Тема
урока : «Валентность»
Цель
урока: а) сформировать понятие «валентность»,
научить осмысленно записывать химические формулы, понимать причину различия
состава веществ; уметь определять валентность по формуле вещества.
б)
развивать логическое мышление учащихся, умение отстаивать свою позицию,
работать с разными источниками информации. Развивать основные мыслительные
операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение); умения рефлексии своей
деятельности.
в)
воспитывать культуру общения и труда. Воспитывать толерантность, уважение к
научному познанию.
Оборудование:
Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, Таблица
«Валентность», магнитные модели молекул, алгоритм определения валентности для
учащихся.
План
урока:
Организационный
момент.
Повторение
(фронтальный опрос).
-
Проверка Д/З
-
Что означают записи : 2СО2;3CO;
CuCl2;
5Н2О; Н2; 5S;
2N2;
7O2;
3Cu;
CaO?
-
Какую информацию несёт химическая формула(вещество: простое или сложное ,
состав: качественный и количественный, соотношение атомов)
-
Почему
O2, N2, H2, S, Cu.
Изучение
новой темы.
Актуализация
знаний, постановка проблемной ситуации.
Определите
количественный и качественный состав веществ, формулы которых записаны на
доске.
СО2,
СО, HCl, Р2О5, H2O, NH3, CH4
Какой
можно сделать вывод о способности присоединения атомом водорода атомов других
химических элементов?
-
Высказывания учащихся.
-
Обобщение учителя, рассказ.
Формулы
показывают, что атомы соединяются между собой в различных соотношениях.
Изучение состава веществ, образованных водородом и атомами других элементов
показало, что его атом не может присоединить более одного атома других
элементов. Это позволило принять валентность водорода за 1. Отсюда следует, что
если в состав молекулы НСl входит по 1 атому водорода и хлора, то валентности
этих элементов равны.
Поскольку
в молекуле H2O содержится один атом кислорода и 2 атома водорода, значит
валентность кислорода в 2 раза превышает валентность водорода и равна 2.
(Демонстрация магнитных моделей) .
Валентность
обозначают римскими цифрами. Структурная формула показывает порядок соединения
атомов в молекуле. Чёрточками (валентный штрих) показываем на валентность, а их
число указывает значение валентности.
Работа
по учебнику с таблицей валентностей
Таким
образом, валентность – способность атомов присоединять определённое число
других атомов и выражают её числом, сравнивая с валентностью водорода, принятой
за единицу.(запись определения в тетради)
Способность
элемента проявлять то или иное значение валентности определяется строением их
атомов. Строение атомов мы будем изучать позднее, а сейчас ознакомимся с
некоторыми приёмами определения валентности элемента по его положению в ПС.
(Работа с периодической таблицей химических элементов Д.И. Менделеева
1-валентные элементы, 2-валентные, 3-валентные).
Запись
алгоритма определения валентности по формуле.
Выполнение
упражнений у доски.
Al2O3
CaH2
CaS
NaCl
P2O5
NaH
K2S
ZnCl2
Na2O
Al2H3
Al2S3
ALCl3
знакомство
с названиями отдельных солей и классов неорганических веществ – это опережающие
знания, которыми учащиеся могут в дальнейшем свободно оперировать при изучении
отдельных классов неорганических веществ.
ЭхОу
- оксиды
ЭхSу ( сера последней в молекуле - валентность = II)
- сульфиды
ЭхСlу( хлор последний в молекуле - валентность = I)
- хлориды
Закрепление.
Пользуясь таблицей валентностей некоторых химических элементов, в соответствии
с алгоритмом, самостоятельно определите валентность элементов по предложенным
формулам. Fe2O3,
FeO,
FeS,
Ni2O3,
SnO2,
AgCL,
Ag2O,
HgO,HgS,
B2O3,
SiH4,
Cl2O7,
BaO,
BaH2,
BaCl2,
BaS.
Объявление
оценок. Рефлексия
Домашнее
задание: §11, упр. 4 стр. 37 (учебник Г.Е.
Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, М. «Просвещение»Ю, 20011).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.