Главная / Химия / Урок по теме "Углеводы" (10 класс)

Урок по теме "Углеводы" (10 класс)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»







Урок по теме:

«УГЛЕВОДЫ»

( 10 класс)



Провела: учитель химии

Родионова Л.В.













г.о. Саранск

Урок по теме: «Углеводы» (10 класс) слайд 1



Цель: Обобщая знания из курса биологии об углеводах, выяснить химический состав и особенности строения углеводов.

Оборудование: карточки с заданиями, набор лабораторного оборудования и химических реактивов, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель химии: Сегодня мы проводим урок, посвященный одним из важнейших органических веществ на Земле, входящих в состав любой клетки. Это УГЛЕВОДЫ!

Откройте тетради и запишите: число и тему урока. слайд 2

Узучая биологию, вы могли убедиться, что если бы исчезли углеводы, то исчезла бы жизнь на Земле.

На доске записаны органические вещества: рибоза и дезоксирибоза; глюкоза и фруктоза; сахароза и лактоза; крахмал и гликоген; целлюлоза и хитин.

Вспомните, ребята, к какому классу органических веществ все они относятся?

Что такое углеводы? Почему они так называются? слайд 3

Какая общая формула углеводов? (прикрепить на доске)

Чтобы доказать, что в состав углеводов входят С и Н2О - проделайте лабораторный опыт по сжиганию сахарозы.



Лабораторный опыт № 1. слайд 4

Оборудование: Пробирки, сахароза, спиртовки, держатели.





Инструктивная карточка

Положите в пробирку немного сахарозы, нагрейте до появления признаков реакции. Что вы наблюдаете? Какие вещества образовались?

Запишите в тетрадь свои наблюдения. Сделайте вывод о составе углеводов.

Вывод: В состав углеводов входят углерод и вода.

Ребята, скажите, как классифицируют углеводы? По какому признаку? слайд 5

Распределите все углеводы на доске (используя магниты) – 1 ученик у доски.

Скажите, а какие функции выполняют углеводы? слайд 6

(1 ученик- рассказывает )

Учитель химии: Ребята, давайте вcпомним, в каких продуктах питания больше всего содержится углеводов? Какова судьба углеводов в пищеварительной системе человека?

(презентация – 1 ученик)

(Больше всего углеводов содержится в продуктах растительного происхождения)

Вопросы к классу:

  1. Все ли углеводы мы употребляем в пищу? Почему?

  2. Что произойдет с хлебом , если его долго жевать во рту?

(в ротовой полости сложные углеводы под воздействием ферментов слюны превращаются в глюкозу, поэтому хлеб становится сладким)

Вывод: Значит, крахмал состоит из глюкозы.

Вспомните, что образуется при гидролизе крахмала? ( записать на доске – 1 ученик)

Скажите, ребята, а отличается крахмал от глюкозы?

Учитель химии: Познакомимся с физическими свойствами углеводов на примере глюкозы и крахмала.

Лабораторный опыт № 2. слайд 7

Оборудование: пробирки, стаканы с водой, спиртовка, держатели, раствор йода, крахмал, глюкоза.

Инструктивная карточка

Сравните цвет глюкозы и крахмала. Положите в две пробирки равное количество глюкозы и крахмала. Прилейте воду, взболтайте, наблюдайте за растворимостью в холодной воде. Подогрейте обе пробирки. Что наблюдаете? Растворите глюкозу, и крахмал в холодной воде добавьте по капле йодной настойки. Наблюдайте за изменением цвета. Сделайте вывод о качественной реакции на крахмал.

Наблюдения и выводы оформите в виде таблицы.

свойства

глюкоза

крахмал

1. Цвет



2. Растворимость в холодной воде



3. Растворимость в горячей воде



4. Взаимодействие с йодом





Полученные результаты вносятся в таблицу на доске – 1 ученик.

Вывод: глюкоза и крахмал отличаются по физическим свойствам. Это объясняется особенностью их строения.

Учитель химии: Одним из важнейших углеводов является крахмал, который образуется в листьях в процессе фотосинзеза.

( рассказ 1 уч-ся- презентация)



Учитель химии: мы с вами увидели, что крахмал образуется в процессе фотосинтеза. Так же выяснили, что под действием ферментов крахмал распадается до глюкозы.

Поэтому, глюкоза – составная часть крахмала. Рассмотрим ее строение.

Запишите на доске линейную форму молекулы глюкозы. Расскажите о циклическом строении глюкозы (формулы Хеуорса)- 1 ученик у доски слайд 8

Какой вывод можно сделать из строения глюкозы?

Вывод: глюкоза является альдегидоспиртом.

Докажите экспериментально, что глюкоза – альдегидоспирт.

Лабораторный опыт № 3. слайд 9

Оборудование: Пробирки, раствор глюкозы, CuSO4, NaOH, Ag2O, спиртовка, держатель.

Инструктивная карточка:

  1. В пробирку к 3-4 каплям раствора сульфата меди двухвалентного прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объём раствора глюкозы и смесь взболтайте. Как изменилась окраска раствора?

  2. К аммиачному раствору оксида серебра, налитому в чистую пробирку, добавьте в два раза меньше раствора глюкозы. Нагрейте смесь. Объясните наблюдаемое явление.

  3. На основании проведенных опытов, поясните, какие функциональные группы входят в состав глюкозы.



Вывод: глюкоза является альдегидоспиртом. слайд 10

А какими специфическими свойствами обладает глюкоза?

( реакции брожения) – 1 ученик слайд 11



Учитель химии: Изучая биологию, и на уроках химии, вы выяснили, что УГЛЕВОДЫ- основной источник энергии, а какова потребность организма человека в углеводах? Сколько углеводов нужно потреблять человеку для сохранения здоровья? ( 1 ученик – презентация ) слайд 12

Ребята, в заключении урока, давайте подведём итог нашего урока. слайд 13

Для чего нужно изучать углеводы? ( уч-ся делают выводы)

слайд 14, 15, 16.



Контроль знаний: Тест (листочки с тестом на столах)

Вариант 1

Вариант 2

В конце урока собрать листочки. Поставить оценки уч-ся.

Спасибо за урок! Слайд17



Урок по теме "Углеводы" (10 класс)
  • Химия
Описание:

       Этот урок,  посвящен  одним из  важнейших  органических  веществ  на Земле, входящих в  состав любой  клетки. Это  УГЛЕВОДЫ!

     Данный урок позволяет  обобщить  знания из курса биологии об углеводах, выяснить  химический  состав и  особенности  строения  углеводов.

     Для проведения данного урока  необходимо следующее оборудование: карточки  с заданиями, набор  лабораторного  оборудования и химических  реактивов, компьютер, проектор.

    Узучая  биологию, можно  убедиться, что если бы  исчезли углеводы, то  исчезла бы жизнь на Земле.

 

      На данном уроке вспоминаем органические  вещества: рибоза и дезоксирибоза; глюкоза и фруктоза; сахароза и лактоза; крахмал и гликоген; целлюлоза  и хитин. Выясняем, какое значение имеют углеводы  и их роль в организме человека.

 

    Вспоминаем с ребятами ,  к какому  классу органических  веществ все они относятся.

 

    Выясняем,  почему  они  так  называются?  

   Какая  общая формула  этого класса?  (прикрепить ее  на доске)

Чтобы  доказать, что в состав  углеводов  входят  С и Н2О  - проделываем  лабораторный  опыт  по  сжиганию  сахарозы.

На уроке вcпоминаем, в каких  продуктах  питания больше  всего  содержится  углеводов? Какова  судьба  углеводов  в пищеварительной  системе  человека? Очень интересными кажутся вопросы:

Вопросы  к  классу:

1.    Все ли углеводы  мы  употребляем  в пищу?  Почему?

2.    Что произойдет с хлебом , если его долго жевать во рту?

Н         На уроке ребята знакомятся с физическими  свойствами  углеводов  на примере глюкозы  и крахмала.

И      Изучая биологию, и на уроках  химии,   выясняем, что УГЛЕВОДЫ- основной источник  энергии, а какова потребность организма  человека в  углеводах? Сколько  углеводов нужно  потреблять  человеку для сохранения здоровья?Ребята с интересом рассказывают об этом, подготовившись чуть ранее с этим вопросом.

Д    Возникает вопрос - Для  чего же   нужно  изучать  углеводы?

Нна который ребята быстро находят ответы!

 

 

 

 

 

 

Автор Родионова Людмила Викторовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 2244
Номер материала 3877
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓