Главная / Русский язык и литература / Урок по теме "Наречие" ( 7 класс)

Урок по теме "Наречие" ( 7 класс)

Урок по теме «Наречие как часть речи»

Тип урока: объяснения нового материала.

Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи:

образовательная:

  • повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;

  • формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

развивающая:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

воспитательная:

  • воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

  • раздаточный материал;

  • презентация  Power Point;

  • мультимедийный проектор;

  • доска.

I.Организационный момент.
Цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить на совместную работу.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. В начале урока попробуем определить ваше настроение, поиграем в игру.
Игра «Мордашки».

- Перед вами на столах лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо! (Ученики сигнализируют о своем эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.)
II. Словарный диктант.

Цель: повторить изученное по лексике, орфографии.
В начале урока проводится небольшой лексико-орфографический диктант из слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Диктант оформляется в виде кроссворда. (Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.)

Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора.

Кроссворд. (Приложение 1)

  1. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента.

  2. Расстояние, промежуток между чем-нибудь.

  3. Сплетенные в виде цепи цветы и зелень.

  4. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания.

  5. Обычный, ставший привычкой.

  6. Дверца в заборе, в воротах.

  7. Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде.

III. Формулирование темы и цели урока.
Загадка.
Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя. 
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.

- Название этой части речи можно прочитать в кроссворде по вертикали. (Наречие.)

Учитель:- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока:«Наречие как часть речи».)

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

- Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.

2.Мини-лекция.

- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.

Презентация (слайд 3)

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?

IY. Восприятие и усвоение учащимися учебного материала

1.  Наблюдения над учебным материалом:

а) на доске записаны упражнения

скоро мы нашли в парке очень уютный уголок.

Здесь мы довольно хорошо отдохнули.

Задание: выписать словосочетания с наречием

Очень уютный – зависимое слово-наречие, обозначает признак признака

Отдохнули хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак действия

Довольно хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак другого признака

Вывод: наречие может относиться к прилагательному, глаголу, другому наречию и обозначать признак действия, признак признака. Может относиться к причастию, деепричастию.

б) запись на доске: пел красиво(как?), поют красиво(как?), поёшь

красиво(как?)

Вывод: не имеет окончания, не изменяется

в) синтаксический разбор предложения.

Ветер, нагоняя тоску, назойливо выл в трубе дома

Вывод: наречие в предложении является обстоятельством.


Учитель:- Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).

Пример:


  1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.


  2. Наречия не изменяются.


  3. В предложении наречия чаще бывают обстоятельствами.

Y. Физкультминутка.

Немного отдохнём, но с пользой.

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

Какие наречия я назвала?

YI.Закрепление материала.

- А зачем нам нужны наречия?

- Давайте попробуем оживить данный текст.

Творческое задание.

- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.

Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.

Проверяем (презентация)


  • б) Беседа по прочитанному.

    Цель: пополнять словарный запас учащихся, формировать навыки работы с текстом(формулировать тему текста и его главную мысль)

    - Прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора текста и произведение? («В людях» М. Горький.)

    - Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь.)

    - Каково лексическое значение слова благословляет?

    1. Напутствовать. 
    2. Воздать благодарность кому-то. 
    3. У религиозных людей: перекрестить

    (как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание удачи. – Ожегов С.И. Словарь русского языка).
    Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

YII. Работа с учебником.

Чтение §18 стр.80-81.

IV.Закрепление учебного материала.

Замените фразеологизмы наречиями.

- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.

Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

Как в аптеке

точно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно

Наречие или предлог?

- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.

1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.

2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.

V. Итоги урока.

- Итак, подведем итоги урока. Расскажите, что вы знаете о наречии. Давайте вернемся к облачкам, покажите, пожалуйста, то, которому соответствует сейчас ваше настроение. (Ребята показывают облачко).

Урок по теме "Наречие" ( 7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по теме «Наречие как часть речи»

Тип урока: объяснения нового материала.

Цель: дать понятие о наречии как о части речи ипоказать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи:

образовательная:

  • повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
  • формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

развивающая:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

воспитательная:

  • воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • презентация  Power Point;
  • мультимедийный проектор;
  • доска.

I.Организационный момент.
Цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить на совместную работу.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. В начале урока попробуем определить ваше настроение, поиграем в игру.
Игра «Мордашки».

- Перед вами на столах лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо! (Ученики сигнализируют о своем эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.)
 II. Словарный диктант.

Цель: повторить изученное по лексике, орфографии.
В начале урока проводится небольшой лексико-орфографический диктант из слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Диктант оформляется в виде кроссворда. (Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.)

Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора.

Кроссворд. (Приложение 1)

  1. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента.
  2. Расстояние, промежуток между чем-нибудь.
  3. Сплетенные в виде цепи цветы и зелень.
  4. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания.
  5. Обычный, ставший привычкой.
  6. Дверца в заборе, в воротах.
  7. Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде.

III. Формулирование темы и цели урока.
Загадка.
Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя. 
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.

- Название этой части речи можно прочитать в кроссворде по вертикали. (Наречие.)

Учитель:- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока:«Наречие как часть речи».)

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

- Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.

2.Мини-лекция.

- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.

Презентация (слайд 3)

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?

IY.  Восприятие и усвоение учащимися учебного материала

1.  Наблюдения над учебным материалом:

а) на доске записаны упражнения

скоро мы нашли в парке очень уютный уголок.

Здесь мы довольно хорошо отдохнули.

Задание: выписать словосочетания с наречием

Очень уютный – зависимое слово-наречие, обозначает признак признака

Отдохнули хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак действия

Довольно хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак другого признака

Вывод: наречие может относиться к прилагательному, глаголу, другому наречию и обозначать признак действия, признак признака. Может относиться к причастию, деепричастию.

б) запись на доске: пел красиво(как?), поют красиво(как?), поёшь

красиво(как?)

Вывод: не имеет окончания, не изменяется

в) синтаксический разбор предложения.

Ветер, нагоняя тоску, назойливо выл в трубе дома

Вывод: наречие в предложении является обстоятельством.

 

Учитель:- Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).

Пример:


  1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.

  2. Наречия не изменяются.

  3. В предложении наречия чаще бывают обстоятельствами.

Y. Физкультминутка.

Немного отдохнём, но с пользой.

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

Какие наречия я назвала?

YI.Закрепление материала.

- А зачем нам нужны наречия?

- Давайте попробуем оживить данный текст.

Творческое задание.

- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.

Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.

Проверяем (презентация)

 

-         б) Беседа по прочитанному.

Цель: пополнять словарный запас учащихся, формировать навыки работы с текстом(формулировать тему текста и его главную мысль)

- Прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора текста и произведение? («В людях» М. Горький.)

- Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь.)

- Каково лексическое значение слова благословляет?

1. Напутствовать. 
2. Воздать благодарность кому-то. 
3. У религиозных людей: перекрестить

(как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание удачи. – Ожегов С.И. Словарь русского языка).
Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

YII. Работа с учебником.

Чтение §18 стр.80-81.

IV.Закрепление учебного материала.

Замените фразеологизмы наречиями.

- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.

Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

Как в аптеке

точно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно

Наречие или предлог?

- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.

1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.

2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.

V. Итоги урока.

 

- Итак, подведем итоги урока. Расскажите, что вы знаете о наречии. Давайте вернемся к облачкам, покажите, пожалуйста, то, которому соответствует сейчас ваше настроение. (Ребята показывают облачко).

Автор Тетерина Зинаида Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 764
Номер материала 33231
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓