Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок подготовки к ЕГЭ. Часть С.От исходного текста к сочинению

Урок подготовки к ЕГЭ. Часть С.От исходного текста к сочинению

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе.docx

Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе

на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»

Вид урока: интегрированный урок развития речи по русскому языку, литературе.

Цель урока: систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом.

Задачи.

Образовательные: совершенствование умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, тип односоставного предложения, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля, подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:  формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национальной достоинства

Оборудование:  мультимедийная установка: компьютер, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал

  1. Структура урока:

I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация полученных ранее знаний.

III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент. 

  Здравствуйте, ребята. Как вы знаете, задания ЕГЭ по русскому языку состоят из трех частей. Тестовые задания первой части содержат задания по орфог­рафии, пунктуации и культуре речи. Над ними мы работали в первом полугодии, а сейчас толь­ко повторяем вопросы, традици­онно вызывающие затруднения.

Цели нашего урока:

Повторить и обобщить знания по следующим темам:

1)«Типы подчинительной связи в словосочетании» (В 3);

2) «Односоставные предложения» (В 4);

3)Подготовиться к написанию сочинения на основе прочитанного текста. При работе с предложенным текстом собрать как можно больше  рабочего материала, который пригодится при написании сочинения.

Откройте тетради, запишите число классная работа. Работать будем в группах.

 

 

Вы видите перед собой «Оценочные листы». Я попрошу вас после каждого вида работы делать отметки в этих листах. По пятибалльной шкале оцените уровень своих знаний на каждом этапе на сегодняшнем уроке.

 

«Оценочные листы»

тема

моя оценка («3», «4», «5»)

Типы подчинительной связи в словосочетании

 

Односоставные предложения

 

 

   

II. Разминка.                                 

Прежде чем перейти к основной теме урока, проверим домашнее задание.

 2.   Проверка домашнего зада­ния.

Учитель. На прошлом уроке мы повторяли задания В3,В4 выполняли тренировочные тесты и упражне­ния. Дома вы должны были обоб­щить теоретический материал, создать презентации, а также создать тренировочные тесты по данным заданиям. Продемонстрируйте свои задания с помощью мульти­медийного проектора.

Учащиеся демонстрируют и комментируют выполненные ал­горитмы и тестовые задания по теме.    

Учитель. Вы можете скопиро­вать друг у друга тренировочные тесты и использовать дома при самостоятельной подготовке к эк­замену.

      3. Проверка знаний:  он-лайн тестирование по заданиям из ЕГЭ. http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test143.xml

Резерв:презентация.

3. Решение контрольных тестов.

(Предлагаются  тесты, подобные заданиям ЕГЭ. Программа составлена так, что при необходимости ученик может проанализировать свои ошибки после урока и выполнить тест второй раз. Этим создается ситуация успеха для каждого уче­ника.)

    После  выполнения  задания  компьютер выдает количество набранных баллов.

 

III. Основная часть.

1.Организационный момент.(звучит песня «Журавли»)

Сегодня наш урок  посвящен интересной и очень важной теме. А какой, вы узнаете, прочитав эпиграф:

Эпиграф:

                                                                                                                                                                                        Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Об этом не забудем.                                                                                                                                                                                               

А. Твардовский.

- Итак, как вы думаете, на какую тему у нас сегодня пойдет разговор? Да, о войне.

     В далёкое прошлое уходят суровые годы войны, и в наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, которая была более чем полвека назад?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, о тех, кто защищал Родину?

     Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Вот почему эпиграфом к уроку стали строки стихотворения А. Твардовского:

- Какой вы представляете себе войну?  (страшной, жестокой, ужасной)

- По каким источникам  знаете о ней?  (по фильмам и книгам о войне)

Чтобы настроится на дальнейший  диалог, посмотрите видеоклип.

 

.(Клип-песня :На безымяной высоте»

Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. И память о всех погибших и выживших  как святыню пронесут в своих книгах писатели-фронтовики. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней?

           Ответ на этот вопрос даёт писатель Юрий Бондарев. Прочитайте его высказывание: «Книги о войне неотразимо воздействует на нашу память, как кровоточащие зарубки высокого духа».

       Одной из них стала его книга«Мгновения».Сегодня мы будем работать с текстом из этой книги  и постараемся написать сочинение-рассуждение.

  Прежде несколько слов о Юрии Бондареве..

группа учеников-кон­сультантов, пользуясь Интерне­том, подготовила сообщение о нем. (На мультимедийном экране демонстрируются фотографии академика Ю. Бондарева).

 

Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии российской словесности, Русской, Международной славянской, Петровской академий, почетный член Пушкинской академии. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год он учился в Литературном институте имени М. Горького.. Широкую известность принесли писателюкниги о войне:  повести "Юность командиров", "Батальоны просят огня", "Последние залпыи другие. Для этих книг характерны драматизм, точность и ясность в описании событий военной жизни, тонкость психологического анализа героев. В последствии вышли в свет его произведения "Тишина" (1962 год), "Двое" (1964 год), "Родственники" (1969 год), "Горячий снег" (1969 год), "Берег" (1975 год), "Выбор" (1980 год), "Мгновения" (1978 год.

   3. Знакомство с текстом Ю. Бондарева из книги “Мгновения”.

На столах учащихся лежат листы с распечатанным текстом.

          (1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный…

         (3)За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

       (4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (6)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею “юнкерсов”. (7)Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

      (9)Война была жестокой и грубой школой. (10)Мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки.

(11)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

       (13)Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (14)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

      (17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

                  (18) Конечно,    чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди    

                   жесточайшие ее факты. (19)Но никогда   не должны они пере­стать волноваться, узнавая о   

                   них.

                          (20)Поэтому войну будут   помнить, писать о ней, как стремились сохранить

                     в летописях наши предки все  детали древней истории, – это самоутверждение человека,

                     поэтому и через сто  лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем

                     прадеде, который был фронтовиком.

                      (21) Наш долг –сохранить и  передать священную память о воинах из рук в руки, от сердца    

                    к сердцу.

2. 7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

        Работа с текстом. Давайте вспомним задание части С?

      Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является  правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене.

 

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (…._

-Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания ; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

- О чем же этот текст? Какова тема этого текста?

Для этого перескажем текст сжато, выразив его содержание одним предложением. (Вспоминая   войну, Ю. Бондарев говорит о том, что…

1.война- это безумие

2. что мы должны помнить о тех, кто   защищал нас с вами

3. мечта вернуться в мирное время.

 Выделим ключевые слова: война, память, мир.

·         Мы видим, что речь идет о войне и памяти.

2.Формулировка проблемы

·         -Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема?  6 слайдов

·         Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Слайд.(проблема, тема)

·         -Так какие же проблемы поднимает автор? Сформулируйте их, используя шаблоны.

·         Работа в группах.

·         1 группа: Формулирует проблему о войне, находит позицию автора.

·         2 группа: формулирует проблему о памяти, находит позицию автора.

·          

3.Составление комментария проблемы. Переходим ко второму абзацу в нашем сочинении.  Работа в парах.  6 слайдов

Давайте вспомним, что такое комментарий?

·         Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ  и телевидении

- На каком жизненном материале строится текст? (Автор делится увиденным им во время В.О. войны)

 

-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его волнует то, о чем он пишет)

·         Проверка.

6) Формулировка позиции автора. Беседа по вопросам и самостоятельная запись формулировки позиции автора. Время выполнения задания – 2 мин.

Давайте вспомним, что такое позиция автора?  4 слайда

Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

Справка «Как может быть выражена авторская позиция»

-Какова же авторская позиция?

-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо?

·         Какое отношение имеет формулировка позиции автора к проблеме, обозначенной нами в начале работы с текстом? (Это ответ на вопрос-проблему).

·         Сформулирована ли позиция автора в тексте? (Да, в предложении 22).

·         Сформулируйте позицию автора своими словами. В случае затруднения обращайтесь к речевым клише

7) Формулировка собственной позиции. Учащиеся устно формулируют свою позицию, демонстрируя различные речевые формы.

8) Аргументация собственной позиции. Это самая трудная для вас часть творческой работы.

Трудность объясняется не тем, что вы мало знаете, а отсутствием умения собрать воедино свои знания и преобразовать их в стройную и убедительную аргументацию.

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)

 

·         Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

·          С автором трудно не согласиться, и хотя в наше время жизнь ветеранов очень непростая, уважение соотечественников к их подвигу, героизму может скрасить тяготы быта.

·         Наверное, нельзя не согласиться с автором в том, что память могут хранить любые предметы, что каждый человек – хранитель и носитель воспоминаний. Место этих рассуждений постепенно занимают мысли о том, что лучший памятник тем, кто отдал жизнь в борьбе с фашизмом, - это спокойная послевоенная действительность.

·         Почему мы должны говорить о войне? Ведь она не коснулась лично нас.

·         На мой взгляд, Великая Отечественная война затронула всех и каждого. Не обошла она стороной и нашу семью… (Ответы учащихся)

·         Есть ли у вас любимые книги о войне? Какие? (Ответы учащихся)

·         Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне – тоже памятник погибшим. Оружие писателя – его перо, его книги – вклад в общее дело борьбы за мир.

Помните, что высказанное вами мнение должно соотноситься с проблематикой исходного текста.

9) Работа в группах. Задание: подобрать 2 аргумента, подтверждающих вашу мысль. Время – 4 мин.

10) Подведение итогов. Проверка полученных аргументов, тезисная запись наиболее убедительных.

Тему урока мы обозначили строчкой из стихотворения А.Т. Твардовского: «Боль взывает к людям». Кто напомнит всё четверостишие?

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!

(.(Клип-песня :Ты помни никогда не забывай»

 

Домашнее задание. Написать сочинение по прочитанному тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок подготовки к ЕГЭ. Часть С.От исходного текста к сочинению"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx

Скачать материал "Урок подготовки к ЕГЭ. Часть С.От исходного текста к сочинению"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • http://aida.ucoz.ruУРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  в 11 КЛАССЕУЧИМСЯ  ПОНИМАТЬ   ИСХО...

    1 слайд

    http://aida.ucoz.ru
    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 КЛАССЕ
    УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
    (подготовка к ЕГЭ часть С)


  • Воловичева Н. П.2Цель урока:1. Познавательный аспект. Создать условия для зак...

    2 слайд

    Воловичева Н. П.
    2
    Цель урока:
    1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.
    2. Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
    3.Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.

  • Воловичева Н. П.3Что должны уметь?Что должны знать?Основные этапы
 работы с т...

    3 слайд

    Воловичева Н. П.
    3
    Что должны уметь?
    Что должны знать?
    Основные этапы
    работы с текстом
    для создания сочинения
    ПОНИМАТЬ
    ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

  • Эпиграф:...

    4 слайд

    Эпиграф:
    Прошла война, прошла страда,
    Но боль взывает к людям.
    Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.
    А. Твардовский.

    4

  • Мнения  писателя  и  поэта:«Потому  что  подвиг, память  о  нём, сколько  бы...

    5 слайд

    Мнения писателя и поэта:
    «Потому что подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах», -
    Василь Быков.

    И когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
    И когда наши кони устанут под нами скакать,
    И когда наши девочки сменят шинели на платьица,
    Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять,-
    Владимир Высоцкий

  • Мнение  поэта – фронтовика:      Да, сделали всё, что могли, мы,
      Кто мо...

    6 слайд

    Мнение поэта – фронтовика:
    Да, сделали всё, что могли, мы,
    Кто мог, сколько мог и как мог.
    И были мы солнцем палимы,
    И шли мы по сотням дорог.
    Да, каждый был ранен, контужен,
    А каждый четвёртый – убит.
    И лично отечеству нужен,
    И лично не будет забыт,-
    Борис Слуцкий.

  • Чтоб снова
На земной планете 
Не повторялось 
той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши...

    7 слайд

    Чтоб снова
    На земной планете
    Не повторялось
    той зимы,
    Нам нужно,
    Чтобы наши дети
    Об этом помнили,
    Как мы!

    Я не напрасно
    беспокоюсь,
    Чтоб не забылась
    та война:
    Ведь эта память –
    Наша совесть.
    Она,
    Как сила нам нужна…

  • «Никто не забыт и ничто не забыто» - эти слова, звучащие священной клятвой,...

    8 слайд

    «Никто не забыт и ничто не забыто» -
    эти слова, звучащие священной клятвой,
    высечены на камне
    Пискарёвского мемориального кладбища

  • Да, мы привыкли к парадным телепередачам с Красной площади в День Победы о то...

    9 слайд

    Да, мы привыкли к парадным телепередачам с Красной площади в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного солдата. К 50-летию Победы возведён мемориал на Поклонной горе, и всех, кто приходит сюда встречает колокольный звон и призыв: «Поклонимся великим тем годам…» Да и мы с вами каждый год приходим в к нашему поселковому памятнику в честь маловчан-участников Великой Отечественной войны, В нашем школьном музее есть уголок Боевой славы.

  • Так  можем  ли  мы  утверждать, что, действительно,  «никто  не  забыт, и  ни...

    10 слайд

    Так можем ли мы утверждать, что, действительно, «никто не забыт, и ничто не забыто»?
    Или дело обстоит иначе?

    10

  • Негативные моменты в нашем отношении к  памяти  о  войне:11В местностях, окк...

    11 слайд

    Негативные моменты в нашем отношении к памяти о войне:

    11
    В местностях, оккупированных во время войны, до сих пор много незахороненных останков наших воинов;
    На Троицкой свалке под Москвой найдено полковое знамя;
    Боевые ордена и медали стали предметом купли-продажи на барахолках;
    Некоторые юнцы прикуривают от Вечного огня;
    Да и о ветеранах мы вспоминаем лишь в праздники...

  • Латвия: в 1997 году взорван Монумент Победы.Украина: разрушено более 10 пам...

    12 слайд


    Латвия: в 1997 году взорван Монумент Победы.
    Украина: разрушено более 10 памятников партизанам на кургане Славы под Симферополем.
    В 2007 г. демонтирован памятник Воину ‑ освободителю на холме Тынисмяги. Эксгумированы останки советских воинов, захороненных у подножия памятника.
    В Новосибирске в ноябре 2010 из-за медалей убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны и его супруга .

    В декабре 2010 г. в Ставрополе был убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны. Из его дома были похищены награды

    12

  • «Книги о войне неотразимо воздействует на нашу память, как кровоточащие заруб...

    13 слайд

    «Книги о войне неотразимо воздействует на нашу память, как кровоточащие зарубки высокого духа».

    13
    Юрий Бондарев

  • Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государствен...

    14 слайд

    Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии российской словесности, Русской, Международной славянской, Петровской академий, почетный член Пушкинской академии
     

    В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год он учился в Литературном институте имени М. Горького. Начал печататься с 1949 года. А первый сборник рассказов "На большой реке" вышел в 1953 году. Широкую известность принесли писателю повести "Юность командиров", вышедшая в 1956 году, "Батальоны просят огня" (1957 год), "Последние залпы" (1959 год). Для этих книг характерны драматизм, точность и ясность в описании событий военной жизни, тонкость психологического анализа героев. В последствии вышли в свет его произведения "Тишина" (1962 год), "Двое" (1964 год), "Родственники" (1969 год), "Горячий снег" (1969 год), "Берег" (1975 год), "Выбор" (1980 год), "Мгновения" (1978 год) и другие.
    14

  • ЗАДАНИЕ    ЧАСТИ   С1Определить и сформулировать ОДНУ  из проблем текста2Прок...

    15 слайд

    ЗАДАНИЕ ЧАСТИ С
    1

    Определить и сформулировать ОДНУ из проблем текста
    2

    Прокомментировать ЭТУ проблему

    3

    Выявить и сформулировать позицию автора по ЭТОЙ проблеме

    4
    Изложить собственное мнение по ЭТОЙ проблеме с привлечением 2-х аргументов
    ШАГ 1
    Написать сочинение по прочитанному тексту
    15

  • - Кто такие “мы”, от имени которых говорит автор? 
- Почему автор утверждает...

    16 слайд

    - Кто такие “мы”, от имени которых говорит автор?
    - Почему автор утверждает, что им “было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно”?
    - Какой жизненный опыт приобрели герои этого текста?
    - Стала ли война историей?
    - Что значит не забывать Время и Людей?
    - Все ли о войне могут рассказать историки?
    - Почему нам надо помнить этих людей?

    16
    Первичное восприятие

  • 1) Война была жестокой и грубой школой .2) Война стала историей.3) Только...

    17 слайд



    1) Война была жестокой и грубой школой .
    2) Война стала историей.
    3) Только историки могут сказать всю правду о войне.
    4) Наш долг –сохранить и передать священную память о воинах из рук в руки, от сердца к сердцу.



    17
    Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

  • 1) художественный стиль, описание.2) художественный стиль; повествование3)...

    18 слайд

    1) художественный стиль, описание.
    2) художественный стиль; повествование
    3) публицистический стиль; рассуждение

    18
    Определите стиль и тип речи.

    4) разговорный стиль; рассуждение

  • Цель публицистического
 текста - воздействие на
читателя, убеждение
его, внуш...

    19 слайд

    Цель публицистического
    текста - воздействие на
    читателя, убеждение
    его, внушение ему
    определенных
    идей, взглядов.

  • ПРОБЛЕМА   ТЕКСТАК1 – 1 балл20

    20 слайд

    ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
    К1 – 1 балл
    20

  • Формулировка проблем исходного текста«в той или иной форме» верно сформулиров...

    21 слайд

    Формулировка проблем исходного текста
    «в той или иной форме» верно сформулировать
    1 из проблем
    исходного текста!

  • Что значит «сформулировать»?Кратко и точно назвать вопросы, 
которые особенно...

    22 слайд

    Что значит «сформулировать»?
    Кратко и точно назвать вопросы,
    которые особенно интересовали автора при написании конкретного текста.
    Проблемы:
    философские;
    социальные;
    политические;
    научные;
    экологические;
    нравственно-этические…


  • Способы формулирования проблем текстаВ тексте, предложенном для анализа, в це...

    23 слайд

    Способы формулирования проблем текста
    В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) актуальная проблема (чего?)
    В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)
    Проблема (чего? какая?), поставленная (рассматриваемая) автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии.
    В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос: о чем? В тексте затрагивается также проблема: чего?

  • КОММЕНТАРИЙ  ПРОБЛЕМЫК2 – 2 балла24

    24 слайд

    КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ
    К2 – 2 балла
    24

  • Что такое комментарий?Объяснение текста с опорой на вопросы:

Как, на каком м...

    25 слайд

    Что такое комментарий?
    Объяснение текста с опорой на вопросы:

    Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
    На чём заостряет внимание?
    Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
    Как выражено авторское отношение к изображаемому?
    Какие эмоции автора выражены в тексте?


  • Обратите внимание!!!Комментарий следует отличать от пересказаПересказывая, го...

    26 слайд

    Обратите внимание!!!
    Комментарий следует отличать от пересказа
    Пересказывая, говорим о том, что делают герои
    Комментируя, говорим о том, что делает автор
    Комментарий не нужно подменять своими размышлениями над проблемой.
    Задача – осветить точку зрения автора

  • Комментарий – «переходный мостик».Проблему (чего? какую?) автор рассматривает...

    27 слайд

    Комментарий – «переходный мостик».
    Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.
    Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)
    Рассматривая проблему, автор обращает внимание читателя на…
    Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…
    Это одна из самых острых (злободневных, важных…) проблем нашего времени.

  • Напомним:Об актуальности можно говорить не только в комментарии, но и в той ч...

    28 слайд

    Напомним:
    Об актуальности можно говорить не только в комментарии, но и в той части сочинения, где вы аргументируете заявленную автором позицию.
    Не следует забывать, что комментарий должен обязательно опираться на исходный текст!

  • ПОЗИЦИЯ  АВТОРАК3 – 1 балл29

    29 слайд

    ПОЗИЦИЯ АВТОРА
    К3 – 1 балл
    29

  • Что такое позиция автора?Позиция автора – это вывод, к которому приходит авто...

    30 слайд

    Что такое позиция автора?
    Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.


    ПРОБЛЕМА = ВОПРОС
    ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС

  • типовые  конструкцииАвтор считает, что…


Позиция автора такова: «…»

Автор...

    31 слайд



    типовые конструкции
    Автор считает, что…


    Позиция автора такова: «…»

    Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

    Автор убеждает нас в том, что…
    31

  • СОБСТВЕННАЯ   ПОЗИЦИЯ АРГУМЕНТЫК4 – 3 балла32

    32 слайд

    СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АРГУМЕНТЫ
    К4 – 3 балла
    32

  • Структура второй части работыТЕЗИСАргумент 1Аргумент 2Вывод

    33 слайд

    Структура второй части работы
    ТЕЗИС
    Аргумент 1

    Аргумент 2
    Вывод

  • Помните!Ваша аргументация должна не только соотноситься с проблематикой исход...

    34 слайд

    Помните!
    Ваша аргументация должна не только соотноситься с проблематикой исходного текста, но и быть созвучной авторской позиции!

  • Аргументация собственного мнения по проблеме

    35 слайд

    Аргументация собственного мнения по проблеме

  • О заключении.Должно быть в тексте обязательно! Это логическое завершение ваши...

    36 слайд

    О заключении.
    Должно быть в тексте обязательно! Это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, в нем вы выражаете ваше личностно-эмоциональное отношение к авторской позиции. Это своего рода последний «аккорд» вашей творческой работы. Поэтому, чтобы произвести на эксперта достойное впечатление, продумайте заключение заранее, чтобы из-за недостатка времени не «скомкать» его и получить высший балл по критерию К5.

  • Типовые конструкции:В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще...

    37 слайд

    Типовые конструкции:
    В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на…)
    В заключении сочинения хочется добавить…
    В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть…)
    Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
    Итак (следовательно, таким образом, потому, поэтому…)

  • ПРОБЛЕМААВТОРСКАЯ
ПОЗИЦИЯСОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ,
подкрепленное двумя аргументами...

    38 слайд

    ПРОБЛЕМА
    АВТОРСКАЯ
    ПОЗИЦИЯ
    СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ,
    подкрепленное двумя аргументами
    КОММЕНТАРИЙ
    проблемы
    38

  •  Желаю удачи на ЕГЭ!!!39

    39 слайд


    Желаю удачи на ЕГЭ!!!
    39

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Текст.docx

        

Текст

       (1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный…

         (3)За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

       (4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (6)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею “юнкерсов”. (7)Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

      (9)Война была жестокой и грубой школой. (10)Мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки.

(11)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

       (13)Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (14)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

      (17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

                  (18) Конечно,    чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди   

                   жесточайшие ее факты. (19)Но никогда   не должны они пере­стать волноваться, узнавая о   

                   них.

                          (20)Поэтому войну будут   помнить, писать о ней, как стремились сохранить

                     в летописях наши предки все  детали древней истории, – это самоутверждение человека,

                     поэтому и через сто  лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем

                     прадеде, который был фронтовиком.

                       (21) Наш долг –сохранить и  передать священную память о воинах из рук в руки, от сердца    

                    к сердцу.
Ю. Бондарев

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок подготовки к ЕГЭ. Часть С.От исходного текста к сочинению"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Конспект и презентация к сдвоенному уроку подготовки к сочинению по по тексту Ю. Бондарева из книги "Мгновения". 

    Цель урока:  формирование навыков определения типа и стиля речи, умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерные для публицистического стиля, подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

 В процессе урока учащиеся овладевают навыками анализа текста публицистического стиля, знакомятся с структурой сочинения-рассуждения, учатся находить проблемы, комментировать их, определять позицию автора по данной проблеме, подбирать аргументы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 455 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 856
    • RAR 733.9 кбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Люфахуан Нина Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Люфахуан Нина Григорьевна
    Люфахуан Нина Григорьевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 82936
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1048 человек из 82 регионов
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции