Главная / Русский язык и литература / Урок повторения и обобщения по теме « Односоставные предложения» 8 класс.

Урок повторения и обобщения по теме « Односоставные предложения» 8 класс.

Многое учение трудов потребует.
ШАХМАТОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ 1864-1920 «Впервые в русской грамматике собрал...
 « ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
1. РЕБЁНОК НЕ СПИТ. 2. НАСТАЛА ЗИМА.. 3.СЕРДЦЕ ГРОМКО СТУЧИТ. 4. ОТ ДОБРА ДОБ...
Терминологический диктант Односоставное предложение, в котором нет действующ...
Ответы терминологического диктанта Определённо- личное, односоставные, безлич...
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Люблю утреннюю прохладу на реке. В распахнутые окна дул ...
ОТВЕТЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА определённо- личное; 2. двусоставное; 3. назывно...
виды	Формы выражения главного члена предложения	Примеры(№) 1.	Определённо- ...
Вопросы на « засыпку» О каком из типов односоставных предложений пишет Михаил...
Вопросы на «засыпку» 2. Какой вопрос просит нам рассмотреть ученый-лингвист А...
Вопросы на « засыпку» . Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал:...
Рефлексия Что повторили сегодня? Что нового узнали на уроке? Чему научились? ...
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему : « Скоро Новый Год!»...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Многое учение трудов потребует.
Описание слайда:

Многое учение трудов потребует.

№ слайда 2 ШАХМАТОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ 1864-1920 «Впервые в русской грамматике собрал ко
Описание слайда:

ШАХМАТОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ 1864-1920 «Впервые в русской грамматике собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».

№ слайда 3  « ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Описание слайда:

« ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

№ слайда 4 1. РЕБЁНОК НЕ СПИТ. 2. НАСТАЛА ЗИМА.. 3.СЕРДЦЕ ГРОМКО СТУЧИТ. 4. ОТ ДОБРА ДОБРА
Описание слайда:

1. РЕБЁНОК НЕ СПИТ. 2. НАСТАЛА ЗИМА.. 3.СЕРДЦЕ ГРОМКО СТУЧИТ. 4. ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ.

№ слайда 5 Терминологический диктант Односоставное предложение, в котором нет действующего
Описание слайда:

Терминологический диктант Односоставное предложение, в котором нет действующего лица , но его можно определить. 2. Предложения, грамматическая основа которых состоит либо только из подлежащего, либо только из сказуемого. 3. Односоставное предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. 4. Односоставное предложение, сказуемое которого выражается глаголом прошедшего времени множественного числа третьего лица. 5. Односоставное предложение с одним главным членом- подлежащим. 6.Односоставное предложение, которое имеет обобщённое значение ( пословицы, поговорки, афоризмы).

№ слайда 6 Ответы терминологического диктанта Определённо- личное, односоставные, безличное
Описание слайда:

Ответы терминологического диктанта Определённо- личное, односоставные, безличное, Неопределённо- личное, назывное, обобщённо- личное

№ слайда 7 ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Люблю утреннюю прохладу на реке. В распахнутые окна дул све
Описание слайда:

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Люблю утреннюю прохладу на реке. В распахнутые окна дул свежий ветер. Новогодние подарки. И казнили Степана Калашникова смертью лютою. Мне нестерпимо захотелось домой.. … Но потом его в степи без чувств нашли. Что посеешь, то и пожнёшь И скучно, и грустно, и некому руку подать. Новый Год уже приближается. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье

№ слайда 8 ОТВЕТЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА определённо- личное; 2. двусоставное; 3. назывное;
Описание слайда:

ОТВЕТЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА определённо- личное; 2. двусоставное; 3. назывное; 4. неопределённо- личное; 5. безличное; 6. неопределённо- личное; 7. обобщённо- личное; 8. безличное; 9. двусоставное; 10. определённо- личное.

№ слайда 9 виды	Формы выражения главного члена предложения	Примеры(№) 1.	Определённо- лич
Описание слайда:

виды Формы выражения главного члена предложения Примеры(№) 1. Определённо- личное Глаголы 3- г0 лица множественного числа наст. , прош. ,и будущ. времени. 2. Неопределённо- личное Глаголы 1, 2 лица 3. Обобщённо- личное Безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, словами нет и не было,нельзя, словами категории состояния… 4. безличное Существительные в именительном падеже 5. назывное Глаголы 2 лица единств. числа и 3 лица множеств. числа

№ слайда 10 Вопросы на « засыпку» О каком из типов односоставных предложений пишет Михаил Ва
Описание слайда:

Вопросы на « засыпку» О каком из типов односоставных предложений пишет Михаил Васильевич Ломоносов? «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит». Люблю тебя, Петра творенье.

№ слайда 11 Вопросы на «засыпку» 2. Какой вопрос просит нам рассмотреть ученый-лингвист Алек
Описание слайда:

Вопросы на «засыпку» 2. Какой вопрос просит нам рассмотреть ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский? «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» Прах Руссо давно перевезли в Пантеон.

№ слайда 12 Вопросы на « засыпку» . Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал: «В
Описание слайда:

Вопросы на « засыпку» . Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина» О каких предложениях писал Л. Н. Толстой?

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Рефлексия Что повторили сегодня? Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как
Описание слайда:

Рефлексия Что повторили сегодня? Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какой этап урока показался самым интересным? Что было трудно?

№ слайда 15 Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему : « Скоро Новый Год!» В
Описание слайда:

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему : « Скоро Новый Год!» В сочинении употребите односоставные предложения.

№ слайда 16
Описание слайда:

Урок повторения и обобщения по теме « Односоставные предложения» 8 класс.
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок повторения и обобщения по теме « Односоставные предложения»

                                                                  8 класс.

Цели :  а )образовательная:  повторить и обобщить материал по теме « Односоставное предложение».

Б) развивающая : 1) уметь строить монологическое высказывание на заданную тему в научном стиле; уметь  писать сочинение- миниатюру по картине , употребив односоставные предложения;

2) уметь сравнивать и делать выводы,  обобщать свои знания;

В) воспитательная: воспитывать  любознательность, интерес к предмету;

                                            Структура урока

                                        Методы

ü   Словесные, наглядные

ü   Проблемно- поисковая

ü  Взаимоконтроль, самопроверка, тестирование

         Приёмы:

 Беседа, самостоятельная работа, дифференцированный подход, групповая работа;

 Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями.

 

                             Ход урока:

IВступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть на уроке и очень надеюсь на плодотворную работу. Всем нам известна пословица « Многое ученье трудов потребует» . ( слайд№ 1)

-Как вы понимаете значение этой пословицы? ( ответы учащихся)

-Да, действительно.  Чтобы чего- то добиться, надо много учиться, трудиться. Ведь наукой доказано,  что в человеке всего 1 % таланта, а всё остальное добывается трудом и потом. Давайте же потрудимся, чтобы не говорить, что  чему- то учились, а говорить, что узнали.

- Запишите число, классная работа.

- Н а столах каждого из вас лежат листочки  для самооценок знаний в виде таблицы.

( приложение №1) . По мере выполнения заданий ставьте себе отметку « 5», если выполнили его без ошибок, ставьте  «4»- 1-2 ошибки, в графу « повторить»  ставьте  символический знак, если не справились с заданием.

 

II. Прочитайте запись ( слайд №2) Перед вами известный лингвист Шахматов. Что мы знаем о его открытиях в языковедении?   Придумайте и запишите надпись к этому слайду.  Синтаксический разбор составленного предложения. Н-р : Шахматовым был поднят вопрос об односоставных предложениях.

III « Четвёртый лишний». Попробуйте догадаться, какое предложение является лишним и почему?

( слайды №3, 4)

1.На востоке синело.

2.За окном виднелось вспаханное поле.

3. Ленивого и по платью узнаешь.

4.. Темнело быстро, по – осеннему.

 

 1.Ребёнок не спит.

2.  Настала зима.

3.Сердце громко стучит.

4. От добра добро не ищут.

IV. Терминологический диктант. ( слайд№5) В тетрадях  запишите слова , соответствующие  прочитанным определениям.

А)   односоставное предложение, в котором нет действующего лица, но его можно определить ;

Б) предложения,  грамматическая основа которых  состоит либо только из подлежащего, либо только из сказуемого;

В) односоставное предложение, в котором  нет и не может быть подлежащего;

Г) односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола  3 лица прошедшего времени  множественного числа;

Д) односоставное предложение с одним главным членом- подлежащим;

Е) односоставное предложение, которое имеет обобщённое значение  (пословицы, поговорки, афоризмы)

- Проверим  ответы ( слайд № 6) и  оцениваем свой труд.

- Это был терминологический диктант,   с  которым вы справились…

-А как вы думаете, над  какой темой  мы будем сегодня работать? Какие работы будем выполнять? А что нужно повторить, чтобы обобщить знания? (Учащиеся  ставят  цели и задачи урока)

- Запишите тему урока- обобщения  « Односоставные предложения»

-А чтобы  достичь поставленных целей и задач  , нам , конечно же, потренироваться нужно.

 VПроведём графический диктант ( слайд №7) и проверим( слайд №8)

 1.Люблю утреннюю прохладу на реке.

2.  В распахнутые окна дул свежий ветер.

3.Новогодние подарки.

4.И казнили Степана Калашникова смертью лютою.

5. Мне нестерпимо захотелось домой.

6. Но потом в степи его без чувств нашли.

7.Что посеешь, то и пожнёшь.

8.И скучно, и грустно, и некому руку подать.

9.Новый Год уже приближается.

10. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.

- Эту работу проверяем в форме взаимопроверки.  Успехи и неудачные ответы зафиксируйте на листочках самооценок.

-Ребята, как вам кажется  удобней систематизировать  и обобщить изученный материал так, чтобы в работе отразилась и теория ,и практика. (Ответы учащихся)

- Я, пожалуй, с вами соглашусь и предлагаю поработать над таблицей ( слайд № 9) в группах. VI.Перед вами лежат карточки с заданием « цифрового» диктанта( приложение № 2). ( Номера предложений, соответствующих  видам односоставных предложений  , проставьте в последнем столбце таблицы).

 

 

 

Виды односоставных предложений

 

 Формы выражения главного члена предложения

 

Примеры( № предложений)

 

1.

Определённо- личное

Глаголы 3-го лица множественного числа настоящего, прошедшего и будущего времени

 

 

2.

Неопределённо- личное

Глаголы  1-го и 2-го лица единств.  и множ. числа

 

3.

Обобщённо- личное

Безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, словами нет. Не было. Нельзя. Словами категория состояния..

 

4.

Безличное

 Существительные в именительном падеже

 

5.

Назывное

Глаголы 2 лица единственного числа и 3 лица множественного числа

 

 

 

 

 

( Работа проверяется коллективно, оценки выставляются самостоятельно).

-Что вы можете сказать, глядя на 2-ой и 3- ий столбцы?

VII.- Да , конечно же , это «путаница» . Исправим ошибки, указав стрелочками верные ответы.

VIII.-  По окончании девятого класса  вам предстоит писать сочинение на лингвистическую тему. О каких предложениях говорится в высказываниях известных учёных- лингвистов? Докажем устно.( слайды №10-12)

IX.-Ну , а теперь пришло время попробовать себя в роли писателей. Напишите по картине « Зима» ( слайд № 13)5-6 предложений, употребив в тексте только односоставные предложения.

( чтение  описаний картины)

-Какому стилю можно отнести записанные предложения?

-Какие односоставные предложения у вас в основном получились?

- Где преимущественно употребляются назывные предложения?  С какой целью?

X. -Давайте посчитаем  баллы, делим на количество работ и поставим каждый себе одну  итоговую работу. Если вас не удовлетворяет такая оценка , то я предлагаю задания повышенной сложности  в форме тестирования, которую проверять буду уже я.  Эта работа позволит  оценить ваши знания на бал выше.

                             Тестирование.

1.       Среди  сложных предложений найдите такое, в  состав которого входит односоставное неопределенно- личное предложение.

А. Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; незримый хранитель могущему дан.

Б. Ни единой тучки  не появилось на небе, и дивно закрасовалась под солнцем цветущая, омытая дождями степь.

В.Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы, резвяся и играя, грохочет в небе голубом.

Г..Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне.

       2. Какое предложение соответствует схеме: Односоставное определённо-личное : односоставное определённо-личное?

            А. Какое чудесное утро: и река, и грибы, и птицы…

             Б.Русская пословица учит: « Береги честь смолоду».

              В.Самой реки не видно: прячется за рощей.

                Г. В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при      светлом празднике весны.

3.Соотнести данные глаголы  с типом односоставных предложений, в которых они могут употребляться.  Укажите стрелочкой верные ответы. С каждым из типов предложений составьте и запишите по одному предложению.

Смотришься

Считают

Разбудили

Будешь расти                неопределённо- личные

Узнаем

Знают

Открыли                  определённо- личные

Отрежьте

Не хочешь

 Услышали

Подведение итогов урока

Рефлексия ( слайд № 14)

- Было ли вам трудно оценить свой труд на уроке? Какие у вас оценки, результаты?

-Что было для вас наиболее важным на уроке?

-Какая информация была для вас новой?

 Домашнее задание ( слайд № 15)

 


Автор петрова ираида геннадьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1402
Номер материала 16757
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы