Главная / Начальные классы / Урок познания мира в 1 классе по теме "Птицы весной. Прилет птиц"

Урок познания мира в 1 классе по теме "Птицы весной. Прилет птиц"

Урок познания мира в 1 классе

Тема: Птицы весной. Прилёт птиц.

Цель урока: ученики знают об изменениях в жизни птиц с приходом весны.

Задачи урока:

  1. Закрепить представление детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;

  2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

  3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Интерактивная доска.

  3. Рабочие листы с заданиями для учащихся.

  4. Карточки с изображением птиц.

Формы и методы:

  1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение

  2. Приемы РТКМ

  3. Применение ИКТ

  4. Групповая

  5. Проблемно-поисковые

Эпиграф к уроку

«Мы вас ждем, товарищ птица,

От чего вам не летится!»

В.В. Маяковский (1слайд)

- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

1. Стадия вызова

Я раскрываю почки.

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю

Движения полна

Зовут меня ...(Весна) (2 слайд)

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном времени года.

- Верите ли вы, что:

1. Ласточка – это перелетная птица.

2. Птицы улетают на юг из-за того, что холодно.

3. Первыми из теплых стран возвращаются грачи.

4. Что воробьи могут жить в скворечниках.

5. Что лебедь делает свое гнездо на дереве.

6. Что птица уничтожают вредных насекомых.

Начало работы над кластером

Вывешиваю слово весна (3 слайд)

- Как изменилась температура воздуха с приходом весны!

Весна

Потеплело







- Что произошло с почвой? (Снег сошел, почва оттаяла)

- Если потеплело, то что стало с водоемами? (лед на водоемах растаял)

Почва оттаяла

Лед растаял





- Изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений и животных.

- Если почва оттаяла, то что произошло с растениями весной? (Зазеленела трава, появились первые цветы)

- А на водоемах, если растаял лед? (Проснулись рыбы)

Появились первые цветы

Проснулись рыбы





- Если появились первые цветы, то кто появился? (Насекомые)

Насекомые



2. Осмысление содержания

Сниться ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … птица

- Вспомните отличительный признак птицы. (Птица - это животное, тело которых покрыто перьями)

(слайд 4)

- По оперению мы обычно узнаем птиц.

- А чем они еще отличаются? (Формой тела, клювом, цветом, голосом …)

Аудио минутка

- Послушайте и отгадайте птиц по голосу.

Звучит аудио запись птичьих голосов. (Воробей, гусь, кукушка, скворец)

- Каких птиц называют перелетными?

- Каких птиц называют зимующими?

Рабочий лист. Задание № 1

- Распределите картинки с изображением птиц на две группы.

Проверка

- Назови зимующих птиц. (Воробей, снегирь, синица, голубь) (слайд 5)

- Назови перелетных птиц. (Грач, скворец, ласточка, аист) (слайд 6)

Завершение работы над кластером (слайд 2)

- Почему птицы осенью улетают от нас в теплые края? (Отсутствие пищи: насекомых и рыбы)

- Что позволяет птицам вернуться? (Появилась пища: растения, насекомые, рыбы). Еще у этих птиц здесь гнездовья. (Родина там, где я родился.)

Весна



Потеплело



Почва оттаяла

Лед растаял



Появились первые цветы



Проснулись рыбы



Насекомые



Птицы






- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

Первыми прилетают те птицы, которые осенью улетели позднее. (слайд 7)

Журавли летят - клином, утки - вереницей, мелкие птицы, такие как скворцы, жаворонки, ласточки, летят - беспорядочной стаей.

Загадки. Сообщение учителя.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица … грач. (Слайд 8)

- Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнезд.

На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его … скворец. (слайд 9)

- Вслед за грачами прилетают скворцы-папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы-мамы. К их прилету скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка) (слайд 10)

- Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по черному оперенью и белой грудке. И пьют, и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист) (слайд 11)

- В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно ученые сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.

Физминутка

В небе высоком

Птички летают,

В гнездышке в теплом они отдыхают:

Крылья сложили,

Глазки сомкнули

За день налетавшись, тут же уснули.

Солнышко встало.

Тепло улыбнулось:

«Доброе утро!»

Птички проснулись.

- На первый взгляд - жизнь птиц беззаботна. Но это не так.

- Все перелетные птицы, когда возвращаются домой, что делают в первую очередь? ( Гнезда)

- Не легко без рук, без топоренка, построить избенку. А вот мастерят птицы так, что диву даешься.

Работа по учебнику

- Откройте учебник страница 101-102. Прочитайте, как птицы устраивают свои гнезда.

- Посмотрите одинаковые ли гнезда у птиц? Все ли гнезда на деревьях?

Работа по группам. Первая группа читает про грачей и про ласточку. Вторая группа читает про кукушку и лебедя.

(слайд 12)

- Посмотрите, что это за птица и где она устраивает свое гнездо. (Ласточка)

(слайд 13)

- А это, что за птица? Где находится ее гнездо? (Лебедь)

(Слайд 14)

- Расскажите, как гнездится эта птица? (Грач)

- Какая птица не строит гнезда?

- А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек?

(Скворцы)

- Как называются их домики? (Скворечники)

- Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи.

- Посмотрите, как бывает.

Инсценировка «Случай»

Этот случай был в апреле, А сейчас, под этой кровлей

С юга птицы прилетели. Для семьи гнездо готовлю

Тает снег, а воробья. И не тронусь, хоть убей!-

Выгоняют из жилья. Прочирикал воробей.

- Убирайся вон, задира,- - Не упрямься! Мне в наследство

Просвистел ему скворец. Этот дом достался с детства.

- Ни за что, моя квартира, Вылетай.

Я не временный жилец! Мой клюв остер

Я тут вьюги и мороз. А не то …

Терпеливо перенес. Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел, Охраняйте вместе сад.

Быстро с нею влез на крышу, Только Миша слез долой,

Тут же крепко привязал Воробейка удалой

И приветливо сказал: В новый дом переселился

- Я, друзья, сердечно рад, И с соседом помирился.

Проблема

- Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)

- Весна - радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.

Игра «Назови малышей»

- У утки - … утята

- У скворца - … скворчата

- У гуся - ... гусята

- У воробья - ... воробьята

- У грача - ... грачата

- У ласточки - … ласточата

- У аиста - … аистята

- А чем кормят птицы своих птенцов? (Насекомыми, личинками, червяками)

Сообщения детей

- Синица в течении дня поедает до 600 насекомых.

- Грачи - до 8000 вредных червей и гусениц.

- Ласточки - за лето 1 миллион мошек и комаров.

Рефлексия

Весенние заботы птиц. Сделать выбор. Рабочий лист. Задание № 2

- Поставьте знак «+» возле строчек, где говорится о весенних заботах птиц.

  1. Птицы весной высиживают птенцов.

  2. Строят хатки.

  3. Строят гнезда.

  4. Уничтожают вредных насекомых.

  5. Запасают еду.

  6. Откладывают яйца.

  7. Готовятся к отлету.

  8. Учат птенцов.

  9. Ложатся в спячку.

Проверка (слайд 15)

Строят гнезда

Откладывают яйца





Высиживают птенцов



Учат птенцов



Уничтожают вредных насекомых





- Почему о птице говорят: 2 раза родится, 1 раз умирает.

Экологическая минутка

- А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?

- Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?

- У вас на столах, в память о нашем уроке лежит картинка с изображением птички.

- Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете птичку.

- А если нет, сидите спокойно.

1. Вывешивать скворечники весной.

2. Стрелять из рогатки по птицам.

3. Помогать больной или раненой птице.

4. Разорять птичьи гнезда.

5. Подкармливать птиц ранней весной.

6. Уносить домой здоровых птенцов.

7. Подходить близко к гнездам птиц.

8. Изучать птиц.

(слайд 16)

- Летать как птица, но знать, любить и беречь природу ты должен как человек!

Синквейн по теме «Перелетные птицы» (слайд 17)

  1. Птицы

  2. Перелетные, зимующие

  3. Вернулись, гнездятся, поют

  4. Приносят огромную пользу природе

  5. Весна!

-Пожалуйста, постарайтесь, что бы за вашу жизнь ваши руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, прыгает, ползает, летает.















































Урок познания мира в 1 классе

по теме: « Птицы весной. Прилёт птиц».



на городском семинаре для молодых учителей начальной школы









Учитель начальных класов: Цветцих И.А.













2010 – 2011 учебный год



Урок познания мира в 1 классе по теме "Птицы весной. Прилет птиц"
  • Начальные классы
Описание:

Урок познания мира в 1-ом классе. Тема урока: " Птицы. Прилет птиц".Урок составлен в соответствии с  учебной прграммой по предмету "Познание мира",утверждённая МОН РК, используется учебник познания мира для 1-го класса, издательства "Алматы кiтап"2009 г.

При проектировании урока используется компетентностный подход. Основные формы работы- групповая и индивидуальная.Тип урока-изучение нового материала. Использовались стратегии развития критического мышления: приём "Составления кластера", "Синквейн", "Да-нет" и др. Индивидуальные рабочие листы позволили позволили провести формативное оценивание каждого учащегося.

Автор Цветцих Ирина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1021
Номер материала 34252
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓