Введение.
Конспект урока по русскому языку 6 класса составлен по модели
проблемно-диалогического урока изучения нового материала. Цели урока задаются с
тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Сочетаются продуктивная и
проблемная формы работы.
На уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки.
Используются формы и методы обучения, повышающие степень активности учащихся.
Урок построен так, чтобы обучать детей рефлексивному действию оценивать
готовность к знанию и обнаруживать незнание, причины затруднения.
На уроке формируется атмосфера сотрудничества и комфорта.
Правописание
гласных в приставках пре и при.
Цели урока:
- познакомить обучающихся с орфограммой
«Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим
обозначением на письме;
- тренировать учащихся в определении
основных значений приставок пре и при;
- совершенствовать орфографические умения
и навыки.
Личностные:
·
организовать понимание
ценности выполненной деятельности,
·
формировать ценностное
отношение к совместной познавательной деятельности.
Познавательные и регулятивные:
·
развивать умения
планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную
деятельность;
·
целеполагание, умение
структурировать знание (построение схемы);
·
развивать речь учащихся, обогащать
словарный запас детей;
·
развивать
сообразительность, мышление, память.
Коммуникативные:
·
создавать у учащихся
положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в
активную деятельность;
·
воспитывать потребность
оценивать свою деятельность.
·
воспитывать культуру речи,
любовь к слову, родному языку.
Ход
урока:
1. Организационный
момент (самоопределение к деятельности, проверка
готовности класса к уроку. Приветствие.)
2. Актуализация
знаний. (10 минут), (познав.,регул.,коммуник.
УУД).
На доске записаны слова, классу
даётся задание, вставить пропущенные гласные.
Пр..лив,пр..бежит,пр..лестный,пр..мудрый,пр..школьный,пр..ехать,пр..открыть,пр..шить,пр..градить,пр..писать.
-что связывает между собой эти слова? (приставки
пре и при).
-дать определение приставке.(морфема,
стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов).
-какими бывают приставки? (изменяемые и
неизменяемые)
-какая проблема возникла при выполнении
задания? (проблема написания гласных в приставках пре и при).
- значит, какова тема сегодняшнего урока ?
(гласные в приставках пре,при).
-подумайте, от чего может зависеть
написание гласных в приставках? (написание гласных в приставках зависит от
лексического значения).
-определите значения слов? (приближение, присоединение,
прибавление, близость, неполнота действия, значения «очень», «пере»).
Прилив,прибежит,приехать- приближение;
Пришкольный-близость;
Прелестный,премудрый-значение «очень»;
Приоткрыть-неполное действие;
Пришить,приписать-присоединение;
Преградить-значение «пере».
3. В результате проделанной работы составим опорную схему. (15 минут),(регул.,познав.УУД).
Пришёл
Приполз
Прискакал
|
Пришил
Приклеил
Привязал
|
Пришкольный
Приречный
Приозёрный
|
Прикусил
Прилёг
Пригорел
|
Пре
1.предобрый,
премудрый=очень
2.прервать,
преградить=пере
Итак, от чего зависит написание
гласных в приставках пре и при? (от лексического значения).
Учащийся даёт развёрнутый ответ по
схеме на новую тему (организация первичного закрепления знания по построенной
схеме, проговаривание нового знания в речи).
4.Закрепление знаний на практике.
Задание№1. (5
минут), (коммуник.,познав).
Замените выражение одним словом с
приставкой, графически обозначить.
Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек
(присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти
вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать),
очень красивый (прекрасный), очень скучный (прескучный), учить детей
(преподавать).
Задание№2.(5
минут), (коммуник.,познав).
Работа по группам. Распределить слова по
значениям. Дополнить своими примерами.
1группа - приближение,
2группа- присоединение,
3группа - «пере, очень»,
4группа – близость,
5 группа – неполное действие.
Прискакать, прикатить, прибить, приделать,
прибрежный, превозносить, преспокойный,преодолеть,прекратить,преувеличить,пренеприятный,присесть,прибежать,прескверный,преуменьшить,примчаться,придвинуть,прибавить,приусадебный,
прехороший, привокзальная площадь, приплыть, привинтить.
5.Рефлексия по уроку.(5
минут), (личностные,коммуник.).
-Что показалось сложным?
-Что нового узнали?
-Что запомнилось больше всего?
-Как оцените свою работу?
Оцените свою работу на уроке.
- Работал(а) активно, все
понял(а), настроение хорошее
- Все понял(а), но активно
работать на уроке стеснял(ась)ся
- Присутствовал(а) на уроке
Приклейте выбранные «рожицы» на
лист ватмана, расположенный на доске. Получится «портрет» класса.
Д/з по группам.
1 группа: найти по орфографическому
словарю случаи правописания гласных в приставках пре и при, неизученных на
уроке. Приготовить рассказ классу о данных случаях (для сильных).- приставки
пре и при- сложные случаи.
2 группа: выучить правило, составить
рассказ, используя все случаи написания приставок пре и при по схеме,
составленной на уроке.
6.Итоги урока.
Заключение.
Проблемно-диалогический урок изучения нового материала. На уроке создаётся проблемная
ситуация - противоречия, которые порождают у учащихся стремление решить
проблему самостоятельно. Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие -
проговаривают и осознают его.
В результате проделанной работы, обучающиеся формируют ценностное отношение к
совместной познавательной деятельности, умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, умение структурировать знание, а также умение раскрыть новый материал
по сжатой схеме, алгоритму.
А также формирование и развитие опыта оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях, умение оценить выполненную работу на уроке самостоятельно.
Список
использованной литературы:
1. Русский язык: учеб. Для 6 кл.
общеобразоват. учреждений/(М.Т.Баранов,Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и
др.;науч.ред. Н.М.Шанский).-27-е изд.-М.: Просвещение,2007.-239 с.
2. Орфографический словарь русского
языка/Инст-т русского языка.; Редкол.: В.В.Лопатин,Б.З.Букчина, Л.П.Калакуцкая
и др.- 30-е изд.,стер.-м.: Рус. Яз.,2004.-516 с.
3. Скок, Г. Б. Как спроектировать учебный
процесс по курсу [Текст]: учеб, пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н.
И. Лыгина, Н. И. Колесникова, Е. В. Низовских. - Новосибирск: Изд-во НГТУ,
1999. - 83 с.
4. Самолова,Т.Н. Русский язык.5 класс.
Сборник упражнений.-Новосибирск-2000-104 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.