Главная / Русский язык и литература / Урок по теме"Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему(ОГЭ.15.1)"(9класс).Презентация к уроку на тему "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

Урок по теме"Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему(ОГЭ.15.1)"(9класс).Презентация к уроку на тему "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

Тема: «Обучение сочинению – рассуждению на лингвистическую тему (15.1)» .Урок- практикум.

Цели:

Образовательная: обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, подготовка к написанию части 15.1 на ОГЭ;

Развивающая: развитие мыслительно-речевой деятельности у учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, создание условий для развития коммуникативных навыков;

Воспитательная: развитие системы ценностных отношений к русскому языку, воспитание бережного отношения к слову автору, к собственному слову, к культуре речи.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

Прослушайте стихотворение поэта 18 века Сумарокова(1слайд)

Язык наш сладок. чист, и пышен, и богат,

Но скудно вносим мы в него хороший склад.

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

(Склад-речь, складно- хорошо говорить)

1.1.К чему Сумароков нас призывает? (учиться говорить выразительно, красиво, писать грамотно)

1.2.А зачем вам это нужно? Что нужно знать, чтобы написать 15.1 на ОГЭ?

(знать технологию написания сочинения на лингвистическую тему, знать лингвистические термины, изобразительно-выразительные средства, уметь находить их в речи)

Вот вы и определили цели нашего урока(слайд2) Запись в тетради темы урока.

2.Беседа.Подготовка к части 15.1.

2.1.Что изучает лингвистика? (Наука о языке, языкознании. Изучает морфологию, синтаксис)

2.2.Какие разделы науки о языке вы знаете? (Слайд3).

2.3.Практикум (работа с текстом):

Беседа:

-Сегодня мы работаем по тексту А. Лиханова, писателя, журналиста. Открываем вариант 2 (стр.11). (слайд4).

-Вспомним пошаговую инструкцию по написанию 15.1 и в этой последовательности будем работать.

1 часть(до создания черновика):

-знакомимся с высказыванием. Осмысливаем его. Определяем ключевые слова. Что такое «ключевое слово»?

-определяем основную мысль высказывания(о каких свойствах языка, языковых явлениях идет речь),

-читаем текст, обращаем внимание на идею текста, главную мысль,

-находим примеры языковых явлений, подчеркнутых в высказывании, помогающих нам понять основную мысль текста. (слайд 6 ).

Работаем над перечисленными этапами:

1.Работа над высказыванием А.И.Горшкова. С каким разделом о языке связано это высказывание? (Речь) (Слайд 5).

2. Вспомните изобразительно-выразительные средства .

Предлагаю вам тест. (Слайд 7-14)

Критерии оценки: (15 слайд)

+7= «5»

+5-6= «4»

+3-4= «3» Оцените себя! (Сдают листочки учителю)

Ключ: 4,4,2,3,4,1,1

3.Чтение текста.

3.1.О чём нам говорит автор. Идея текста?

3.2.Находим примеры языковых явлений. Что нам может помочь? Какие задания 1 части нужно посмотреть? (2.3)

Предложения№4,6,7-лексические повторы( «приговаривая», «гладила») Показывают, как долго и упорно ухаживала вахтерша за Пряхиным.

Предложение№5 – «расширенные болью зрачки»- позволяет ярче представить болезненное состояние Алексея. «Златом-серебром»- сказочные слова делают речь образной .яркой.

Предлож.№19- «весь бы мир в магазин превратился»-подчеркнута эмоциональность речи женщины.

2часть работы- создание сочинения- рассуждения. Творчество-это всегда труд. Обратите внимание, какую подготовительную работу мы уже проделали. Горький говорил: «Прежде чем начать писать, я задаю себе 3 вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». (Слайд 16).

-Вспомните из каких частей состоит сочинение- рассуждение на лингвистическую тему?

1.Вступление.Тезис-высказывание.

2.Основная часть.2 аргумента.

3.Вывод.

Составляем рабочие материалы:

1.Что может быть во вступлении? (Слайд 18). Лексика: автор анализирует, характеризует подчеркивает.. Не могу не согласиться. Разделяю точку зрения автора, поддерживаю мнение..

2.Приступаем к основной части. Последовательность раскрытия аргументов: определение термина + его роль в тексте + № предложения, где употребляется термин + его цель употребления в тексте. (Слайд №19). Обратите внимание на лексику этой части.

Например: В русском языке существует множество средств выразительности: метафоры, эпитеты, гиперболы. Чтобы привлечь особое внимание читателя, произвести на него сильное впечатление, Лиханов, мне кажется, усиливает в тексте присутствие лексических повторов (предложения 4,6.7).Слова «приговаривая, приговаривая», «гладила и гладила» создают картину долгого, упорного выхаживания вахтершей Пряхина.

3.Как завершаем сочинение-рассуждение? (Слайд20). Лексика завершающей части.

4.Сегодня вы убедились еще раз, что русский язык – явление уникальное, удивительное. Изучение лингвистики- это один из путей, позволяющих нам овладеть мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

-Как вы понимаете слова-философа Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел»? (Слайд 24-25).

5.Рефлексия. Определите своё настроение сегодня на уроке.

Вернёмся к высказыванию Сумарокова. Как же добиться правильности нашей речи, умения говорить грамотно, выразительно? Вспомните, о чем мы сегодня говорили.

(расширять лексикон свой, следить за своей речью, не употреблять слов- паразитов, сделать свою речь образной…)

Д\З написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (закончить сочинение по тексту А.Лихачева).

Урок по теме"Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему(ОГЭ.15.1)"(9класс).Презентация к уроку на тему "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок-практикум по теме"Обучение сочинению рассуждению на лингвистическую тему" в 9классе.В ходе урока учащиеся отрабатывают ЗУН по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1 на ОГЭ).Работа ведется по тексту А. Лиханова.Выполняя пошаговую инструкцию написания сочинения-рассуждения, дети выполняют тест по теме "Иэобразительно-выразительные средства", проверяют себя и оценивают свою работу. В ходе практикума учащиеся пишут сочинения.В процессе работы приходят к выводу:русский язык – явление уникальное, удивительное. Изучение лингвистики- это один из путей, позволяющих нам овладеть мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Автор Волкова Любовь Васильевна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 4892
Номер материала 5260
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓