Главная / Русский язык и литература / Урок по творчеству А.П.Чехова (8 класс)

Урок по творчеству А.П.Чехова (8 класс)

Тема урока: «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опублико...
Цели, задачи урока: узнать о детстве, взрослении знаменитого земляка, станов...
Тема урока: «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опублико...
Задание. Заполните фактами и событиями жизни Чехова данную таблицу. Черное (...
 Таганрог второй половины 19 века
«Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители...
«Грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной ...
«Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители...
 Павел Егорович Чехов, отец писателя
«Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я н...
«Глядеть на него скучно, а иметь его я не согласился бы ни за какие деньги. ...
Чеховы в Таганроге,1874 год Чеховы с друзьями в Москве, 1890 год
 Николай, Антон, Антон Мария Николай
 Чехов - гимназист
А.П. Чехов с артистами Московского Художественного театра. 1899 год. Москва,...
Титульные листы сборников рассказов Чехова «Пестрые рассказы» и «В сумерках»...
 Чеховский дом, флигель, комната в Мелихово
 Чехов в Ялте. 1900-1904 годы.
А.П. Чехов и О. Л. Книппер. Если бы мы с тобой не были бы теперь женаты, а б...
Памятник на могиле А.П. Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве.
 Литературный музей А.П. Чехова
«Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридри...
«Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридри...
Домашнее задание: прочитать рассказы «Приданое» (1 группа), «Шуточка» (2 гру...
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема урока: «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опубликован
Описание слайда:

Тема урока: «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опубликованные работы Чехова. «Письмо ученому соседу»

№ слайда 2 Цели, задачи урока: узнать о детстве, взрослении знаменитого земляка, становлен
Описание слайда:

Цели, задачи урока: узнать о детстве, взрослении знаменитого земляка, становлении личности писателя Чехова, познакомиться с его окружением; понять, какова роль Таганрога в жизни писателя, каково восприятие Чеховым города, где он провел почти 20 лет; проследить творческий путь писателя; познакомиться с первым опубликованным произведением Чехова «Письмо ученому соседу», учиться анализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

№ слайда 3 Тема урока: «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опубликован
Описание слайда:

Тема урока: «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опубликованные работы Чехова. «Письмо ученому соседу»

№ слайда 4 Задание. Заполните фактами и событиями жизни Чехова данную таблицу. Черное (усл
Описание слайда:

Задание. Заполните фактами и событиями жизни Чехова данную таблицу. Черное (условно плохое) Белое (условно хорошее) ………… ………… ………… ……… ……… ………

№ слайда 5  Таганрог второй половины 19 века
Описание слайда:

Таганрог второй половины 19 века

№ слайда 6 «Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители ко
Описание слайда:

«Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители которого, отличаясь американским размахом в торговле, в то же время, как настоящие южане, страстно любили театр. Были сезоны, когда в течение года в великолепнейшем городском театре лучшая русская драма сменялась прекрасной итальянской оперой и имена самых крупных столичных артистов не сходили с афиш, расклеенных по городу».

№ слайда 7 «Грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной выв
Описание слайда:

«Грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной вывески и есть даже трактир «Расия», улицы пустынны, рожи драгилей довольны; франты в длинных пальто и картузах, облупившаяся штукатурка, всеобщая лень, умение довольствоваться грошами и неопределенным будущим – все это тут воочию так противно...»

№ слайда 8 «Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители ко
Описание слайда:

«Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители которого, отличаясь американским размахом в торговле, в то же время, как настоящие южане, страстно люби­ли театр. Были сезоны, когда в течение года в великолепнейшем городском театре лучшая русская драма сменялась прекрасной итальянской оперой и имена самых крупных столичных артистов не сходили с афиш, расклеенных по городу». А.Вишневский. «Грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной вывески и есть даже трактир «Расия», улицы пустынны, рожи драгилей довольны; франты в длинных пальто и картузах, облупившаяся штукатурка, всеобщая лень, умение довольствоваться грошами и неопределенным будущим – все это тут воочию так противно...» А.Чехов.

№ слайда 9  Павел Егорович Чехов, отец писателя
Описание слайда:

Павел Егорович Чехов, отец писателя

№ слайда 10 «Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ниче
Описание слайда:

«Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди; и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни...».

№ слайда 11 «Глядеть на него скучно, а иметь его я не согласился бы ни за какие деньги. Див
Описание слайда:

«Глядеть на него скучно, а иметь его я не согласился бы ни за какие деньги. Дивлюсь: как это мы могли жить в нем?!» Домик, где родился Антон Чехов Здание, где помещалась лавка Чеховых

№ слайда 12 Чеховы в Таганроге,1874 год Чеховы с друзьями в Москве, 1890 год
Описание слайда:

Чеховы в Таганроге,1874 год Чеховы с друзьями в Москве, 1890 год

№ слайда 13  Николай, Антон, Антон Мария Николай
Описание слайда:

Николай, Антон, Антон Мария Николай

№ слайда 14  Чехов - гимназист
Описание слайда:

Чехов - гимназист

№ слайда 15 А.П. Чехов с артистами Московского Художественного театра. 1899 год. Москва, до
Описание слайда:

А.П. Чехов с артистами Московского Художественного театра. 1899 год. Москва, дом в котором жил Чехов в 1886-1890 годах

№ слайда 16 Титульные листы сборников рассказов Чехова «Пестрые рассказы» и «В сумерках» Ти
Описание слайда:

Титульные листы сборников рассказов Чехова «Пестрые рассказы» и «В сумерках» Титульные листы юмористических журналов 1880-х годов, в которых печатались работы Чехова

№ слайда 17  Чеховский дом, флигель, комната в Мелихово
Описание слайда:

Чеховский дом, флигель, комната в Мелихово

№ слайда 18  Чехов в Ялте. 1900-1904 годы.
Описание слайда:

Чехов в Ялте. 1900-1904 годы.

№ слайда 19 А.П. Чехов и О. Л. Книппер. Если бы мы с тобой не были бы теперь женаты, а были
Описание слайда:

А.П. Чехов и О. Л. Книппер. Если бы мы с тобой не были бы теперь женаты, а были бы просто автор и актриса, то это было бы непостижимо глупо… 1901 -1904 годы.

№ слайда 20 Памятник на могиле А.П. Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве.
Описание слайда:

Памятник на могиле А.П. Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве.

№ слайда 21  Литературный музей А.П. Чехова
Описание слайда:

Литературный музей А.П. Чехова

№ слайда 22 «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху»
Описание слайда:

«Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху». Прочитайте рассказ. Подготовьте ответы на вопросы: Что особенное сразу обращает на себя внимание в рассказе? Какие чувства вызывает прочитанное? Кого можно назвать героями этого рассказа?

№ слайда 23 «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху»
Описание слайда:

«Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху». Задание для первой группы: выпишите из текста рассказа слова устаревшие, неправильно употребленные или записанные с ошибками. Подумайте, кто допустил такое написание, издатель, редактор книги, автор или его герой? Для чего? Задание для второй группы: раскройте (с помощью словаря) значение слов «письмо», «стилизация», «пародия», определите жанровое своеобразие произведения. Подумайте, для чего писатель выбрал именно такую форму для своих мыслей?

№ слайда 24 Домашнее задание: прочитать рассказы «Приданое» (1 группа), «Шуточка» (2 группа
Описание слайда:

Домашнее задание: прочитать рассказы «Приданое» (1 группа), «Шуточка» (2 группа), «Красавицы» (3 группа), обратить внимание на донской колорит в этих произведениях.

Урок по творчеству А.П.Чехова (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5

имени Ю.А. Гагарина»

 

 

 

Методическая разработка проведения урока по творчеству А.П.Чехова

( предмет «Литература Дона», 8 класс),

 

 

 

 

Разработчик: Черниченко Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа № 5 им. Ю.А.Гагарина»

(346880, г.Батайск Ростовской области,

 ул.Первомайское кольцо, 175,тел.:5-73-47)

                

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опубликованные работы Чехова. «Письмо ученому соседу».

Цели, задачи урока:

1)    дать представление восьмиклассникам о детстве, взрослении знаменитого земляка, становлении личности писателя Чехова, познакомить с его окружением;

2)    акцентировать внимание учащихся на роли Таганрога в жизни писателя, на его восприятие Чеховым;

3)    помочь ребятам проследить творческий путь писателя;

4)    познакомить с первым опубликованным произведением Чехова «Письмо ученому соседу», на его основе учить анализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, составление конспекта, чтение художественного текста, словарная работа, беседа по вопросам к тексту, анализ произведения (определение стиля, жанра, темы, идеи, роли художественных деталей, характеристика героев).

Оборудование урока: выставка книг с произведениями Чехова и о Чехове, электронное приложение к уроку, толковые и литературоведческие словари.

Ход урока.

                  I.      Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка целей и задач  перед учащимися.

               II.      Ребята, тема нашего урока /сл. 1/ - «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опубликованные работы Чехова. «Письмо ученому соседу».

            Давайте сегодня поговорим о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка, о его детстве и юношестве, проведенных в Таганроге, о его семье, друзьях, о его литературном пути и пути человеческом, нравственном. /сл. 2/ На уроке вы можете узнать о детстве, взрослении знаменитого земляка, становлении личности писателя Чехова, познакомиться с его окружением; понять, какова роль Таганрога в жизни писателя, каково восприятие Чеховым города, где он провел почти 20 лет; проследить творческий путь писателя; познакомиться с первым опубликованным произведением Чехова «Письмо ученому соседу», проанализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

            III.      Сообщения заранее подготовленных учеников о жизни и творчестве Антона Чехова.

Задание для класса. Ребята, сейчас вы послушаете рассказы о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова. Запишите самое, на ваш взгляд, главное, сделайте конспект устных выступлений. В оформлении этого конспекта есть особенность. Вернемся к теме урока. /сл. 3/ «Черно-белое фото жизни». В жизни каждого из нас есть радости и горести, печали и веселье, плохое и хорошее, как часто говорят, черные и белые полосы. Попытайтесь сейчас представить жизнь нашего знаменитого земляка в двух ракурсах, /сл. 4/ заполняя фактами из его жизни  таблицу с колонками «Черное» и «Белое».Это, конечно же условное деление, многое нельзя однозначно отнести только к плохому или только к хорошему… Попробуйте…

      Черное (условно  плохое)

    Белое (условно  хорошее)

§  ………….

§  ………….

§  ………….

o   …………..

o   …………..

o   …………..

 

Сообщение 1. Таганрог середины прошлого века /сл. 5/  был не только торгово-экономическим центром обширнейшего края, но и крупным культурным центром. Уже ко второй половине 18 века он был единственным хорошо защищенным, с достаточно просторной гаванью и необходимыми городскими и крепостными сооружениями портом юга России. В нем было семь консульств, представлявших все крупные государства Европы.

С 1827 года в Таганроге действовал постоянный театр. По нескольку лет кряду гастролировала итальянская опера, её сменяла русская драма, существовал прекрасный симфонический оркестр. Исследователи установили, что гимназист Чехов, заядлый театрал, видел на сцене Таганрогского театра практически всю западноевропейскую классику и все лучшие произведения русской драматургии. В городе было семь библиотек и старейшая на юге России гимназия, которая, несмотря на формализм тогдашнего преподавания, давала вполне серьезное образование, и студенты– «санкт-таганрожцы», как их называл Чехов, весьма успешно учились в столичных университетах.

О значении и роли Таганрога в жизни Приазовья, Кубани, Ставрополья и особенно Области Всевеликого войска Донского говорит любопытный документ – записка  Нестора Кукольника министру народного просвещения о необходимости открыть в Таганроге университет, к записке прилагались убедительные выкладки экономического характера.

Учитывая все это, нетрудно догадаться, откуда у молодого Антона Чехова, уже в 19 лет с успехом начавшего выступать в московской печати, была такая глубина эрудиции, отменное знание театра, литературы, такое обостренное восприятие главных проблем современной ему русской жизни.

 

        Сообщение 2. /сл. 6/ «Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители которого, отличаясь американским размахом в торговле, в то же время, как настоящие южане, страстно люби­ли театр. Были сезоны, когда в течение года в велико­лепнейшем городском театре лучшая русская драма сменялась прекрасной итальянской оперой и имена са­мых крупных столичных артистов не сходили с афиш, расклеенных по городу».

Так вспоминал свой родной город товарищ Чехова по гимназии, известный артист Московского Художе­ственного театра Александр Леонидович Вишневский.

Иным казался этот город самому Чехову. Приехав туда погостить, он писал родным о местах, где прошло его детство: /сл. 7/ «Грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной вывески и есть да­же трактир «Расия», улицы пустынны, рожи драгилей довольны; франты в длинных пальто и картузах, облу­пившаяся штукатурка, всеобщая лень, умение доволь­ствоваться грошами и неопределенным будущим – все это тут воочию так противно...»

/сл. 8/Два сверстника, два школьных товарища – какими разными глазами смотрели они на Таганрог! Но в этом нет ничего удивительного. В чеховском детстве было так много тяжелого, мучительного, что сами вос­поминания о нем были лишены радости. Натура глубо­кая, замкнутая, впечатлительная, Чехов на всю жизнь сохранил память о пережитых страданиях. «Детство наше было отравлено ужасами», - писал он своему старшему брату Александру. Почему?..

/сл. 9/Отец писателя, Павел Егорович, был одаренным человеком. С самого раннего детства он имел пристрастие к пению и музыке. Будучи таганрогским второй гильдии купцом, Павел Егорович принимал деятельное участие в городских делах и в то же время, в ущерб своему собственному делу, увлекался церковным пением, дирижировал хором, играл на скрипке и иногда рисовал. Рисованная им икона Иоанна Богослова и теперь еще цела и находится в ялтинском доме Антона Павловича.

Нужда, теснота, житейские невзгоды сделали трудным характер отца. Антон иногда больно ощущал это. «Знаешь, - сказал он одному своему другу, - я никогда не мог простить отцу, что он меня в детстве сек». Но в то же время он относился к отцу с любовью и уважением. Семнадцати лет он писал в одном из писем: /сл. 10/ «Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди; и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни...».

 

Сообщение 3. О самом раннем детстве Антоши Чехова мы знаем мало: не сохранилось даже его фотографии. Оно прошло в маленьком домике из земляного кирпича, обмазанном глиной. /сл. 11/

В домике было три комнатки, общей площадью 23 квадратных метра. В одной из них спали четырехлетний Александр и двухлетний Николай; туда же поставили и деревянную колыбель для Антона. В другой комнате спали родители, третья служила столовой, гостиной и кабинетом отца. Там стоял раздвижной обеденный стол, у стены - конторка, за которой проверял счета Павел Егорович; главный угол в комнате был заставлен иконами. Перед иконами стояли молитвенник, книги «Священного писания» и восковая свеча в высоком медном подсвечнике, на котором лежали щипцы для снятия нагара со свечи.

Чеховы вскоре переехали на другую квартиру, но обстановка и там оставалась более чем скромной.

Приехав уже взрослым из Москвы в Таганрог, Чехов писал про свой прежний дом: «Глядеть на него скучно, а иметь его я не согласился бы ни за какие деньги. Дивлюсь: как это мы могли жить в нем?!» Но вернее вceгo, не скромность, и даже бедность, обстановки вспомнилась Чехову, когда он с тоской глядел на свое старое жилье. Ему припоминалось, как он убегал из дому к дяде Митрофану Егоровичу и тетке Людмиле Павловне. У этих мягких, добрых людей ему было легче и проще, чем дома, под гнетом отцовского деспотизма. Любил он и няню, жившую много лет в семье Митрофана Егоровича, Иринушку. Иринушка была мастерица рассказывать сказки.

Родные вспоминают, что Антон рано начал говорить, говорил чисто, не спеша и не шепелявя. Читать тоже стал рано, его научила  мать. Павел Егорович придавал большое значение красивому почерку и  верному счету. Мать научила Антошу писать и считать на счетах.

 

Сообщение 4. /сл. 12/

В семье было пятеро детей. Старший, Александр, впоследствии стал журналистом, второй, Николай, - художником. Третьим сыном был Антон Павлович. После него на свет появился Иван, а затем сестpa Мария и, самый младший, Михаил. Все они были очень дружны между собой, хорошо понимали друг друга, у них были общие невзгоды и общие радости.

Эта дружба сохранилась на всю жизнь. «Вспомни, писал Чехов брату, - те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа... Отец теперь никак не может простить себе всего этого». Большой любитель церковного пения, Павел Егорович Чехов заставлял своих детей часами выстаивать в церкви и участвовать в спевках. Кроме того, они должны были помогать ему в торговле: отвешивать товар покупателям, надзирать за мальчиками-учениками. Усталые и невыспавшиеся, дети с трудом учили уроки, заданные в гимназии, и часто получали двойки. А за двойки им доставалась порка.

 Но зато как весело бывало у Чеховых, когда отец был в хорошем расположении духа, дети - свободны от лавки и от церкви! Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли - всё это были редкие, но яркие праздники у детей Чеховых. Все они любили и умели шутить, веселиться, устраивать театральные представления, и душой всего этого был Антон.

По вечерам устраивались семейные чтения: дети читали вслух любимую газету отца - «Ведомости Таганрогского градоначальства». Павел Егорович требовал внимания и заставлял детей своими словами рассказывать прочитанное.

Отец был требователен и строг, но это не мешало семье жить в такой завидной дружбе, какую редко встретишь при подобных обстоятельствах. День начинался и заканчивался трудом. /сл. 13/ Все в доме вставали рано, мальчики шли в гимназию, возвращались домой, учили уроки; как только выпадал свободный час, каждый из них занимался тем, к чему имел способность: старший, Александр, устраивал электрические батареи, Николай рисовал, Иван переплетал книги, а будущий писатель сочинял. Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: Павел Егорович любил петь по нотам и приучал к этому и детей. Антон Павлович пел альтом. Кроме того, Павел Егорович вместе с сыном Николаем разыгрывал по вечерам дуэты на скрипке. Евгения Яковлевна, вечно занятая, суетилась в это время по хозяйству или обшивала на швейной машинке детей. Всегда заботливая, любвеобильная, она, несмотря на свои тогда еще сравнительно молодые годы, отказывала себе в ничтожном удовольствии и всю жизнь посвящала детям. Убежденная противница крепостничества, она рассказывала своим детям о всех несправедливостях и бедах крепостного права и внушала детям любовь и уважение не только ко всем, кто был ниже их, но и к маленьким птичкам и животным, ко всем вообще беззащитным существам и даже к сорванным цветам. Вот почему во всю свою жизнь Антон Павлович не любил, когда рвали при нем цветы, и признавал их только на клумбах и на полях. Он часто говорил впоследствии друзьям:

- Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери.

 

Сообщение 5. Дети Чеховы были очень дружны с соседскими ребятишками. От одного из них, Александра Долженко, мы узнали, что у Антона в детстве была большая голова, и ему за это дали прозвища «Бомба», «Головастик», что большую часть времени ребята проводили на берегу моря, где купались с утра до вечера и удили рыбу. Долженко  вспоминает такой случай.

«В Таганроге недалеко от рыбного базара пролегает банный спуск к морю. В этом месте оно обладает особым свойством: в зависимости от направления ветра бывает нечто вроде приливов и отливов в довольно больших размерах. Однажды мы…когда вода отошла, зашли очень далеко в море. Незаметно для нас начал дуть низовой ветер, который погнал воду к берегу. Начался прилив, уровень воды начал повышаться так, что нам пришлось забраться на старый, перевернутый вверх дном дырявый корпус старого судна. Вода ушла на полкилометра вперед. Путь наш был отрезан. По морю побежали белые барашки. От прибойной волны наш баркас стал шевелиться как живой. Мы прижались друг к другу. Лишь один Антон посмеивался над нами. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы нас не заметили рыбаки, которые подъехали к нам на лодке и доставили на берег».

«Будучи уже гимназистом, Антон Чехов очень любил ловить рыбу и умел добиваться удачной ловли. Он изобрел специальные поплавки, изображающие человека, у которого руки поднимались и опускались во время ловли рыбы. Это указывало, какого размера рыба попала на крючок. Если человек в воде по пояс, то, значит, попалась небольшая рыбка, если по плечи – то средняя, если с головой и руки подняты вверх, то значит крупная рыба и ее надо вынимать умеючи. В таком случае Антон не доверял никому и вынимал сам», -рассказал Александр Долженко.

 

Сообщение 6 (с инсценировкой). Обучение Антона Чехова в учебном заведении началось не очень удачно. Дело в том, что в жизни Таганрога второй половины 19 века большую роль играли греки. Они были хозяевами крупных торговых предприятий, служить в которых было выгодно и считалось почетным. Отец будущего писателя, Павел Егорович, мечтая о блестящем будущем сыновей, двери в которое откроет греческий язык, поддавшись на уговоры знакомых греков, отправил Николая (ему было 9 лет) и Антона (в 7 лет) учиться в греческую школу.

Учение в первый день началось с того, что Николай Спиридоно­вич Вучина (единственный учитель школы), посадил обоих новых учеников на самую пер­вую скамью, то есть в приготовительный класс, поло­жил перед каждым из них по тоненькой книжечке под заглавием: «Неон Алфавитарион», то есть «Новая азбука», и сказал:   .

- Завтра нада приносити за каздая книзка 20 ко­пейк. Сказите это васа папаса. А типер вазмите книз­ка и уцыте: альфа, вита, гамма, дельта, эпсилонь...

Преподав такое наставление, Николай Спиридоно­вич заложил руки в карманы панталон и медленно от­правился в свою жилую половину, которая отделялась от класса одной только дверью. По дороге он заметил, что два ученика третьего класса - Ликиардопулос и Пиратис - не смотрели в книжку, а о чем-то оживлен­но спорили между собою, и тотчас же принял меры. Взяв каждого ученика за чуб, он несколько раз стук­нул их головы висками друг о друга и, выбранившись  на греческом диалекте, пошел далее.

Пока он проходил по классу, вся школа, состояв­шая из шестидесяти или семидесяти учеников, при­лежно читала и зубрила; но лишь только он скрылся за своею дверью, как сразу же поднялся громкий говор и затеялась возня. Учитель не показывался часа полтора и только раза два, когда шум в классе делал­ся уж очень громким, грозно стучал в свою дверь из­нутри. Тогда сразу все смолкало и затихало, и среди учеников пробегал трусливый шепот:        

- Дидаскалос! Дидаскалос! (Учитель!)

Время приближалось к полудню. Новички, братья «Тсехофы», уже успели к этому времени и натерпеть­ся от своих товарищей всяких толчков и пинков, про­голодаться, но заданного урока не выучили. Оба они тупо смотрели в свои книжки и ровно ничего не пони­мали в мудреных буквах греческой азбуки.

  Наконец вышел из своей двери учитель. Все затих­ло и замерло.

  - Встаньте и читайте молитву! - скомандовал он по-гречески.

  - Спиридон Фекиакис, читай сегодня ты!

  Вызванный ученик прочел по-гречески «Отче наш» и еще какую-то молитву в стихах. На половине этой второй молитвы учитель остановил его бранью, вовсе не соответствовавшей религиозному настроению, гроз­ным окриком:

- Врешь! Не так! Герасимос Вогазианос, читай ты!

Второй ученик докончил прерванное чтение. Пока он читал, глаза учителя метали искры на Фекиакиса, который проштрафился ошибкою в молитве…

За несколько месяцев, проведенных в греческой школе, братья Чеховы успели насмотреться на всяческие способы наказания «нерадивых» учеников, наслушаться ругани учителя-грека, увидеть его лицемерие и подобострастную улыбку, которой он встречал родителей учеников, регулярно вносивших плату за обучение («Оцень приятна! Оцень приятна! Позалуйте…Бакорнейсе прасу…»), но никаким наукам и языками так и не научились. В конце учебного года стало ясно, что Николай и Антон не только не овладели греческим синтаксисом, но и читать и считать по- гречески не умели..

Павел Егорович вздохнул, распрощался с мечтами о греческой конторе и облек детей в гимназические мундиры. Антоша поступил в приготовительный класс местной гимназии в августе 1868 года.

 

Сообщение 7.  /сл. 14/ Гимназист Антон Чехов – небольшого роста, плотный мальчик, с круглой остриженной головой, румяный, большеглазый – оживлялся в игре со сверстниками в лапту, в снежки. Он не проявлял большого рвения к учению. Когда в гимназии одновременно учились  три брата Чеховы, один из самых ярких учителей Таганрога, Федор Покровский, сказал их матери, Евгении Яковлевне: «Из старшего, может быть, еще что-нибудь и выйдет, а уж от двух младших ждать ровно ничего нельзя».

Не распознали талант Чехова и его товарищи. Отчасти это объясняется тем, что Чехов не был с ними откровенен: натуре его всегда была присуща большая сдержанность в выражении своих чувств. Товарищи единодушно отмечают его скромность, сосредоточенность. Он запомнился им своей любовью к чтению, чувством юмора, привязанностью к природе, интересом к театру. Чехов был хорошим товарищем, готовым прийти на помощь и поделиться тем, что у него было, с каждым, кто в этом нуждался. Но делиться мыслями, мечтами о будущем Чехов как-то не умел и не любил.  

В гимназии начались первые литературные опыты Чехова. Он стал издавать журнал «Заика». Ни один из этих журналов до нас не дошел, но, вероятно, это был журнал юмористический, похожий на те, которые Чехов видел в городской библиотеке. Начал он и сочинять короткие юмористические рассказы и подписи к рисункам и отправлять брату в Москву.    

Детство Чехова кончилось очень рано. Торговля отца не ладилась, росли долги, расплатиться с ними не было возможности. А за долги в те годы полагалась тюрьма, «долговая яма». Чтобы избежать ее, Павел Егорович должен был бежать из Таганрога в Москву, где уже находились старшие сыновья, Александр и Николай. Вскоре туда же уехала и мать, Евгения Яковлевна, с младшими. Шестнадцатилетний Антон остался в Таганроге один - заканчивать гимназию. Теперь он был свободен от многого, что омрачало его раннее детство: от сидения в лавке, от многочасового стояния в церкви, от отцовских нравоучений. Но на него легла нелегкая забота - ответственность за семью. Он получал письма от родителей - вся их надежда была на Антона. И он занимался репетиторством, распродавал хозяйственные вещи - у родителей часто не хватало денег даже на почтовые марки. «Хозяйствуй, как сам знаешь, только чтобы все было хорошо, как при нас»,- писал отец. Антон старался утешить мать, поддержать отца.

В те годы он жил напряженной внутренней жизнью, о которой мы, к сожалению, знаем очень мало. Он бывал в театре, много читал, обдумывал прочитанное и увиденное; у него складывался свой взгляд на жизнь, на литературу. Но сделать литературу своей будущей профессией он в те годы не собирался. Родителям очень хотелось видеть его врачом, и это не противоречило стремлениям Антона.

Закончив в Таганроге гимназию, Чехов уехал в Москву и поступил в 1879 году на медицинский факультет  Московского университета.

Подлинное уважение всей семьи было отдано Антону. Младшие его любили, старшие считались с ним; родные верили ему, когда он обещал: «Будем, будем жить по-человечески!»

 

Сообщение 8. В Москве Чехову пришлось налаживать новую жизнь, и он должен был многое изменить в себе, чтобы, как писал он брату, «не стоять ниже уровня среды, в которую попал». И Чехов без сожаления расстается с некоторыми провинциальными привычками, изменяет свой мягкий южный выговор настолько, что позднее современники отмечали «его настоящее московское великорусское наречие». /сл. 15/ О своей новой московской жизни Антон Павлович писал дяде Митрофану Егоровичу: «Тут мой дом, моя карьера... В Москве врачу некогда ходить в клуб и играть в карты. Как человек пишущий я имею смысл только в столице». Учась в университете, уже на первом курсе Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах: в «Стрекозе», «Будильнике» и других. /сл. 16/ За 1883 - 1885 годы Чехов написал целый том фельетонов, сценок, коротких рассказов. Писал под разными псевдонимами, чаще всего - под именем «Антоша Чехонте». Это имя вскоре стало известным его читателям. Лишь позднее, в 1887 году, под сборником рассказов Чехова появилась его настоящая фамилия.

За первые три года жизни в Москве, по словам брата Чехова Михаила Павловича, семья их двенадцать раз меняла квартиры: семья была большая и постоянно у Чехова жили студенты, платившие за это гроши и получавшие уход и внимание. После перенесенной тогда тяжелой простудной болезни Чехов часто ночью стал кашлять, но не позволял докторам себя обследовать, не хотел беспокоить родных. К сожалению, сильный кашель Чехова был началом его будущей смертельной болезни - чахотки. Однако жизнь и молодость брали свое. Как вспоминал его брат, Чехов в эти годы не любил одиночества. У него «вечно толклись молодые люди, наверху играли на пианино, велись шутливые разговоры, внизу он сидел у своего стола и писал. Но эти звуки только подбадривали его. Он не мог жить без них. Он всегда принимал самое живое участие в общем веселье».

Эта привычка - быть среди людей - сохранилась у Чехова до конца. Когда ему это требовалось, он уединялся в кабинете для работы. В Москве Антон Павлович становился центром и почти главой семьи. М.П.Чехова писала: «Воля Антона стала как бы доминирующей... Появились неизвестные дотоле замечания: «Нужно быть справедливым», «не надо лгать»... Антон Павлович решительно перестраивал жизнь свою и семьи на новых гуманных началах.

 

Сообщение 9. В Москве Чехов стал свидетелем большого события - открытия памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре 6 июня 1880 года. А спустя 8 лет Чехов получил Пушкинскую литературную премию, учрежденную в 1880 году, за сборник рассказов «В сумерках». С 1883 года Чехов стал корреспондентом петербургского журнала «Осколки». Он писал о мелочах московской жизни, в которых, как в капле воды, отражались проблемы русской жизни вообще: о состоянии больниц и аптек, о водопроводе, о стройках, о судебных процессах, растратах и взятках. Юмором Чехов старался исправить то, что его раздражало в жизни. Но знакомство с этой жизнью, с судьбами людей, ранило Чехова. Как врач и писатель он бывал в убогих лачугах, темных углах, грязных переулках. В 1886 году, поздравляя писателя Григоровича с Рождеством, Чехов горько заметил: «Праздник поэтический. Жаль только, что на Руси народ беден и голоден». О народе Чехов говорил не понаслышке. И в его юмористических рассказах появляются горькие нотки, напоминающие гоголевский «смех сквозь слезы». Чехов пишет просто, его юмор выглядит житейским, но заставляет задуматься о сути окружающей жизни.

Чехов любил все живое, любил собак, птиц, любил природу. Летом он обычно уезжал из Москвы на дачу. А позже решил завести свой собственный «хутор», /сл. 17/ которым стала для него усадьба Мелихово под Москвой, куда в 90-х годах переехала вся семья Чеховых. Там Чехов сажал деревья, ухаживал за розами, смог, наконец, жить вместе с природой. Но еще в студенческие годы Чехов летом бывал в Воскресенске, Звенигороде, любил гулять по этим прекрасным подмосковным местам. Три лета подряд, в 1885-1887 годах, Антон Павлович прожил в подмосковном имении Бабкино, где хозяева любили искусство, литературу, где звучала музыка, пели романсы. Там Чехов сдружился с художником И.И. Левитаном, которого знал прежде. Но и здесь Чехов не просто отдыхал. Он много писал на «маленьком столике на чугунных ножках».

И не только писал. «К нему постоянно съезжались и cxoдились больные со всех окрестных деревень, так что у нас образовалось нечто вроде амбулатории с целой аптекой... Антона Павловича как врача не щадили даже ночью... Он никого не отпускал без лекарства», -так писал об этом брат Чехова. На лечение больных А.П. Чехов тратил свои не столь большие средства. /сл. 18/ Чехов не проповедовал дел - он их делал. При этом Чехов не терпел шума вокруг своего имени, стремился к тому, чтобы о его делах знали лишь те, кого это непосредственно касалось. Особенно он не любил официальных почестей. Даже дарованное ему царем Николаем Вторым дворянство просто оставил без внимания. Чехов внешне был сдержанный, но деятельный человек. Он считал, что любовь должна быть действенной. Надо помогать людям - это был его принцип. Таганрогу Чехов подарил большую библиотеку, посылал туда свои книги. Писатель А.И.Куприн, вспоминая Чехова, высоко оценивал его личность: «Он мог быть благодетелем, не рассчитывая на благодарность... Он волновался, мучился и болел всем, чем болели лучшие русские люди».

/сл. 19,20 / Быстро развивающийся туберкулез заставил писателя поселиться в Ялте. В 1904 году он уехал лечиться в Германию, где и умер…/сл.21/

 

           IV.      Проверка конспектов, составленных по устным сообщениям учащихся (фронтальная беседа по вопросам).

üИтак, взгляните еще раз на таблицу, которую вы заполняли  фактами биографии писателя. Каких сторон его жизни у вас получилось больше, «черных» или «белых»?

üЧто вы записали справа? Слева?

üДавайте посмотрим на «черное» событие. Разве оно сыграло только отрицательную роль в жизни Антона Павловича? Что нового как личность приобрел писатель, пережив эти горести? Это «светлое» приобретение? (Так же разбирается еще несколько записей)

üКакой вывод из нашей таблицы мы можем сделать? (Жизнь неоднозначно, каждое событие можно расценить и как плохое, и как хорошее, нельзя делить жизнь только на «черное» и «белое», ведь так много цвета у нас в жизни!) /сл. 22/

              V.      Первичное восприятие текста. Проверка первичного восприятия.

           VI.                Первый рассказ Чехова, напечатанный в Московском журнале

«Стрекоза», имел довольно длинное название – «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху». /сл. 23/ Уже в этом рассказе наметилась многоплановость Чехова-писателя, его особенный стиль, особенное миропонимание… Давайте попробуем, прочитав и проанализировав этот рассказ, выявить его особенности, понять идеи, дать характеристику первых чеховским литературным образам.

1.     Прочитайте рассказ.

2.     Подготовьте ответы на вопросы:

ØЧто особенное сразу обращает на себя внимание в рассказе?

ØКакие чувства вызывает прочитанное?

ØКого можно назвать героями этого рассказа?

 

 

        VII.      Работа со словарным строем произведения, выявление стилистических и жанровых особенностей. (Работа по группам).

        /сл. 24/  Задание для первой группы: выпишите из текста рассказа слова устаревшие, неправильно употребленные или записанные с ошибками. Подумайте, кто допустил такое написание, издатель, редактор книги, автор или его герой? Для чего?

Задание для второй группы: раскройте (с помощью словаря) значение

слов «письмо», «стилизация», «пародия», определите жанровое своеобразие произведения. Подумайте, для чего писатель выбрал именно такую форму для своих мыслей?

     VIII.      Анализ темы, идеи произведения, характеристика образов, героев (фронтальная беседа).

Вопросы для беседы:

1)    Какова тема рассказа? О чем пишет Чехов?

2)    Что хотел сказать автор своим произведением? Каковы его идеи?

3)    Дайте характеристику донскому помещику. Что помогает нам понять, что Семи-Булатов обладает такими качествами? Подтвердите свою мысль текстом.

           IX.      Выявление особенностей чеховского стиля.

            Итак, мы отметили, что образ героя «Письма ученому соседу» создается через его собственную речь, а именно - с помощью деталей его речи. Найдите в литературоведческом словаре определение термина «Художественная деталь». У Чехова-писателя это один из главных приемов изображения действительности.

      Как словарь определяет понятия: «юмор», «ирония», «сатира», «сарказм»?…Как смеется Чехов?

              X.      Подведение итогов урока.

 

           XI.      Домашнее задание /сл.25/ (прочитать «Приданое», «Шуточка», «Красавицы», обратить внимание на донской колорит в рассказах).

Автор Черниченко Наталья Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1108
Номер материала 16687
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓