Ход
урока.
1.
Настрой на работу:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у
себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
-Давайте
мысленно выйдем из школы. Расскажите, что вы увидели.
(ответы
детей)
- Вы
увидели объекты, которые занимают какую-то долю пространства. Видимое
пространство кажется нам особенно большим на ровном, открытом со всех сторон
месте: на море, в поле, т.е. там, где нам не мешают ни дома, ни деревья,
ни горы, видно далеко- далеко.
2.
Определение темы и цели урока.
-Отгадайте
загадку, а поможет вам ребус. (слайд 3)
Он и летом и зимой-
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди-
Он всё будет впереди.
(горизонт)
-О чём
сегодня пойдёт речь на уроке?
Как вы
думаете, чему мы сегодня должны научиться на уроке?
3. Новая
тема.
- Что же
такое горизонт вы сможете ответить просмотрев сюжет о мышке Шуне и ее друзьях
(слайд 4)
-Это
слово не русское, оно пришло к нам из греческого языка и значило «намечать
границу»
-Как вы
поняли из слов мышки, что же такое горизонт? (слайд 5-8)
- А
сейчас давайте посмотрим продолжение сюжета о мышке Шуне и волчонке Зубочке,
и узнаем ещё кое-что интересное о линии горизонта.
-О каком секрете линии горизонта
рассказал художник мышке Шуне и её другу Зубочке? (О том, что линию
горизонта можно двигать).
-Правильно,
при подъёме вверх линия горизонта будет от нас отодвигаться, а сам горизонт,
то есть видимое пространство – расширяться.
-А теперь я
предлагаю всем вам встать. Повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на
восток; на запад.
-Почему вы
затруднились выполнить мою просьбу? (Ответы детей).
-Чтобы её
выполнить, нужно знать, чем являются север, юг, восток и запад и в какой
стороне они находятся.
В мире ест
четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти - страны света,
Ну, а дом их - вся планета.
-А
разобраться в этом нам опять поможет мышка Шуня и её друзья: Лёша и кот
Коксик. (Слайд 9)
4.
Работа с текстом учебника.
-Чтобы узнать, как ещё можно назвать
братьев сторон горизонтов, откроем свои учебники на стр.16 и прочитаем три
абзаца.
С какими сторонами горизонта мы
познакомились еще. (слайд 10-11)
5. Физминутка.
-А теперь я
предлагаю отдохнуть. Сейчас мы проведём физ. минутку, которую вы честно
заслужили.
- Спал цветок
и вдруг проснулся,
Больше спать
не захотел.
Лети, лети,
лепесток, через запад на восток,
Через север,
через юг,
Возвращайся,
сделав круг,
Лишь
коснёшься ты земли,
Нам за
парты сесть вели.
6.
Работа в парах (карточки)
-А сейчас я
предлагаю вам поработать в парах (совместно друг с другом). Каждый из вас
своему соседу по парте перечислит основные стороны горизонта, через которые
летел наш лепесток.
( Дают ответы)
-А
теперь, совместно, обозначьте на данных схемах основные стороны горизонта
сокращённо, заглавными буквами. (Раздать схемы)
7.
Получение
новых знаний (Продолжение)
-А зачем
нужны стороны горизонта? Зачем им дали названия?
(для
ориентирования в пространстве, лётчикам, геологам, космонавтам,
путешественникам, туристам, для похода в лес и т. д.)
-А что
такое ориентирование, вы узнаете, прочитав текст на с. 70-71 в учебнике.
(самостоятельное
чтение)
-Что
значит умение ориентироваться?
(ответы
детей)
-Ориентирование
– Ориент - когда- то под ориентированием понимали нахождение востока, а
сейчас понимают своё местоположение или местоположение предметов по отношению
к известному предмету по сторонам горизонта. (слайд 12)
- Кто
знает, при помощи какого предмета мы можем определить стороны горизонта?
Знакомство
с устройством и использованием компаса. (слайд 13-15)
8.
Самостоятельная работа в группах.
Проверка усвоения новых знаний. Разгадывание кроссворда. (слайд 16)
2
1 О
|
Р
|
И
|
Е
|
Н
|
Т
|
И
|
Р
|
О
|
В
|
А
|
Н
|
И
|
Е
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
О
|
|
|
|
|
|
|
|
ю
|
|
|
|
7
|
|
3
|
С
|
Е
|
В
|
Е
|
Р
|
|
|
4
|
Г
|
О
|
Р
|
И
|
З
|
О
|
Н
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
|
|
О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П
|
|
5
|
К
|
О
|
М
|
П
|
А
|
С
|
|
|
|
|
|
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По
горизонтали
|
1
|
Как
называется умение находить стороны горизонта?
|
3
|
Какую
сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?
|
4
|
Как
называется линия, ограничивающая видимость земной поверхности?
|
5
|
С
помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?
|
7
|
Как
называется сторона света, где заходит солнце?
|
|
По
вертикали
|
2
|
Какая
сторона горизонта находится справа от полуденной тени?
|
6
|
Как называется противоположная северу сторона света?
|
|
8.
Самостоятельная работа. Тест. (слайд 17-28)
9.Итог.
-Что
нового узнали на уроке? Где будете применять полученные знания?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.