Познание мира. 3 класс. Учитель: Холдеева Н.В.
Тема: Многообразие животных.
Цель: 1. Познакомить с разнообразием животного мира Земли,
ролью животных в природе и жизни человека.
2. Способствовать формированию чувства ответственности за всё живое, что
нас окружает, развитию познавательных интересов, наблюдательности,
сообразительности.
3. Воспитывать интерес и любовь к животным, уважительное и бережное
отношение к природе.
4. Заботиться об укреплении здоровья уч-ся, формировать здоровый образ
жизни.
Ход урока.
l. Орг. Момент.
Психологическая поддержка.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
ll. Цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы его будем
проводить в группах. Для этого нужно соблюдать правила работы в группах.
Давайте с ними познакомимся!
1. Соблюдай тишину!
2. Умей выслушать товарища, не перебивай!
3. Говори вполголоса!
4. Уважай всех участников группы!
- Но сначала мы вспомним и повторим всё, что
изучали на предыдущих уроках о растениях.
lll. Проверка домашнего задания.
- По карточкам у нас будут работать Феклистов
А., Ягодницин А., Фёдоров М., Передерьев Н.
Индивидуальная работа
Карточка 1
1. Вставь пропущенные слова.
_______________________ растения – самые
распространённые на Земле.
Они имеют _________________, из которых
образуются ________________ и
___________________ .
Слова для справок: цветковые, цветки, плоды, семена.
2. К однолетним растениям относятся (перечисли
через запятую):
___________________________________________________________________.
Карточка
2
Соедини линиями
ТЕСТ.
Тема:
«Растения».
1.
Как называется наука о растениях?
А) ботаника,
Б) зоология,
В) астрономия.
2. Подчеркни названия хвойных растений одной чертой, названия цветковых
растений – двумя чертами.
Яблоня
ель смородина
Сосна одуванчик можжевельник
3. Что растения получают из почвы?
А) перегной, песок, глину;
Б) остатки растений и животных;
В) воздух, воду, соли.
4. В медицине применяются ……………………….растения
А) красные;
Б) лекарственные;
В) высокие.
5. У этих растений широкие, сочные листья, толстый стебель, короткие корни.
А) засухоустойчивые;
Б) влаголюбивые;
В) холодостойкие.
6. К холодостойким растениям относятся:
А) помидоры, перец, баклажаны;
Б) клевер, одуванчик, хлопок;
В) чеснок, морковь, пшеница
- А со всеми
остальными будем писать графический диктант. Возьмите подписанные листочки, ручки.
Если вы согласны с моим высказыванием, то ставите – круг, если нет, то –
треугольник. Будьте внимательными.
1. У
влаголюбивых растений корни достигают 15 – 20 метров в длину?
2. верблюжья колючка, молочай, жузгун, саксаул относятся к
засухоустойчивым растениям?
3. Такие растения, как хлопок, кукуруза, арбузы, дыни, которые
предпочитают расти в хорошо освещённых местах, называются светолюбивыми?
4. Хорошо известные нам зерновые растения – пшеница, овёс, ячмень –
являются морозоустойчивыми?
5. Холодостойкие растения высеивают в теплицах?
6. В почву рассаду высаживают после установления тёплой погоды?
7. Берёза, одуванчик, черёмуха, малина относятся к культурным растениям?
ПРОВЕРКА
- Возьмите в руки
карандаши. Свои листочки передайте соседу слева. Над правильными ответами
поставьте «+», над неверными – «-». Оцените работу.
«+» - 7-6 –
«5» «+» - 4 – «3»
«+» - 5 –
«4» «+» - 3 и менее – «2»
- Вернули
листочки. ВЗЯЛИ ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТИКИ. НАПРОТИВ «ГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА»
ПОСТАВИЛИ ОЦЕНКУ», КОТОРАЯ СТОИТ НА ЛИСТОЧКЕ.
Отложили всё в сторону. Поднимите руки, кто получил «5» и «4». Молодцы! А
остальным – нужно ещё подучить этот материал!
lV. Введение в
тему урока.
- А сейчас поиграем в игру «Молчанка».
Возьмите в руки ручки и листочки с кроссвордами. Я
читаю определения, а следите за мной и вписываете ответ в графу с таким же
номером. Напрягите своё воображение, будьте внимательными!
Кроссворд по теме: «Растения»
1.
Вдоль дорог, вдоль
тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь,
если надо путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.
2.
Что за дерево стоит?
Ветра нет – оно дрожит.
3.
Только тронь – отдёрнешь
ладонь:
Обжигает трава, как огонь.
4.
Летом - в
огороде, А зимою – в бочке,
Свежие, зелёные,
Крепкие, солёные.
5.
Растения, которые не
способны существовать без участия человека, называются………
6.
Сегодня полянка
золотисто-жёлтая от цветов, завтра бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в
белые «головки», а с головок слетают лёгкие пушинки.
7.
Душистые, запашистые,
белые горошки на зелёной ножке.
8.
Весной в лесу на этом
дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под
Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.
САМОПРОВЕРКА.
- Скажите, какое слово получилось в выделенной строке?
А сейчас внимание! Правильные ответы! Возьмите в руки карандаши, под
правильными ответами поставьте плюсы. Если у вас 8 «+» - «5», 7 «+» - «4», 6
«+» - «3», 5 и менее – «2». ВЗЯЛИ ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТИКИ. НАПРОТИВ
«КРОССВОРДА» ПОСТАВИЛИ ОЦЕНКУ», КОТОРАЯ СТОИТ НА ЛИСТОЧКЕ.
- Посмотрите на слова кроссворда, что они означают?
Прочитайте ещё раз, какое слово получилось в выделенной строке?
- СЕГОДНЯ МЫ ПОКИДАЕМ царство растений и переходим к
изучению новой темы: «Многообразие животных». На уроке рассмотрим новую
классификацию животных, их
групповые признаки, их роль в природе и в жизни
человека, охрану животных.
V. Новая тема.
1. Слово учителя.
- Животные – это часть природы. Мир животных
называется ФАУНОЙ. Наука о животных называется ЗООЛОГИЕЙ.
Мир животных очень разнообразен и по внешнему виду, и
по величине, и по способам передвижения.
Одни животные настолько крохотные, что их можно
рассмотреть только при большом увеличении под микроскопом, например – амёба.
Другие – слоны, киты – достигают огромных размеров.
Среди огромного множества видов животных выделяют
группы… Какие? Назовите.
НАСЕКОМЫЕ, РЫБЫ, ЗЕМНОВОДНЫЕ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ПТИЦЫ,
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.
Существуют и другие группы животных, например, черви,
моллюски, пауки, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
2. Работа в группах.
- А теперь поработаем в группах. Прежде чем начать
работу ещё раз прочитаем правила! И на протяжении всей работы будем их
выполнять.
- На уроке будут работать 6 научных групп. В
каждой есть ГЕОГРАФ, который познакомит всех остальных своих сотрудников
с представителями животных данной группы, с местами их обитания.
ЗООЛОГ,
расскажет об общих признаках животных этой группы, их особенностях, о питании.
ЭКСПЕРТ, познакомит с ролью животных в природе и в жизни человека.
ЭКОЛОГ,
расскажет об охране животных.
А также КОНСУЛЬТАНТЫ, которые оценят рассказы
участников группы и познакомят всех остальных ребят с животными, которых они
изучили.
- На столах каждой группы лежат карточки – помогайки
(общая и индивидуально для каждого).
- Сейчас вы самостоятельно прочитываете материал
учебника, можете дополнить его сведениями из энциклопедии. По сигналу
заканчиваете самостоятельную работу. Затем знакомите всех участников группы с
материалом своего вопроса по порядку. После того, как все перескажут,
консультант оценивает пересказ каждого, а вы заносите эту оценку в свой
оценочный лист. Закончив работу, поднимите руку.
- Приступили к работе.
3. ФИЗМИНУТКА!
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ножками мы топаем!
Хорошо мы погуляли.
И немножечко устали!
4.
Обратите внимание на правило № 1 и № 2! Сейчас представитель каждой группы
познакомит всех ребят с материалами, которые они изучили. А задача всех
остальных внимательно слушать, т.к. в конце урока вам будет предложен тест с
вопросами по всем группам животных. УЧИТЕЛЬ ОЦЕНИВАЕТ ОТВЕТ КОНСУЛЬТАНТА.
МОЛОДЦЫ! ВСЕ ХОРОШО ПОРАБОТАЛИ!
Vl. Закрепление.
- Пришло время проверить полученные знания в течение
урока, посмотрим, кто был внимательным!
Тест по теме: «Многообразие животных»
1.
Отметь тот признак,
который характерен только для млекопитающих.
А)
их тело покрыто чешуёй;
Б) у
них 6 ног;
В) они выкармливают детёнышей молоком.
2. Как называется наука о животных?
А)
ботаника,
Б)
анатомия,
В) зоология.
3. Амфибии – это…
А)
пресмыкающиеся,
Б)
земноводные,
В) млекопитающие
4. Пресмыкающиеся – это …
А)
приматы,
Б)
рептилии,
В) амфибии
5. У насекомых:
А) 6
ног, голова, брюшко, грудь;
Б) 8
ног, голова, брюшко, грудь;
В) 4 ног, голова, брюшко, грудь;
6. Что делает человек в целях охраны животных?
А)
заповедники;
Б)
национальные парки;
В) зоопарки.
7. С помощью этого органа чувств рыбы
воспринимают направление и силу течения, а также глубину погружения.
А)
плавательный пузырь,
Б)
боковая линия,
В) жабры.
8. Пингвин – это …
А)
птица,
Б)
водное млекопитающее,
В) земноводное.
9. Их тело покрыто перьями, а передние
конечности превратились в крылья.
А)
рыбы,
Б)
птицы,
В) насекомые.
10. У этих животных крупный головной мозг и
хорошо развиты органы чувств.
А)
млекопитающие,
Б)
земноводные,
В) пресмыкающиеся.
11. С их помощью рыба рулит, удерживает
равновесие, тормозит, зависает на одном месте.
А)
жабры,
Б)
плавательный пузырь,
В) плавники.
12. К пресмыкающимся
относятся:
А)
лягушки, жабы, тритоны,
Б) ящерицы, змеи, черепахи,
В)тюлени, олени, мыши, слоны.
САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ НА ДОСКЕ:
1-в, 2-в, 3-б, 4-б, 5-а, 6-а, 7-б, 8-а, 9-б, 10-а,
11-в, 12-б.
ОЦЕНИТЕ:
+12-11 – «5»
+10-9 – «4»
+8-6 – «3»
+5 и менее – «2». Оценку поставьте в оценочный лист.
- Сложите все полученные оценки и результат запишите
ниже. Если у вас получилось 20-18 – «5», 17-15 – «4», 14-11 – «3», 10 и менее –
«2».
Vll. ИТОГ.
1.- Идёт весна. С каждым днём становится всё теплее и теплее.
Всё вокруг оживает. Скоро всё станет зелёным и зацветёт. Давайте посмотрим,
какими цветами украсится наше дерево к приближающемуся празднику Наурыз. Те,
кто получил за урок «5», возьмите цветок красного цвета и приклейте его на
дерево, «4» приклейте цветок розовым цветом, «3» и «2» - синим цветом.
2. Животные – часть природы. Их жизнь связана с
растениями и другими организмами. Животные играют огромную роль в природе и в
жизни человека. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного
мира. Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много,
которые не занесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего
поведения в природе.
Vlll. Д./з.
- К следующему уроку подготовьте рефераты о животных,
которые обитают в нашей местности и занесены в Красную книгу Казахстана.
- Спасибо за хорошую работу на уроке!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.