Главная / Начальные классы / Урок Познание мира в 1 классе «Природные явления и погода»

Урок Познание мира в 1 классе «Природные явления и погода»

Урок Познание мира в 1 классе

«Природные явления и погода»

Подготовила учитель начальных классов

КГУ Александровская средняя школа

Третьякова Алёна Валерьевна


Природные явления и погода

ТЕМА: Природные явления и погода. 
ЦЕЛЬ: познакомить с понятиями "природные явления","погода"(облачность, осадки, ветер), с разнообразием состояния неба, видами осадков, а также условными обозначениями всех этих явлений.
ЗАДАЧИ:– познакомить учеников с природными явлениями; 
- научить обозначать погоду с помощью условных знаков, измерять температуру с помощью термометра; 
- развивать речь учащихся, познавательную активность; 
- воспитывать интерес к изучению родной природы.

ХОД УРОКА 

I Орг. момент. 

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.


II Сообщение темы урока. 

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг...

В природе постоянно происходят различные изменения. День сменяет ночь. Дует ветер, гремит гром, идет дождь, снег, и эти изменения называются природными явлениями. Тема нашего урока "Природные явления и погода" Слайд № 1. Мы узнаем, какие природные явления характеризуют погоду.

-Какие изменения происходят в природе в утренние и вечерние часы? 
-Какие изменения вы заметили в природе, когда шли в школу? 
-Назовите изменения, которые вам приятны, а какие огорчают вас?

- Скажите, какие здесь изображены времена года? (На доске прикреплены времена года)

Сегодня мы поговорим о явлениях которые происходят в разное время года.


III Изучение нового материала. 

А) Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет (дождь) Слайд № 2

Дети исполняют песню «Дождик»

Дождь- это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю. Если капли мелкие, идет моросящий дождик, а если крупные – проливной. Слайд № 3 Очень сильный проливной дождь называют ливнем.


Б) Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.(Молния) Слайд № 4

- Ребята, а что бывает во время дождя?

- А после молнии что бывает? (Гром)

- А как называют гром и молнию одним словом? (Гроза)

Молния – это гигантская электрическая искра в небе. Искры у молнии очень горячие и очень быстро нагревают воздух. Он как будто взрывается с оглушительным грохотом! Этот грохот называется – гром.

Гроза – это когда на небе сверкает молния и раздается гром. Она зарождается в темных грозовых облаках, или тучах, которые иногда собираются в небе в конце жаркого летнего дня. А знаете ли вы, что ежедневно в мире происходит около 45000 гроз.


В) -Отгадайте следующее явление природы.

Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеется брат, -
Твой горох ведь это ... (Град) Слайд № 5

Когда капельки дождя поднимаются и опускаются в вихре холодного воздуха, замерзая все больше и больше – образуется град. И на землю выпадают уже не капли, а твердые шарики.

Иногда эти шарики довольно долго крутятся вверх-вниз, покрываясь все более толстым слоем снега и льда, поэтому и попадаются двухкилограммовые градины.


Г ) Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет (Радуга) Слайд № 6

-Когда бывает радуга?

Радуга может появиться на небе, когда идёт дождь и светит солнце. Она видна, если лучи солнца проходят сквозь дождевые капли.

- А сколько цветов у радуги?

-А какие цвета?


Д) Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса) Слайд № 7-8

Роса – это капельки, образующиеся на растениях, земле и различных наземных предметах. Она появляется только при ясном небе.


Е) По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер) Слайд № 9-10

-Что такое ветер?

Ветер – это передвижение воздуха. Когда воздух от земли нагревается, он начинает подниматься вверх, а холодный воздух опускается вниз.

Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать. Ветер бывает сильный, слабый, холодный, освежающий, тёплый.

-А как можно узнать, что на улице ветер?

-Чем отличается летний ветер от осеннего? (Летний ветер жаркий, облегчающий, а осенний ветер прохладный). 


Ё) Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака) Слайд № 11

-Что вы знаете об облаках?

С виду облака похожи на громадные комья ваты.

-А из чего они состоят на самом деле?

Из миллиардов и миллиардов мелких капелек воды и ледяных кристаллов. Они крошечные и легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.

Облака бывают самых разных форм и размеров. Слайд № 12 .

  • Кучевые облака выглядят как нагромождения, расположенные кучами.

  • Перистые облака, иногда, называют «конские хвосты».

  • Слоистые - напоминают простирающиеся плоские слои.

По типу облаков, плывущих в небе, можно предсказывать погоду. Например, кучевые облака предвещают сильный дождь.

-Для обозначения состояния неба приняты стандартные условные знаки, по которым каждый может догадаться, что они обозначают. (показываю условные обозначения облачности: о о о.) 


Ж) Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег) Слайд №13

Снегопад – это осадки, выпадающие зимой в виде снега. На большой высоте пар в снеговых тучах начинает замерзать и превращается в маленькие ледяные кристаллики. Из этих кристалликов получаются снежинки.

Метель, или вьюга, Слайд №14 начинается, когда во время снегопада дует сильный ветер. Он подгоняет и кружит снежинки.

-А в какое время года обычно бывают эти явления?


З) -А что еще бывает зимой? (Лёд) Слайд № 15

Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии.

- Что происходит со льдом в тепле? (В тепле лёд превращается в воду (тает))


И) Ребята, посмотрите на следующую картинку. Слайд № 16

-Как вы думаете что это?

Туман — это нечто вроде пелены из мельчайших капель воды, иногда смешанных с дымом и пылью. Порой, туман бывает таким густым, что очень трудно, даже невозможно что-либо увидеть. Туман — это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком в небе. Туманы чаще бывают осенью, когда воздух охлаждается быстрее, чем земля или вода. Городские туманы гуще сельских, потому что воздух в городе полон пыли и сажи, которые, соединяясь с частичками воды, образуют плотное покрывало.


К) Летом на траве бывает роса, а что бывает зимой на траве и на деревьях в том числе?

Слайд № 17 Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки. Чаще всего иней ложится в холодные ясные и тихие ночи.

Он образуется в тихую погоду и при лёгком ветерке и покрывает землю, растения, камни, стены домов и скамейки…

Говорят, что иней – это твёрдая роса.


IV Физминутка

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

Ну, а если надоест.

То пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес.


V Изучение нового материала (Продолжение)


1) Работа с термометром

- А кто знает, чем измеряют температуру воздуха? (Термометр)

(показ термометров разных видов)

  • Объяснение учителя.

Внутри термометра находится трубочка с подкрашенной жидкостью. Поднимаясь или опускаясь, эта жидкость показывает температуру воздуха. Граница между холодом и теплом на термометре обозначена 0 градусов. Если тепло, то столбик термометра поднимается выше 0 градусов. Если холодно – опускается ниже 0 градусов.

Тепло обозначается знаком плюс (+), холод – знаком минус (-).

Кружок возле числа обозначает градус.

  • Работа у доски

- Давайте попробуем объяснить состояние погоды по записям:( на доске написать)

0, +5. 0, +8. 0, -10


2) Работа по наглядностям

  • - Скажите, ребята, к какому времени года относятся эти картины (показ рисунков, прикрепляю к доске иллюстрации).

- А на термометре наша жидкость летом будет выше нуля или ниже?

- А зимой?

  • А теперь распределите, к какому времени года относится то или иное явление природы (Показ явлений, распределение под временами года).

3) Творческая деятельность

Ребята, обратите внимание на доску.

-Какое из явлений там присутствует сделанное моими руками (прилеплены снежинки сделанные учителем)?

-А в какое время года они бывают?

Сейчас мы попробуем с вами сделать снежинку, используя трафарет, белую краску и губку (Дети с помощью учителя выполняют поделку).


VI Итог урока. 
-Какие осадки выпадают из облаков?( дождь,град, снег). 
-Какие осадки образуются у земли?(Туман.иней). 
-Какие осадки образуются на поверхности почвы?(Роса,иней). 
-Когда выпадает роса?(Летом, утром). 
-Когда можно увидеть иней на поверхности земли и на ветвях деревьев? (зимой). 
-Чем измеряют температуру воздуха? (Термометр)

- Каким знаком обозначают тепло, холод?

Д/з Раскрасить рисунки и рассказать об этом времени года.


Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Спасибо за урок! Всем до свидания!


Урок Познание мира в 1 классе «Природные явления и погода»
  • Начальные классы
Описание:

Внеклассное мероприятие

«Осень золотая»

Подготовила учитель начальных классов

КГУ Александровская средняя школа

Третьякова Алёна Валерьевна

 

Ведущий:  Здравствуйте  ребята, здравствуйте  гости!

На  дворе  у  нас  стоит  прекрасная  пора,  которая  радует  яркой  окраской  цветов,  многообразием  плодов  и  многим  другим.  Сегодня  мы  проводим  «Праздник осени»!

 

1. Промелькнуло  быстро  лето,

Пробежало  по  цветам.

За  горами  бродит  где-то

И  без  нас  скучает  там.

          2.  Девушка  Осень  гуляет,

          Ножкой  сбивает  росу,

          В  сумку  дары  собирает.

          Листья  вплетает  в  косу.

3. Может  порадовать  солнцем,

Может  дождём  угостить,

Может  снежком  припорошить,

И  серебром  угостить.

         4. Всем  хороша  и  пригожа,

         Золотая,  плодов  не  счесть.

        Яблоки,  шишки,  орехи –

        Всё  в  сундуке  её  есть.

5. И  у  нас  сегодня  праздник,

Мы  собрались  вместе  все.

Праздник  осени  отметить

Взрослым  всем  и  детворе.

(Ведущий  замечает  листик)      

 

(песня «Постучалась осень к нам»)

 

Ведущий:  Это  что  ещё  за  шутки?

                  Что  за  листик  к  нам  летит?

                  Подождите – ка  минутку

                 Тут  письмо  для  нас  лежит.

 

                Так,  посмотрим…  адрес  верный,

                Наш  указан  дружный  класс.

                Поздравляют  в  нём,  наверно,

                С  праздником  всех  нас.

 

(читает  письмо)

Дорогие  ребятишки!

Я  на  праздник  к  вам  иду,

И  сегодня  эти  листья меня  из лесу приведут.

Как  получите  записку,

Время  не  теряйте,

Значит  где-то  близко  я,

Вы  меня  встречайте!        (Осень)

 

Ведущий: Ребята,  к  нам  Осень  собирается  на  праздник.

Но  что-то  её  не  видно,  нужно  её  позвать.

                           

1. Золотая  осень,  загляни  в  окошко.

Ты  из  леса,  поля  в  гости  приходи.

На  тебе  янтарные  светятся  серёжки,

Золотые  бусы  блещут  на  груди.

 

2. Ветер  листья  носит,

Журавли  на  юг  летят.

Здравствуй,  здравствуй  осень!

Приходи, мы очень просим!

 

Ведущий:  Ребята,  давайте  хором  повторим последние   слова из  стихотворения: Здравствуй,  здравствуй  осень!

Приходи, мы очень просим!

 (Выходит  Осень)

Осень:    В  золотой  карете,  что  с  конём  игривым

               Прискакала  к  вам  я  по  лесам  и  нивам.

               Очень  рада  я,  ребята,

               Что  попала  в  школу  к  вам.

               Поиграть,  повеселиться

               С  вами  хочется, а вам? (ответ детей)

Здравствуйте,  ребята!

Ведущий:  Дорогая  Осень!  Ребята  приготовили  для  тебя  песню.

Послушай  пожалуйста.

 

Ведущий: Дети  приготовили  частушки  для  Осени. Они  старались, волновались,  хотели  тебе угодить,  порадовать.

 

Автор Шупанова Акнура Нурлановна
Дата добавления 29.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 679
Номер материала 58846
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы