Первая
Мировая война: катастрофа европейской цивилизации.
Урок в 9
классе (занятие парное). Учитель: Печул А.И.
Тип урока:
повторительно-обобщающий с элементами проблемной технологии.
Цели
урока:
Ø обобщить и
закрепить знания о причинах, событиях, итогах и последствиях Первой Мировой
войны;
Ø продолжить
формирование навыков работы с исторической картой, документами, умений делать
выводы, аргументировать свою позицию, сравнивать и характеризовать исторические
явления;
Ø воспитывать
уважение к человеческой жизни граждан всех стран и своего государства в
частности, неприятия военных мер для решения политических и экономических,
социальных конфликтов.
Оборудование
урока:
карта «Первая мировая война», видеопроектор, рабочие тетради по истории,
исторические документы.
Эпиграф
урока: «В войне не бывает выигравших - только проигравшие.» Н.Чемберлен
1. Организационный
момент. Приветствие класса. Объявление темы, задач и структуры урока.
2. Основная
часть урока:
v Повторение и
закрепление материала по теме:
- причины
Первой Мировой войны;
- повод
войны;
- если бы
в Сараево не удалось покушение на Франца Фердинанда, означало бы это, что
Первая Мировая война не постигла бы человечество?
(Общепринято
непосредственно поводом начала военных действий является Сараевское убийство
эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом Гаврило Принципом. С другой
стороны, столь же общепризнано, что убийство было лишь ближайшим поводом,
«толчком» к войне, в то время как к ней исподволь вели многочисленные скрытые
факторы, центральными из которых являлись конкурирующие националистические
интересы крупнейших европейских держав.)
- в 1914
г. Австро-Венгрия, за спиной которой стояла Германия, начала войну с Сербией.
Перед российским императором Николаем II встал нелегкий выбор: поддержать
Сербию и вызвать войну как с Австро-Венгрией, так и с ее союзницей – Германией,
или отказать сербам в поддержке. Многие приближенные убеждали царя не вступать
в войну. Однако Николай II решил поддержать Сербию, и Германия, а затем
Австро-Венгрия, объявили России войну. Приведите не менее трех причин, по
которым Николай II принял такое решение.
- цели стран
в войне (перед началом устного опроса один из учеников садится к компьютеру и
на слайд набирает цели стран. По окончании части устного опроса обращаемся к
этому заданию.)
-
участники и характер войны;
- основные
события 1914 года;
- основные
события 1915 года;
- основные
события 1916 года;
- основные
события 1917 и 1918 гг.;
-Новая
война. Такой еще не видал мир. Почему? (ответы детей и презентация мальчиков)
- итоги
войны.
Какой фронт – Восточный
или Западный сыграл, на ваш взгляд, решающую роль в поражении Германии в Первой
Мировой войне? Свое мнение обоснуйте.
Британский министр
иностранных дел Э.Грэй писал из Парижа в 1914 году: «Каждый французский политик
находится под огромным впечатлением от растущей силы России, ее огромных
ресурсов, потенциальной мощи и богатства… Русские ресурсы настолько велики, что
в конечном итоге Германия будет истощена без нашей помощи Россией».
Д. Ллойд – Джордж писал:
«Идеалом Германии является война, быстро доводимая до конца… Если бы не было жертв
со стороны России в 1914 году. То немецкие войска не только захватили Париж, но
их гарнизоны по сие время находились бы в Бельгии и Франции». 1939 г.
Какую цену пришлось
заплатить России за свободу Франции?
Война! Сергей Гродецкий.
Война! Война! Так вот
какие
Отверзлись двери пред
тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с Христовою
судьбой!
Так приими ж венец
терновый
И в ад убийственный
сойди
В руке с мечом своим
суровым,
С крестом сияющим в
груди!
Вы помните, как
восприняли русские люди начало войны? Как Николай чувствовал себя в это время? О
чем предупреждали Николая думающие люди.
Прочитайте документ и
ответьте на поставленные вопросы:
- В чем член
Государственного Совета П.Н. Дурново видит причины грядущего военного
конфликта?
- Как, по его мнению,
должна вести себя Россия в случае развязывания войны?
-Какие последствия
политический деятель видит в возможном будущем участии России в войне?
Применить метод Инсерта:
«V»
- отметить информацию, которая подтверждает ваши знания;
«+» - отметить информацию
новую, но с которой вы согласны;
«-» - информация, которая
стала для вас открытием;
«?» - не совсем понятная
информация
Как
изменились настроения народа в 1915 году? Чем закончилась это война для России? Укажите
не менее двух основных последствий войны для России.
На
Парижской конференции главным виновником войны была названа Германия.
Насколько, по-вашему, справедливо это заявление? (Да, именно Германия добавила последнюю
каплю, переполнившую чашу через край. Однако для объективного исследователя
главный вопрос заключается именно в том, кто наполнил чашу до краев, сделав
войну неизбежной.)
Последствия войны были
страшны для народов и государств. Огромнейшее значение эта война имела для
России.
Составьте кластер (карту
идей) относительно последствий войны для населения стран-участниц:
v Какие чувства у
вас возникают в связи со словом война? (Ответы детей.)
Документальное
видео о войне (нарезка на 3-4 минуты)
Напишите
синквейн на тему «война».
Образец:
Война
Страшная,
кровавая
Убивает,
оставляет, разрушает
Горе для
всего человечества
Убийство
Как
человечество, самая цивилизованная часть его пошла на такое???
Мироощущение
и настроения европейцев, сложившиеся за последние десятилетия вселили в них
веру в нескончаемый прогресс, улучшение жизни и решение всяких проблем. Новое
поколение европейцев забыло что такое война, в чем ее тяготы, боль и страдание.
У них сложилось такое романтическое представление о войне как о подвигах,
наградах, фанфарах. Таким образом, эти факторы обусловили возникновение первого
в истории человечества конфликта мирового характера.
«Преподаватели истории должны
были бы взять на себя часть ответственности за развязывание Первой мировой
войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом
чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих
сторон — результатом «отравления историей» (Г.Уэллс).
Как вы
понимаете это высказывание? Согласны ли с ним или нет? Ответ аргументируйте.
К
сожалению, мало кто из тех, идущих на войну понимал ее такой, знал ее такой.
Очень серьезную работу в этом плане проводила пропоганда.
Посмотрите
плакаты Первой мировой войны разных стран участниц.
К чему
призывали население своих стран? Какие чувства и настроения внушали?
Какие слои
общества более других оказывались подверженными этим инструментам
идеологической пропаганды?
«Война —
это не атака, похожая на парад, не сражение с развевающимися знаменами, даже не
рукопашная схватка, в которой неистовствуют и кричат, война — это чудовищная,
сверхъестественная усталость, вода по пояс, и грязь, и вши, и мерзость. Это
заплесневелые лица, изодранные в клочья тела и трупы, всплывающие над
прожорливой землёй и даже не похожие больше на трупы. Да, война — это
бесконечное однообразие бед…» А.Барбюс «Огонь» (1916)
Версальско
- Вашингтонская система договоров не принесла мира человечеству.
Французский маршал Фош,
увидев подписанный Версальский мирный договор, воскликнул:
«Это не мир. Это
перемирие на двадцать лет». Как вы думаете,
почему такая реакция была у французского маршала?
Через 20 лет, в
1939 году начнется Вторая Мировая война, причины которой надо будет искать в
1919 году.
На тот
момент человечество не выучила главного урока войны. Когда же человечество
выучит урок, повторяющейся историей с завидной периодичностью, который
сформулирован в сегодняшнем эпиграфе:
«В войне не бывает
выигравших - только проигравшие.» Н.Чемберлен.
Учащимся предлагается
выполнить задание «Свободное письмо»:
Написать все, что
приходит в голову по поводу эпиграфа. Писать все, что приходит в голову, не
останавливаясь, не исправляя ошибок. Обсуждение написанного.
v Д/з. Повторить
даты и определения, Версальско-Вашингтонскую систему. Написать эссе по теме: «Была ли
Первая Мировая война неизбежной? При каких условиях она бы не состоялась?».
Выполнить задания по контурной карте.
v Рефлексия. Насколько
хорошо усвоен материал по Первой мировой войне, что нового было для вас на
уроке, что осталось непонятным, какие вопросы возникли?
Оцените
нашу совместную работу.
v Оценки за работу
на уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.