Главная / Русский язык и литература / Урок по теме Словообразвание

Урок по теме Словообразвание

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Тема: «Словообразование»

ЦЕЛИ:

  1. Повторить орфограммы, изученные в теме «Словообразование»; закрепить умение делать разбор слова по составу и словообразовательный разбор; формировать навыки самостоятельной работы учащихся, учить анализировать текст, учить применять полученные на предыдущих уроках знания при выполнении практических заданий.

  2. Развивать речь учащихся; Обогащать словарный запас, прививать любовь и внимание к слову, работать над выразительностью речи учащихся, развивать мышление, учить анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия.

  3. В ходе взаимодействия на уроке воспитывать у учащихся вежливость, дисциплинированность, откровенность, требовательность к себе, аккуратность. Воспитывать чувство доброты и милосердия.


Оборудование: Текст для каждого учащегося, словари, карточки с заданиями, ребус.

На доске: эпиграф урока, словари.

ХОД УРОКА.

  • Ребята, проверьте, в порядке ли ваши рабочие места.

  • Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока.

  • На прошедшем уроке мы с вами начали повторять тему «Словообразование». Вспомните, что мы уже повторили? Что ещё нам нужно повторить? Сформулируйте каждый для себя цель урока.

  • Рассмотрите ребус и отгадайте слово, зашифрованное в нём. (доброта). Не случайно именно это слово я вам загадала, потому что, кроме того, что мы повторим сегодня с вами тему «Словообразование», мы поговорим сегодня о доброте.

  • Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой». Фазиль Искандер.

  • Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).

  • А что такое доброта? Я просила вас посмотреть значение этого слова в толковом словаре. (Отзывчивость, душевное расположение к людям, забота о людях, умение откликнуться на чужое горе, делать то, что нравится людям).

  • А теперь давайте повторим орфограммы, изученные нами в теме «Словообразование». Задайте, пожалуйста, друг-другу вопросы по изученному материалу.


На доске подсказка: - кос - кас

- гор - гар

- при - пре

ы

и

о

е

способы образования слов.

  • Определите, каким способом образованы следующие слова: доброта, предобрый, одобрить, добродушный.

  • Приведите примеры других сложных слов, одним из корней которых является корень добр. (Добропорядочный, добросердечный, добродушный, добронравный, добровольный, добродетельный, доброкачественный).

  • Запишите эти слова в тетрадь. Если вы затрудняетесь, то можете воспользоваться орфографическим словарём.

  • А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.



Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Хозяин сразу бросился к знакомому ветеринарному врачу. Лечить раненое животное непростая и опасная процедура. Приняв все меры предосторожности, врач соединил кости, наложил лубки и забинтовал ногу.
Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но Афанасий Григорьевич привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.
Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал её за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему.

(По Н. Минху).

  • Прочитайте текст самостоятельно.

  • Прочитайте вслух выразительно.

  • Определите стиль. Докажите.


(Художественный стиль, много определений, эпитетов: неоправданная жестокость, послушная, старательная собачка; Есть образные выражения, фразеологизмы: принести свои плоды, удобная мишень для шуток).

  • Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном).

  • Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей).

  • Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).

  • Назовите орфограммы.

  • Назовите пунктограммы.

  • Самостоятельная работа в тетради по вариантам. (Первый вариант – сильные учащиеся, второй – слабые).



1 вариант

  • Из второго и третьего абзацев выписать сложные слова.

  • Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме:

  • Сделать словообразовательный разбор слов смастерить, ветеринарному.

  • Выписать из текста слова с чередующимися корнями.


    2 вариант

  • Из второго и третьего абзацев выписать сложные слова.

  • Из третьего абзаца выписать однокоренные слова.

  • Сделать словообразовательный разбор слов собачка, непростая.

  • Сделать разбор по составу подчёркнутых слов.




  • А теперь ребята первого варианта проверяют работу ребят второго варианта и оценивают её. Работы ребят первого варианта я проверю сама.

  • Ребята, как вы думаете, доброта и вежливость как-то связаны между собой? (Добрый человек должен быть и вежливым, потому, что слова играют большую роль в нашей жизни, влияют на наше настроение, самочувствие).


Марк Лисянский сказал так:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

  • Мы часто произносим хорошие, добрые слова. Какие? (Добрый день, здравствуйте, спасибо, извините). А знаете ли вы, что обозначали эти слова раньше, как они образованы?

  • Сообщения учащихся о словах «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».

  • Ребята, мы с вами и раньше говорили о доброте, милосердии, писали сочинение на эту тему. Давайте послушаем сочинения некоторых ребят.

  • А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошими стихотворениями.

  • Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?

  • На столе, перед каждым из вас, лежат сердечки трёх цветов. Красный цвет обозначает, что сегодня у вас хорошее настроение, вы всем довольны. Оранжевый – вы чем-то немного огорчены, что-то вас не устраивает. Жёлтый – у вас плохое настроение. Подарите друг-другу сердечко такого цвета, какое у вас настроение.

  • Мне очень понравилось сегодня, как вы работали, как помогали мне и друг другу. За урок все получат отметки в журнал, я сообщу вам о них на следующем уроке русского языка.















Урок по теме Словообразвание
  • Русский язык и литература
Описание:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Тема: «Словообразование»

ЦЕЛИ:

1.     Повторить орфограммы, изученные в теме «Словообразование»; закрепить умение делать разбор слова по составу и словообразовательный разбор; формировать навыки самостоятельной работы учащихся, учить анализировать текст, учить применять полученные на предыдущих уроках знания при выполнении практических заданий.

2.     Развивать речь учащихся; Обогащать словарный запас, прививать любовь и внимание к слову, работать над выразительностью речи учащихся, развивать мышление, учить анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия.

3.     В ходе взаимодействия на уроке воспитывать у учащихся вежливость, дисциплинированность, откровенность, требовательность к себе, аккуратность. Воспитывать чувство доброты и милосердия.


Оборудование: Текст для каждого учащегося, словари, карточки с заданиями, ребус.

На доске: эпиграф урока, словари.

 ХОД УРОКА.

  • Ребята, проверьте, в порядке ли ваши рабочие места.
  • Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока.
  • На прошедшем уроке мы с вами начали повторять тему «Словообразование». Вспомните, что мы уже повторили? Что ещё нам нужно повторить? Сформулируйте каждый для себя цель урока.
  • Рассмотрите ребус и отгадайте слово, зашифрованное в нём. (доброта). Не случайно именно это слово я вам загадала, потому что, кроме того, что мы повторим сегодня с вами тему «Словообразование», мы поговорим сегодня о доброте.
  • Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой». Фазиль Искандер.
  • Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).
  • А что такое доброта? Я просила вас посмотреть значение этого слова в толковом словаре. (Отзывчивость, душевное расположение к людям, забота о людях, умение откликнуться на чужое горе, делать то, что нравится людям).
  • А теперь давайте повторим орфограммы, изученные нами в теме «Словообразование». Задайте, пожалуйста, друг-другу вопросы по изученному материалу.


На доске подсказка: - кос - кас

- гор - гар

- при - пре

ы

и

о

е

способы образования слов.

  • Определите, каким способом образованы следующие слова: доброта, предобрый, одобрить, добродушный.
  • Приведите примеры других сложных слов, одним из корней которых является корень добр. (Добропорядочный, добросердечный, добродушный, добронравный, добровольный, добродетельный, доброкачественный).
  • Запишите эти слова в тетрадь. Если вы затрудняетесь, то можете воспользоваться орфографическим словарём.
  • А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.



Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Хозяин сразу бросился к знакомому ветеринарному врачу. Лечить раненое животное непростая и опасная процедура. Приняв все меры предосторожности, врач соединил кости, наложил лубки и забинтовал ногу.
Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но Афанасий Григорьевич привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.
Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал её за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему.

(По Н. Минху).

  • Прочитайте текст самостоятельно.
  • Прочитайте вслух выразительно.
  • Определите стиль. Докажите.


(Художественный стиль, много определений, эпитетов: неоправданная жестокость, послушная, старательная собачка; Есть образные выражения, фразеологизмы: принести свои плоды, удобная мишень для шуток).

  • Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном).
  • Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей).
  • Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).
  • Назовите орфограммы.
  • Назовите пунктограммы.
  • Самостоятельная работа в тетради по вариантам. (Первый вариант – сильные учащиеся, второй – слабые).



1 вариант

  • Из второго и третьего абзацев выписать сложные слова.
  • Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме:
  • Сделать словообразовательный разбор слов смастерить, ветеринарному.
  • Выписать из текста слова с чередующимися корнями.


    2 вариант
  • Из второго и третьего абзацев выписать сложные слова.
  • Из третьего абзаца выписать однокоренные слова.
  • Сделать словообразовательный разбор слов собачка, непростая.
  • Сделать разбор по составу подчёркнутых слов.



  • А теперь ребята первого варианта проверяют работу ребят второго варианта и оценивают её. Работы ребят первого варианта я проверю сама.
  • Ребята, как вы думаете, доброта и вежливость как-то связаны между собой? (Добрый человек должен быть и вежливым, потому, что слова играют большую роль в нашей жизни, влияют на наше настроение, самочувствие).


Марк Лисянский сказал так:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

  • Мы часто произносим хорошие, добрые слова. Какие? (Добрый день, здравствуйте, спасибо, извините). А знаете ли вы, что обозначали эти слова раньше, как они образованы?
  • Сообщения учащихся о словах «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».
  • Ребята, мы с вами и раньше говорили о доброте, милосердии, писали сочинение на эту тему. Давайте послушаем сочинения некоторых ребят.
  • А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошими стихотворениями.
  • Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?
  • На столе, перед каждым из вас, лежат сердечки трёх цветов. Красный цвет обозначает, что сегодня у вас хорошее настроение, вы всем довольны. Оранжевый – вы чем-то немного огорчены, что-то вас не устраивает. Жёлтый – у вас плохое настроение. Подарите друг-другу сердечко такого цвета, какое у вас настроение.
  • Мне очень понравилось сегодня, как вы работали, как помогали мне и друг другу. За урок все получат отметки в журнал, я сообщу вам о них на следующем уроке русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

Автор Николаева Полина Дмитриевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 455
Номер материала 39778
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓