Главная / Русский язык и литература / Урок подготовки к изложению текста описательного характера "Вожатый" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок подготовки к изложению текста описательного характера "Вожатый" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: Урок подготовки к изложению текста описательного характера «Вожатый». (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цель: научить правильному и последовательному построению предложении дать сведения о Е, Пугачеве, пугачевском восстании, об истории создания повести «Капитанская дочка».

Задачи: выработка навыков последовательного изложения текста- описания

развивать связную устную речь учащихся; логическое мышление учащихся путем

путем отработки причинно- следственных связей:

прививать учащимся интерес к предмету, к истории Росси, воспитание уважения

к культуре , историй другой страны.

Тип урока: урок применения знаний

Метод урока: репродуктивный

Форма урока: коллективная, индивидуальная

Оборудование: фрагмент фильма «Капитанская дочка», интерактивная доска,

Презентации «История создания повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка», «Емельян Пугачев».

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

2. Подготовка к усвоению. Нового материала

Просмотр видеофрагмента фильма «Капитанская дочка». Беседа по просмотренному фрагменту. Рассказ подготовленного ученика о восстании крестьян 1773-1775 годов под предводительством Е.Пугачева. Просмотр презентации «История создания повести «Капитанская дочка».

Определение темы, цели урока учащимися.

3. Изучение нового материала

Чтение текста подготовленным учеником. (Текст в учебнике для 9 класса авторы Шманова Н.Н. Шаймерденова Н.Ж., Кошерова А.Т. Алматы, «Мектеп» 2009 год )

4. Беседа по содержанию текста. Лексико-грамматический анализ текста. 
- На какие части можно разделить текст? 
- Какая между этими частями смысловая связь? 
- Каким образом соединяются между собой предложения в тексте? 
- Определите основную мысль текста. 
- Докажите, что текст является повествованием, но в нём есть элементы описания и рассуждения. Определите его композиционную схему. 
- От имени кого ведётся повествование? Что привлекло внимание путников и почему? (Ответьте словами текста.) 
- Какие образные средства использует автор? 

  • О чем говорится в этом отрывке?

  • Какое описание степи дано в начале повествования?

  • Почему забеспокоился ямщик и о чем стал предупреждать Петра Гринева?

  • Опишите постепенное нарастание бурана и наступивший буран

  • Какая встреча случилась в дороге?

  • Что посоветовал дорожный?

  • Как дорожный узнал о близости жилья?

  • Чему изумился Петр Гринев?

Кто же это вожатый? Что вы можете рассказать об Емельяне Пугачеве? (Презентация слайдов)

- Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения. 
- Объясните орфограммы в словах простиралась, воротиться, изъяснил, понадеялся, заблаговременно, облегала, сделалась, мгновенье, исчезло , улаживая , упряжь, вздрагивая, изредка. 

5. Коллективная работа над составлением плана изложения 

Деление текста на абзацы

Вопросы к 1-й части

  • О чем говорится в этой части?

  • Как описывается белое облако? Прочтите.

Вопросы ко 2-й части

  • О чем вспоминает ямщик?

Вопросы к 3-й части

Опишите постепенное нарастание бурана.

Лексико- стилистическая работа. Разбирается каждое слово и словосочетание. Дается установка на то, что их можно и нужно использовать при написании изложения. «тамошние метели», «кибитка», «упряжь».

6. Составление примерного плана текста:

1. Белое облачко

2. Тамошние метели

3. метель

4. Мрак и вихорь.

7. Повторное чтение текста Пересказ текста по плану.

8. Написание изложения с выполнением творческого задания. Передать содержание текста от третьего лица (черновой вариант). 
9. Подведение итогов. Домашнее задание.

Урок подготовки к изложению текста описательного характера "Вожатый" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
  • Русский язык и литература
Описание:

     Тема урока литературы в 9 классе  : « Урок подготовки к изложению текста описательного характера «Вожатый» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).    Урок построен традиционно.  Цель данного урока:  :    научить правильному и последовательному построению предложении, дать сведения о Е, Пугачеве, пугачевском восстании, об истории создания повести «Капитанская дочка»

   Задачи урока: выработка навыков последовательного изложения текста- описания, развитие связной  устной и письменной речи учащихся; логического мышления учащихся путем отработки причинно- следственных связей, прививать учащимся интерес к предмету, к истории Росси, воспитание уважения, к  культуре , историй другой страны. Так как приоритетным направлением в воспитании граждан Казахстана является не только воспитание казахстанского патриотизма, но и воспитание уважения к культуре, традициям, языку, истории других народов, воспитание толерантности. Это и отмечается в послании президента Н.А.Назарбаева «Мәңгілік ел».

    Применены  методы: использование ИКТ на уроке, диалоговое обучение, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями.Ученики смогут  умело продемонстрировать логическое мышление, внимание, навыки творческого мышления. Были использованы  методы и приемы: групповая, коллективная  работа. Так как для выдвижения определенной позиции нужны аргументы и факты, доказательства из текста,  

      На первом этапе урока для эмоционального настроя учащихся был показан фрагмент фильма «Капитанская дочка». Учащиеся знакомятся с героями произведения. Делается краткий пересказ содержания повести.  На втором этапе чтение подготовленным учеником отрывка повести (учебник Шманова Н.Н., Шаймерденова Н.Ж., Кошерова А.Т. стр. 55-57) Проводится беседа по содержанию текста, для лучшего восприятия совестно с учащимися производится лексико- грамматическая работа,работа над объяснением трудных орфограмм в тексте, словарная работа, Затем текст делится  на смысловые части для последовательного изложения .Определение темы, основной мысли текста способствует лучшему восприятию и запоминанию содержания. Коллективное составление плана  способствует выработке навыков умелой работы в команде, умению прислушиваться к мнению других, уважению личности, и позиции других, умению находить общее решение. Этот прием способствует положительной мотивации к учебе, к совместной деятельности.Урок заканчивается повторным чтением и пересказом текста,написанием изложения содержания.  Данные способы помогут учителю научить учащихся  применять полученные знания на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Абдешова Жанна Амангельдиновна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1939
Номер материала 19487
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓