Главная / История / Урок по теме: "Развитие сельского хозяйства. Целина"

Урок по теме: "Развитие сельского хозяйства. Целина"

Открытый урок

по теме:

«Развитие сельского хозяйства. Целина».

Разработал: учитель истории Каламов Ж.А

Цели урока:

Цель: Сформировать целостное представление о значении целины, закрепление материала.

Задачи:

Образовательная: Определить общие подходы и тенденции в освещении проблемы и дать объективную оценку событиям.

Развивающая: Развитие навыков выявления причинно-следственных связей, индивидуальной и коллективной форм работы, моделирования исторических фактов.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности перед лицом истории.

Заземленные цели и задачи:

- определить сущность понятия «целина»;

- выяснить причины «освоения целинных, залежных земель в СССР»;

- определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую политику СССР в 1950-1960гг.;

- определить свою позицию к массовому освоению целинных земель в Казахстане;

- развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;

- воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.


Оборудование: интерактивная доска (слайды и задания по теме выполненные в актив студии) хрестоматия, статистические материалы, атлас, карта Казахстана (Советского Союза).

Используемая технология, метод, прием: Проблемное обучение (с элементами дебат) с использованием интерактивных технологии.


Опорные знания:

Даты и события:

1954 г. – курс на освоение новых земель

1954 – 1955 гг. – «Целина»

1956-1958 гг. – «Целина»


Личности: Н.С.Хрущев, И.В.Сталин, Д.А.Кунаев, А.Шаяхметов, Н.Понамаренко.

Понятия: «целина», «романтика», «ассигнования», интенсивный, экстенсивный путь развития, русификация, эрозия почв.


В начале урока характеризую:

1. В послевоенные годы сельское хозяйство испытывало глубокий кризис. На селе не хватало квалифицированных рабочих рук, фронтовики возвращавшиеся с Западных районов страны не могли решить проблему нехватку рабочих рук, во многих колхозах на полях использовалась тягловая сила, примитивные орудия труда, остро ощущалась нехватка сельскохозяйственной техники.

2. В послевоенные годы меры по улучшению производительности колхозов и совхозов в частности их укрупнение, реорганизация МТС и другие, не дали положительных результатов.

3. Низкий уровень сельскохозяйственного развития республики объяснялся также тем, что ассигнования в отрасли сельского хозяйства были не велики.

4. Слабо были развиты средства связи и транспорт.

5. Крестьянский класс хоть и был больше рабочего, но испытывал сложности в качественном составе, остро ощущалась нехватка квалифицированных агрономов, механизаторов и других специалистов.

Далее урок строится на основе методики проблемного обучения с элементами критического мышления.


1 стадия – стадия вызова

Она предполагает:

- Изучение документа – Курс на освоение целинных и залежных земель.

- Несколько точек зрения историков на данную проблему.

- Выводы учащихся после изучения документа.

- Составление индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по данной проблеме).


2 стадия – стадия осмысления

Она включает:

- Краткий обзор учителем исторической ситуации после Второй мировой войны. (холодная война)

Вывод на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали толчок «курсу на целину».

Выводы:

а) «Холодная война», «гонка вооружения», показала угрозу Запада «большевикам», коммунизму, желание СССР обойти США во всем.

б) СССР – должен догнать и перегнать США.

- Работу по моделированию материала в опорный конспект (ОК).


ОК

«Целина единственный выход в развитии с/х»

«Целина оправдана»

(1954-1960-е гг.)

Целина – курс объявленный в 1954 году на освоение (распашку) девственных, залежных земель на территории Урала, Северного Кавказа, Южной Сибири и Казахстана.


Причины

  1. Не достаточная производительность сельского хозяйства.

  2. Преодоление технико-экономической отсталости края.

  3. Ликвидация кризиса хлебозаготовок.


Освоение целинных и залежных земель.

Класс разбиваем на группы.

Утверждение: Целина имеет положительное значение для Казахстана.

Опровержение: Целина отрицательное Значение для Казахстана.

1 гр. – утверждение 2 гр. - опровержение

3 чел. (2мин) ↗↖ 3 чел. (2 мин)

3 мин. 4 гр. (3 мин)

5 группа – блиц опрос – 5 мин

Судейство. Группа делает в конце подробный анализ игры: выступлении, вопросов, ответов 10 мин.

Резюме учителя

Таймспикер

Вопросы, освещенные группой утверждения

1.Причины целины – нарастание дефицита хлеба.

Планы по освоению целины. Достижения: за два года МТС и совхозы Казахстана получили тракторы и т.д. За счет освоения целины стало возможным производство зерна на душу населения более 2 тыс. кг. С 1954 по 1958 гг. было создано 573 новых совхоза, массово строились дороги…

2.После возвращения депортированных народов сокращается численность населения, возникает нехватка трудовых кадров. К началу 1954 года численность населения достигла уровня довоенного - 1940 г.

За десятилетие с 1954 по 1964 годы в республику приехало только одних механизаторов 578 тыс. человек. В 1954-1955 гг. в Казахстан прибыло более 6 тыс. агрономов, зоотехников, инженеров и др. специалистов сельского хозяйства, а также около 3 тыс. медицинских работников и около 1,5 тыс. учителей. В результате значительно возрастает численность сельского населения Казахстана с немногим более 4 млн. чел. В начале 50 – х гг. до 5,2 млн. человек по переписи 1959…

3.Материальное поощрение переезда семей на целину … Освоение целины поддерживалось значительными льготами, прибывающих целинников . А также появилась возможность выплачивать значительные премии работникам совхозов, выполнявшим производственные планы, надбавку за выслугу лет, освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет.

4.Современное состояние зернового хозяйства страны стало следствием освоения целинных и залежных земель северных районов Казахстана.

Группа опровержения приводит обратные данные по всем этим вопросам:

1.Смещение Ж. Шаяхметова. Производства зерна можно было увеличить и за счет интенсивного развития сельского хозяйства. Если бы в СССР к урожайности добавить 1 центнер на га, то это было бы равносильно урожаю всей вновь освоенной целины. Разбазаривание государственных средств составило 20 млрд. руб. В условиях экстенсивного земледелия перевод на интенсивный путь развития, укрепления материально-технической базы зачастую не выполнялись виду изношенной, устаревшей техники, подгонки трудовых показателей и др.

2. Приезд на целину случайных людей («за длинным рублем»), приток населения из других республик на целину привел к забвению национальных обычаев, традиций. Начинается русификация Казахстана. Последствия: закрытие школ с казахским языком обучения(600), превращение казахского языка в бытовой язык (10).

3. Многие семьи, приехавшие в Казахстан, не задержались. Долгое время считалось, что целину покидали только малодушные, трусливые люди. Однако анализ причин текучести кадров во время освоения новых земель показывает, что, в целом, процент таких людей был невысок. Огромному энтузиазму людей не соответствовала степень удовлетворения материальных потребностей. Серьезно отставало жилищное и культурно-бытовое строительство от темпов развития сельскохозяйственного производства и роста населения…

4.Многие земли остались не пригодными, произошла эрозия почвы. Рациональная система земледелия была создана лишь спустя два десятилетия. Сокращение сенокосных и пастбищных угодий нанесло непоправимый урон развитию животноводства и т.д.

3-4 группы заранее готовят перекрестные вопросы и их задача – создать перевес в ходе игры на свою сторону ( 3 группа помогает команде утверждения, 4 группа – команде опровержения)

5 группа – блиц – опрос. 10 вопросов по теме каждой команде спикеров.

Каковы последствия целины? Учащиеся выходят к доске пишут «плюсы» и «минусы».

Вывод. Оценки.

На уроках истории применение элементов дебатов по формату Карла Поппера, где присутствует тез и антитез, дает возможность привлечь больше учащихся и развивать у них умение слушать своего оппонента и выдвигать обоснованно и аргументировано свою точку зрения. Развивать умение анализа, сравнения и синтеза, т.е. критического мышления.

В 9 классе был проведен урок с использованием элементов дебатов по теме « Освоение целинных и залежных земель». Мы много говорим о значении целины для Казахстана. И на уроках попытались до максимума привести факты, говорящие о положительном и отрицательном значении целины.






Урок по теме: "Развитие сельского хозяйства. Целина"
  • История
Описание:

Цели урока:

Цель: Сформировать целостное представление о значении целины, закрепление материала.

Задачи:

Образовательная: Определить общие подходы и тенденции в освещении проблемы и дать объективную оценку событиям.

Развивающая: Развитие навыков выявления причинно-следственных связей, индивидуальной и коллективной форм работы, моделирования исторических фактов.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности перед лицом истории.

Заземленные цели и задачи:

- определить сущность понятия «целина»;

- выяснить причины «освоения целинных, залежных земель в СССР»;

- определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую политику СССР в 1950-1960гг.;

- определить свою позицию к массовому освоению целинных земель  в Казахстане;

- развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;

- воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.

 

Оборудование: интерактивная доска (слайды и задания по теме выполненные в актив студии)хрестоматия, статистические материалы, атлас, карта Казахстана (Советского Союза).

Используемая технология, метод, прием:  Проблемное обучение (с элементами дебат) с использованием интерактивных технологии.

 

 

Автор Каламов Жорабек Аманжолович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 745
Номер материала 46163
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓