Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по теме "Разряды имен прилагательных" (6 класс)

Урок по теме "Разряды имен прилагательных" (6 класс)

Скачать материал

 

 

 

 

 

Урок русского языка

для учащихся 6-го класса

на тему:

«Разряды имен прилагательных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 города Копейска

Челябинской области:

Овсянникова Алёна Валерьевна

2014 г.

 

 

РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цели урока:

 

Ø Формирование навыков и умений определять разряд имен прилагательных.

Ø Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи

Ø Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

 

ХОД УРОКА

 

1.      Организация начала урока.

2.      Запись числа и темы урока. Слайд 1

 

  1. Работа с классом.

1. Начертить схему по теме «Образование степеней сравнения прилагательных». (Повторение)

2. Работа с текстом. Слайд 2.

 

Улыбнулись сонные березки, [c c c]

Растрепали шелковые косы. [c ш c]

Шелестят зеленые сережки, [ш з с ш]

И горят серебряные росы. [c]

С. Есенин

Задание к тексту:

·         Прочитать. Какая картина возникает в вашем воображении? Что вы видите в ней? (Несмелое пробуждение природы)

·         Какие слова передают состояние природы?

·         Какой художественный прием использует автор, чтобы показать это пробуждение? (Олицетворение, звукопись) Что такое олицетворение?

·         Как бы вы озвучили эту картину, какие бы звуки природы передали?

( Шелест листвы, легкий шум ветра...)

·         Определить изученные орфограммы. Слайд 3

 

3. Проверка домашнего задания. Сочинение-миниатюра «А снег идет, идет...». Задание: включить в текст прилагательные разных степеней сравнения.

 

Итак, образуя разные формы степеней сравнения, мы видим, что признак одного предмета может проявляться в большей или меньшей степени, чем в другом предмете. Это положение необходимо знать для дальнейшей работы по теме «Имя прилагательное», конкретно «Разряды имен прилагательных».

4.Целеполагание. Слайд 4

 

Сегодня мы продолжим работу по изучению этой загадочной части речи. Учёные выделяют следующие разряды имён прилагательных: КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ.А о том, как определить разряд прилагательных, вы узнаете немного позже. И наша с вами работа станет продуктивной, если вы будите внимательно меня слушать.

 

5.Подготовка к восприятию нового материала.

 

Работа со словосочетаниями.  Слайд 5.

 

 

- Запишите словосочетания, употребляя имена прилагательные в нужной форме.

- Как характеризуют данные имена прилагательные существительные?

- Объясните выделенные орфограммы в корнях имен прилагательных.

 

Весенн(ий) утро

Син(ий) полосы.

Утренн(ий) лучах

Гигантск(ий) сосен

Золотист(ый) дымом

Вывод: имена прилагательные характеризуют предметы и явления с разных сторон: размера, цвета. Слова этой части могут выступать в качестве эпитетов, делая нашу речь образной и красивой. Дайте определение эпитету?

 

6.Изучение нового материала. Слайд 6 (1 щелчок)

 

 

Слово учителя: итак, имена прилагательные указывают на тот или иной признак предмета и характеризуют предмет с разных сторон. В русском языке существуют три разряда имен прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Рассмотрите рисунки на Слайде № 3, постарайтесь, используя данные предметы, составить словосочетания сущ. + прил таким образом, чтобы прилагательные отвечали на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ, ИЗ ЧЕГО.

Учитель предлагает следующие варианты словосочетаний:

Слайд 6 (2щелчок)

шары красные (качественное)

Сашина книга (притяжательное)

каменный дом (относительное)

Прочитайте материал § 58 и, опираясь на таблицу определения разряда имени прилагательного,  самостоятельно определите разряд прилагательных в составленных вами словосочетаниях.

Таблица определения разряда имени прилагательного

разряд

 

значение

пример

качественное

общая характеристика предмета

чудесный день

характеристика предмета по величине, весу, запаху и т. п.

огромный дом

легкий груз

характеристика человека или другого живого существа

верный друг

относительное

материал, из которого сделан предмет

 

норковая шуба

назначение предмета

 

школьная форма

отношение предмета ко времени, к месту, к количеству и т. п.

вчерашняя газета

утренний туман

притяжательное

принадлежность предмета лицу

 

бабушкин платок

принадлежность предмета животному

 

заячьи уши

 

- Итак, назовите разряд прилагательных в этих словосочетаниях?

Слайд 6 (3 щелчок)

- Ребята, хочу обратить ваше внимание на термины КАЧЕСТВЕННОЕ, ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ, их правильное написание, с этими терминами нам предстоит работать в дальнейшем. Качественное – обозначает качество или свойство предмета, Относительное - обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету, Притяжательное -  обозначают принадлежность (как бы притягивает) предмета лицу или животному.

 

Вывод: итак, по каким признакам вы будете определять разряды имен прилагательных? А сейчас предлагаю вам начать практическую работу по теме урока.

 

6.Закрепление изученного материала.

 

А)Работа со словосочетаниями.   Слайд  7

 

 

 

 

Слово учителя:

- Определите разряд имен прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что перед вами действительно качественные имена прилагательные. (характеризуют человека, т.е. называют качества, которыми обладает человек)

- Какие слова называются синонимами?

 - Подберите синонимы к прилагательным, запишите полученные словосочетания.

Застенчивый мальчик (робкий, стеснительный)

Энергичный человек (активный, деятельный)

Верный друг (надежный, преданный)

 

 

 

Б) Слайд 8.  Замените одно из существительных в словосочетании прилагательным, запишите получившиеся примеры.

 

 

Слайд 9.

 

- Определите разряд имён прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что перед вами притяж. прилагательные. (обозначают принадлежность предмета лицу – папе, и животному – волку, лисе, павлину)

- Приведите примеры притяжательных прилагательных, обозначающих принадлежность людям (мамин, внучкин, дедов, отцов, Петин, Машин и т.д.), животным , птицам (орлиный. соколиный, кукушкин, воробьиный, ястребиный, ласточкин, соловьиный.)

 

В)Образуйте словосочетания сущ. + прил. Определите разряд полученных имен прилагательных. Слайд 10.

 

 

таз из меди (медный таз)

суп из овощей (овощной суп)

дрова из берез (березовые дрова)

варенье из яблок (яблочное варенье)

- Определите разряд имён прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что перед вами относительные  прилагательные.(обозначают материал, из которого сделан предмет)

 

Физкультминутка.

 

В)Творческая работа (проводится устно в парах)

Учащиеся вставляют в распечатанный заранее текст имена прилагательные.

Январь – месяц …………… сугробов. Вместе со снегом налетели и набежали в лес ……….. существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.

Тут вылез из сугробов …… человечек в ….. шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он ………лапки на ……..пузечко, молчит и смотрит на ….лес. На камне у речки сидит …….Алёнушка. Склонила она головку на плечо, подперла ……… ладошкой…………щечку.

(По Н. Сладкову)

После того, как учащиеся вставят свои прилагательные , предлагается прослушать текст автора. Слайд 11.

 

 

Январь – месяц больших молчаливых  сугробов. Вместе со снегом налетели и набежали в лес причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.

Тут вылез из сугробов лесной человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки сидит белая Алёнушка. Склонила она головку на плечо, подперла  белой ладошкой белую щечку.

- Озаглавьте текст. (У автора он называется «Январь. Белые фигурки»)

- Почему автор употребил столько раз слова белый?Нужно ли его заменять другими?

- Найдите качественные прилагательные. Назовите их, укажите род, число, падеж качественных имён прилагательных.

(больших – мн.ч., Р.П,  молчаливых – мн.ч.,Р.П,  причудливые – мн.ч., И.П, белой – ж.р., ед.ч.,П.п.,  )

 

Г)Комплексный анализ текста. (раздаточный материал)

 

(1)Возле самого леса стоит избушка, в которой живет старик-охотник. (2)Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. (3)На полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. (4)На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. (5)Старый охотник – прекрасный рассказчик. (6)Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.

 

·       Прочитайте текст. Озаглавьте его.

·       Графически докажите, что первое предложение является сложноподчиненным. Составьте схему предложения.

·       Из предложений 2-3 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом.(палатку, резиновые, рыболовные)

·       Из предложений 5-6 выпишите слова, правописание приставок которых зависит от звонкости/глухости следующего за ней согласного.(рассказчик, разбирается)

·       В каком значении (прямом или переносном) употреблены имена прилагательные в последнем предложении.

·       Выпишите из текста только относительные имена прилагательные, выполните их разбор по составу. (охотничью, резиновые, рыболовные, спальный)

 


·       Выпишите предложение, соответствующее схеме[- =             и      ,       ].

 

·       Укажите разряд прилагательных в этом предложении.

 

   Д)Буквенный диктант.

- Помните цель, которую вы поставили перед собою в начале урока: научиться различать прилагательные разных разрядов?  Самое время проверить, достиг ли каждый из вас поставленной цели. Запишите название работы: «Буквенный диктант».

Определите разряды прилагательных по значению. Напишите К, если прилагательное качественное, О – если относительное,  П – если оно притяжательное.

 

Зимний вечер, заюшкина избушка, приятный собеседник, малиновое варенье, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, лисья нора, чудесное превращение, соломенная шляпка, воронье гнездо, мохнатый шмель.

Слайд 12.

 

Самопроверка и самооценка с опорой на контрольную запись на слайде.

 

-Проверьте правильность выполнения задания по ключу, поставьте оценку.

1.             О

2.             П

3.             К

4.             О

5.             П

6.             К

7.             О

8.             П

9.             К

10. О

11. П

12. К

 

7.Подведение итогов. Рефлексия.

 

- Какова была основная цель сегодняшнего урока?

- Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?

- Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?

- Расскажите о способах и методах определения разряда имен прилагательных.

 

8.Домашнее задание.  § 58, упр. 341. Индивид. задание: упр.342 Слайд 13

 

 

 

  

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Разряды имен прилагательных" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Данный урок прдиться в начале изучения темы "Разряды имен прилагательных" и является ознакомительным уроком.

Цели урока:

 

ØФормирование навыков и умений определять разряд имен прилагательных.

ØПродолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи

ØРазвивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 602 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 2306
    • DOCX 80.5 кбайт
    • 91 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Овсянникова Алёна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Овсянникова Алёна Валерьевна
    Овсянникова Алёна Валерьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17515
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек