Главная / Начальные классы / Урок познания мира "Космос" 4 класс

Урок познания мира "Космос" 4 класс

Урок познания мира

Класс: 4

Учитель: Смолькина Е.В.

Тема: Обобщение о космосе, космических телах, планете Земля, географических сведениях о них.

Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся по теме. Расширять кругозор.

  2. Развивать логическое, познавательное мышление, умение делать выводы, обобщения, самостоятельно добывать знания, находить интересные факты по теме.

  3. Воспитывать чуткое отношение к окружающему миру, бережное отношение к родному дому – планете Земля; активность на уроке.

Тип урока: урок – путешествие «Космос»

Методы: частично – поисковый, проблемный, практический.

Оборудование: глобус, карта космоса, кроссворд, загадки, вахтенные журналы, звёздочки, указка, листы бумаги, карандаши.


Ход урока


I.Организационный момент.

Здороваются с учителями (каз.яз)


Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Пожелайте успехов глазами –

И вперёд, за новыми знаниями.


- Какое сегодня число, день недели? (каз.яз)


II. Сообщение темы и цели урока.


- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей Галактике. Где нас ждёт встреча с различными небесными телами. Во время полёта мы поделимся друг с другом своими знаниями, узнаем много нового и интересного.

- Ну что, готовы? На чём будем путешествовать, вы узнаете отгадав загадку:


Плывёт в просторе,

Но не в море.

Кораблём зовётся,

Вокруг звёзд вьётся.


- Правильно, на космическом корабле.

- А как звучит на казахском языке? Ғарыш кемесі

- Ребята, как называется группа людей, работающих в космосе? Экипаж.

- Наш класс – это экипаж. Мы будем работать в группах. Каждая группа – это одна вахта. У каждой вахты свой номер, свой вахтенный журнал, куда вписаны члены вахты и где вы будете оценивать работу каждого участника, при помощи звёзд.

- А сейчас давайте повторим правила работы в вахтах:


  1. Чётко выдержать время, отведённое на задание.

  2. Уметь слушать и слышать другого.


- Итак, пристегните ремни. Мы отправляемся. Всему экипажу начать обратный отсчёт времени до старта.

- Отсчитываем секунды: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Старт! Алға!



III. Тема урока.


- Старт прошёл нормально. Мы с вами летим на космическом корабле. А кто мы? Космонавты.

-Назовите первого космонавта нашей Земли? (Гагарин)

-Как называется космодром Казахстана, с которого запускают ракеты? (Байконур)

-Назовите первого космонавта- казахстанца? (Аубакиров)

-А куда мы летим?

-В космос.

-Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?


Составляем кластер


планеты


метеоры небесные тела астероиды


звёзды кометы спутники



-А как это всё назвать одним словом?

-Небесные тела.

-Сейчас, отдаём загадки и узнаём, какие небесные тела могут появиться у нас на пути во время путешествия.

-Загадки на русском, отгадки назвать на казахском языке.


-Что такое Галактика?

-Кто знает как называется наша Галактика? Млечный путь.

-Вы отгадали загадки и среди них было слово «звезда».

-Назовите звезду Солнечной системы.

-Почему Солнце считают звездой?

-Почему мы его называем центром Солнечной системы?

-Почему Солнце распространяет в огромных количествах свет и тепло?

-Что вы ещё знаете о Солнце?

-Сколько звёзд мы можем увидеть на небе невооружённым глазом? 6000


Ученик: Звёзды бывают тоже

Маленькие и большие.

Те, что поближе,- близкими,

Те, что подальше,- дальними,

Те, что одни,- одинокими,

Те, что вместе,- со звёздными.


- Ещё в древности наблюдатели разделили всё небо на участки – созвездия, каждое из которых характеризуется своеобразным узором, входящих в него ярких звёзд. В настоящее время небо разделено на 88 созвездий.

- Какие созвездия вы знаете?

- Откуда взялись названия созвездий?


Показ иллюстраций и рассказ о некоторых созвездиях.


- А вы знаете как в древности на Востоке зрение воина проверяли?

- Воин должен был разглядеть на небе маленькую звезду в хвосте Большой Медведицы. Именно эта едва заметная слабосветящаяся точка определяла остроту зрения. Вы можете с родителями проверить остроту своего зрения.


- Ребята, мы пролетаем мимо небесного тела, которое


Корнем с «дорогой» роднится,

В «сборе» приставка таится,

Суффикс – как в слове «дневник»,

Целым же в космос проник.


- Правильно, это спутник.

- Как называется спутник Земли? Луна.

- У каких планет Солнечной системы имеются спутники? Что вы о них знаете?


- А теперь решите задачу.

«Вокруг Марса вращаются 2 естественных спутника, а вокруг планеты Уран – 5. Сколько всего спутников у Марса и Урана вместе? Если знаете их название, произнесите.»


- А сейчас работа в группах: вывесить названия планет.

  1. Нужно правильно расположить планеты солнечной системы?

  2. Рассказать об одной из планет. («Кот в мешке»)


Группа, выполнившая задание первыми, показывают правильность ответа у доски.


- Ой, посмотрите, что за красавица пролетает за стёклами иллюминатора? Комета.

- А что вы знаете о кометах?

- Самый длинный хвост имела Большая Комета 1843 года – 250 млн.км. Это больше, чем расстояние от Солнца до Марса.

- Ребята, вы слышите звук? Этот звук напоминает звук дождя. Но какой же дождь может быть в космосе? Метеоритный.

- Откуда берётся метеоритный дождь?

- Пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём, а потом продолжим нашу работу.


IY. Физминутка.

Y. Продолжение темы урока.


- А сейчас мы поработаем. Разгадайте кроссворд, лежащий у вас на столе.


Проверка у доски (кодоплёнка)


- Как далеко мы улетели от Земли, уже и Плутон пролетели. Нам пора возвращаться к родной планете. Пока мы будем лететь к родной земле я предлагаю вам ещё потрудиться.


«Заморочки из бочки» (по 1 человеку)


- Посмотрите в иллюминатор, там видна наша планета Земля. На каком расстоянии от Солнца расположена Земля? 150 млн.км

Жизнь подобная жизни на земле, возможна только в пределах экосферы. Экосфера – это такая область, где излучение солнца создаёт пригодные условия для жизни. Экосфера простирается от орбиты Венеры до орбиты Марса. Итак, важно ли именно это расстояние – 150 млн. км от Солнца? Докажите.


- Какую форму имеет Земля? Какие доказательства шарообразности Земли можно привести? Что является моделью земного шара? Почему его так называют?


Ученик: Сегодня глобус принесли

И было интересно.

И про вращения земли

Мне всё теперь известно!


- Какие океаны есть на Земле? А какие материки? На каком материке находится наша страна?


Работа с глобусом

- Послушайте загадку:

Арифметический я знак.

В задачнике меня найдёшь

Во многих строчках.

Лишь «О» ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка.


- Правильно, полюс.

- Сколько полюсов на Земле? Какая линия делит Землю на северное и южное полушарие? Экватор

- А какая на восточное и западное? Меридиан

- С чем связана смена дня и ночи? Полный оборот вокруг своей оси.

- С чем связана смена времён года? Оборот вокруг Солнца

- Ребята, посмотрите, как красива планета Земля из космоса. Человек живёт на земле. Работает, разводит скот, строит дома, машины. Вместе с тем человек рубит лес, копает землю, ездит на машинах, которые выбрасывают в природу отработанные газы, строят дымящиеся заводы. Всем этим человек вредит природе. Меняется окружающая среда. Человек тоже частичка окружающей среды. Зная это, человек должен понимать. Что с природой надо обращаться бережно.

- Как же сберечь планету земля для наших потомков?


Под музыку «Берегите землю» рисуют экологические знаки.


YI. Итог урока

- Наш космический корабль совершил мягкую посадку.


Подведём сейчас итог

Может зря прошёл урок?

- Что повторяли на уроке,

Скажите побыстрей...


- А сейчас заглянем в вахтенные журналы и узнаем кто как работал во время нашего путешествия.


Результаты перед вами

Быстро всё считайте сами!


Командир вахты оценивает работу своей группы.

Ребятам, работавшим в группе на отлично, добавить по одной золотой звезде.


YII. Домашнее задание


- Дома вам следует написать мини – сочинение на тему: «В небе появилась новая звезда»

- Спасибо вам всем. Все встали. Урок окончен.


Урок познания мира "Космос" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Обобщение о космосе, космических телах, планете Земля, географических сведениях о них.

Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся по теме. Расширять кругозор.

  2. Развивать логическое, познавательное мышление, умение делать выводы, обобщения, самостоятельно добывать знания, находить интересные факты по теме.

  3. Воспитывать чуткое отношение к окружающему миру, бережное отношение к родному дому – планете Земля; активность на уроке.

    Тип урока:   урок – путешествие «Космос»

    Методы: частично – поисковый, проблемный, практический.

    Оборудование: глобус, карта космоса, кроссворд, загадки, вахтенные журналы, звёздочки, указка, листы бумаги, карандаши.

     

    Ход урока

     

    I.Организационный момент.

    Здороваются с учителями (каз.яз)

     

                                              Прозвенел и смолк звонок,

                                              Начинаем наш урок.

                                              Мы за парты дружно сели,

                                              Друг на друга посмотрели.

      Пожелайте успехов глазами –

      И вперёд, за новыми знаниями.

     

    - Какое сегодня число, день недели? (каз.яз)

     

    II. Сообщение темы и цели урока.

     

    - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей Галактике. Где нас ждёт встреча с различными небесными телами. Во время полёта мы поделимся друг с другом своими знаниями, узнаем много нового и интересного.

    - Ну что, готовы? На чём будем путешествовать, вы узнаете отгадав загадку:

     

    Плывёт в просторе,

                                                      Но не в море.

                                                      Кораблём зовётся,

      Вокруг звёзд вьётся.

     

    - Правильно, на космическом корабле.

    - А как звучит на казахском языке? Ғарыш кемесі

    - Ребята, как называется группа людей, работающих в космосе? Экипаж.

    - Наш класс – это экипаж. Мы будем работать в группах. Каждая группа – это одна вахта. У каждой вахты свой номер, свой вахтенный журнал, куда вписаны члены вахты и где вы будете оценивать работу каждого участника, при помощи звёзд.

    - А сейчас давайте повторим правила работы в вахтах:

     

  1. Чётко выдержать время, отведённое на задание.

  2. Уметь слушать и слышать другого.

     

    - Итак, пристегните ремни. Мы отправляемся. Всему экипажу начать обратный отсчёт времени до старта.

    - Отсчитываем секунды: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Старт! Алға!

     

     

    III. Тема урока.

     

    - Старт прошёл нормально. Мы с вами летим на космическом корабле. А кто мы? Космонавты.

    -Назовите первого космонавта нашей Земли? (Гагарин)

    -Как называется космодром Казахстана, с которого запускают ракеты? (Байконур)

    -Назовите первого космонавта- казахстанца? (Аубакиров)

    -А куда мы летим?

    -В космос.

    -Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

     

                                         Составляем кластер 

     

                                                планеты

     

    метеоры                      небесные тела                        астероиды

     

    звёзды                            кометы                             спутники

     

     

    -А как это всё назвать одним словом?

    -Небесные тела.

    -Сейчас, отдаём загадки и узнаём, какие небесные тела могут появиться у нас на пути во время путешествия.

    -Загадки на русском, отгадки назвать на казахском языке.

     

    -Что такое Галактика?

    -Кто знает как называется наша Галактика? Млечный путь.

    -Вы отгадали загадки и среди них было слово «звезда».

    -Назовите звезду Солнечной системы.

    -Почему Солнце считают звездой?

    -Почему мы его называем центром Солнечной системы?

    -Почему Солнце распространяет в огромных количествах свет и тепло?

    -Что вы ещё знаете о Солнце?

    -Сколько звёзд мы можем увидеть на небе невооружённым глазом? 6000

     

    Ученик:   Звёзды бывают тоже

                     Маленькие и большие.

                     Те, что поближе,- близкими,

                     Те, что подальше,- дальними,

                     Те, что одни,- одинокими,

                     Те, что вместе,- со звёздными.

     

    - Ещё в древности наблюдатели разделили всё небо на участки – созвездия, каждое из которых характеризуется своеобразным узором, входящих в него ярких звёзд. В настоящее время небо разделено на 88 созвездий.

    - Какие созвездия вы знаете?

    - Откуда взялись названия созвездий?

     

    Показ иллюстраций и рассказ о некоторых созвездиях.

     

    - А вы знаете как в древности на Востоке зрение воина проверяли?

    - Воин должен был разглядеть на небе маленькую звезду в хвосте Большой Медведицы. Именно эта едва заметная слабосветящаяся точка определяла остроту зрения. Вы можете с родителями проверить остроту своего зрения.

     

    - Ребята, мы пролетаем мимо небесного тела, которое

     

                   Корнем с «дорогой» роднится,

                   В «сборе» приставка таится,

                   Суффикс – как в слове «дневник»,

                   Целым же в космос проник.

     

    - Правильно, это спутник.

    - Как называется спутник Земли? Луна.

    - У каких планет Солнечной системы имеются спутники? Что вы о них знаете?

     

    - А теперь решите задачу.

    «Вокруг Марса вращаются 2 естественных спутника, а вокруг планеты Уран – 5. Сколько всего спутников у Марса и Урана вместе? Если знаете их название, произнесите.»

     

    - А сейчас работа в группах: вывесить названия планет.

  1. Нужно правильно расположить планеты солнечной системы?

  2. Рассказать об одной из планет. («Кот в мешке»)

     

    Группа, выполнившая задание первыми, показывают правильность ответа у доски.

     

    - Ой, посмотрите, что за красавица пролетает за стёклами иллюминатора? Комета.

    - А что вы знаете о кометах?

    - Самый длинный хвост имела Большая Комета 1843 года – 250 млн.км. Это больше, чем расстояние от Солнца до Марса.

    - Ребята, вы слышите звук? Этот звук напоминает звук дождя. Но какой же дождь может быть в космосе? Метеоритный.

    - Откуда берётся метеоритный дождь?

    - Пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём, а потом продолжим нашу работу.

     

    IY. Физминутка.

    Y. Продолжение темы урока.

     

    - А сейчас мы поработаем. Разгадайте кроссворд, лежащий у вас на столе.

     

    Проверка у доски (кодоплёнка)

     

    - Как далеко мы улетели от Земли, уже и Плутон пролетели. Нам пора возвращаться к родной планете. Пока мы будем лететь к родной земле я предлагаю вам ещё потрудиться.

     

    «Заморочки из бочки»(по 1 человеку)

     

    - Посмотрите в иллюминатор, там видна наша планета Земля. На каком расстоянии от Солнца расположена Земля? 150 млн.км

    Жизнь подобная жизни на земле, возможна только в пределах экосферы. Экосфера – это такая область, где излучение солнца создаёт пригодные условия для жизни. Экосфера простирается от орбиты Венеры до орбиты Марса. Итак, важно ли именно это расстояние – 150 млн. км от Солнца? Докажите.

     

    - Какую форму имеет Земля? Какие доказательства шарообразности Земли можно привести? Что является моделью земного шара? Почему его так называют?

     

    Ученик:   Сегодня глобус принесли

                     И было интересно.

                     И про вращения земли

                     Мне всё теперь известно!

     

    - Какие океаны есть на Земле? А какие материки? На каком материке находится наша страна?

     

    Работа с глобусом

    - Послушайте загадку:

    Арифметический я знак.

       В задачнике меня найдёшь

                                                 Во многих строчках.

                  Лишь «О» ты вставишь, зная как,

        И я – географическая точка.

     

    - Правильно, полюс.

    - Сколько полюсов на Земле? Какая линия делит Землю на северное и южное полушарие? Экватор

    - А какая на восточное и западное? Меридиан

    - С чем связана смена дня и ночи? Полный оборот вокруг своей оси.

    - С чем связана смена времён года? Оборот вокруг Солнца

    - Ребята, посмотрите, как красива планета Земля из космоса. Человек живёт на земле. Работает, разводит скот, строит дома, машины. Вместе с тем человек рубит лес, копает землю, ездит на машинах, которые выбрасывают в природу отработанные газы, строят дымящиеся заводы. Всем этим человек вредит природе. Меняется окружающая среда. Человек тоже частичка окружающей среды. Зная это, человек должен понимать. Что с природой надо обращаться бережно.

    - Как же сберечь планету земля для наших потомков?

     

    Под музыку «Берегите землю» рисуют экологические знаки.

     

    YI. Итог урока

    - Наш космический корабль совершил мягкую посадку.

     

                                         Подведём сейчас итог

                                         Может зря прошёл урок?

                                         - Что повторяли на уроке,

                                         Скажите побыстрей...

     

    - А сейчас заглянем в вахтенные журналы и узнаем кто как работал во время нашего путешествия.

     

                                          Результаты перед вами

                                          Быстро всё считайте сами!

     

    Командир вахты оценивает работу своей группы.

    Ребятам, работавшим в группе на отлично, добавить по одной золотой звезде.

     

    YII. Домашнее задание

     

    - Дома вам следует написать мини – сочинение на тему: «В небе появилась новая звезда»

    - Спасибо вам всем. Все встали. Урок окончен.

     

Автор Смолькина Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 606
Номер материала 40441
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓