Главная / Другое / Урок природоведения в 5 классе.

Урок природоведения в 5 классе.

Урок природоведения в 5 классе.

Тема урока: «Времена года. Осень».

Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью.

Задачи:

1. Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре.

2. Коррекция образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин, самостоятельность мышления (объяснить, доказать).

3. Учить наблюдать за природой, развивать умения анализировать, делать выводы.


Оборудование: картины, иллюстрации с осенними пейзажами; таблички для составления схемы.

Ход урока.

Организационный момент.

Отгадайте, о каком времени года идёт речь:

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

 Если выйдешь к вечеру,

Галки стынут на ветру

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится. ( Е. Благинина)

-Давайте посмотрим за окно. Что мы видим? (ответы детей)

- Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, и какие изменения происходят в природе с её приходом.

2. Работа по теме урока.

 Ребята, какое сейчас время года? Назовите месяцы осени.

- А как вы думаете, почему у осени 3 имени: сентябрь, октябрь, ноябрь?

  Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую. Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.

По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда вы после летних каникул пришли на линейку в школу. Давайте вспомним, какая была погода в этот день. Опишите этот день по своим воспоминаниям. (Ответы детей).

Как мы понимаем, что осень пришла?

Какие изменения происходят в природе? Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот»

- Я начинаю, а вы заканчиваете:

 Летом солнце яркое, а осенью …

Летом небо светлое, а …

Летом день длинный, а …

Летом тучки ходят высоко, а …

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

Летом птицы заботятся о своих птенцах, а …

Летом люди одеваются легко, а …

Молодцы. Давайте откроем тетрадь, запишем число и тему урока «Времена года. Осень».

Физкультминутка для глаз

Работа с учебником.

- Откройте учебник по закладке. Работать будем с текстом.

Читаем самостоятельно 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.

( Урожай, работа в садах, жёлтые листья, грибы, ягоды)

Назовите самую главную примету осени.

- Зачитайте это предложение («по изморози»)

- Что такое изморозь? (рассуждения детей)

Запись в тетради: Изморозь – это тонкие-тонкие льдинки на траве.

Возвратимся к 1 предложению.

- « По календарю осень начинается 1 сентября». А астрономы считают началом осени день осеннего равноденствия – 23 сентября, когда день равен ночи. Появление жёлтых листочков на берёзе – признак начала осени в живой природе.

- Но на самом деле 1-ым днём считается, когда появляется изморозь.

Продолжим работу с текстом учебника. Прочитайте 2 абзац.

- Чем отличаются осенние дни от летних дней?

Чтение текста.

  Освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных?

Готовятся к зиме не только животные, но и растения.

Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)

Физкультминутка

Почему к зиме деревья.

Раздеваются кругом?

А деревьям тоже нужно.

Раздеваться перед сном!

- Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листву? (дети готовят сообщение).

Почему деревья осенью сбрасывают листву.

Во–первых: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды. Защита дерева от зимней засухи.

Во-вторых: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике.

В-третьих: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.

 Ребята, какие птицы первыми улетают от нас на зиму в тёплые края? (ласточки, кукушки, стрижи, иволги) 

Птицы улетают. А лягушки, змеи, лесные жители. Как их жизнь меняется осенью. Прочитайте:

«попрятались» – ….. (лягушки, змеи, жуки и мухи)

«готовы ко сну» – …. (медведь и барсук)

«запаслись на зиму» …..(хомяки, бурундуки, птички кедровки).

Работа в группах.

- 1 группа «Листопад». Почему деревья могут погибнуть зимой, если не сбросят листву?


- 2 группа «Медведь». Почему медведю необходимо уходить в спячку?


- 3 группа «Насекомые». Как насекомые готовятся к зиме?

Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. На смену золотой осени приходит поздняя осень. 

Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает наступление поздней осени.

А как красиво приход ноября звучит в поэтических строчках стихотворения. (читают стихотворение «Ноябрь»)

«Ноябрь»

Ноябрь – горбатый старичок,

Глаза – как льдинки, нос – крючок!

Взгляд недовольный и колючий,

Холодный месяц, в небе тучи.

Златую осень провожает,

А зиму белую встречает!

Меняет он тепло на холод

И устаёт – уже не молод!

Но ветер северный поможет:

Сорвёт листву, в ковёр уложит,

Укроет землю покрывалом,

Чтоб до весны не замерзала.

Какую роль выполняет ноябрь месяц в природе?

Итог урока:

Пришло время подвести итог урока.

- Сколько имён у осени?

- Как приходит осень?

- Какие изменения?

- Главная примета осени?

- Какой день называют днём осеннего равноденствия? Почему?

- Какую осень знаете?

Оцените свою работу:

На доске вы видите нарисованное дерево, на нём не хватает листочков. Вам надо выбрать листочек и наклеить на дерево. ( Красный – мне было интересно, я узнал много нового; жёлтый – мне было интересно, я с удовольствием работал; зелёный – я знал всё уже ранее).


Использованная литература.

1. О.А. Хлебосолова Учебник природоведения для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

2. И.Г. Юдина «Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1 – 4 классы». Волгоград 2002.

3. Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки (Рис. С. Гавриловой; Оформление серии С. Любаева. – М.: Дет. лит., 2000. – 173 с.: ил.- ( Школьная библиотека)

Урок природоведения в 5 классе.
  • Другое
Описание:

   Урок природоведения в 5 классе коррекционной школы 8 вида. На уроке совершенствуются представления обучающихся об изменениях в природе осенью. На уроке даются наиболее глубокие представления о природе в сентябре, октябре, ноябре. Уделяется место коррекции образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин, самостоятельности мышления.  Даётся устное описание осенних пейзажей. В процессе урока обучающиеся учатся наблюдать за природой, делать выводы.На уроке предусмотрена работа с учебником, в тетради, работа в парах.  В конце урока проводится рефлексия.

Автор Азанова Ольга Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1195
Номер материала 29711
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓