Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Многое учение трудов потребует.
2 слайд
Шахматов
Алексей Александрович
1864-1920
«Впервые в русской грамматике собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».
3 слайд
« Четвёртый лишний»
На востоке синело.
За окном виднелось вспаханное поле.
Ленивого и по платью узнаешь.
Темнело быстро, по – осеннему..
4 слайд
1. Ребёнок не спит.
2. Настала зима..
3.Сердце громко стучит.
4. От добра добра не ищут.
5 слайд
Терминологический диктант
Односоставное предложение, в котором нет действующего лица , но его можно определить.
2. Предложения, грамматическая основа которых состоит либо только из подлежащего, либо только из сказуемого.
3. Односоставное предложение, в котором нет и не может быть подлежащего.
4. Односоставное предложение, сказуемое которого выражается глаголом прошедшего времени множественного числа третьего лица.
5. Односоставное предложение с одним главным членом- подлежащим.
6.Односоставное предложение, которое имеет обобщённое значение ( пословицы, поговорки, афоризмы).
6 слайд
Ответы терминологического диктанта
Определённо- личное, односоставные, безличное,
Неопределённо- личное, назывное, обобщённо- личное
7 слайд
Графический диктант
Люблю утреннюю прохладу на реке.
В распахнутые окна дул свежий ветер.
Новогодние подарки.
И казнили Степана Калашникова смертью лютою.
Мне нестерпимо захотелось домой..
… Но потом его в степи без чувств нашли.
Что посеешь, то и пожнёшь
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
Новый Год уже приближается.
Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье
8 слайд
Ответы графического диктанта
определённо- личное;
2. двусоставное;
3. назывное;
4. неопределённо- личное;
5. безличное;
6. неопределённо- личное;
7. обобщённо- личное;
8. безличное;
9. двусоставное;
10. определённо- личное.
9 слайд
10 слайд
Вопросы на « засыпку»
О каком из типов односоставных предложений пишет Михаил Васильевич Ломоносов?
«Умолчание местоимений личных
перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».
Люблю тебя, Петра творенье.
11 слайд
Вопросы на «засыпку»
2. Какой вопрос просит нам рассмотреть ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?
«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»
Прах Руссо давно перевезли в Пантеон.
12 слайд
Вопросы на « засыпку»
. Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина»
О каких предложениях писал Л. Н. Толстой?
13 слайд
Зима
14 слайд
Рефлексия
Что повторили сегодня?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Какой этап урока показался самым интересным?
Что было трудно?
15 слайд
Домашнее задание:
написать сочинение-миниатюру на тему :
« Скоро Новый Год!»
В сочинении употребите односоставные предложения.
16 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок повторения и обобщения по теме « Односоставные предложения»
8 класс.
Цели : а )образовательная: повторить и обобщить материал по теме « Односоставное предложение».
Б) развивающая : 1) уметь строить монологическое высказывание на заданную тему в научном стиле; уметь писать сочинение- миниатюру по картине , употребив односоставные предложения;
2) уметь сравнивать и делать выводы, обобщать свои знания;
В) воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к предмету;
Структура урока
Методы
ü Словесные, наглядные
ü Проблемно- поисковая
ü Взаимоконтроль, самопроверка, тестирование
Приёмы:
Беседа, самостоятельная работа, дифференцированный подход, групповая работа;
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
IВступительное слово учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть на уроке и очень надеюсь на плодотворную работу. Всем нам известна пословица « Многое ученье трудов потребует» . ( слайд№ 1)
-Как вы понимаете значение этой пословицы? ( ответы учащихся)
-Да, действительно. Чтобы чего- то добиться, надо много учиться, трудиться. Ведь наукой доказано, что в человеке всего 1 % таланта, а всё остальное добывается трудом и потом. Давайте же потрудимся, чтобы не говорить, что чему- то учились, а говорить, что узнали.
- Запишите число, классная работа.
- Н а столах каждого из вас лежат листочки для самооценок знаний в виде таблицы.
( приложение №1) . По мере выполнения заданий ставьте себе отметку « 5», если выполнили его без ошибок, ставьте «4»- 1-2 ошибки, в графу « повторить» ставьте символический знак, если не справились с заданием.
II. Прочитайте запись ( слайд №2) Перед вами известный лингвист Шахматов. Что мы знаем о его открытиях в языковедении? Придумайте и запишите надпись к этому слайду. Синтаксический разбор составленного предложения. Н-р : Шахматовым был поднят вопрос об односоставных предложениях.
III « Четвёртый лишний». Попробуйте догадаться, какое предложение является лишним и почему?
( слайды №3, 4)
1.На востоке синело.
2.За окном виднелось вспаханное поле.
3. Ленивого и по платью узнаешь.
4.. Темнело быстро, по – осеннему.
1.Ребёнок не спит.
2. Настала зима.
3.Сердце громко стучит.
4. От добра добро не ищут.
IV. Терминологический диктант. ( слайд№5) В тетрадях запишите слова , соответствующие прочитанным определениям.
А) односоставное предложение, в котором нет действующего лица, но его можно определить ;
Б) предложения, грамматическая основа которых состоит либо только из подлежащего, либо только из сказуемого;
В) односоставное предложение, в котором нет и не может быть подлежащего;
Г) односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола 3 лица прошедшего времени множественного числа;
Д) односоставное предложение с одним главным членом- подлежащим;
Е) односоставное предложение, которое имеет обобщённое значение (пословицы, поговорки, афоризмы)
- Проверим ответы ( слайд № 6) и оцениваем свой труд.
- Это был терминологический диктант, с которым вы справились…
-А как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Какие работы будем выполнять? А что нужно повторить, чтобы обобщить знания? (Учащиеся ставят цели и задачи урока)
- Запишите тему урока- обобщения « Односоставные предложения»
-А чтобы достичь поставленных целей и задач , нам , конечно же, потренироваться нужно.
VПроведём графический диктант ( слайд №7) и проверим( слайд №8)
1.Люблю утреннюю прохладу на реке.
2. В распахнутые окна дул свежий ветер.
3.Новогодние подарки.
4.И казнили Степана Калашникова смертью лютою.
5. Мне нестерпимо захотелось домой.
6. Но потом в степи его без чувств нашли.
7.Что посеешь, то и пожнёшь.
8.И скучно, и грустно, и некому руку подать.
9.Новый Год уже приближается.
10. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.
- Эту работу проверяем в форме взаимопроверки. Успехи и неудачные ответы зафиксируйте на листочках самооценок.
-Ребята, как вам кажется удобней систематизировать и обобщить изученный материал так, чтобы в работе отразилась и теория ,и практика. (Ответы учащихся)
- Я, пожалуй, с вами соглашусь и предлагаю поработать над таблицей ( слайд № 9) в группах. VI.Перед вами лежат карточки с заданием « цифрового» диктанта( приложение № 2). ( Номера предложений, соответствующих видам односоставных предложений , проставьте в последнем столбце таблицы).
Виды односоставных предложений
Формы выражения главного члена предложения
Примеры( № предложений)
1.
Определённо- личное
Глаголы 3-го лица множественного числа настоящего, прошедшего и будущего времени
2.
Неопределённо- личное
Глаголы 1-го и 2-го лица единств. и множ. числа
3.
Обобщённо- личное
Безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, словами нет. Не было. Нельзя. Словами категория состояния..
4.
Безличное
Существительные в именительном падеже
5.
Назывное
Глаголы 2 лица единственного числа и 3 лица множественного числа
( Работа проверяется коллективно, оценки выставляются самостоятельно).
-Что вы можете сказать, глядя на 2-ой и 3- ий столбцы?
VII.- Да , конечно же , это «путаница» . Исправим ошибки, указав стрелочками верные ответы.
VIII.- По окончании девятого класса вам предстоит писать сочинение на лингвистическую тему. О каких предложениях говорится в высказываниях известных учёных- лингвистов? Докажем устно.( слайды №10-12)
IX.-Ну , а теперь пришло время попробовать себя в роли писателей. Напишите по картине « Зима» ( слайд № 13)5-6 предложений, употребив в тексте только односоставные предложения.
( чтение описаний картины)
-Какому стилю можно отнести записанные предложения?
-Какие односоставные предложения у вас в основном получились?
- Где преимущественно употребляются назывные предложения? С какой целью?
X. -Давайте посчитаем баллы, делим на количество работ и поставим каждый себе одну итоговую работу. Если вас не удовлетворяет такая оценка , то я предлагаю задания повышенной сложности в форме тестирования, которую проверять буду уже я. Эта работа позволит оценить ваши знания на бал выше.
Тестирование.
1. Среди сложных предложений найдите такое, в состав которого входит односоставное неопределенно- личное предложение.
А. Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; незримый хранитель могущему дан.
Б. Ни единой тучки не появилось на небе, и дивно закрасовалась под солнцем цветущая, омытая дождями степь.
В.Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы, резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
Г..Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне.
2. Какое предложение соответствует схеме: Односоставное определённо-личное : односоставное определённо-личное?
А. Какое чудесное утро: и река, и грибы, и птицы…
Б.Русская пословица учит: « Береги честь смолоду».
В.Самой реки не видно: прячется за рощей.
Г. В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны.
3.Соотнести данные глаголы с типом односоставных предложений, в которых они могут употребляться. Укажите стрелочкой верные ответы. С каждым из типов предложений составьте и запишите по одному предложению.
Смотришься
Считают
Разбудили
Будешь расти неопределённо- личные
Узнаем
Знают
Открыли определённо- личные
Отрежьте
Не хочешь
Услышали
Подведение итогов урока
Рефлексия ( слайд № 14)
- Было ли вам трудно оценить свой труд на уроке? Какие у вас оценки, результаты?
-Что было для вас наиболее важным на уроке?
-Какая информация была для вас новой?
Домашнее задание ( слайд № 15)
6 665 111 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Ираида Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.