Главная / История / Урок повторения и обобщения "400-летие династии Романовых"

Урок повторения и обобщения "400-летие династии Романовых"

Тема: 400-летие династии Романовых (Слайд 1)


Цели урока:

1) образовательные:

- обобщить, расширить, систематизировать и актуализировать знания обучающихся о правлении династии Романовых (1613-1917 гг.).

- обучающиеся должны знать время и последовательность правления царей и императоров династии Романовых;

- обучающиеся должны знать основные события, понятия, реформы, связанные с именами правителей династии Романовых.

2) развивающие:

- обучающиеся должны уметь соотносить имена правителей с событиями и реформами, связанными с их правлением;

- уметь использовать личную эрудицию для определения царя или императора по его прозвищу;

- обучающиеся должны уметь работать с историческими документами;

- способствовать формированию представлений о вкладе династии Романовых в историческое развитие России.

3) воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства уважения и гордости за прошлое нашего государства.


Тип урока: закрепление изученного материала.


Форма урока: деловая игра.


Оборудование урока: презентация «400-летие Династия Романовых», раздаточный материал (таблица «Имена и события», тексты документов).


План

1. Раунд 1: определить последовательность правления представителей династии Романовых.

2. Раунд 2: соотнести имена царей и императоров с событиями, понятиями и реформами, связанными с их правлением.

3. Раунд 3: отгадать царя или императора по его прозвищу.

4. Раунд 4: работа с документом.


Вступительное слово: В 2013 г. исполнилось 400 лет со дня воцарения династии Романовых. По всей России запланированы и уже проведены различные праздничные мероприятия, посвящённые этой дате. В 1613 г. в один из самых тяжёлых периодов нашей истории Михаил Романов взошёл на российский престол. В дальнейшем, за период правления династии Романовых (каковы бы ни были претензии историков в её отдельным представителям) был достигнут пик могущества Российской империи - великие военные победы, расцвет науки, культуры, искусства и образования, произошло объединение разрозненных территорий. мы, как граждане России, обязаны быть гордыми и благодарными потомками за то, что нам в наследство достались необъятные просторы, недра, выходы в моря и океаны.


Цель нашего урока обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся знания о правлении представителей династии Романовых.


Объяснение правил игры.


Раунд 1

(за каждый правильный ответ - 1 балл)


«Кто за кем правил»: необходимо правильно определить последовательность правлений царей и императоров династии Романовых.


1. Назовите имя основателя династии Романовых, восшествие на престол которого ознаменовало окончание Смутного времени.

Ответ: Михаил Фёдорович Романов


2. Следующий царь - сын Михаила Фёдоровича, проведший ряд значимых реформ, которые создали условия для поистине великих реформ начала XVIII в.

Ответ: Алексей Михайлович Романов


3. Старший сын Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской, продолживший реформаторскую деятельность, в т.ч. провёл налоговую и военно-окружную реформу, отменил местничество.

Ответ: Фёдор Алексеевич


4. После смерти Фёдора Алексеевича на престол были посажены два малолетних царевича, сыновья Алексея Михайловича. Назовите их имена.

Ответ: Иван и Пётр Алексеевичи


5. Но в виду несовершеннолетия царевичей при них был поставлен регент - их старшая сестра. Назовите имя этой царевны.

Ответ: Софья Алексеевна


6. Какой из братьев (Иван или Пётр), при которых Софья была регентом, по достижению совершеннолетия отстранил царевну от престола и единолично занял российский престол?

Ответ: Пётр I


7. В виду проблемы отсутствия чёткого правила престолонаследия после кончины Петра Великого на престол взошла его супруга, которая носила имя ...

Ответ: Екатерина I


8. После смерти Екатерины I престол занял внук Петра I - последний представитель прямой мужской линии династии Романовых, который носил имя... .

Ответ: Пётр II


9. Молодой император Пётр II не оставил после себя наследника и на императорский престол была приглашена герцогиня курляндская, племянница Петра Великого. Назовите её имя.

Ответ: Анна Иоанновна


10. Следующим за Анной Иоанновной императором был малолетний правнук Ивана V, соправителя Петра I, представитель Брауншвейгской ветви династии Романовых.

Ответ: Иван VI Антонович


11. Малолетний Иван VI не мог править самостоятельно, поэтому регентом при нём была назначена его мать - внучка Ивана V.

Ответ: Анна Леопольдовна


12. В результате очередного дворцового переворота на место свергнутого Ивана VI к власти пришла дочь Петра I - последняя представительница прямой женской линии династии Романовых. Назовите её имя?

Ответ: Елизавета Петровна


13. После кончины Елизаветы Петровны на российский престол был приглашён представитель Гольштейн-Готторпской ветви Романовых, носивший до православного крещения имя Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский.

Ответ: Пётр III


14. Петр III был свергнут с престола в результате дворцового переворота во главе с его супругой, урождённой Софией Августой Фредерикой Анхальт-Цербстской.

Ответ: Екатерина II


15. После смерти Екатерины II новым императором становится её сын, в результате установивший чёткий порядок престолонаследия, прекратив таким образом эпоху дворцовых переворотов в России. Назовите имя этого императора.

Ответ: Павел


16. Следующим императором стал старший сын Павла, с именем которого связано одно из самых значимых событий нашей истории - победа над наполеоновской Францией. Назовите имя этого императора.

Ответ: Александр II


17. У Александра II не было наследников и поэтому престол занял его младший брат, с именем которого связаны многие события, в т.ч. Кавказская война, цензура, теория "официальной народности" и др. Назовите имя императора.

Ответ: Николай I


18. После кончины Николая I, произошло воцарение его сына, который провёл одну из самых главных реформ XIX в. - освобождение крестьян от крепостной зависимости.

Ответ: Александр II


19. Убийство императора Александра II террористами привело к приходу на трон его старшего сына, который вёл довольно сдержанную как внутреннюю, так и внешнюю политику. Имя этого императора ... .

ответ: Александр III


20. После смерти Александра III начинается правление последнего императора из династии Романовых. Назовите имя последнего российского императора.

Ответ: Николай II


Раунд 2

(за каждый правильный ответ - 2 балла)


Задание: соотнести имя правителя с событиями, понятиями и реформами его правления.


Имя

события, понятия, реформы

1. Михаил Фёдорович

А) Соляной бунт, восстание под предводительством С. Разина, Соборное уложение, Церковный раскол.

2. Алексей Михайлович

Б) «либеральные реформы», «Союз трёх императоров», продажа Аляски США.

3. Фёдор Алексеевич

В) Академия наук, Верховный тайный совет, экспедиция В. Беринга.

4. Софья Алексеевна

Г) Негласный комитет, «аракчеевщина», министерства, польская конституция, континентальная блокада, Священный союз, «Союз спасения».

5. Пётр I

Д) кодификация законов, теория «официальной народности», цензура, Кавказская война, Западники, Славянофилы.

6. Екатерина I

Е) Личная императорская Канцелярия, Московский университет, Абоский мирный договор.

7. Анна Иоанновна

Ж) Манифест «О вольности дворянства», секуляризация, сближение с Пруссией.

8. Елизавета Петровна

З) «зубатовщина», «кровавое воскресенье», Портсмутский мирный договор, «столыпинские реформы», революция, Государственная Дума, «брусиловский прорыв».

9. Пётр III

И) Славяно-греко-латинская академия, «Вечный мир», стрелецкие восстания.

10. Екатерина II

К) «контрреформы», циркуляр «О кухаркиных детях», Крестьянский банк, «Тройственный союз».

11. Павел I

Л) отмена местничества, подымное (с каждого двора) налогообложение, военно-окружная реформа.

12. Александр I

М) «просвещённый абсолютизм», Уложенная комиссия, Жалованные грамоты дворянству и городам, восстание Е. Пугачёва, Ясский мирный договор.

13. Николай I

Н) Указ о престолонаследии, трёхдневная барщина, деспотизм, II антифранцузская коалиция, последний дворцовый переворот.

14. Александр II

О) Кабинет министров, «бироновщина», кондиции.

15. Александр III

П) основание династии Романовых, Смоленская война, соправитель Филарет.

16. Николай II

Р) подушная подать, империя, «окно в Европу», коллегии, регулярная армия.


Бланк ответов


1

2

3

4

5

6

7

8

П

А

Л

И

Р

В

О

Е

9

10

11

12

13

14

15

16

Ж

М

Н

Г

Д

Б

К

З



Раунд 3

(за каждый правильный ответ - 2 балла, дополнительный балл, если обучающиеся смогут объяснить, почему правитель получил

такое прозвище)


«Имя в народе»: сопоставить императоров с их прозвищами, которые дали им народ и историки.


1. «Миротворец» - Александр III. Потому что Российская империя в годы его правления не участвовала в военных столкновениях, в войнах.


2. «Великий» - Пётр I. Потому что провёл реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.


3. «Тишайший» - Алексей Михайлович. Версия 1: потому что Алексей Михайлович был добродушным человеком. Версия 2: потому что боролся с бунтами, устанавливал в стране «тишину и покой».


4. «Освободитель» - Александр II. Потому что освободил крестьян от крепостной зависимости.


5. «Кровавый» - Николай II. Потому что во время коронации Николая I началась давка на Ходынском поле, где проводились праздничные мероприятия в честь нового императора, в результате давки погибли более тысячи человек.


6. «Палкин» - Николай I. Потому что император приветствовал муштру и телесные наказания.


7. «Сумасшедший» - Павел I. Потому что отличался вспыльчивостью, жестокостью как по отношении членов семьи, так и по отношению к подданным.



Раунд 4

(за правильный ответ - 3 балла)


Задание: работа с документом.


Команда 1


Прочитайте высказывание А. С. Пушкина и П. А. Вяземского. Назовите имя российского императора, к которому они относятся.


А. С. Пушкин: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда, нечаянно пригретый славой над нами царствовал тогда», «Он взял Париж, он основал лицей».

П. А. Вяземский: «Сфинкс, не разгаданный до гроба».


Ответ: Александр I.


Команда 2


Прочтите отрывок из сочинения С. М. Соловьёва и напишите, кто скрывался под именем Петра Михайлова.


«...При разных дворах является русское посольство. Его два великих полномочных посла: один иностранец, женевец Лефорт, другой русский, Головин; в свите посольства удивительный молодой человек, называется Пётр Михайлов, он отделяется от посольства, останавливается в разных местах, учится, работает, особенно занимается морским делом...».


Ответ: Пётр I.


Команда 3


Прочтите отрывок из воспоминаний современника и назовите имя императора, о котором говорится в отрывке.


«Толпы народа собрались вокруг Зимнего дворца. Женщины истерически кричали. Мы вошли через один из боковых входов... Большие пятна чёрной крови указывали нам путь... в кабинете Государя...

Прибывший градоначальник сделал подробный рапорт о происшедшей трагедии. Первая бомба убила двух прохожих и ранила казачьего офицера... Император вышел из экипажа невредим. Кучер умолял его вернуться боковыми улицами обратно во дворец, но Государь стал оказывать помощь раненым. В это время какой-то незнакомец, который всё время стоял на углу, бросил вторую бомбу под ноги Государю».


Ответ: Александр II.


Подведение итогов деловой игры.


Пока жюри подсчитывает баллы, обучающимся задаётся вопрос: Согласны ли вы с выдвинутым в начале урока мнением, что представители династии Романовых внесли выдающийся вклад в историческое развитие нашего государства? Стоит ли отмечать эту историческую дату? Ответ обосновать.


Оглашение результатов. Награждение победителей и призёров.

Урок повторения и обобщения "400-летие династии Романовых"
  • История
Описание:

Тема урока: 400-летие династии Романовых

Цели урока:

1) образовательные:

- обобщить,расширить, систематизировать и актуализировать знания обучающихся о правлении династии Романовых (1613-1917 гг.).

- обучающиеся должны знать время и последовательность правления царей и императоров династии Романовых;

- обучающиеся должны знать основные события, понятия, реформы, связанные с именами правителей династии Романовых.

2) развивающие:

- обучающиеся должны уметь соотносить имена правителей с событиями и реформами, связанными с их правлением;

- уметь использовать личную эрудицию для определения царя или императора по его прозвищу;

- обучающиеся должны уметь работать с историческими документами;

- способствовать формированию представлений о вкладе династии Романовых в историческое развитие России.

3) воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства уважения и гордости за прошлое нашего государства.

Тип урока: закрепление изученного материала.

 

Форма урока: деловая игра.

Автор Глинчук Екатерина Сергеевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 516
Номер материала 8834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓