Урок
русского языка
для
учащихся 6-го класса
на
тему:
«Разряды
имен прилагательных»
Учитель
русского языка и литературы
МОУ
СОШ №1 города Копейска
Челябинской
области:
Овсянникова
Алёна Валерьевна
2014
г.
РАЗРЯДЫ
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Цели
урока:
Ø Формирование
навыков и умений определять разряд имен прилагательных.
Ø Продолжить
работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и
диалогической речи
Ø Развивать
умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.
Тип урока:
изучение нового материала.
Оборудование урока:
компьютер, интерактивная доска, презентация в программе
«PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.
ХОД
УРОКА
1.
Организация начала урока.
2.
Запись числа и темы урока. Слайд 1
- Работа
с классом.
1. Начертить
схему по теме «Образование степеней сравнения
прилагательных». (Повторение)
2.
Работа с текстом. Слайд 2.
Улыбнулись
сонные березки, [c
c c]
Растрепали
шелковые косы. [c ш c]
Шелестят
зеленые сережки, [ш з с ш]
И
горят серебряные росы. [c]
С.
Есенин
Задание
к тексту:
·
Прочитать. Какая картина возникает в вашем воображении? Что вы
видите в ней? (Несмелое пробуждение природы)
·
Какие слова передают состояние природы?
·
Какой художественный прием использует автор, чтобы показать это пробуждение?
(Олицетворение, звукопись) Что такое олицетворение?
·
Как бы вы озвучили эту картину, какие бы звуки природы передали?
( Шелест листвы, легкий шум ветра...)
·
Определить изученные орфограммы. Слайд 3
3.
Проверка домашнего задания. Сочинение-миниатюра «А снег идет, идет...». Задание:
включить в текст прилагательные разных степеней сравнения.
Итак,
образуя разные формы степеней сравнения, мы видим, что признак одного предмета
может проявляться в большей или меньшей степени, чем в другом предмете. Это
положение необходимо знать для дальнейшей работы по теме «Имя прилагательное»,
конкретно «Разряды имен прилагательных».
4.Целеполагание. Слайд 4
Сегодня мы продолжим работу по изучению этой
загадочной части речи. Учёные выделяют следующие разряды имён прилагательных:
КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ.А о том, как определить разряд
прилагательных, вы узнаете немного позже. И наша с вами работа станет
продуктивной, если вы будите внимательно меня слушать.
5.Подготовка
к восприятию нового материала.
Работа
со словосочетаниями. Слайд 5.
-
Запишите словосочетания, употребляя имена прилагательные в нужной форме.
-
Как характеризуют данные имена прилагательные существительные?
-
Объясните выделенные орфограммы в корнях имен прилагательных.
Весенн(ий)
утро
Син(ий) полосы.
Утренн(ий) лучах
Гигантск(ий)
сосен
Золотист(ый) дымом
Вывод:
имена прилагательные характеризуют предметы и явления с разных сторон: размера,
цвета. Слова этой части могут выступать в качестве эпитетов, делая нашу речь
образной и красивой. Дайте определение эпитету?
6.Изучение нового материала. Слайд 6 (1 щелчок)
Слово
учителя: итак,
имена прилагательные указывают на тот или иной признак предмета и характеризуют
предмет с разных сторон. В русском языке существуют три разряда имен
прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Рассмотрите рисунки
на Слайде № 3, постарайтесь, используя данные предметы, составить
словосочетания сущ. + прил таким образом, чтобы прилагательные отвечали на
вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ, ИЗ ЧЕГО.
Учитель
предлагает следующие варианты словосочетаний:
Слайд 6 (2щелчок)
шары
красные (качественное)
Сашина
книга (притяжательное)
каменный
дом (относительное)
Прочитайте
материал § 58 и, опираясь на таблицу определения разряда имени
прилагательного, самостоятельно определите разряд прилагательных в
составленных вами словосочетаниях.
Таблица
определения разряда имени прилагательного
разряд
|
значение
|
пример
|
качественное
|
общая
характеристика предмета
|
чудесный
день
|
характеристика
предмета по величине, весу, запаху и т. п.
|
огромный
дом
легкий
груз
|
характеристика
человека или другого живого существа
|
верный
друг
|
относительное
|
материал,
из которого сделан предмет
|
норковая
шуба
|
назначение
предмета
|
школьная
форма
|
отношение
предмета ко времени, к месту, к количеству и т. п.
|
вчерашняя
газета
утренний
туман
|
притяжательное
|
принадлежность
предмета лицу
|
бабушкин
платок
|
принадлежность
предмета животному
|
заячьи
уши
|
-
Итак, назовите разряд прилагательных в этих словосочетаниях?
Слайд 6 (3 щелчок)
-
Ребята, хочу обратить ваше внимание на термины КАЧЕСТВЕННОЕ,
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ, их правильное написание, с этими
терминами нам предстоит работать в дальнейшем. Качественное
– обозначает качество или свойство предмета, Относительное - обозначают признак предмета через отношение
этого предмета к другому предмету, Притяжательное - обозначают принадлежность
(как бы притягивает) предмета лицу или животному.
Вывод:
итак, по каким признакам вы будете определять разряды
имен прилагательных? А сейчас предлагаю вам начать практическую работу по теме
урока.
6.Закрепление
изученного материала.
А)Работа со
словосочетаниями. Слайд 7
Слово
учителя:
-
Определите разряд имен прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что
перед вами действительно качественные имена прилагательные. (характеризуют
человека, т.е. называют качества, которыми обладает человек)
-
Какие слова называются синонимами?
-
Подберите синонимы к прилагательным, запишите полученные словосочетания.
Застенчивый
мальчик (робкий, стеснительный)
Энергичный
человек (активный, деятельный)
Верный
друг (надежный, преданный)
Б) Слайд 8. Замените
одно из существительных в словосочетании прилагательным, запишите получившиеся
примеры.
Слайд 9.
- Определите разряд имён
прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что перед вами притяж.
прилагательные. (обозначают принадлежность предмета лицу – папе, и
животному – волку, лисе, павлину)
- Приведите примеры
притяжательных прилагательных, обозначающих принадлежность людям (мамин,
внучкин, дедов, отцов, Петин, Машин и т.д.), животным , птицам (орлиный.
соколиный, кукушкин, воробьиный, ястребиный, ласточкин, соловьиный.)
В)Образуйте
словосочетания сущ. + прил. Определите разряд полученных имен прилагательных. Слайд 10.
таз
из меди (медный таз)
суп
из овощей (овощной суп)
дрова
из берез (березовые дрова)
варенье
из яблок (яблочное варенье)
-
Определите разряд имён прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что
перед вами относительные прилагательные.(обозначают материал, из
которого сделан предмет)
Физкультминутка.
В)Творческая работа
(проводится устно в парах)
Учащиеся вставляют в
распечатанный заранее текст имена прилагательные.
Январь
– месяц …………… сугробов. Вместе со снегом налетели и набежали в лес ………..
существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.
Тут
вылез из сугробов …… человечек в ….. шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он
………лапки на ……..пузечко, молчит и смотрит на ….лес. На камне у речки сидит
…….Алёнушка. Склонила она головку на плечо, подперла ……… ладошкой…………щечку.
(По
Н. Сладкову)
После того, как учащиеся
вставят свои прилагательные , предлагается прослушать текст автора. Слайд 11.
Январь
– месяц больших молчаливых сугробов. Вместе со
снегом налетели и набежали в лес причудливые
существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.
Тут
вылез из сугробов лесной человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое
пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне
у речки сидит белая Алёнушка. Склонила она
головку на плечо, подперла белой ладошкой белую
щечку.
- Озаглавьте текст. (У
автора он называется «Январь. Белые фигурки»)
- Почему автор употребил
столько раз слова белый?Нужно ли его заменять другими?
- Найдите качественные
прилагательные. Назовите их, укажите род, число, падеж качественных имён
прилагательных.
(больших – мн.ч.,
Р.П, молчаливых – мн.ч.,Р.П, причудливые – мн.ч., И.П, белой – ж.р.,
ед.ч.,П.п., )
Г)Комплексный
анализ текста. (раздаточный материал)
(1)Возле самого леса стоит избушка, в которой живет
старик-охотник. (2)Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью
палатку. (3)На полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги,
рыболовные сети. (4)На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. (5)Старый
охотник – прекрасный рассказчик. (6)Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих
повадках, лисьих хитростях.
·
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
·
Графически докажите, что первое
предложение является сложноподчиненным. Составьте схему предложения.
·
Из предложений 2-3 выпишите
существительное, образованное суффиксальным способом.(палатку, резиновые,
рыболовные)
·
Из предложений 5-6 выпишите слова,
правописание приставок которых зависит от звонкости/глухости следующего за ней
согласного.(рассказчик, разбирается)
·
В каком значении (прямом или переносном)
употреблены имена прилагательные в последнем предложении.
·
Выпишите из текста только относительные
имена прилагательные, выполните их разбор по составу. (охотничью, резиновые,
рыболовные, спальный)
·
Выпишите предложение, соответствующее
схеме[-
= и , ].
·
Укажите разряд прилагательных в этом
предложении.
Д)Буквенный диктант.
-
Помните цель, которую вы поставили перед собою в начале урока: научиться
различать прилагательные разных разрядов? Самое время проверить, достиг ли
каждый из вас поставленной цели. Запишите название работы: «Буквенный диктант».
Определите
разряды прилагательных по значению. Напишите К, если прилагательное
качественное, О – если относительное, П – если оно
притяжательное.
Зимний
вечер, заюшкина избушка, приятный собеседник, малиновое варенье, соловьиные
трели, добрый человек, хрустальная туфелька, лисья нора, чудесное превращение,
соломенная шляпка, воронье гнездо, мохнатый шмель.
Слайд 12.
Самопроверка
и самооценка с опорой на контрольную запись на слайде.
-Проверьте
правильность выполнения задания по ключу, поставьте оценку.
1. О
2. П
3. К
4. О
5. П
6. К
7. О
8. П
9. К
10. О
11. П
12. К
7.Подведение
итогов. Рефлексия.
-
Какова была основная цель сегодняшнего урока?
-
Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?
-
Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?
-
Расскажите о способах и методах определения разряда имен прилагательных.
8.Домашнее
задание. § 58, упр. 341. Индивид. задание: упр.342
Слайд 13
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.