд и закрепить
2. Поставить метки на
кожухе и нажимном диске.
3. Сжать нажимные
пружины и отвернуть регулировочные гайки 22 опорных вилок рычагов нажимного
диска
4. Освободить
нажимной диск с кожухом в сборе из зажимов и снять кожух сцепления, пружины 23
опорных вилок, нажимные пружины и изолирующие шайбы
5. Снять нажимной
диск в сборе со стенда и положить на верстак
6. Расшплинтовать пальцы
27 оттяжных рычагов 25 и пальцы 26 опорных вилок рычагов, вынуть пальцы, рычаги
и игольчатые ролики 28 подшипников нажимного диска сцепления, отсоединить
опорные вилки рычагов
5.
Самостоятельная работа
№ п/п
|
Работа учащихся
|
Работа мастера п/о
|
1
2
3
4
5
|
Ознакомление с
инструкционно –технологической картой.
Работа с учебником
и технической литературой.
Ознакомление с
инструментом и приспособлениями в данной работе
Самостоятельная
работа по снятию и разборке сцепления.
Уборка рабочих
мест.
|
Обход рабочих мест
учащихся с целью проверки:
·
Все ли учащиеся готовы
приступить к работе
·
Соблюдения учащимися
правил ТБ
Объяснение правил
пользования приспособлениями и инструментам и самостоятельной работы учащихся
по снятию и разборке сцепления.
·
Приёмка рабочих мест
|
4. заключительный инструктаж
·
Сообщение о достижении
цели урока
·
Подведение итогов
·
Разбор типичных ошибок
5.
Домашнее задание
Дать задание на следующий урок по теме «Обезжиривание,
контроль и сортировка деталей. Смена ступиц ведомого диска»
·
Литература
Мастер п/о
_____________________Сазонов В.Н.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.