Инфоурок Химия КонспектыУрок по теме "Углеводы" (10 класс)

Урок по теме "Углеводы" (10 класс)

Скачать материал

МОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 25»

 

 

 

Урок  по  теме:

«УГЛЕВОДЫ»

( 10 класс)

 

                                              Провела:  учитель химии

                                                                                          Родионова Л.В.

 

 

 

 

 

 

                                    г.о. Саранск

Урок  по теме: «Углеводы» (10  класс)   слайд 1

 

Цель:  Обобщая  знания из курса биологии об углеводах, выяснить  химический  состав и  особенности  строения  углеводов.

Оборудование: карточки  с заданиями, набор  лабораторного  оборудования и химических  реактивов, компьютер, проектор.

Ход   урока

1.   Организационный  момент.

                Учитель  химии: Сегодня  мы проводим  урок,  посвященный  одним из  важнейших  органических  веществ  на Земле, входящих в  состав любой  клетки. Это  УГЛЕВОДЫ!

Откройте  тетради  и запишите: число и   тему урока.   слайд 2

Узучая  биологию, вы могли убедиться, что если бы  исчезли углеводы, то  исчезла бы жизнь на Земле.

На доске  записаны  органические  вещества: рибоза и дезоксирибоза; глюкоза и фруктоза; сахароза и лактоза; крахмал и гликоген; целлюлоза  и хитин.

Вспомните, ребята,  к какому  классу органических  веществ все они относятся?

Что такое  углеводы? Почему  они  так  называются?  слайд 3

Какая  общая формула  углеводов?  (прикрепить  на доске)

Чтобы  доказать, что в состав  углеводов  входят  С и Н2О  - проделайте  лабораторный  опыт  по  сжиганию  сахарозы.

 

Лабораторный опыт № 1.  слайд 4

Оборудование: Пробирки, сахароза, спиртовки, держатели.

 

 

Инструктивная карточка

Положите в пробирку немного сахарозы, нагрейте до появления признаков реакции. Что вы наблюдаете? Какие вещества образовались?

Запишите в тетрадь свои наблюдения. Сделайте вывод о составе углеводов.

Вывод: В состав  углеводов  входят  углерод и  вода.

Ребята, скажите, как классифицируют  углеводы?  По  какому  признаку?   слайд 5

Распределите  все  углеводы  на доске (используя  магниты) –           1 ученик у доски.

Скажите, а какие функции  выполняют  углеводы?  слайд 6

(1 ученик- рассказывает  )

Учитель  химии: Ребята, давайте  вcпомним, в каких  продуктах  питания больше  всего  содержится  углеводов? Какова  судьба  углеводов  в пищеварительной  системе  человека?

(презентация – 1 ученик)

(Больше  всего углеводов  содержится  в продуктах  растительного  происхождения)

Вопросы  к  классу:

1.    Все ли углеводы  мы  употребляем  в пищу?  Почему?

2.    Что произойдет с хлебом , если его долго жевать во рту?

(в ротовой полости  сложные  углеводы под воздействием  ферментов  слюны  превращаются в глюкозу,  поэтому  хлеб  становится сладким)

Вывод: Значит, крахмал  состоит из  глюкозы.

Вспомните, что образуется при  гидролизе  крахмала?  ( записать на доске – 1 ученик)

Скажите, ребята, а отличается крахмал от глюкозы?

Учитель химии: Познакомимся с физическими  свойствами  углеводов  на примере глюкозы  и крахмала.

Лабораторный опыт № 2.  слайд 7

Оборудование: пробирки, стаканы с водой, спиртовка, держатели, раствор йода, крахмал, глюкоза.

Инструктивная карточка

 Сравните цвет глюкозы и крахмала. Положите в две пробирки равное количество глюкозы и крахмала. Прилейте воду, взболтайте, наблюдайте за растворимостью в холодной воде. Подогрейте обе пробирки. Что наблюдаете? Растворите глюкозу, и крахмал в холодной воде добавьте по капле йодной настойки. Наблюдайте за изменением цвета. Сделайте вывод о качественной реакции на крахмал.

Наблюдения и выводы оформите в виде таблицы.

свойства

глюкоза

крахмал

1. Цвет

2. Растворимость в холодной воде

3. Растворимость в горячей воде

4. Взаимодействие с йодом

 

Полученные результаты  вносятся в таблицу на доске – 1 ученик.

Вывод: глюкоза  и крахмал  отличаются по физическим свойствам. Это объясняется особенностью их  строения.

Учитель химии: Одним из важнейших  углеводов  является  крахмал, который  образуется в листьях в процессе  фотосинзеза.

( рассказ 1 уч-ся- презентация)

 

Учитель химии: мы с вами  увидели, что крахмал образуется в процессе фотосинтеза. Так же  выяснили, что под действием  ферментов  крахмал  распадается до глюкозы.

Поэтому, глюкоза – составная часть  крахмала. Рассмотрим  ее строение.

Запишите на доске  линейную  форму молекулы  глюкозы. Расскажите о циклическом  строении глюкозы (формулы Хеуорса)- 1  ученик  у  доски    слайд 8

Какой  вывод можно  сделать  из  строения  глюкозы?

Вывод:  глюкоза является  альдегидоспиртом.

Докажите экспериментально, что  глюкоза – альдегидоспирт.

Лабораторный опыт № 3.  слайд 9

Оборудование: Пробирки, раствор глюкозы, CuSO4, NaOH, Ag2O, спиртовка, держатель.

Инструктивная карточка:

1.     В пробирку к 3-4 каплям раствора сульфата меди двухвалентного прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объём раствора глюкозы и смесь взболтайте. Как изменилась окраска раствора?

2.     К аммиачному раствору оксида серебра, налитому в чистую пробирку, добавьте в два раза меньше раствора глюкозы. Нагрейте смесь. Объясните наблюдаемое явление.

3.     На основании проведенных опытов, поясните, какие функциональные группы входят в состав глюкозы.

 

Вывод: глюкоза  является  альдегидоспиртом.      слайд 10

А какими специфическими  свойствами  обладает  глюкоза?

( реакции  брожения) – 1 ученик   слайд 11

 

Учитель химии: Изучая биологию, и на уроках  химии,  вы выяснили, что УГЛЕВОДЫ- основной источник  энергии, а какова потребность организма  человека в  углеводах? Сколько  углеводов нужно  потреблять  человеку для сохранения здоровья? (  1 ученик – презентация )  слайд 12

Ребята, в заключении урока, давайте подведём  итог нашего урока. слайд 13

Для  чего  нужно  изучать  углеводы? ( уч-ся делают  выводы)

слайд 14, 15, 16.

 

Контроль знаний:  Тест  (листочки с тестом на столах)

Вариант 1 

Вариант 2

В конце урока собрать листочки.  Поставить оценки  уч-ся.

Спасибо  за урок!        Слайд17

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Углеводы" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Этот урок,  посвящен  одним из  важнейших  органических  веществ  на Земле, входящих в  состав любой  клетки. Это  УГЛЕВОДЫ!

     Данный урок позволяет  обобщить  знания из курса биологии об углеводах, выяснить  химический  состав и  особенности  строения  углеводов.

     Для проведения данного урока  необходимо следующее оборудование: карточки  с заданиями, набор  лабораторного  оборудования и химических  реактивов, компьютер, проектор.

    Узучая  биологию, можно  убедиться, что если бы  исчезли углеводы, то  исчезла бы жизнь на Земле.

 

      На данном уроке вспоминаем органические  вещества: рибоза и дезоксирибоза; глюкоза и фруктоза; сахароза и лактоза; крахмал и гликоген; целлюлоза  и хитин. Выясняем, какое значение имеют углеводы  и их роль в организме человека.

 

    Вспоминаем с ребятами ,  к какому  классу органических  веществ все они относятся.

 

    Выясняем,  почему  они  так  называются?  

   Какая  общая формула  этого класса?  (прикрепить ее  на доске)

Чтобы  доказать, что в состав  углеводов  входят  С и Н2О  - проделываем  лабораторный  опыт  по  сжиганию  сахарозы.

На уроке вcпоминаем, в каких  продуктах  питания больше  всего  содержится  углеводов? Какова  судьба  углеводов  в пищеварительной  системе  человека? Очень интересными кажутся вопросы:

Вопросы  к  классу:

1.    Все ли углеводы  мы  употребляем  в пищу?  Почему?

2.    Что произойдет с хлебом , если его долго жевать во рту?

Н         На уроке ребята знакомятся с физическими  свойствами  углеводов  на примере глюкозы  и крахмала.

И      Изучая биологию, и на уроках  химии,   выясняем, что УГЛЕВОДЫ- основной источник  энергии, а какова потребность организма  человека в  углеводах? Сколько  углеводов нужно  потреблять  человеку для сохранения здоровья?Ребята с интересом рассказывают об этом, подготовившись чуть ранее с этим вопросом.

Д    Возникает вопрос - Для  чего же   нужно  изучать  углеводы?

Нна который ребята быстро находят ответы!

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 780 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Практическая работа по химии "Решение экспериментальных задач по теме "Основные классы неорганических соединений", 8 класс
  • Учебник: «Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
  • Тема: § 48. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
  • 03.10.2020
  • 6162
  • 124
«Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 572
    • DOCX 18.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Родионова Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Родионова Людмила Викторовна
    Родионова Людмила Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4073
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 573 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе