Тема:
Урок повторения материала по морфемике
и словообразованию в 10 классе
Учебник: Русский
язык. Учебник: Н. Г.Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мещерякова Русский язык. 10-11 класс. М.: Русское слово 2014
Цели и задачи
урока:
- повторить
теоретические сведения об основных единицах морфемики, о способах
словообразования и о формообразовании;
- совершенствование
навыка работы с опорными схемами и таблицами; навыка самопроверки;
- воспитание
языкового чутья при работе с художественным текстом, умения анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления
Оборудование,
наглядность: индивидуальные
конспекты-таблицы, презентация.
План урока:
I.
Организационный момент
II.
Ход урока
1.
Повторение
теоретического материала, изученного до 10 класса по морфемике и
словообразованию. Работа
с опорным конспектом по теме (ПРИЛОЖЕНИЕ№1).
Работа с первой
частью опорного конспекта по вопросам. Работа в парах
2. Художественно-выразительные
средства словообразования
3.
Словообразовательный разбор
4. Сложные
случаи словообразования (2 часть опорного конспекта) Наблюдение за
языковым
явлением, анализ и выводы из собственных наблюдений.
III.
Подведение итогов.
Выборочная проверка тетрадей. Домашнее задание
Ход урока.
I.
Организационный момент
II.
Ход урока
1.
Повторение теоретического материала по морфемике,
словообразованию и формообразованию, изученного до 10 класса Работа с опорным конспектом по теме
(ПРИЛОЖЕНИЕ№1)
Вспомните теорию по
вопросам для 1 части опорного конспекта. (Вопросы напечатаны или выведены на
экран)
1.Назовите
известные вам морфемы.
2. Запишите
словообразующие морфемы.
3. Запишите
формообразующую морфему.
4. Чем форма слова
отличается от однокоренного слова? Рассмотрите конспект и запишите:
- как
изменяется имя существительное и сколько у него форм?
- как
изменяется имя прилагательное и сколько у него форм?
- сколько
форм у наречия? Почему?
5.Что такое
склонение и что такое спряжение?
6. Заполните
пропуски в 1 части опорного конспекта
7. Приведите
примеры способов словообразования
Расскажите теорию
соседу по парте (РАБОТА В ПАРАХ)
Проверим, как вы
ответили на вопросы и заполнили конспект (1-2 ученика)
2. Прочитайте
строчки из художественных текстов и ответьте на вопросы:
- может ли
словообразование использоваться как средство художественной выразительности?
- как характеризует
героев литературных произведений использование слов с уменьшительно -
ласкательными суффиксами и с суффиксами оценки? (КАЖДАЯ ФРАЗА - КАДР
ПРЕЗЕНТАЦИИ)
«Прозябли
вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее».
(Расположение к собеседнику, желание угодить потенциальному жениху для Софьи.)
Фамусов – Скалозубу
«Ваш
шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». (Заискивание.) Молчалин
«Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь
маленьким царьком». (Сатирическая направленность,
отрицательная оценка.) Чацкий
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть
родному человечку! (Фамильярность,
непринуждённость). Фамусов
Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов было
особенно популярно у писателей - сентименталистов. «Нежные», «чувствительные» слова создавали особый ореол
«приятности».
Послушайте,
например, как Карамзин описывает восход (КАДР ПРЕЗЕНТАЦИИ):
рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки…
А.С.
Пушкин уже в лицейский период пародировал такую речь:
Ах, сударь, мне сказали -
Вы пишете стишки,
Увидеть их нельзя ль?
Вы в них изображали,
Конечно, ручейки,
Конечно, василечек
Иль тихий ветерочек,
И рощи, и цветки.
А для
чего служат такие суффиксы в отрывке из произведеня Некрасова? (КАДР
ПРЕЗЕНТАЦИИ)
Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый
Шестидесяти лет;
Он пистолетик выхватил,
Как сам, такой же толстенький…
(Здесь ум.-ласк. суффиксы служат средством иронии, насмешки; они помогают созданию
характера литературного персонажа)
Помимо уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов
положительной или ироничной оценки, существуют суффиксы негативной оценки.
Придумайте слова с суффиксами –уг/ юг- (ворюга, жадюга, змеюга, хапуга, бандюга, аферюга, зверюга).
С придуманными вами словами составьте мини-текст
2.
Выполним
словообразовательный разбор некоторых слов из предложенных текстов:
Работа у доски.
Проговаривание обязательно!
(Прилагательное
«румяненький» образовалось от основы слова «румяный» при помощи суффикса -еньк-.
Способ образования – суффиксальный)
румяненький
Можем ли мы
продолжить словообразовательную цепочку? (Нет, т.к. это слово исходное)
Существительное
«отдушничек» образовалось от основы слова «отдушник» при помощи
суффикса –ек – Способ
образования - суффиксальный)
ОБРАЩЕНИЕ К ТОЛКОВОМУ
СЛОВАРЮ: отдушник – это круглое
отверстие в стенке печи, через которое
идет тепло после топки.
отдушничек
Спишите предложение.
Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом (строчки из
стихотворения Саши
Черного - КАДР ПРЕЗЕНТАЦИИ)
В небе облачные нивы
На безбрежном перепутье
Собрались и янтарятся над широкою водой
Это были простые
случаи. Более сложные разберём в течение следующих уроков, а сейчас рассмотрим
один из таких случаев.
Работа со словом
«ПЕРЕПУТЬЕ» со скрытым суффиксом
Рассмотрите 2 часть
опорного конспекта. Объясните, почему в этом слове легко ошибиться при поиске
суффикса? (Суффикс «скрывается» в конечной букве –Е-, обозначающей после
мягкого знака два звука.)
безбрежный
перепутье
Как вы понимаете
значение слова «янтарятся»? Какой способ образования?
Как выдумаете,
правильно ли построена словообразовательная цепочка слова «собрали»?
Собрали -------
собрать (при помощи суффикса –л-). (Нет неправильно, т.к. «собрали» и «собрал»
- это формы одного и того же слова, а –л- формообразующий суффикс)
Какие формообразующие
суффиксы вы знаете ещё? Запишите в тетрадь. Проверьте себя по учебнику (стр.
70 - теория). Что новое вы узнали из этого параграфа? (Супплетивизм)
3. Самостоятельная
работа с общей проверкой.
Выполните
самостоятельно словообразовательный разбор слов из упражнения № 77 учебника.
Самопроверка
(Проверьте себя по записи на слайде) Нет ошибок–«5», 1ошибка–«4», 2ошибки-«3»,
3 ошибки-«2»
Для тех, кто работает
быстро:
Одинакова ли
словообразовательная модель у слов «мышиный»
и «собачий»?
Работа у доски (Объяснение
ученика или учителя) Перед нами два прилагательных. На первый взгляд, они
имеют схожий состав. Но это не так. Прилагательное «мышиный» образовано от
существительного «мышь» с помощью суффикса -ин-. В этом слове окончание -ый.
Прилагательное же «собачий» образовано от слова «собака» с помощью суффикса
-ий (особого суффикса притяжательных прилагательных). Это слово имеет нулевое
окончание (ср.: собачий- , собач-[й’]-его, собач-[й’]-ему).
ДЗ (с элементами свободного выбора): §15-16 упр. 78-80 (1
по выбору), упр. 81
|
Подведение итогов.
Выборочная проверка
тетрадей.
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
1.
2.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР.
П
Е Р Е П У Т Ь Е [ j э ]
- Я [ j а ]
- Ю [ j у ]
- Е [ j э ]
- ЕМ [ j эм ]
3.
Анализируем слова только в Н.Ф.! В словообразовании не
участвуют и формообразующие
Существительные
со значением ДЕЙСТВИЯ образуются (обычно) от глагола
Наречия
чаще всего образуются от прилагательных ( по-настоящему – настоящий)
или
существ.( поблизости – близость)
Бессуффиксным
способом образуются существительные (от прилагательных и глаголов)
СИНЬ синий ОТТОК
Глаголы
несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
-ыва/ива-,
-ва-, -а/я- : рассматривать рассмотреть, давать ← дать, спасать спасти
Глаголы
совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставок, суффикса
–ну- : вылечить лечить, кивнуть кивать
ВОПРОСНИК
1.Назовите известные вам морфемы.
2. Запишите словообразующие морфемы.
3. Запишите формообразующие морфемы.
4. Чем форма слова отличается от однокоренного
слова? Рассмотрите конспект и запишите:
- как изменяется и сколько форм у
существительного?
- как зменяется и сколько форм у
прилагательного?
- сколько форм у наречия? Почему?
5.Что такое склонение и что такое спряжение?
6. Заполните пропуски в 1 части опорного
конспекта
7. Приведите примеры способов словообразования
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.