Махонько Е.А.
5 класс
3 четверть.
6 урок.
Тема урока:
«Музыкальный портрет».
Тема
четверти: Можем ли мы увидеть музыку?
Тип
урока: углубление темы четверти.
Цели
урока: углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.
Задачи:
-научить
детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных
образов;
-закрепление
понятий характер, интонация, темп, динамика, образ;
-учить
сопоставлять произведения музыки и живописи;
-познакомить
с творчеством М.П.Мусоргского
Методы:
беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.
Оборудование:
ПК.
-Проектор.
-Оборудование
для качественного воспроизведения звука (колонки).
Музыкальный
материал:
«
Сиротка» М.П. Мусоргский.
«
Баба-Яга» М.П. Мусоргский.
Мультфильм
« Картинки с выставки».
«
Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г.Струве.
Форма
работы: групповая, индивидуальная.
Технология:
интегрирование музыки, живописи, литературы.
Ход
урока.
1.
Организационный момент.
2.
Музыкальное приветствие (в тональности до мажор).
ХОД УРОКА
Вход:
« Богатырские ворота» М.П.Мусоргского.
Приветствие:
“Здравствуйте, ученики!
-Здравствуйте, учитель!”.
Учитель:
Я рада видеть вас на уроке. Сегодня, мы продолжим работу по теме четверти
«Можем ли мы увидеть музыку».
На
прошлом уроке мы с вами говорили о творческом союзе композиторов.
Слайд 1.
-Как
назывался этот союз?
-Зачем
был создан этот союз?
-Какие
композиторы входили « Могучую кучку»?
Слайд 2.
Учитель:
Из всех « кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский.
Родился он в 1839 г.
Слайд 3.
Детство
композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен,
сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став
взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на
жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей
и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим
трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который
прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши
над головой. Друзья с трудом удалось поместить его в военный госпиталь.
Слайд 4.
В
эти дни художник И.Репин, который горячо любил композитора, написал выдающийся
портрет М.П.Мусоргского – умирающего, но не сломленного страданиями. Когда
этот портрет поразил посетителей Девятой передвижной выставки величием духовной
мощи великого композитора, самого М.П.Мусоргского уже не было в живых. Он умер
утром 16 марта 1881 года.
Слайд 5.
М.П.Мусоргский
создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает
неповторимость русского характера.
Слайд 6.
Эти
образы живут не только в его операх « Борис Годунов» и
«
Хованщина», но и в небольших, обычных выразительных песнях.
О
таких образах - музыкальных портретах – и поговорим на нашем уроке. Давайте
вспомним, что такое музыкальный портрет?
Слайд 7.
Музыкальный
портрет-это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны
выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
Сегодня
вы прослушаете музыкальное произведение « Сиротка», написанное М.П. Мусоргским.
-Какие
чувства вызывает у вас песня « Сиротка» М.П.Мусоргского?
Слайд 8.
Слушание произведения.
-Какие
интонации вы слышите?
-Соответствуют
слова музыкальной интонации?
Повторное слушание.
-Какую
картину можно представить, слушая песню М.П.Мусоргского
«
Сиротка»?
Учитель:
Вглядитесь в картину В.Е.Перова « Чаепитие в Мытищах». Есть ли что-нибудь общее
между картиной и музыкой?
Повторное слушание и
анализ.
-
Ребята, что нам помогло увидеть образ сиротки?
Слайд 10.
Учитель:
Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на
интонациях человеческой речи.
«
Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших
нюансах» М.П.Мусоргский.
Мусоргский
творец разных музыкальных портретов.
Сегодня
мы познакомимся с одним музыкальным портретом, только сказочным.
-
Как бы назвали данное произведение?
Слайд 10 + музыка.
Слушание « Баба-Яга»
Учитель:
Вы правильно заметили, что это сказочный герой.
Данное
произведение называется « Баба-Яга» из музыкальной сюиты « Картинки с
выставки».
Слайд 11.
«Картинки
с выставки», написанные для фортепиано по мотивам картин художника Гартмана.
Художник был человеком веселым, живым, быстрый на выдумки и очень
требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39
лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку его
работ.
Слайд 12.
Мусоргский
не раз обошел выставку, всматриваясь в картины друга. Он захотел запечатлеть «
картины « в музыке. Из множества экспонатов он отобрал всего лишь 10. Именно в
«Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном
блеске. В «Картинках с выставки» проявился дар Мусоргского, превращать зримые
картины, мысли и переживания персонажей в звуковые фигуры. Сейчас мы прослушаем
музыкальное произведение ,а вы мне после ответе:
-Что
можно представить или кого можно представить, слушая это произведение?
-Можно
ли увидеть музыкальную картинку Мусоргского?
Слайд 13.
Слушание « Баба-Яга»
-Какие
музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ
Бабы-Яги?
-Как
вы себе представляете Бабу-Ягу?
Повторное слушание.
Дети:
словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.
Учитель:
«Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой
няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо
рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит
с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. В средней части показан
зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук –
несколькими штрихами показана ночная природа. Ребята, давайте посмотрим, как
себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала
мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного
цикла « Картинки с выставки». Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма
вашим представленным образам?
Слайд 14.
Вывод:
О
чем мы сегодня говорили на уроке?
Музыка
обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить
то, о чем нам рассказывает композитор.
Учитель:
Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках?
Что помогло вам в этом?
Дети:
Музыка, картины.
Учитель:
Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?
Дети:
Песней.
Учитель:
Тогда давайте споем все вместе споем песню « Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г.
Струве.
Учитель:
Молодцы! Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.
Слайд 15.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.