Открытый урок
по теме:
«Развитие сельского хозяйства. Целина».
Разработал: учитель истории Каламов Ж.А
Цели урока:
Цель:
Сформировать целостное представление о значении целины, закрепление материала.
Задачи:
Образовательная: Определить общие подходы и тенденции в освещении проблемы и дать
объективную оценку событиям.
Развивающая: Развитие навыков выявления причинно-следственных связей,
индивидуальной и коллективной форм работы, моделирования исторических фактов.
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности перед лицом истории.
Заземленные цели и задачи:
- определить сущность
понятия «целина»;
- выяснить причины
«освоения целинных, залежных земель в СССР»;
- определить
влияние внешних и внутренних факторов на экономическую политику СССР в 1950-1960гг.;
- определить свою
позицию к массовому освоению целинных земель в Казахстане;
- развивать
логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;
- воспитывать у
учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к
толерантности.
Оборудование: интерактивная доска (слайды и задания по теме выполненные в актив
студии) хрестоматия, статистические материалы, атлас, карта Казахстана
(Советского Союза).
Используемая
технология, метод, прием: Проблемное обучение (с
элементами дебат) с использованием интерактивных технологии.
Опорные знания:
Даты и события:
1954 г. – курс на
освоение новых земель
1954 – 1955 гг. –
«Целина»
1956-1958 гг. –
«Целина»
Личности: Н.С.Хрущев, И.В.Сталин, Д.А.Кунаев, А.Шаяхметов, Н.Понамаренко.
Понятия: «целина», «романтика», «ассигнования», интенсивный, экстенсивный путь
развития, русификация, эрозия почв.
В начале урока характеризую:
1.
В послевоенные годы сельское хозяйство испытывало глубокий кризис. На селе не
хватало квалифицированных рабочих рук, фронтовики возвращавшиеся с Западных
районов страны не могли решить проблему нехватку рабочих рук, во многих
колхозах на полях использовалась тягловая сила, примитивные орудия труда, остро
ощущалась нехватка сельскохозяйственной техники.
2.
В послевоенные годы меры по улучшению производительности колхозов и совхозов в
частности их укрупнение, реорганизация МТС и другие, не дали положительных
результатов.
3.
Низкий уровень сельскохозяйственного развития республики объяснялся также тем, что
ассигнования в отрасли сельского хозяйства были не велики.
4.
Слабо были развиты средства связи и транспорт.
5.
Крестьянский класс хоть и был больше рабочего, но испытывал сложности в
качественном составе, остро ощущалась нехватка квалифицированных агрономов, механизаторов
и других специалистов.
Далее
урок строится на основе методики проблемного обучения с элементами критического
мышления.
1 стадия – стадия вызова
Она
предполагает:
- Изучение
документа – Курс на освоение целинных и залежных земель.
- Несколько точек
зрения историков на данную проблему.
- Выводы учащихся
после изучения документа.
- Составление
индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по
данной проблеме).
2 стадия – стадия осмысления
Она
включает:
- Краткий обзор
учителем исторической ситуации после Второй мировой войны. (холодная война)
Вывод
на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали толчок
«курсу на целину».
Выводы:
а)
«Холодная война», «гонка вооружения», показала угрозу Запада «большевикам»,
коммунизму, желание СССР обойти США во всем.
б)
СССР – должен догнать и перегнать США.
- Работу по
моделированию материала в опорный конспект (ОК).
ОК
«Целина единственный выход в развитии с/х»
«Целина оправдана»
(1954-1960-е гг.)
Целина
– курс объявленный в 1954 году на освоение (распашку) девственных, залежных
земель на территории Урала, Северного Кавказа, Южной Сибири и Казахстана.
Причины
1.
Не достаточная производительность сельского
хозяйства.
2.
Преодоление технико-экономической отсталости края.
3.
Ликвидация кризиса хлебозаготовок.
Освоение целинных и
залежных земель.
Класс разбиваем на группы.
Утверждение: Целина имеет
положительное значение для Казахстана.
Опровержение: Целина
отрицательное Значение для Казахстана.
1 гр. – утверждение 2
гр. - опровержение
3 чел. (2мин)
↗↖ 3 чел. (2 мин)
3 мин. 4
гр. (3 мин)
5 группа – блиц опрос – 5 мин
Судейство. Группа делает в конце
подробный анализ игры: выступлении, вопросов, ответов 10 мин.
Резюме учителя
Таймспикер
Вопросы, освещенные группой
утверждения
1.Причины целины – нарастание дефицита
хлеба.
Планы по освоению целины. Достижения: за два года МТС и совхозы
Казахстана получили тракторы и т.д. За счет освоения целины стало возможным
производство зерна на душу населения более 2 тыс. кг. С 1954 по 1958 гг. было
создано 573 новых совхоза, массово строились дороги…
2.После возвращения депортированных народов сокращается численность
населения, возникает нехватка трудовых кадров. К началу 1954 года численность
населения достигла уровня довоенного - 1940 г.
За десятилетие с 1954 по 1964 годы в республику приехало только одних
механизаторов 578 тыс. человек. В 1954-1955 гг. в Казахстан прибыло более 6
тыс. агрономов, зоотехников, инженеров и др. специалистов сельского хозяйства,
а также около 3 тыс. медицинских работников и около 1,5 тыс. учителей. В
результате значительно возрастает численность сельского населения Казахстана с
немногим более 4 млн. чел. В начале 50 – х гг. до 5,2 млн. человек по переписи
1959…
3.Материальное поощрение переезда семей на целину … Освоение целины
поддерживалось значительными льготами, прибывающих целинников . А также
появилась возможность выплачивать значительные премии работникам совхозов,
выполнявшим производственные планы, надбавку за выслугу лет, освобождение от
сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет.
4.Современное состояние зернового хозяйства страны стало следствием
освоения целинных и залежных земель северных районов Казахстана.
Группа опровержения приводит обратные данные
по всем этим вопросам:
1.Смещение Ж. Шаяхметова. Производства зерна можно было увеличить и за
счет интенсивного развития сельского хозяйства. Если бы в СССР к урожайности
добавить 1 центнер на га, то это было бы равносильно урожаю всей вновь
освоенной целины. Разбазаривание государственных средств составило 20 млрд.
руб. В условиях экстенсивного земледелия перевод на интенсивный путь развития,
укрепления материально-технической базы зачастую не выполнялись виду
изношенной, устаревшей техники, подгонки трудовых показателей и др.
2. Приезд на целину случайных людей («за длинным рублем»), приток
населения из других республик на целину привел к забвению национальных обычаев,
традиций. Начинается русификация Казахстана. Последствия: закрытие школ с
казахским языком обучения(600), превращение казахского языка в бытовой язык
(10).
3. Многие семьи, приехавшие в Казахстан, не задержались. Долгое время
считалось, что целину покидали только малодушные, трусливые люди. Однако анализ
причин текучести кадров во время освоения новых земель показывает, что, в
целом, процент таких людей был невысок. Огромному энтузиазму людей не
соответствовала степень удовлетворения материальных потребностей. Серьезно
отставало жилищное и культурно-бытовое строительство от темпов развития
сельскохозяйственного производства и роста населения…
4.Многие земли остались не пригодными, произошла эрозия почвы.
Рациональная система земледелия была создана лишь спустя два десятилетия.
Сокращение сенокосных и пастбищных угодий нанесло непоправимый урон развитию
животноводства и т.д.
3-4 группы заранее готовят перекрестные
вопросы и их задача – создать перевес в ходе игры на свою сторону ( 3 группа
помогает команде утверждения, 4 группа – команде опровержения)
5 группа – блиц – опрос. 10 вопросов по теме
каждой команде спикеров.
Каковы последствия целины? Учащиеся выходят к доске пишут «плюсы» и
«минусы».
Вывод. Оценки.
На уроках истории применение
элементов дебатов по формату Карла Поппера, где присутствует тез и антитез,
дает возможность привлечь больше учащихся и развивать у них умение слушать
своего оппонента и выдвигать обоснованно и аргументировано свою точку зрения.
Развивать умение анализа, сравнения и синтеза, т.е. критического мышления.
В 9 классе был проведен урок с
использованием элементов дебатов по теме « Освоение целинных и залежных
земель». Мы много говорим о значении целины для Казахстана. И на уроках
попытались до максимума привести факты, говорящие о положительном и
отрицательном значении целины.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.