Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе.docx
Скачать материал "Урок подготовки к ЕГЭ. Часть С.От исходного текста к сочинению"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Скачать материал "Урок подготовки к ЕГЭ. Часть С.От исходного текста к сочинению"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
http://aida.ucoz.ru
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 КЛАССЕ
УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(подготовка к ЕГЭ часть С)
2 слайд
Воловичева Н. П.
2
Цель урока:
1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.
2. Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
3.Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.
3 слайд
Воловичева Н. П.
3
Что должны уметь?
Что должны знать?
Основные этапы
работы с текстом
для создания сочинения
ПОНИМАТЬ
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
4 слайд
Эпиграф:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.
А. Твардовский.
4
5 слайд
Мнения писателя и поэта:
«Потому что подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах», -
Василь Быков.
И когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девочки сменят шинели на платьица,
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять,-
Владимир Высоцкий
6 слайд
Мнение поэта – фронтовика:
Да, сделали всё, что могли, мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да, каждый был ранен, контужен,
А каждый четвёртый – убит.
И лично отечеству нужен,
И лично не будет забыт,-
Борис Слуцкий.
7 слайд
Чтоб снова
На земной планете
Не повторялось
той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно
беспокоюсь,
Чтоб не забылась
та война:
Ведь эта память –
Наша совесть.
Она,
Как сила нам нужна…
8 слайд
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
эти слова, звучащие священной клятвой,
высечены на камне
Пискарёвского мемориального кладбища
9 слайд
Да, мы привыкли к парадным телепередачам с Красной площади в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного солдата. К 50-летию Победы возведён мемориал на Поклонной горе, и всех, кто приходит сюда встречает колокольный звон и призыв: «Поклонимся великим тем годам…» Да и мы с вами каждый год приходим в к нашему поселковому памятнику в честь маловчан-участников Великой Отечественной войны, В нашем школьном музее есть уголок Боевой славы.
10 слайд
Так можем ли мы утверждать, что, действительно, «никто не забыт, и ничто не забыто»?
Или дело обстоит иначе?
10
11 слайд
Негативные моменты в нашем отношении к памяти о войне:
11
В местностях, оккупированных во время войны, до сих пор много незахороненных останков наших воинов;
На Троицкой свалке под Москвой найдено полковое знамя;
Боевые ордена и медали стали предметом купли-продажи на барахолках;
Некоторые юнцы прикуривают от Вечного огня;
Да и о ветеранах мы вспоминаем лишь в праздники...
12 слайд
Латвия: в 1997 году взорван Монумент Победы.
Украина: разрушено более 10 памятников партизанам на кургане Славы под Симферополем.
В 2007 г. демонтирован памятник Воину ‑ освободителю на холме Тынисмяги. Эксгумированы останки советских воинов, захороненных у подножия памятника.
В Новосибирске в ноябре 2010 из-за медалей убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны и его супруга .
В декабре 2010 г. в Ставрополе был убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны. Из его дома были похищены награды
12
13 слайд
«Книги о войне неотразимо воздействует на нашу память, как кровоточащие зарубки высокого духа».
13
Юрий Бондарев
14 слайд
Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии российской словесности, Русской, Международной славянской, Петровской академий, почетный член Пушкинской академии
В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год он учился в Литературном институте имени М. Горького. Начал печататься с 1949 года. А первый сборник рассказов "На большой реке" вышел в 1953 году. Широкую известность принесли писателю повести "Юность командиров", вышедшая в 1956 году, "Батальоны просят огня" (1957 год), "Последние залпы" (1959 год). Для этих книг характерны драматизм, точность и ясность в описании событий военной жизни, тонкость психологического анализа героев. В последствии вышли в свет его произведения "Тишина" (1962 год), "Двое" (1964 год), "Родственники" (1969 год), "Горячий снег" (1969 год), "Берег" (1975 год), "Выбор" (1980 год), "Мгновения" (1978 год) и другие.
14
15 слайд
ЗАДАНИЕ ЧАСТИ С
1
Определить и сформулировать ОДНУ из проблем текста
2
Прокомментировать ЭТУ проблему
3
Выявить и сформулировать позицию автора по ЭТОЙ проблеме
4
Изложить собственное мнение по ЭТОЙ проблеме с привлечением 2-х аргументов
ШАГ 1
Написать сочинение по прочитанному тексту
15
16 слайд
- Кто такие “мы”, от имени которых говорит автор?
- Почему автор утверждает, что им “было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно”?
- Какой жизненный опыт приобрели герои этого текста?
- Стала ли война историей?
- Что значит не забывать Время и Людей?
- Все ли о войне могут рассказать историки?
- Почему нам надо помнить этих людей?
16
Первичное восприятие
17 слайд
1) Война была жестокой и грубой школой .
2) Война стала историей.
3) Только историки могут сказать всю правду о войне.
4) Наш долг –сохранить и передать священную память о воинах из рук в руки, от сердца к сердцу.
17
Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
18 слайд
1) художественный стиль, описание.
2) художественный стиль; повествование
3) публицистический стиль; рассуждение
18
Определите стиль и тип речи.
4) разговорный стиль; рассуждение
19 слайд
Цель публицистического
текста - воздействие на
читателя, убеждение
его, внушение ему
определенных
идей, взглядов.
20 слайд
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
К1 – 1 балл
20
21 слайд
Формулировка проблем исходного текста
«в той или иной форме» верно сформулировать
1 из проблем
исходного текста!
22 слайд
Что значит «сформулировать»?
Кратко и точно назвать вопросы,
которые особенно интересовали автора при написании конкретного текста.
Проблемы:
философские;
социальные;
политические;
научные;
экологические;
нравственно-этические…
23 слайд
Способы формулирования проблем текста
В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) актуальная проблема (чего?)
В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)
Проблема (чего? какая?), поставленная (рассматриваемая) автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии.
В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос: о чем? В тексте затрагивается также проблема: чего?
24 слайд
КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ
К2 – 2 балла
24
25 слайд
Что такое комментарий?
Объяснение текста с опорой на вопросы:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чём заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Как выражено авторское отношение к изображаемому?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
26 слайд
Обратите внимание!!!
Комментарий следует отличать от пересказа
Пересказывая, говорим о том, что делают герои
Комментируя, говорим о том, что делает автор
Комментарий не нужно подменять своими размышлениями над проблемой.
Задача – осветить точку зрения автора
27 слайд
Комментарий – «переходный мостик».
Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.
Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)
Рассматривая проблему, автор обращает внимание читателя на…
Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…
Это одна из самых острых (злободневных, важных…) проблем нашего времени.
28 слайд
Напомним:
Об актуальности можно говорить не только в комментарии, но и в той части сочинения, где вы аргументируете заявленную автором позицию.
Не следует забывать, что комментарий должен обязательно опираться на исходный текст!
29 слайд
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
К3 – 1 балл
29
30 слайд
Что такое позиция автора?
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
ПРОБЛЕМА = ВОПРОС
ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС
31 слайд
типовые конструкции
Автор считает, что…
Позиция автора такова: «…»
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
31
32 слайд
СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АРГУМЕНТЫ
К4 – 3 балла
32
33 слайд
Структура второй части работы
ТЕЗИС
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод
34 слайд
Помните!
Ваша аргументация должна не только соотноситься с проблематикой исходного текста, но и быть созвучной авторской позиции!
35 слайд
Аргументация собственного мнения по проблеме
36 слайд
О заключении.
Должно быть в тексте обязательно! Это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, в нем вы выражаете ваше личностно-эмоциональное отношение к авторской позиции. Это своего рода последний «аккорд» вашей творческой работы. Поэтому, чтобы произвести на эксперта достойное впечатление, продумайте заключение заранее, чтобы из-за недостатка времени не «скомкать» его и получить высший балл по критерию К5.
37 слайд
Типовые конструкции:
В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на…)
В заключении сочинения хочется добавить…
В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть…)
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Итак (следовательно, таким образом, потому, поэтому…)
38 слайд
ПРОБЛЕМА
АВТОРСКАЯ
ПОЗИЦИЯ
СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ,
подкрепленное двумя аргументами
КОММЕНТАРИЙ
проблемы
38
39 слайд
Желаю удачи на ЕГЭ!!!
39
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Текст.docx
Скачать материал "Урок подготовки к ЕГЭ. Часть С.От исходного текста к сочинению"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Конспект и презентация к сдвоенному уроку подготовки к сочинению по по тексту Ю. Бондарева из книги "Мгновения".
Цель урока: формирование навыков определения типа и стиля речи, умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерные для публицистического стиля, подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.
В процессе урока учащиеся овладевают навыками анализа текста публицистического стиля, знакомятся с структурой сочинения-рассуждения, учатся находить проблемы, комментировать их, определять позицию автора по данной проблеме, подбирать аргументы.
6 625 455 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Люфахуан Нина Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.