Главная / Начальные классы / Урок природоведения "Разнообразие растений" (3 класс)

Урок природоведения "Разнообразие растений" (3 класс)

Тема. Разнообразие растений. Растения — живые организмы

Цель: ознакомить учащихся с растением как частью живой природы; формировать представление о разнообразии растительного мира: о водорослях, мхах, хвощах, папоротниках, хвойных растениях, цветах; умение различать растения, понимать ценность их в природе, совершенствовать умение обобщать, делать выводы; воспитывать любовь к растениям, желание охранять и приумножать их.

Оборудование: гербарные образцы и рисунки с изображениями растений, цветов, плакат с таблицей растений Украины, схема «Растения».

I. Установочно – мотивационный этап урока

1. Организация класса

2. Актуализация опорных знаний

а) упражнение «Погода»

б) народный календарь

8 января отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В народе этот день назывался Бабьи каши. По каше и погоду предсказывали на ближайшее время: если каша в печи румянится — к снегу. Если до этого времени земля еще хорошо не промерзла, то летом соку не даст, то есть урожай будет не очень хорошим. Наблюдали в этот день за солнцем и за птицами: если около солнца появлялась светлая полоса, это предвещало снег. Если синица с утра пищит — быть морозу ночью, а если галки и вороны устроили непрекращающийся гвалт — быть снегопаду или метели.

3. Мотивация учебной деятельности

Цветочная викторина

Отвечает тот, кто быстрее поднимет руку.

Как звали человека, который мечтал создать «каменный цветок»? (Данила)

В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город? («Незнайка и его друзья»)

Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении Аксакова? (Аленький)

От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан, и в каком произведении? (Огненный цветок, «Маугли» Р. Киплинга)

Ботаники называют этот цветок виолой, а как он называется в русском народе? (Анютины глазки)

Как называется искусство создания букетов? (Икебана)

Какой цветок вырастает на месте лесных пожарищ? (Иван- чай)

Для какой героини Андерсена цветок был местом жительства? (Дюймовочка)

Про какой цветок говорят, что он вырос из крови прикованного Прометея? (Эдельвейс)

Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)

Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)

Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)

Какой известный писатель заставил цвести подснежники зимой? (С. Я. Маршак)

Какой цветок страдает от любви? (Ромашка)

Какой цветок называют сонным? (Мак)

Что это такое:

Дышат, растут,

Питаются, размножаются,

А не ходят?

(Растения.)

4. Сообщение темы и задач урока

Первое царство живой природы, которое мы будем изучать,—

это Растения. Их называют «зеленым чудом» Земли.

5. Первичное восприятие и усвоение учебного материала

а) Беседа с элементами рассказа.

На земле насчитывается более 500 тысяч видов растений.

А как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?

Растения встречаются повсюду:

высоко в горах

в пустынях

на лугах и в садах

на поверхности водоемов

Растения - зеленая одежда земли! Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко, что их можно увидеть только в книгах, по телевизору.

Люди с древних времен изучают растения, и создали целую науку, которая называется ботаникой. Ботаника – наука о растениях.

Растения – живые существа. Они дышат, питаются, размножаются, гибнут. И так же как у людей у растений есть свои органы (части).

Какие части растений вы знаете?

Угадаем органы по описанию.

Орган, который растет вниз, находится в почве? (Корень)

Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит? (Листья)

Орган растения, который растет вверх, по нему проходят питательные вещества? (Стебель)

Орган растения, из которого развиваются плоды? (Цветок)

Орган, который образуется из цветка, в нем развиваются семена? (Плод)

Части растения, которые находятся в плодах, с помощью них растения размножаются? (Семена)

Что нужно растениям для дыхания? (Кислород, который есть в воздухе.)

Чем питаются растения?

Растения не употребляют готовой пищи, как животные и люди. Они производят себе еду сами. «Кухней», в которой «готовится» для них пища, являются зеленые листья. В них на свету образуются питательные вещества, которыми и питаются растения. Без солнечного света растения не могут жить, за что их называют

«детьми Солнца».

Из чего может появиться новое растение? (Растения размножаются семенами или своими частями.)

Вечно ли живут растения? (Растения не живут вечно.)

Есть растения, которые живут несколько месяцев (например, пастушья сумка), а есть такие, которые живут сотни лет (почти 700 лет дубу в Запорожье, который ежегодно дает 10 т желудей). Со временем растения отмирают.

Двигаются ли растения? (Нет.)

Передвигаться с места на место растения не могут. Но все же они движутся. Комнатные растения поворачивают листья к свету, как бы мы их ни ставили. Подсолнух поворачивает «голову» за солнцем.

б) Игра «Это интересно».

Мир растений очень разнообразен. Есть растения-карлики,

а есть растения-гиганты. Самые высокие в мире деревья — эвкалипты. Их высота достигает 162 м. Самое толстое дерево — баобаб. Нужно 50 человек, чтобы обхватить его ствол. Самый большой цветок у аморфаллуса титанического.

в) работа по схеме (презентация)

Все растения делятся на водоросли, мхи, хвощи, папоротники,

хвойные и цветковые.

Растения

водоросли мхи папоротники хвойные хвощи цветковые

г) слово учителя.

Простые по строению растения — водоросли. Они не имеют настоящих органов. Водоросли — обитатели воды. Они живут в водоемах с пресной водой и в соленой воде морей и океанов. Водоросли очень разнообразны. Зеленые водоросли живут у поверхности воды. От водорослей зависит и цвет воды в реке или пруду. О ярко-зеленой воде летом говорят, что она «цветет». Водорослей в морях и океанах очень много. Они поставляют нашей планете кислород, вырабатываемый в процессе питания. Он растворяется в воде, им дышат все растения и животные водоемов, а также кислород выделяется в воздух, и им дышат все живые организмы. В море растет морская трава

зостера, которую используют как корм скоту. Из других водорослей

изготовляют консервы. Кстати, без водорослей, т. е. произведенного

из них порошка, нельзя изготовить ни мармелад, ни зефир. Морская

капуста используется в пищу и является ценным фактором в условиях повышенного радиационного фона. Из бурых водорослей производят лекарства — йод, бром.

Вторая группа растений — мхи. Мхи — это небольшие растения, возвышающиеся лишь на несколько сантиметров над землей или

стелющиеся по ее поверхности. А выносливость у них удивительная.

Мхи выдерживают высушивание даже в течение нескольких лет, но

быстро оживают при увлажнении. Вместе с тем они способны переносить и длительное затопление, и значительные температурные колебания. Примерами мхов являются кукушкин лен и сфагнум. Вместо плодов и семян на верхушке стебля мхов появляется коробочка, в которой образуются мелкие коричневые споры. Когда они созревают, то высыпаются из коробочек, а попадая на влажную почву, прорастают и образуют новые растения.

Хвощи и папоротники растут по всей территории Украины в лиственных и смешанных лесах, на опушке или около водоемов. На полях, где живут хвощи, почва нуждается в известковании. Корневище некоторых папоротников применяют в пивоварении для изготовления клея. Листья папоротника используют как подстилку для скота.

Хвойные растения

Самое высокое дерево в мире — секвойя вечнозеленая — растет

в США, высота ее — 110,33 м. Хвоя содержит много витамина С, который помогает предотвратить цингу и другие болезни.

Цветковые растения

Эта группа растений охватывает около 300 тыс. видов. Представители этого вида распространены почти по всему земному шару.

Около 1/6 части суши покрыто лесами. Большую площадь занимают также степи, саванны, луга, поля культурных растений. Живут цветковые растения как в пресных водоемах, так и в морях и океанах. Таким образом, цветковые растения занимают господствующее положение.

ІІ. Содержательно – поисковый этап

1. Закрепление и осмысление знаний

а) работа с учебником.

Изучение раздела «Как опознать растения?» (с. 82–84).

б) работа в тетради.

в) блиц – опрос

Что нужно растениям для питания?

Почему растения ночью не могут питаться?

Чем отличается питание растений от питания животных?

Докажи, что растения – часть живой природы.

В чем проявляется разнообразие растений?

2. Рефлексия

Кто в мире растений самый, самый, самый?

Самое долговечное дерево — сосна остистая, живет до 1000 лет.

Самое высокое дерево — эвкалипт, до 162 м высоты.

Самое толстое дерево — баобаб, до 11 м в обхвате.

Самый длинный корень — у верблюжьей колючки, до 20 м.

Самые длинные листья — у пальмы, до 30 м.

Самый большой цветок — раффлезия, до 1 м в диаметре, масса — 6 кг.

Самая большая ягода — арбуз.

Самое влаголюбивое растение — виктория амазонская.

Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось сегодня …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

4. Домашнее задание

1. Проработать раздел в учебнике (с. 82–84).

2. Ответить на вопросы и выполнить задание (с. 84).




Урок природоведения "Разнообразие растений" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

Тема. Разнообразие растений. Растения — живые организмы

Цель: ознакомить учащихся с растением как частью живой природы; формировать представление о разнообразии растительного мира: о водорослях, мхах, хвощах, папоротниках, хвойных растениях, цветах; умение различать растения, понимать ценность их в природе, совершенствовать умение обобщать, делать выводы; воспитывать любовь к растениям, желание охранять и приумножать их.

Оборудование: гербарные образцы и рисунки с изображениями растений, цветов, плакат с таблицей растений Украины, схема «Растения».

Автор Самодай Наталья Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 971
Номер материала 40092
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓