Главная / Русский язык и литература / Урок по теме "Разряды имен прилагательных" (6 класс)

Урок по теме "Разряды имен прилагательных" (6 класс)






Урок русского языка

для учащихся 6-го класса

на тему:

«Разряды имен прилагательных»





















Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 города Копейска

Челябинской области:

Овсянникова Алёна Валерьевна

2014 г.



РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цели урока:


  • Формирование навыков и умений определять разряд имен прилагательных.

  • Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи

  • Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.


ХОД УРОКА


  1. Организация начала урока.

  2. Запись числа и темы урока. Слайд 1


  1. Работа с классом.

1. Начертить схему по теме «Образование степеней сравнения прилагательных». (Повторение)

2. Работа с текстом. Слайд 2.


Улыбнулись сонные березки, [c c c]

Растрепали шелковые косы. [c ш c]

Шелестят зеленые сережки, [ш з с ш]

И горят серебряные росы. [c]

С. Есенин

Задание к тексту:

  • Прочитать. Какая картина возникает в вашем воображении? Что вы видите в ней? (Несмелое пробуждение природы)

  • Какие слова передают состояние природы?

  • Какой художественный прием использует автор, чтобы показать это пробуждение? (Олицетворение, звукопись) Что такое олицетворение?

  • Как бы вы озвучили эту картину, какие бы звуки природы передали?

( Шелест листвы, легкий шум ветра...)

  • Определить изученные орфограммы. Слайд 3


3. Проверка домашнего задания. Сочинение-миниатюра «А снег идет, идет...». Задание: включить в текст прилагательные разных степеней сравнения.


Итак, образуя разные формы степеней сравнения, мы видим, что признак одного предмета может проявляться в большей или меньшей степени, чем в другом предмете. Это положение необходимо знать для дальнейшей работы по теме «Имя прилагательное», конкретно «Разряды имен прилагательных».

4.Целеполагание. Слайд 4


Сегодня мы продолжим работу по изучению этой загадочной части речи. Учёные выделяют следующие разряды имён прилагательных: КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ.А о том, как определить разряд прилагательных, вы узнаете немного позже. И наша с вами работа станет продуктивной, если вы будите внимательно меня слушать.


5.Подготовка к восприятию нового материала.


Работа со словосочетаниями. Слайд 5.



- Запишите словосочетания, употребляя имена прилагательные в нужной форме.

- Как характеризуют данные имена прилагательные существительные?

- Объясните выделенные орфограммы в корнях имен прилагательных.


Весенн(ий) утро

Син(ий) полосы.

Утренн(ий) лучах

Гигантск(ий) сосен

Золотист(ый) дымом

Вывод: имена прилагательные характеризуют предметы и явления с разных сторон: размера, цвета. Слова этой части могут выступать в качестве эпитетов, делая нашу речь образной и красивой. Дайте определение эпитету?


6.Изучение нового материала. Слайд 6 (1 щелчок)



Слово учителя: итак, имена прилагательные указывают на тот или иной признак предмета и характеризуют предмет с разных сторон. В русском языке существуют три разряда имен прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Рассмотрите рисунки на Слайде № 3, постарайтесь, используя данные предметы, составить словосочетания сущ. + прил таким образом, чтобы прилагательные отвечали на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ, ИЗ ЧЕГО.

Учитель предлагает следующие варианты словосочетаний:

Слайд 6 (2щелчок)

шары красные (качественное)

Сашина книга (притяжательное)

каменный дом (относительное)

Прочитайте материал § 58 и, опираясь на таблицу определения разряда имени прилагательного, самостоятельно определите разряд прилагательных в составленных вами словосочетаниях.

Таблица определения разряда имени прилагательного

разряд


значение

пример

качественное

общая характеристика предмета

чудесный день

характеристика предмета по величине, весу, запаху и т. п.

огромный дом

легкий груз

характеристика человека или другого живого существа

верный друг

относительное

материал, из которого сделан предмет


норковая шуба

назначение предмета


школьная форма

отношение предмета ко времени, к месту, к количеству и т. п.

вчерашняя газета

утренний туман

притяжательное

принадлежность предмета лицу


бабушкин платок

принадлежность предмета животному


заячьи уши


- Итак, назовите разряд прилагательных в этих словосочетаниях?

Слайд 6 (3 щелчок)

- Ребята, хочу обратить ваше внимание на термины КАЧЕСТВЕННОЕ, ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ, их правильное написание, с этими терминами нам предстоит работать в дальнейшем. Качественное – обозначает качество или свойство предмета, Относительное - обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету, Притяжательное -  обозначают принадлежность (как бы притягивает) предмета лицу или животному.


Вывод: итак, по каким признакам вы будете определять разряды имен прилагательных? А сейчас предлагаю вам начать практическую работу по теме урока.


6.Закрепление изученного материала.


А)Работа со словосочетаниями. Слайд 7





Слово учителя:

- Определите разряд имен прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что перед вами действительно качественные имена прилагательные. (характеризуют человека, т.е. называют качества, которыми обладает человек)

- Какие слова называются синонимами?

- Подберите синонимы к прилагательным, запишите полученные словосочетания.

Застенчивый мальчик (робкий, стеснительный)

Энергичный человек (активный, деятельный)

Верный друг (надежный, преданный)




Б) Слайд 8. Замените одно из существительных в словосочетании прилагательным, запишите получившиеся примеры.



Слайд 9.


- Определите разряд имён прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что перед вами притяж. прилагательные. (обозначают принадлежность предмета лицу – папе, и животному – волку, лисе, павлину)

- Приведите примеры притяжательных прилагательных, обозначающих принадлежность людям (мамин, внучкин, дедов, отцов, Петин, Машин и т.д.), животным , птицам (орлиный. соколиный, кукушкин, воробьиный, ястребиный, ласточкин, соловьиный.)


В)Образуйте словосочетания сущ. + прил. Определите разряд полученных имен прилагательных. Слайд 10.



таз из меди (медный таз)

суп из овощей (овощной суп)

дрова из берез (березовые дрова)

варенье из яблок (яблочное варенье)

- Определите разряд имён прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что перед вами относительные прилагательные.(обозначают материал, из которого сделан предмет)


Физкультминутка.


В)Творческая работа (проводится устно в парах)

Учащиеся вставляют в распечатанный заранее текст имена прилагательные.

Январь – месяц …………… сугробов. Вместе со снегом налетели и набежали в лес ……….. существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.

Тут вылез из сугробов …… человечек в ….. шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он ………лапки на ……..пузечко, молчит и смотрит на ….лес. На камне у речки сидит …….Алёнушка. Склонила она головку на плечо, подперла ……… ладошкой…………щечку.

(По Н. Сладкову)

После того, как учащиеся вставят свои прилагательные , предлагается прослушать текст автора. Слайд 11.



Январь – месяц больших молчаливых сугробов. Вместе со снегом налетели и набежали в лес причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.

Тут вылез из сугробов лесной человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки сидит белая Алёнушка. Склонила она головку на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.

- Озаглавьте текст. (У автора он называется «Январь. Белые фигурки»)

- Почему автор употребил столько раз слова белый?Нужно ли его заменять другими?

- Найдите качественные прилагательные. Назовите их, укажите род, число, падеж качественных имён прилагательных.

(больших – мн.ч., Р.П, молчаливых – мн.ч.,Р.П, причудливые – мн.ч., И.П, белой – ж.р., ед.ч.,П.п., )


Г)Комплексный анализ текста. (раздаточный материал)


(1)Возле самого леса стоит избушка, в которой живет старик-охотник. (2)Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. (3)На полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. (4)На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. (5)Старый охотник – прекрасный рассказчик. (6)Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.


  • Прочитайте текст. Озаглавьте его.

  • Графически докажите, что первое предложение является сложноподчиненным. Составьте схему предложения.

  • Из предложений 2-3 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом.(палатку, резиновые, рыболовные)

  • Из предложений 5-6 выпишите слова, правописание приставок которых зависит от звонкости/глухости следующего за ней согласного.(рассказчик, разбирается)

  • В каком значении (прямом или переносном) употреблены имена прилагательные в последнем предложении.

  • Выпишите из текста только относительные имена прилагательные, выполните их разбор по составу. (охотничью, резиновые, рыболовные, спальный)

hello_html_2a3d2113.gifhello_html_10c0810b.gifhello_html_33e8f65f.gif

  • Выпишите предложение, соответствующее схеме[- = и , ].



  • Укажите разряд прилагательных в этом предложении.



Д)Буквенный диктант.

- Помните цель, которую вы поставили перед собою в начале урока: научиться различать прилагательные разных разрядов? Самое время проверить, достиг ли каждый из вас поставленной цели. Запишите название работы: «Буквенный диктант».

Определите разряды прилагательных по значению. Напишите К, если прилагательное качественное, О – если относительное, П – если оно притяжательное.


Зимний вечер, заюшкина избушка, приятный собеседник, малиновое варенье, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, лисья нора, чудесное превращение, соломенная шляпка, воронье гнездо, мохнатый шмель.

Слайд 12.


Самопроверка и самооценка с опорой на контрольную запись на слайде.


-Проверьте правильность выполнения задания по ключу, поставьте оценку.

  1. О

  2. П

  3. К

  4. О

  5. П

  6. К

  7. О

  8. П

  9. К

  10. О

  11. П

  12. К


7.Подведение итогов. Рефлексия.


- Какова была основная цель сегодняшнего урока?

- Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?

- Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?

- Расскажите о способах и методах определения разряда имен прилагательных.


8.Домашнее задание. § 58, упр. 341. Индивид. задание: упр.342 Слайд 13







8



Урок по теме "Разряды имен прилагательных" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Данный урок прдиться в начале изучения темы "Разряды имен прилагательных" и является ознакомительным уроком.

Цели урока:

 

ØФормирование навыков и умений определять разряд имен прилагательных.

ØПродолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи

ØРазвивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

 

Автор Овсянникова Алёна Валерьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1225
Номер материала 37844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓