Урок
природоведения в 5 классе.
Тема
урока: «Времена года. Осень».
Цель
урока: Совершенствовать представления учащихся об
изменениях в природе осенью.
Задачи:
1. Дать более
глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре.
2. Коррекция
образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин,
самостоятельность мышления (объяснить, доказать).
3. Учить наблюдать
за природой, развивать умения анализировать, делать выводы.
Оборудование: картины,
иллюстрации с осенними пейзажами; таблички для составления схемы.
Ход урока.
Организационный момент.
Отгадайте, о каком
времени года идёт речь:
Солнышко бледнее,
Небо холоднее.
Если выйдешь к вечеру,
Галки
стынут на ветру
Длинно
тень ложится,
Долго
лист кружится. ( Е. Благинина)
-Давайте посмотрим
за окно. Что мы видим? (ответы детей)
- Сегодня мы
поговорим, о том, как приходит осень, и какие изменения происходят в природе с
её приходом.
2. Работа по теме урока.
– Ребята, какое сейчас время года? Назовите
месяцы осени.
- А как вы
думаете, почему у осени 3 имени: сентябрь, октябрь, ноябрь?
– Значит, осень постепенно переходит из
одной стадии в другую. Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.
– По календарю
осень начинается 1 сентября. Это день когда вы после летних каникул пришли на
линейку в школу. Давайте вспомним, какая была погода в этот день. Опишите этот
день по своим воспоминаниям. (Ответы детей).
–Как мы понимаем,
что осень пришла?
– Какие изменения
происходят в природе? Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью
упражнения «Скажи наоборот»
- Я начинаю, а вы
заканчиваете:
— Летом солнце яркое, а
осенью …
— Летом небо светлое,
а …
— Летом день длинный,
а …
— Летом тучки ходят
высоко, а …
— Летом деревья стоят
одетые в зеленую листву, а …
— Летом птицы
заботятся о своих птенцах, а …
— Летом люди
одеваются легко, а …
Молодцы. Давайте откроем тетрадь,
запишем число и тему урока «Времена года. Осень».
Физкультминутка для глаз
Работа с учебником.
- Откройте учебник
по закладке. Работать будем с текстом.
Читаем самостоятельно
1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.
( Урожай, работа в
садах, жёлтые листья, грибы, ягоды)
– Назовите самую
главную примету осени.
- Зачитайте это
предложение («по изморози»)
- Что такое
изморозь? (рассуждения детей)
Запись в тетради: Изморозь
– это тонкие-тонкие льдинки на траве.
– Возвратимся к 1
предложению.
- « По календарю
осень начинается 1 сентября». А астрономы считают началом осени день осеннего
равноденствия – 23 сентября, когда день равен ночи. Появление жёлтых листочков
на берёзе – признак начала осени в живой природе.
- Но на самом деле
1-ым днём считается, когда появляется изморозь.
Продолжим работу с текстом учебника.
Прочитайте 2 абзац.
- Чем отличаются
осенние дни от летних дней?
Чтение текста.
– Освещённость
убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных?
– Готовятся к зиме
не только животные, но и растения.
– Какое явление
природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)
Физкультминутка
Почему к зиме деревья.
Раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно.
Раздеваться перед сном!
- Ребята, а почему
деревья осенью сбрасывают листву? (дети готовят сообщение).
Почему деревья осенью сбрасывают листву.
Во–первых:
становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не
хватает воды. Защита дерева от зимней засухи.
Во-вторых: дерево
избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике.
В-третьих: если
снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся.
Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато
следующей весной листья вновь отрастут.
– Ребята,
какие птицы первыми улетают от нас на зиму в тёплые края? (ласточки, кукушки, стрижи, иволги)
– Птицы улетают. А
лягушки, змеи, лесные жители. Как их жизнь меняется осенью. Прочитайте:
«попрятались» – …..
(лягушки, змеи, жуки и мухи)
«готовы ко сну» – …. (медведь и барсук)
«запаслись на зиму»
…..(хомяки, бурундуки, птички кедровки).
Работа в группах.
- 1 группа «Листопад». Почему деревья могут погибнуть зимой, если не сбросят
листву?
- 2 группа «Медведь».
Почему
медведю необходимо уходить в спячку?
- 3 группа
«Насекомые». Как насекомые готовятся к зиме?
– Деревья
распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. На
смену золотой осени приходит поздняя осень.
– Найдите в тексте
и зачитайте, как автор описывает наступление поздней осени.
– А как красиво
приход ноября звучит в поэтических строчках стихотворения. (читают стихотворение «Ноябрь»)
«Ноябрь»
Ноябрь – горбатый
старичок,
Глаза – как
льдинки, нос – крючок!
Взгляд недовольный
и колючий,
Холодный месяц, в
небе тучи.
Златую осень
провожает,
А зиму белую
встречает!
Меняет он тепло на
холод
И устаёт – уже не
молод!
Но ветер северный
поможет:
Сорвёт листву, в
ковёр уложит,
Укроет землю
покрывалом,
Чтоб до весны не
замерзала.
– Какую роль
выполняет ноябрь месяц в природе?
Итог урока:
Пришло время
подвести итог урока.
- Сколько имён у
осени?
- Как приходит
осень?
- Какие изменения?
- Главная примета
осени?
- Какой день
называют днём осеннего равноденствия? Почему?
- Какую осень
знаете?
Оцените свою
работу:
На доске вы
видите нарисованное дерево, на нём не хватает листочков. Вам надо выбрать
листочек и наклеить на дерево. ( Красный – мне было интересно, я узнал много
нового; жёлтый – мне было интересно, я с удовольствием работал; зелёный – я
знал всё уже ранее).
Использованная литература.
1. О.А.
Хлебосолова Учебник природоведения для 5 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида
2. И.Г. Юдина
«Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1 – 4 классы».
Волгоград 2002.
3. Времена года:
Стихи и рассказы о природе, загадки (Рис. С. Гавриловой; Оформление серии С.
Любаева. – М.: Дет. лит., 2000. – 173 с.: ил.- ( Школьная библиотека)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.