Главная / Начальные классы / урок православной культуры, 3 класс

урок православной культуры, 3 класс

Урок православной культуры.

3 класс

Липич С. Н.

Тема урока: «Прославление Творца тварью; животные как меньшие братья человека»

Цели:

  • На примере жизни святых познакомить обучающихся с христианскими добродетелями;

  • Содействовать развитию речи детей, обогащению словарного запаса;

  • Способствовать воспитанию у детей любви к животным как меньшим братьям человека, состраданию, милосердию.

Ход урока.


  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

Слайд1

Культура человека – в нем самом:

В его душе и в сердце многогранном,

Идти по жизни надо нам с добром,

Быть человеком в мире православном.


- Я рада приветствовать вас на уроке православной культуре.


- Какими показались вам слова этого стихотворения? ( добрыми, светлыми,

благодатными)


  1. Проверка домашнего задания. Слайд 2


- На прошлых уроках мы уже начали с вами растить древо добродетелей. Давайте вспомним, какие листочки уже есть на этом дереве.


Работа в парах

Задания: подбери слово – определение добродетели к ситуации. (13 штук)

1. мудрость – Если человек много знает и умеет свои знания применять во благо другим, его называют м _ _ _ _ м человеком.

2. терпение - Если человек умеет мужественно и терпеливо переносить трудности, его добродетель – т _ _ _ _ _ _ е.

3. послушание – Этим качеством обладает каждый хороший ребенок, который не хочет огорчать своих родителей. П _ _ _ _ _ _ _ _е.

4. скромность – Если человек не хвастается своими успехами и достижениями, его называют с _ _ _ _ _ _м.

5. покаяние – Если человек совершил какой-то плохой поступок, в этом следует признаться или по-другому – п _ _ _ _ _ _ ся.

6. честность – Всегда следует говорить правду. Эта добродетель называется ч _ _ _ _ _ _ ть.

7. спокойствие – В любой ситуации нужно оставаться сдержанным, рассудительным, с _ _ _ _ _ _ _м.

8. любовь к Богу – Если человек почитает слово Божие, следует его заповедям, значит он обладает л _ _ _ _ _ю к Б _ _у.

9. смирение - Человек , который может принимать замечания других с благодарностью обладает с _ _ _ _ _ _ем.

10. исправление – Каждый человек может допустить ошибку, но нужно уметь ее и _ _ _ _ _ _ ть.

11. мужество – Если человек смело защищает слабых, обиженных – его добродетель – м _ _ _ _ _ _о.

12. утешение – Если человек в трудную минуту умеет найти нужные добрые слова, он может у _ _ _ _ть.

13. доброта – Человека, который помогает другим, заботится о ком-то, называют д _ _ _ _ м.


Слайд 3

- Сегодня мы добавим листочки на наше дерево, но сначала определим тему урока.


Мультфильм «Сотворение мира»

3. Определение темы урока.


- За сколько дней создал Господь мир?

- Что создал бог в шестой день? (животных и человека)

- Как жили люди и животные в Раю? (мирно, дружно)

- Как вы думаете, были ли благодарны люди и животные Творцу, за то, что он создал их?

- Мы не знаем, как именно это происходило, но жил на земле святой человек – пророк Давид.

Слайд 4

Он написал песнопения, в которых прославлял Творца. Это радостные песнопения. В них пророк Давид прославляет чудесное величие Бога- Творца, которое проявляется в нашем мире. И люди тоже могут видеть это величие и принимать участие в прославлении Бога различными способами.

- Какими?

Музыка, поэзия, иконопись.

Давайте попробуем определить тему урока: прославление Творца тварью: животные как братья наши меньшие.

Слайд 5.

- Люди, которые жили после Адама, были не такими как первые люди. Почему они были изгнаны из рая? (они познали грех). Появились отрицательные качества. Какие? Злость, нетерпение, раздражительность обман, жестокость.

Слайд 6

- Как вы думаете, что произошло в отношения между животными и людьми?

- Животные стали избегать человека. А человек перестал понимать их характер и стал бояться.

Но были в разное время люди, к которым дикие звери приходили сами и жили с ними мирно, как домашние животные.

Эти люди были святые, христиане. Слайд 7

Рубрика «Колодец мудрости»


Из нашего колодца мудрости мы достанем сведения о таких людях. Пожалуйста, слушаем сообщения.

Работа в тетради

1. Христиане Египта и Палестины уходили от мирской суеты в пустыни, а русские святые строили кельи в дремучих лесах. И в гости к ним приходили не львы и крокодилы, а волки и медведи.

В XIV веке жил преподобный Сергий Радонежский — святой подвижник. Долгое время его уединенным жилищем была маленькая келья в лесу. Лес был полон зверей и птиц. Все они полюбили святого и часто навещали его. То волк забежит на огород, где работает старец, то семейство кабанов пожалует.

А однажды прямо перед хижиной святой Сергий встретил большого медведя. Он был голоден. Сергий сжалился над зверем и вынес ему свой обед — кусок хлеба. С тех пор медведь привязался к преподобному. Каждый день он приходил к келье и угощался хлебом, который старец оставлял для него на пеньке. Преподобный делился со зверем даже тогда, когда хлеба было совсем мало. Если святой Сергий молился, медведь терпеливо ждал, когда он закончит и угостит друга.

Слайд 8

2. Другой русский святой, Серафим Саровский, тоже долго жил в лесу. Полянку и свою келью на ней он называл "пустынькой", в память об отшельниках, живших в пустыне.

Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу, будь то человек или животное. "Радость моя" — так обращался он ко всякому, кто приходил к нему.

Часто в лесную "пустыньку" святого наведывался медведь. Он приходил, принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца, как верный пёс.

Вот послал мне Господь зверя в утешение, — говорил святой Серафим, поглаживая медведя по лохматой шкуре.

Слайд 9

3. Другой святой V века, преподобный Герасим, жил в монастыре в пустыне Иорданской. Однажды преподобный молился в пустыне. Вдруг он услышал страшный рёв и увидел льва. Лев, хромая, шел к преподобному Герасиму и, подойдя, протянул ему больную, гноящуюся лапу. Святой увидел, что в лапу вонзилась большая колючка. Лев смотрел на старца страдающими глазами.

Что, друг, очень больно? — спросил старец. — Потерпи, сейчас я тебе помогу.

Он вынул из лапы занозу, очистил рану и перевязал куском ткани. Ласково погладив зверя по косматой гриве, старец отпустил его. Но лев не ушёл. С тех пор он стал всюду ходить за преподобным, как ученик за учителем, и во всем его слушался.

В монастырь, где жил преподобный Герасим, воду привозили из реки Иордан на осле. Старец поручил льву охранять осла, когда тот пасётся на берегу. Лев усердно выполнял это послушание. Но однажды он заснул в тени под пальмой. А в это время мимо проходил караван верблюдов. Хозяин каравана увидел, что осла никто не сторожит, и, подумав, что осел заблудился, увёл его.

Когда лев возвратился в обитель без осла, Герасим сказал ему:

Ты съел осла? Если так, тебе придется делать всю его работу! Лев виновато опустил голову.

С того времени лев стал усердно исполнять свое новое послушание — носить в монастырь воду.

Через некоторое время тот же самый караван возвращался обратно. С высокого берега лев увидел своего осла и радостно бросился к нему. Купец, испугавшись льва, убежал, оставив свой караван. А лев взял губами уздечку — так он делал и прежде — и привёл осла в обитель.

Лев подвел осла к старцу. Герасим погладил льва и, улыбнувшись, сказал:

Я напрасно бранил тебя. Ты честный зверь, и я даю тебе имя — Иордан.

Еще долго жил в монастыре лев Иордан. Когда преподобный Герасим совсем состарился и умер, лев затосковал, перестал есть. Потом он лёг на могилу старца, зарычал так, что задрожал воздух, и умер.

С тех давних пор преподобного Герасима Иорданского на иконах часто изображают со львом.

Слайд 10

4. А бывало так. Когда правители хотели наказать человека за то, что он верил в бога, они отдавали его на съедение диким зверям. По обвинению завистливых вельмож, царь бросил пророка Даниила в ров со львами. Но они не тронули пророка и смиренно легли у его ног. Тогда удивленный царь спросил его : «Это Бог твой спас тебя?» И Даниил ответил: «Царь! Бог послал ангела заградить пасти львам, потому что я чист перед Богом и невиновен пред тобою». Тогда царь приказал поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы растерзали их.

Слайд 11

Беседа по прочитанному Слайд 12

- Давайте определим, благодаря каким добродетелям своим, святые могли общаться с животными как во времена Адама?

Любовь к Богу

Доброта

Сострадание

- Рассмотрим икону «Всякое дыхание да хвалит Господа» Слайд 13

- О ком говорит название?

- Какими Господь хотел видеть людей?

- Где мы уже сегодня говорили такие же слова (древо добродетелей)

Ребусы.

- Определите какие еще две добродетели мы можем поместить на наше древо

Слайд 14

Милый + сердце

Мир + любовь

Слайд 15

- Кого можно назвать милосердным?

- А миролюбивым? (и человека, и животного, что указывает на то, что животные – братья наши меньшие)

- Мы тоже можем прославлять Бога через свои поступки и через отношение к тварям божиим (своим питомцам)

- Что можем сделать для них? (Кормушки, зоопарки, дом. животные)






Рассказы детей о животных

Слайд 16

Работа в группах

Создадим картины необычной дружбы


Итог урока.


- Нужно ли прославлять Творца только словами молитвы?

- Как еще можем прославлять Его?

(через добрые поступки, через отношение к тварям его – животным, почему животных называют братьями нашими меньшими?

6


урок православной культуры, 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Урок разработан в рамках программы "Основы православной культуры", автор Л. Л. Шевченко.

Целью данного урока было показать на примере жития Святых добродетельное отношение к братьям нашим меньшим - животным. Приоритетом стала воспитательная направленность урока.

Ребята с удовольствие выполняли домашнее задание, где надо было подготовить рассказ о своем питомце.

На уроке используются разнообразные формы работы: в парах, групповая, разработка проетов, самостоятельная поисковая работа, индивидуальное домашнее задание творческого характера.

К уроку прилагается презентация.

Автор Липич Светлана Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 529
Номер материала 51393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓