Главная / Музыка / Урок презентация по музыке "Музыкальный портрет" ( 5 класс)

Урок презентация по музыке "Музыкальный портрет" ( 5 класс)

Название документа Музыкальный портрет..doc

Махонько Е.А.

5 класс

3 четверть.

6 урок.

Тема урока:

«Музыкальный портрет».


Тема четверти: Можем ли мы увидеть музыку?

Тип урока: углубление темы четверти.

Цели урока: углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи:

-научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;

-закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ;

-учить сопоставлять произведения музыки и живописи;

-познакомить с творчеством М.П.Мусоргского

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.

Оборудование:

ПК.

-Проектор.

-Оборудование для качественного воспроизведения звука (колонки).

Музыкальный материал:

« Сиротка» М.П. Мусоргский.

« Баба-Яга» М.П. Мусоргский.

Мультфильм « Картинки с выставки».

« Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г.Струве.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Музыкальное приветствие (в тональности до мажор).

ХОД УРОКА

Вход: « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского.

Приветствие: “Здравствуйте, ученики!

-Здравствуйте, учитель!”.

Учитель: Я рада видеть вас на уроке. Сегодня, мы продолжим работу по теме четверти «Можем ли мы увидеть музыку».

На прошлом уроке мы с вами говорили о творческом союзе композиторов.

Слайд 1.

-Как назывался этот союз?

-Зачем был создан этот союз?

-Какие композиторы входили « Могучую кучку»?

Слайд 2.

Учитель: Из всех « кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский. Родился он в 1839 г.

Слайд 3.

Детство композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзья с трудом удалось поместить его в военный госпиталь.

Слайд 4.

В эти дни художник И.Репин, который горячо любил композитора, написал выдающийся портрет М.П.Мусоргского – умирающего, но не сломленного страданиями. Когда этот портрет поразил посетителей Девятой передвижной выставки величием духовной мощи великого композитора, самого М.П.Мусоргского уже не было в живых. Он умер утром 16 марта 1881 года.

Слайд 5.

М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

Слайд 6.

Эти образы живут не только в его операх « Борис Годунов» и

« Хованщина», но и в небольших, обычных выразительных песнях.

О таких образах - музыкальных портретах – и поговорим на нашем уроке. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?

Слайд 7.

Музыкальный портрет-это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.

Сегодня вы прослушаете музыкальное произведение « Сиротка», написанное М.П. Мусоргским.

-Какие чувства вызывает у вас песня « Сиротка» М.П.Мусоргского?

Слайд 8.

Слушание произведения.


-Какие интонации вы слышите?

-Соответствуют слова музыкальной интонации?

Повторное слушание.

-Какую картину можно представить, слушая песню М.П.Мусоргского

« Сиротка»?

Учитель: Вглядитесь в картину В.Е.Перова « Чаепитие в Мытищах». Есть ли что-нибудь общее между картиной и музыкой?

Повторное слушание и анализ.

- Ребята, что нам помогло увидеть образ сиротки?

Слайд 10.

Учитель: Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.

« Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах» М.П.Мусоргский.

Мусоргский творец разных музыкальных портретов.

Сегодня мы познакомимся с одним музыкальным портретом, только сказочным.

- Как бы назвали данное произведение?


Слайд 10 + музыка.

Слушание « Баба-Яга»

Учитель: Вы правильно заметили, что это сказочный герой.

Данное произведение называется « Баба-Яга» из музыкальной сюиты « Картинки с выставки».

Слайд 11.

«Картинки с выставки», написанные для фортепиано по мотивам картин художника Гартмана. Художник был человеком веселым, живым, быстрый на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку его работ.


Слайд 12.

Мусоргский не раз обошел выставку, всматриваясь в картины друга. Он захотел запечатлеть « картины « в музыке. Из множества экспонатов он отобрал всего лишь 10. Именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске. В «Картинках с выставки» проявился дар Мусоргского, превращать зримые картины, мысли и переживания персонажей в звуковые фигуры. Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение ,а вы мне после ответе:

-Что можно представить или кого можно представить, слушая это произведение?

-Можно ли увидеть музыкальную картинку Мусоргского?

Слайд 13.

Слушание « Баба-Яга»

-Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?

-Как вы себе представляете Бабу-Ягу?

Повторное слушание.

Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.


Учитель: «Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. Ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?

Слайд 14.

Вывод:

О чем мы сегодня говорили на уроке?

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.

Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках? Что помогло вам в этом?

Дети: Музыка, картины.

Учитель: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?

Дети: Песней.

Учитель: Тогда давайте споем все вместе споем песню « Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г. Струве.

Учитель: Молодцы! Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.

Слайд 15.


Название документа музыкальный портерт.ppt

Музыкальный портрет. Мусоргский Модест Петрович (1839-1881г.г.)
И.Репин М.Мусоргский
БОРИС ГОДУНОВ ХОВАНЩИНА
Музыкальный портрет- это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвяз...
Сиротка. Холодом, голодом греюсь, кормлюся я. Бурей да вьюгой в ночь прикрыва...
В.А.Перов « Чаепитие в Мытищах»
« Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех...
Виктор Гартам- художник
Картинки с выставки.
Баба-Яга
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Музыкальный портрет. Мусоргский Модест Петрович (1839-1881г.г.)
Описание слайда:

Музыкальный портрет. Мусоргский Модест Петрович (1839-1881г.г.)

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 И.Репин М.Мусоргский
Описание слайда:

И.Репин М.Мусоргский

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 БОРИС ГОДУНОВ ХОВАНЩИНА
Описание слайда:

БОРИС ГОДУНОВ ХОВАНЩИНА

№ слайда 7 Музыкальный портрет- это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны
Описание слайда:

Музыкальный портрет- это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.

№ слайда 8 Сиротка. Холодом, голодом греюсь, кормлюся я. Бурей да вьюгой в ночь прикрываюся
Описание слайда:

Сиротка. Холодом, голодом греюсь, кормлюся я. Бурей да вьюгой в ночь прикрываюся, Бранью, побоями, страхом, угрозой Добрые люди за стон голодный мой потчуют. В чащу ль дремучую от людей спрячусь я, голод докучливый из лесу вытолкнет. Нет моей силушки, пить, есть захочется. Барин мой миленький, барин мой добренький, С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь. Барин мой добренький, сжалься над бедненьким, Сжалься над горьким сироточкой.

№ слайда 9 В.А.Перов « Чаепитие в Мытищах»
Описание слайда:

В.А.Перов « Чаепитие в Мытищах»

№ слайда 10 « Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех на
Описание слайда:

« Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах» М.П.Мусоргский

№ слайда 11 Виктор Гартам- художник
Описание слайда:

Виктор Гартам- художник

№ слайда 12 Картинки с выставки.
Описание слайда:

Картинки с выставки.

№ слайда 13 Баба-Яга
Описание слайда:

Баба-Яга

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

Урок презентация по музыке "Музыкальный портрет" ( 5 класс)
  • Музыка
Описание:

5 класс

Тема урока: «Музыкальный портрет».

 

Тип урока: углубление темы четверти.

Цели урока: углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи:

-научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;

-закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ;

-учить сопоставлять произведения музыки и живописи;

-познакомить с творчеством М.П.Мусоргского

 

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.

Автор Махонько Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 2165
Номер материала 25369
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓